Кластер транспортного машиностроения:предпосылки и возможности

Ю.В. Прокопов, исполнительный директор НП СРП «МетроДеталь»

Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности 22отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства в регионах.

Партнерское взаимодействие крупных, средних и множества малых предприятий одной отрасли для обеспечения устойчивой конкуренто-способности формируются, создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей.

Такая совокупность компаний, сочетая свойства отдельных ее элементов в процессе их взаимодействия, приобретает новые качества, которые особенно ярко и разносторонне про-являются в кластерах.

Кластер — это сообщество экономически тесно связанных организаций смежного профиля, расположенных в одном регионе и взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга.

Одним из стратегических направлений развития экономики, играющей важную роль в инфраструктурном обеспечении развития страны, очевидно, является железнодорожный транспорт (включая Метрополитен и городской электротранспорт) и система его материально-технического, технологического, научного (в том числе инновационного), кадрового и прочего обеспечения. При этом транспортная система имеет четкую региональную специализацию и конфигурацию. Так в Санкт-Петербурге представлен весь спектр: метрополитен (второй по величине в России), все виды железнодорожного (грузового, пассажирского, вспомогательного) транспорта, а также городской электротранспорт (трамваи, троллейбусы, в перспективе — линии скоростного трамвая).

Наличие отраслевой промышленной и научно-технической среды с четкой региональной конфигурацией и спецификой, является необходимым и достаточным условием для создания в Санкт-Петербурге кластера, ориен-тированного на развитие метрополитена и другого рельсового транспорта.

Предпосылкой для формирования инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника» (ИПК ТМ «МЖТ») стало создание в 2010 году Некоммерческого партнерства содействия развитию отрасли производства про-дукции и услуг для нужд метропо¬литенов и транспортного машиностроения «МетроДеталь» (НП СРП «МетроДеталь»), объединившего в своем составе ряд специализированных компаний.

Путем объединения усилий и эффективного использования профессионального и интеллектуального потенциала членов Партнерства, НП СРП «МетроДеталь» начало оказывть содействие своим членам в форме организации, разработки и введения в практику соответствующих программ (мероприятий), нормативных доку-ментов, принципов и правил, а также новых маркетинговых, управленческих, информационных, технологических, конструкторских, экологических и сервисных программ модернизации.

Среди прочих задач Партнерства были выделены:

• осуществление для членов Партнерства разработки и реализации программ (проектов), направленных на повышение эффективности технологий контроля, регулирования, управления и производства продукции и услуг для нужд метрополитена и транспортного машиностроения, а также на повышение эффективности (качества) и конкурентоспособности производимой членами Партнерства продукции и оказываемых услуг;

• разработка и реализация мероприятий направленных на осуществление общественных и «профессиональных» контактов членов Партнерства в рамках уставной деятельности Партнерства, организацию взаимодействия между членами Партнерства;

• содействие в повышении роли членов Партнерства в формировании и реализации отраслевой политики путем участия в комиссиях, общественных советах и иных структурах, созданных для широкого обсуждения и разработки нормативно-правовых инструментов и механизмов;

•  разработка и реализация про­грамм (проектов), направленных на модернизацию производств в инте­ресах членов Партнерства;

•     создание единой информаци­онной системы в области производ­ства продукции и услуг для нужд метрополитена и транспортного машиностроения.

Номенклатура поставок членов НП СРП «МетроДеталь» насчитывает более 1500 наименований механиче­ских, пневматических и электриче­ских запасных частей для подвижного состава метрополитена и пассажир­ского вагоностроения. Постоянными заказчиками членов Партнерства являются крупнейшие предприятия России, в том числе ОАО «РЖД», ОАО «Тверской вагоностро­ительный завод», ОАО «Демиховский машино­строительный завод», ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод», ОАО «Москов­ские монорельсовые дороги», ОАО «Адми­ралтейские верфи», ОАО «ПО «Севмаш», предприятия ЖКХ и др.Технический парк оборудования предпри­ятий, входящих в НП СРП «МетроДеталь»,  редставлен современ­ными обрабатываю­щими центрами с ЧПУ токарными, фрезер­ными, карусельными,расточными, шлифовальными, дол­бежными, зубообрабатывающими и протяжными станками. Предоставля­ются услуги магнитной и ультразву­ковой дефектоскопии, термической и механической обработки, изго­товления литых деталей из чугуна, цветных сплавов, бронзы, латуни, алюминиевых и титановых сплавов.

Общий среднегодовой объем выручки за последние три года составил порядка 4,5 млрд. рублей, а среднесписочная численность рабо­тающих — более 1200 человек, в том числе конструкторско-технологиче-ский состав.

Таким образом, был начат процесс целевого сотрудничества крупных потребителей метровагонной и 23железнодорожной техники с множеством средних и малых предприятий, с соз­дателями технологий, с рыночными институтами и потребителями на тер­ритории Санкт-Петербурга и Ленин­градской бласти.

В основе процесса преобразования НП СРП «МетроДеталь» в ИПК ТМ «МЖТ» лежит обмен информацией о потребностях в технике, техноло­гиях и услугах между производите­лями, поставщиками, покупателями и партнерами-смежниками. Вза­имный обмен информацией ставит в выгодные условия всех участников кластера, в том числе с позиции повышения конкурентоспособности, повышает качество производимых товаров, выполняемых работ и услуг.

Новые отношения внутри кла­стера стимулируют инновационную деятельность, способствуют раз­витию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической дея­тельности. Происходит свободный обмен информацией и быстрое рас­пространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, име­ющих контакты с многочисленными конкурентами.   Такие   взаимосвязи внутри кластера формируют новые конкурентные преимущества, спо­собствуют развитию прогрессивных технологий, совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности и порождают совер­шенно новые возможности.

Предприятия в составе кластера в процессе развития взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность, инерт­ность и замкнутость на внутренних проблемах, в том числе, в ходе выполнения общей приоритетной задачи кластера по взаимодействию с профильным вузами и отраслевыми научно-исследовательскими институ­тами.

ИПК ТМ «МЖТ» позволит транс­портной системе региона развиваться более интенсивно, занимая достойные позиции даже в сравнении с инфра-структурно более развитым странам. Участники кластера проводят специ­ализированные исследования, вне­дряют передовые технологии, инве­стируют в развитие инфраструктуры

и человеческие ресурсы, что дает синергетический эффект и позво­ляет выстоять в условиях жесткой конкуренции на глобализированных рынках.

В сентябре 2011 года НП СРП «МетроДеталь» планирует под­готовить заявку в адрес Комитета экономического развития, про­мышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ СПб) на аккредитацию Инновационно-про­мышленного кластера транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника» (ИПК ТМ «МЖТ»). В целях формирования отраслевой политики создаваемого кластера подписаны рамочные согла­шения и ведется работа по взаимо­действию с рядом объединений, в том числе с Общероссийской обще­ственной организацией «Союз Машиностроителей России», Неком­мерческим партнерством «Экспертный научно-техни­ческий союз», Ассоциацией промышленных предпри­ятий Санкт-Петербурга и др.

Среди прочих подписано соглашение о сотрудниче­стве с Санкт-Петербургским Фондом поддержки про­мышленности (СПб ФПП), имеющее своей целью реали­зацию кластерной политики в Санкт-Петербурге через координацию деятельности всех заинтересованных сторон, концентрацию их организационных, финан­совых и имиджевых возмож­ностей, и организацию их успешного взаимодействия.

На основе подписанных согла­шений и достигнутых договорен­ностей разрабатывается инноваци­онная программа развития НП СРП «МетроДеталь» на 2011 — 2015 годы как промышленно-инновационого кластера транспортного машиностро­ения «Метрополитены и железнодо­рожная техника».

В конце сентября 2011 в рамках выставочной части Форума «Рос­сийский промышленник — 2011» на совместном стенде с Союзом про­мышленников и предпринимателей будут представлены основные направления деятельности кластера, его цели, задачи и ряд инновационных проектов.

Приглашаем всех специалистов транспортной отрасли посетить стенд ИПК ТМ «МЖТ» для обсуж­дения инициативы и перспектив создания отраслевого кластера транспортного машиностроения как живого примера реализации про­мышленной политики города.

Be the first to comment on "Кластер транспортного машиностроения:предпосылки и возможности"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*