КАК БЫСТРО И ПРОСТО ПОДТВЕРДИТЬ, ЧТО ВАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ ИЛИ ПРОДУКТ -ИННОВАЦИОННЫ?

Российская экономика требует модернизации. Об этом говорится давно и не безрезультатно. Идея поддержки инновационных предприятий декларируется на уровне руководства страны. Создано обширное правовое поле, запущены федеральные и региональные программы поддержки инновационного предпринимательства.

Целесообразность происходящего очевидна. Если не делать этого, идея превращения России из страны с преимущественно сырьевой экономикой, в страну, создающую добавленную стоимость в виде инновационной продукции, так и останется благим пожеланием. С инновационным направлением развития прямо связано и внедрение высоких технологий, так необходимое России.

В то же время в корне неверно считать, что инновации должны внедряться только государством. В основе инновационного проекта всегда находится предприниматель. Именно он, рискуя капиталом своей компании, создает инновационный продукт, производит его и продает на рынке.

Государство может создать более благоприятные условия для стимулирования предпринимательской активности в области инноваций. Например, принять соответствующие законодательные акты на федеральном и региональном уровне. Или создать соответствующие программы поддержки, выделить под них бюджетные ресурсы и обеспечить финансирование.

Забудем на некоторое время шумпетеров-ское «созидательное разрушение», сделавшее комфортной жизнь миллионов потребителей за счет конкуренции. Оставим в стороне вопрос о том, правильно ли поступает государство, создавая для одних участников рынка более благоприятные условия. Очевидно, что подобные его действия приводят к повышению активности инновационных предпринимателей. А значит, поставленная государством задача по модернизации экономики России может быть решена.

Давайте войдем в роль инновационного предпринимателя и попробуем понять, какие проблемы перед ним стоят. С одной стороны,

декларируется, что государство создает благоприятный режим для его существования и развития. С другой, чтобы воспользоваться этими преимуществами, предпринимателю надо доказать, что его предприятие, технология или продукт инновационны.

Сделать это не просто. Законодательство, безусловно, содержит определение понятий «инновационный проект», «инновационная деятельность» и т.п. Однако четкая система критериев, с помощью которой можно было бы однозначно дать ответ, является ли то или иное предприятие инновационным, отсутствует. Да и вряд ли такую систему критериев нужно создавать на уровне государства. Это задача рынка и его игроков.

Тема инноваций обширна, качественно сложна и неоднородна. И любая попытка поместить организацию в «прокрустово ложе» сухих критериев в целях получения доступа к господдержке контрпродуктивна. Она способна раз и навсегда отбить охоту у инновационного предпринимателя пользоваться благоприятным режимом экономической деятельности, созданным государством.

Кроме критериев оценки, сам процесс оценки соответствия должен выполняться квалифицированной и компетентной в это области организацией. Которая дорожила бы своей репутацией и была бы заинтересована во всесторонней и максимально объективной оценке предприятия установленной методике.

Специализированный государственный орган, который занимался бы оценкой инновационных предприятий в целях принятия решения, должно ли государство его поддержать, отсутствует. Да и вряд ли он должен существовать. Сейчас его роль выполняют различные органы власти. В основном местной, которой поручено развивать инновационную деятельность в своих регионах.

Получается, государство определяет, какую поддержку оказать инноваторам. И само же решает, кому ее дать. При таком совпадении интересов в одном лице сложно говорить о независимости такого оценщика. Поддержка инноваторов в этой ситуации неизбежно отходит на второй план. Ее затмевает вопрос коррупционно-генности данной схемы.

А иначе нельзя. Государство — это система распределения финансовых ресурсов, реализуемая через федеральный и региональный бюджеты. Чтобы свести к минимуму возможности злоупотреблений в этой теме, должны быть максимально четкие и прозрачные критерии, кому и на что давать деньги.

Поэтому неизбежен некоторый (читай — высокий) уровень бюрократии. Так работает государственная машина. Предприниматель может иметь с ней дело в том виде, в котором она предлагает свои услуги. Либо отказаться от ее поддержки и опираться в своей непростой задаче исключительно на собственные силы. Во многих случаях, государственная поддержка для инноватора остается тем «локтем», который «близок, да не укусишь».

Итак, на пути облегчения жизни инноваторам существует два препятствия. Первое — отсутствие четких критериев, по которым можно отнести предприятие к инновационному. Второе — отсутствие компетентной и независимой организации, способной вынести вердикт об инновационности предприятия. И, самое главное, обосновать свое решение и ответить за него при необходимости.

В результате инноваторам затруднен доступ ко всем формам поддержки, предусмотренным законодательством для инновационных предприятий. Главная из них— доступ к финансовым ресурсам в рамках государственных программ поддержи инноваций.

Инновационные предприятия, обладающие объективно более высокой степенью риска для их основателей, продолжают находиться в рыночных условиях, одинаковых для всех игроков. Они конкурируют с крепко стоящими на ногах компаниями, которые работают в том же сегменте с традиционными продуктами, спрос на которые уже сложился. Их риски существенно ниже, а значит, и жизнеспособность выше. Бизнес, ориентированный на инновации, оказывается наиболее уязвимым в таких условиях.

Не будем также забывать, что Россия — это страна с немногим более чем двадцатилетним опытом развития экономики в условиях отказа от социалистических методов управления. За этот срок эффективные отношения, позволяющие инновационным предприятиям изыскивать ресурсы для развития, просто не сформировались.

Поэтому, если ставится задача развития инноваций, неизбежно возникает вопрос их государственного стимулирования. Которое, как мы разобрались выше, упирается в трудности признания предприятия инновационным на уровне государства.

Есть ли у инноватора возможность «разрубить» этот «гордиев узел»? Если мы не можем найти ответ в собственной стране, обратимся к опыту зарубежных коллег.

Когда речь идет об оценке соответствия, международная практика уже много десятков лет использует иной механизм. Он исключает государство, общепризнан и лишен вышеперечисленных недостатков. Он заключается в оценке соответствия третьими лицами, независимость и компетентность которых не подвергается сомнению участниками рынка. Речь идет о сертификации.

Сертификация как объективный и всесторонний способ оценки соответствия непрерывно эволюционировала в течение XX века. В начале прошлого столетия речь шла об оценке качества конечной продукции. А уже ко второй половине века международное сообщество выработало универсальные подходы к оценке любой организации. Она рассматривается как совокупность бизнес-процессов, направленных на конечный результат — удовлетворенность потребителя конечной продукцией.

К примеру, растущая год от года в России популярность сертификации систем менеджмента качества по стандарту ISO 9001, экологического менеджмента по стандарту ISO 14001, менеджмента охраны труда по стандарту OHSAS 18001 относится именно к оценке организации как единого целого. Самое главное, что такая сертификация признается международным рынком безоговорочно.

Каким же образом принципы сертификации могут помочь инноваторам в России? Очень просто. Представим, что уполномоченное, компетентное и, главное, независимое ни от государства, ни от иных участников рынка третье лицо (орган по сертификации) проводит оценку соответствия предприятия понятию «инновационное». Причем проводит не по чьей-то спущенной «сверху» методике, а по собственной.

В результате такой оценки предприятие, заявляющее, что оно претендует на статус инновационного, получает документ — сертификат соответствия понятию «Инновационное». Либо не получает, если его заявления о своей инновационности не подтвердились фактами, проверенными органом по сертификации.

Важно отметить: сертификация на соответствие понятию «Инновационное» является добровольной. То есть предприятие самостоятельно принимает решение, нужен ли ему такой сертификат. И готово ли нести издержки на его получение и поддержание в течение срока его действия.

Какими преимуществами обладает инноватор, получивший сертификат соответствия понятию «Инновационное»?

Сертификация позволяет организациям подтвердить свой статус и уровень развития, а также является обоснованием применения понятия «Инновационное». Это влечет за собой возможность:

—     Быть включенной в Реестр (муниципальный, региональный и федеральный) инновационных организаций для получения субсидий.

—  Иметь подтвержденное преимущество для участия в электронных конкурсах и аукционах по размещению госзаказа —Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) Глава 1 статья 4; Глава 2 статья 17 пункт 7; Глава 3 параграф 2 статья 51 пункт Ж;

—Включить свой товар/услугу в Реестр (муниципальный, региональный и федеральный) инноваций.

—Претендовать на получение господдержки (муниципальный, региональный и федеральный уровень, фонды и институты развития).

—Иметь преимущество (при прочих равных условиях) среди конкурентов при проведении переговоров с инвесторами, банками, фондами и другими институтами развития.

Существует ли подобная система сертификации в России, в которой российские инноваторы могли бы заявить о своем желании получить сертификат соответствия понятию «Инновационное»? Еще несколько месяцев назад на этот вопрос нельзя было ответить утвердительно.

В марте 2011 года Комитетом экономического развития и торговли Ассоциации «Северо-Запад» и Постоянным Комитетом Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по экономической политике и бюджетным вопросам была поставлена задача создания Системы Добровольной Сертификации (для организаций и предприятий всех форм собственности) на соответствие понятию «Инновационное».

Решение этой задачи было возложено НП «Инновационный Центр Северо-Западного федерального округа», которое было создано в 2009 году для оказания

содействия субъектам СЗФО в социально-экономическом развитии.

Главные задачи НП «Инновационный Центр Северо-Западного федерального округа»: максимально полное информирование потенциальных инвесторов и партнеров о структуре исполнительной власти регионов, отвечающих за внедрение инноваций и привлечение инвестиций; публикация новостей и законодательных актов по указанным темам; ведение «Реестра инновационных организаций (предприятий) СЗФО»; ведение «Реестра инноваций СЗФО».

С соответствии со ст. 21184-ФЗ «О техническом регулировании», в ноябре 2013 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) была зарегистрирована Система добровольной сертификации организаций, проектов, технологий, продукции и услуг «РосИнновация» (СДС «РосИнновация») под № РОСС Ш.И1123.04 ЖЛГО.

В СДС «РосИнновация» осуществляется:

— сертификация организаций (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц любой формы собственности, любых видов экономической деятельности) на соответствие понятию «Инновационная организация»;

— сертификация проекта на соответствие понятию «Инновационный проект»;

— сертификация технологии на соответствие понятию «Инновационная технология»;

— сертификация продукции на соответствие понятию «Инновационная продукция»;

— сертификация услуги на соответствие понятию «Инновационная услуга».

— инспекционный контроль сертифицированных организаций.

Органом по сертификации в СДС «РосИнновация» является НП «Инновационный Центр Северо-Западного федерального округа».

Сертифицировать свою организацию, проект, технологию, продукцию или услугу на соответствие понятию «Инновационное» может любой российский инноватор, вне зависимости от региона РФ или вида деятельности.

Процедура сертификации на соответствие понятию «Инновационное» состоит из следующих шагов:

1. Начало работ.

Основанием для начала работ служит заявка по форме, направленная заявителем в орган по сертификации.

Скачайте ее на сайте http://innovator-nw. ru/nashi-uslugi/sertifikatsiya, заполните и отправьте по электронной почте на адрес inszfo@mail.ru с указанием в теме письма «Заявка на сертификацию от (наименование организации)».

2. Заключение договора на проведение сертификации.

В случае положительного решения о принятии заявки на сертификацию организации орган по сертификации и заявитель заключают договор.

3. Формирование комиссии по сертификации.

После оплаты работ по договору орган по сертификации распоряжением руководства назначает председателя комиссии по сертификации (далее — комиссия) и формирует её состав.

4. Проведение самооценки организации.

Самооценка организаций проводится с целью анализа сильных и слабых сторон деятельности аппарата управления организаций, выявления направлений, где требуются первоочередные улучшения, определения путей повышения эффективности.

Степень эффективности деятельности организаций определяется следующей оценкой (максимальная оценка — 1000 баллов):

I.  Н е э ф ф е к т и в н а я  — 1 0 0   и    м е н е е   суммарных б а л л о в по самооценке;

II. Малоэффективная — от 101 до 250 баллов;

III. Эффективная — от 251 до 500 баллов;

IV. Высокоэффективная — от 501 до 750 баллов;

V.  Э т а л о н н а я  — с в ы ш е   7 5 0  б а л л о в.

Продолжение работ по сертификации возможно, если организация набрала не менее 2 5 1  б а л л а  (Степень III Эффективная).

5. Подготовка экспертного обследования «на месте».

Второй этап сертификации (экспертное обследование «на месте») проводят непосредственно в организации заявителя, с целью проверки объективности представленной в отчете информации, уточнения и получения дополнительной информации.

6. Проведение экспертного обследования «на месте».

Экспертное обследование состоит из предварительного совещания, собственно обследования, подготовки экспертного заключения по результатам, проведения заключительного совещания, утверждения и рассылки заключения.

7. Завершение сертификации, регистрация и выдача сертификата соответствия.

Работу комиссии считают завершенной, если выполнены все работы, предусмотренные планом обследования, экспертное заключение подписано сторонами и разослано; комиссии представлены план улучшений и отчет по устранению выявленных несоответствий.

При положительном решении орган по сертификации оформляет сертификат соответствия установленного образца.

При готовности организации к процедуре сертификации, ориентировочный срок выдачи сертификата составляет 7-14 дней.

Срок действия сертификата соответствия понятию «Инновационное» — 3 года. Ежегодно сертифицированное предприятие проходит инспекционный контроль, подтверждающий соответствие понятию «Инновационное».

С. П. Попсуй,

генеральный директор

«Инновационный Центр СЗФО»,

СДС «РосИнновация»

Be the first to comment on "КАК БЫСТРО И ПРОСТО ПОДТВЕРДИТЬ, ЧТО ВАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ ИЛИ ПРОДУКТ -ИННОВАЦИОННЫ?"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*