СТАНКОСТРОЕНИЕ: К РЕАЛЬНОМУ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ
Замена иностранной продукции в ключевых отраслях — одна из наиболее важных задач для существования развитой экономики государства, ключевой фактор национальной безопасности, а для России на сегодняшний день вопрос импортозамещения вообще актуален как никогда.
Президент РФ В. В. Путин на совещании с руководством Минобороны и представителями ВПК 12 мая 2015 года подчеркнул, что «… важная задача — это планомерная реализация программы импортозамещения, в том числе с украинских предприятий, из некоторых стран НАТО, из Евросоюза. Во всяком случае, с теми, кто по каким-то соображениям, главным образом политического характера, по своей инициативе сворачивает с нами работу в этой отрасли — себе во вред, кстати говоря. Так мы повысим уровень своих собственных предприятий, повысим уровень их независимости от поставщиков. В конечном итоге, в той области, о которой мы говорим, задача импортозамещения — правильная, даже и хорошо, что мы своевременно её перед собой поставили и начали осуществлять. Понятно, что эта работа требует и финансирования, и времени».
В начале 2015 года Минэкономразвития определило перечень 18 приоритетных отраслей для импортозамещения, в том числе: тяжелое машиностроение, энергетическое машиностроение, электрохимическая и кабельная промышленность, нефтегазовое машиностроение, станко-инструментальная промышленность, судостроительное оборудование, радиоэлектронная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, фармацевтическая промышленность, медицинская промышленность, промышленность обычных вооружений, гражданское авиастроение, двигателестроение и другие. В ряде из указанных отраслей ситуация обстоит лучше, в других — существенно хуже. Одной из самых проблемных является станко-инструментальная промышленность.
Для начала зададимся вопросом: как фактически осуществляется сегодня техническое перевооружение предприятий в России? Предприятие, которому необходимо техническое перевооружение, как правило, имеет парк старых, изношенных на 70-80% станков, и производит традиционную в своей отрасли продукцию. Напротив, прошедшее перевооружение предприятие, имея современные станки немецких, японских, корейских, а то и китайских производителей, производит различную продукцию, в том числе, «импортозамещающую». Иначе говоря, замещение одной иностранной продукции осуществляется посредством приобретения другой, такой же импортной, к тому же, как правило, более высокотехнологичной.
Начиная с 1990 года, производство станков в России сократилось более чем в 20 раз: с 70 до 3 тысяч. Еще в 1990 году СССР занимал третье место в мире по производству и второе — по потреблению механообрабатывающего оборудования. Сегодня Россия находится по этим показателям соответственно на 22-м и 17-м местах, а в структуре мирового рынка станков доля России не достигает даже половины процента!
По оценкам экспертов, количество действующих станков в стране оценивается от 900 тысяч до 1,5 млн. штук. Из них ежегодно выходят из эксплуатации порядка 50 тысяч, а общая изношенность (моральная и физическая) оборудования превысила 80%. Мировое лидерство в станкостроении с большим отрывом удерживает Китай. За ним плотным строем идут Германия, Италия, Южная Корея, Тайвань и США.
За двадцать лет в станкостроении произошла настоящая технологическая революция: во-первых, Китай стал мировым лидером не только в производстве, но и в импорте станков. Причем китайские станки отличаются не только относительной дешевизной, но и максимально широкой линейкой: от самых простых «традиционных» станков, которые еще недавно активно производились в нашей стране, до современных многокоординатных обрабатывающих центров.
Во-вторых, произошло максимально глубокое и широкое проникновение станков с числовым программным управлением (ЧПУ) во все области. Стандартная автоматизированная цепочка производства на любом современном предприятии в мире сегодня выглядит так: цифровое проектирование детали — программа ЧПУ для ее изготовления на станках — изготовление на станке с ЧПУ.
В-третьих, современные иностранные заводы превратились фактически из «производителей» в сборочные производства, где объединяются воедино стандартизированные модули, тестируются, упаковываются и отгружаются готовые изделия.
Ситуация в станкостроении в России еще ухудшилась, в первую очередь, для тех предприятий, кто планировал или осуществлял техническое перевооружение (иностранными станками) для выпуска, в том числе, импортозамещающей продукции. После введения санкций практически прекратился экспорт в Россию лучших образцов — немецких, американских, японских (либо превратился в занимательное, многомесячное «путешествие» через другие страны Таможенного союза).
Иностранные станки, которые все-таки попадают в Россию, имеют целый ряд «сюрпризов» от их изготовителей, например, GPS-сенсоры, блокирующие работу станков при их перемещении (например, просто при переносе в другой цех) или привязку к конкретным материалам (последнее, например, крайне актуально для 3D-принтеров, которые, чаще всего, позволяют печатать только из фирменных порошков).
Таким образом, решение проблемы импортозамещения в станкостроении — один из столпов импортозамещения в принципе. И это одна из отраслей, с которых вообще стоит начинать этот процесс.
В первую очередь, нужно не возрождать производство простых, «традиционных» станков, а налаживать производство сложной наукоемкой продукции — современных высокоточных станков пятого поколения: пяти и четырех-координатных обрабатывающих центров, прецизионных станков с ЧПУ и т. п.
В декабре 2014 года, благодаря субсидии Минпромторга России, начат проект по разработке модельного ряда обрабатывающих центров модульной конструкции в рамках Подпрограммы «Станко-инструментальная промышленность» Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Организатором проекта выступает Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»», а исполнителями — ведущие машиностроительные предприятия России, системный интегратор российской станкостроительной отрасли — АО «Станкопром» Госкорпорации «Ростех», группа «СТАН» и ряд других. Ожидаемые результаты данного проекта:
— сокращение критической зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного) от поставки зарубежных технологических средств машиностроительного производства;
— обеспечение технологического перевооружения организаций российского машиностроения и процесса постоянного воспроизводства и совершенствования применяемых ими технологий производства;
— увеличение объема производства востребованных отечественных станков и доли металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин с числовым программным управлением на внутреннем рынке;
— повышение научно-технического и производственного потенциала отечественной станкостроительной и инструментальной промышленности, а также создание в организациях отрасли новых рабочих мест и условий по их дальнейшему кадровому развитию. В рамках проекта должен быть разработан и запущен в серийное производство модельный ряд обрабатывающих центров модульной конструкции, в том числе:
— сменные моторшпиндельные головки для фрезерных и токарнофрезерных обрабатывающих центров;
— поворотные и наклонноповоротные (глобусные) столы для обрабатывающих центров;
— инструментальный магазин для обрабатывающих центров с механизмом автоматической смены инструмента;
— станции подачи смазочно-охлаждающей жидкости высокого давления;
— выдвижные прецизионные узлы для фрезерных и расточных станков.
При этом речь идет именно о модульных конструкциях — разрабатывается не просто ряд четырех и пяти-координатных станков (хотя и они тоже), а наиболее востребованные модули, которые могут быть использованы для конструирования целой линейки современных российских многокоординатных станков с ЧПУ.
Санкт-Петербург представлен в проекте Всероссийским научно-исследовательским опытно-конструкторским и технологическим институтом электромашиностроения (далее — институт), входящим в холдинг АО «Станкопром». Появившись почти 70 лет назад (в 1947 году) как опытно-конструкторское бюро по разработке авиационного оборудования, на сегодняшний день институт является одним из ведущих в России предприятий, специализирующихся на проведении исследований и разработок для оборонно-промышленного комплекса, морской, ракетно-космической и атомной промышленности.
После вхождения предприятия в Холдинг «Станкопром» (ранее — ОАО «РТ-Станкоинструмент» и ОАО «РТ-Машиностроение») перед институтом стоит задача по активной разработке электродвигателей и электроприводов для приоритетных отраслей машиностроения, в первую очередь, — станкостроения.
В рамках проекта институт отвечает за разработку бескорпусных асинхронных электродвигателей для сменных моторшпиндельных головок и высокомоментных синхронных электродвигателей для поворотных и наклонно-поворотных столов. Эти электродвигатели предназначены для использования в портальных вертикально-фрезерных обрабатывающих центрах модульной конструкции с отечественными комплектными системами числового программного управления.
Конструкторская документация должна быть готова до конца 2015 года, а прошедшие испытания и готовые к серийному производству опытные образцы должны появиться к концу 2016 года, и такой короткий срок, безусловно, является одной из основных проблем проекта. С другой стороны, как показывает российский опыт, проекты, которые тянутся долго, чаще и заканчиваются ничем.
Проблемный вопрос, который четко проявился при запуске проекта, — условия выделения государственных субсидий. Государство готово осуществлять финансирование только по принципу: на рубль субсидии — рубль собственных средств предприятия. А где российским НИИ и заводам, с трудом выжившим в лихие девяностые и прошедшим кризис конца «нулевых», брать такие средства? Если у них и есть прибыль — то ничтожная по сравнению с размером субсидии, а у заводов, как правило, вообще только миллиардные, накопленные годами убытки. Возможно получение кредитов, но под чрезмерно высокие банковские проценты и залог собственных зданий, оборудования, земли. Какой-то замкнутый порочный круг! Безусловно, решить этот гигантский проблемный вопрос под силу только государству: не должны научные институты и КБ собирать многомиллионную «внебюджетку» под НИР и ОКР, которые осуществляют для обеспечения национальной безопасности. Для возрождения и воссоздания российского станкостроения, в частности.
Резюмируя, хочется отметить, что на данный момент мы наблюдаем первые, пока робкие шаги к появлению современных российских станков, фактическому, а не на словах, импортозамещению в станкостроении. Надо ускоряться. И двигаться дальше. Чтобы современную российскую продукцию российские производители изготавливали на российских станках!
С. Н. Турусов,
Д-р техн. наук,
профессор,
генеральный
директор ОАО
«ВНИТИ ЭМ»
И. Г. Мелешкин,
кт полит. наук,
ОАО «ВНИТИ ЭМ»
Be the first to comment on "К реальному импортозамещению"