К ВОПРОСУ КОРРЕКЦИИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ в условиях спада производства и инвестиций на примере развития импортозамещающих технологий

ОТ РЕДАКЦИИ. Внимательный читатель нашего журнала знает, что уже более года команда профессионалов, представляющих ряд предприятий Северо-Запада (ЦНИИ робототехники и  технической кибернетики, ООО «КСГ инжиниринг», ООО «Форвардэнерго» и АО «Псковский завод аппаратуры дальней связи», входящий в ГК «Ростех»), при активной поддержке Союза машиностроителей России успешно выполнили НИОКР по  теме «Разработка технологии и  организация производства репроцессора (моечно-дезинфицирующей машины) для обработки гибких эндоскопов на основе дезинфектантов высокого уровня». Затем проект был расширен, и  составлена основа технологической платформы для проведения комплексных эндоскопических исследований. Формирование полного списка оборудования проходило согласование с Российским эндоскопическим обществом, которое возглавляет профессор М. П. Королев. Так создаётся бюджетный эндоскопический комплекс для государственных медицинских организаций, позволяющий выполнять основной перечень малоинвазивных вмешательств.

Сегодня опыт реализации проекта позволяет предметно взглянуть на такой важный аспект, как нормативно-законодательное обеспечение реального импортозамещения в столь социально чувствительной области. Российская медицинская техника готова массово прийти в российские медицинские учреждения.

 В соответствии с  пунктом 6  статьи 3  Федерального закона « О  промышленной политике в Российской Федерации» от  31.12.2014  года №  488ФЗ под промышленной продукцией понимаются товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности.

В постановлении Правительства Российской Федерации от  24.12.2013 №  1224 «Об  установлении запрета и  ограничений на  допуск товаров, происходящих из  иностранных государств, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» Пункты 1  и  1.1  этого постановления действуют вплоть до 01.01. 2018 года.

Далее поставленные вопросы в  постановлении от  24.12.2013 №  1224  получают развитие в  изменениях и  дополнениях в  постановлении Правительства РФ от  17.07.2015  года №  719 «О  критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов произведенных в  Российской Федерации». Постановление предполагалось использовать в  целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, а также в целях установления условий, запретов и  ограничений допуска товаров, происходящих из  иностранных государств.

Однако, как мы видим, в  данном постановлении установлены критерии отнесения промышленной продукции к промышленной продукции не имеющих аналогов, произведенных в России:

— отсутствие на  территории России производства этой продукции;

— отличие определенных постановлением параметров этой продукции от параметров произведенной в России промышленной продукции.

Также установлены требования, предъявляемые к промышленной продукции для ее отнесения к продукции, произведенной на территории России.

Как предполагалось, утвержденные критерии и  требования должны были использоваться в  целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, а также в целях установления условий, запретов и  ограничений допуска товаров, происходящих из  иностранных государств или группы иностранных государств, в  соответствии с  Федеральным законом от  05.04. 2013№  44ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечении государственных и муниципальных нужд».

29.12.2015 года выходит Постановление Правительства РФ №  1470  о  внесении изменений в  Постановление от  24.12.2015 № 1224, которое дает определение случаев, когда производство товаров, выполненных работ и оказанных услуг на территории РФ отсутствует. Пунктом 1.1  вносятся дополнения в содержание:

Пункт 1.1: Установить запрет на  допуск товаров, указанных, в  приложении к  настоящему постановлению, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза) для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на  территории государств-членов Евразийского экономического союза отсутствует.

Одним из ключевых пунктов этого постановления можно рассматривать редакцию пункта 2, который устанавливает, что подтверждением отсутствия производства на территории РФ товаров обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и  торговли РФ, является заключение Министерства об  отсутствии производства на территории РФ товаров обрабатывающих отраслей промышленности, выдаваемое в  соответствии с  пунктом 3.1  настоящего постановления. В  случае отсутствия продукции, производимой на  территории РФ может быть рассмотрен вопрос производства и  поставки на  рынок продукции, имеющей схожие технические и  эксплуатационные характеристики, соответствующие товарам, позволяющим им выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Далее в  постановлении устанавливается что, продукция признается продукцией, произведенной на  территории РФ в следующих случаях:

а) создание или модернизация и (или) освоение производства такой продукции в  рамках специального инвестиционного контракта, заключенного РФ или РФ с  субъектом РФ. При этом в  целях настоящего постановления такая продукция приравнивается к  продукции, которая будет производится не менее 5 лет со дня специального инвестиционного контракта и не более 3 лет до дня начала ее производства стороной инвестором специального инвестиционного проекта.

Вносимые этим пунктом изменения предусматривают необходимость актуальности производимого продукта с  учетом развития в  различных областях науке и техники.

б) соответствие требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к  продукции, производимой РФ согласно приложению к постановлению Правительства от  17.07. 2015  года №  719 «О  критериях отнесения промышленной продукции к  промышленной продукции не имеющей аналогов, производимых в РФ». Подтверждением, предъявляемым в  целях ее отнесения к  продукции, произведенной РФ, является акт экспертизы выдаваемый в  порядке определенном Министерством промышленности и торговли РФ.

Подтверждением страны происхождения товаров, в  соответствии с  Соглашением о  Правилах определения страны происхождения товаров в  Содружестве Независимых Государств от 29.11.2009 года, является сертификат о  происхождении, выдаваемый уполномоченным органом государства — участника этого соглашения.

В целях реализации постановления №  1470  от  29.12 2015  года при отнесении продукции к  продукции, произведенной в  РФ, допускается осуществление на  территории государств-членов Евразийского экономического союза операций, указанных в  требованиях к  промышленной продукции, произведенной в  РФ, а  также требований, установленных приложением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719.

01  мая 2016  года Постановлением Правительства вносятся изменения в  приложение к  Постановлению Правительства от 17.07.2015 года № 719 и дополняются разделами  VII «Медицинские изделия» и  VIII «Фармацевтическая продукция». Дополнения предусматривают с  01.01.2016  года по  31.12.18  года для производства указанных изделий и  продукции наличие у  юридического лица — налогового резидента стран — членов Евразийского экономического союза прав на техническую и конструкторскую документацию в достаточном объеме для производства соответствующей продукции на  срок не менее 5  лет, а  также соблюдение процентной стоимости всех иностранных товаров, используемых при производстве (изготовлении) не более 70% в цене готовой продукции.

На территории России могут проводиться операции по  сборке готового прибора, настройка, проведение контрольных испытаний и упаковка.

Дополнение предусматривает с 01.05.2018 года соблюдение выше указанных условий и соблюдение процентной доли стоимости всех иностранных товаров, используемых при производстве (изготовлении) не более 50% в цене готовой продукции.

Учитывая приведенные комментарии по  нормативной базе в  условиях спада производства и  инвестиций в  промышленность, а  также трансформацию задач и внесение коррекций и поправок в Федеральный закон о промышленной политике РФ, можно сделать вывод о прагматичном государственном подходе к  вопросам импортозамещения.

В настоящее время определяются новые пути развития в  различных отраслях промышленности, в том числе и на технологических площадках оборонных предприятий. Примером может служить проводимая заместителем председателя Правительства РФ Д. Рогозиным научно-практическая конференция и выставка «Оборонно-промышленный комплекс России — новые возможности для медицинской промышленности», по итогам которой мы вправе ждать новых интересных проектов для отечественного научно-производственного комплекса.

Е. Г. Богодяж

советник директора ЦНИИ 

Робототехники и технической кибернетики

Be the first to comment on "К ВОПРОСУ КОРРЕКЦИИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ в условиях спада производства и инвестиций на примере развития импортозамещающих технологий"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*