Кому он нужен этот кластер?

К.Н.Ковальчук, эксперт СПб РО «Союза машиностроителей России»

Идею этой статьи мне подсказали диалоги на недавнем Форуме «Российский промышленник», где была представлена большая кластерная экспозиция.
В далеком 2002 году при  употреблении термина  кластер в проекте одного из документов куратор в Минпроме сделал замечание: «заменить непонятный термин, не описанный ни в одном нормативном документе, на более понятный…».

С тех пор в Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. Минэкономразвития в конце 2008 года подготовил методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Реализацию экономического развития с успехом кластерной политики связывают первые лица государства.

Появилось много нормативных документов регионального уровня. В Санкт-Петербурге начиная с Комплексной программы мероприятий по реализации инновационной политики в 2009-2011 годах (разделе 1.3) и других нормативных документов. В нашем городе проходит ежегодный конкурс на лучший инновационный проект, реализованный в рамках кластера. При правительстве города создаются структуры, поддерживающие кластеры, развивается институционная инфраструктура. На развитие кластерной политики выделяются бюджетные средства, во многих регионах предприятия, входящие в кластеры, имеют налоговые льготы. Однако…

Окончательной ясности, относительно понятия «кластер» у многих, включая и лиц, отвечающих за экономическую политику, не возникло. По-прежнему, ссылаются на работы М.Портера (уже 20-летней давности), на положительный пример Финляндии, но ни в одном нормативном документе этот термин так и не получил разъяснения. И трактуется он, как кому захочется.

Такое положение наглядно проявилось на недавнем Форуме «Российский промышленник», когда многие серьезные люди – руководители предприятий задавали вопрос – а зачем нужны кластеры? В чем от них выгода конкретному предприятию? Замечу, такие вопросы задавали не школьники, а директора, в том числе тех предприятий, которые уже являются участниками образованных в городе кластеров. Они по-прежнему не понимают своего места и резона участия в подобной организации.

Начнем с самого понятия. На мой взгляд, смысл кластера удачно передал в своем давнем интервью (докластерного периода нашей истории) ректор УИТМО Владимир Васильев — «кластер —  это особая сеть предприятий,  научных учреждений  (университетов и НИИ),  поддерживающих организаций и потребителей,  связанных в единую цепочку в целях взаимной выгоды». Добавлю, что единые цепочки предприятий в кластерах имеют отраслевую принадлежность и связаны с промышленностью или сферой производительных услуг, например, такой как туризм.

Если исключить выгоду от бюджетных вливаний и налоговых льгот – цивилизованной формы отраслевой поддержки со стороны государства, что само по себе серьезный стимул к образованию кластеров, то какие перспективы дает кластерная организация применительно к нашим российским условиям? Не стоит забывать, что предприятия находятся в условиях «нашего рынка» со всеми его «прелестями».

Резон предприятий, входящих в кластер, – получение заказов и своевременная оплата их выполнения. Если эти задачи в кластере удается решить лучше, чем самостоятельно, то возникает реальная заинтересованность для вхождения в кластер.

Прежде всего, объединение предприятий в кластер, в рамках одной отрасли или подотрасли, создает на рынке игрока другой весовой категории, который заставляет с собой считаться и может задавать условия взаимоотношений с заказчиками лучшие, чем у каждого из входящих в него предприятий в отдельности.

Естественно просто вольная «шайка» предприятий не может лучшим образом устраивать заказчика. Ему нужны осязаемые резоны. Таковыми у кластера могут быть: единая система качества для всей группы предприятий, внутрикластерные соглашения о кооперации и тем самым снижение внутренних издержек, особые условия выполнения заказов, поступающих в кластер как структуру. В таком случае кластер предлагает заказчику выполнить больший объем, но за меньшую стоимость за единицу продукции, либо лучшие гарантии по срокам и качеству поставляемой продукции.

Для крупных производящих предприятий кластеры интересны еще и возможностью перевести в них свои непрофильные (малорентабельные) переделы, что снижает собственные затраты на производство. Такое применение кластеров может оказаться интересным не только гражданским, но и оборонным предприятиям, от которых требуют сегодня снижения цены на продукцию. По сути, кластер может стать в таком случае проводником развития малого бизнеса в промышленности.

Еще одним резоном применения кластеров может стать освоение новых видов инновационной продукции – в рамках группы предприятий организовать ее выпуск можно значительно быстрее, чем на большом предприятии, а в случае успеха инновации – увеличить выпуск продукции.

На региональном уровне возможности кластера – решение насущных задач в выпуске продукции, нужной региону. Для Петербурга – это может быть техника для снегоуборки и устройства защиты от сосулек, материалы для нужд ЖКХ, комплектующие для городского транспорта и других потребностей городского хозяйства, в том числе и продукция социальной сферы, продукция импортазамещения и новые виды продукции, нужной городу. Ассортимент продукции, выпускаемой  кластерами для нужд городского хозяйства, является результатом соглашения между городской (региональной) администрацией и отраслевыми кластерами. Городу кластер может быть интересен как разработчик новой необходимой продукции, быстро внедряемой в производство. В идеале на базе кластеров формируются новые экспортно-ориентированные производства.

С учетом развития кластеров могут формироваться и региональные программы развития, как, к примеру, программа развития г. Пскова в качестве туристического центра. В данном случае туристический кластер региона выступает структурой, использующей федеральные и городские вложения в развитие исторического центра города с максимальной эффективностью.

Все перечисленное выше резоны, в большинстве случаев остаются на бумаге – за несколько лет существования кластеров достижений немного. Во многом это связано с тем, что кластеры и потенциальные заказчики, включая город, разобщены – каждый сам по себе. Их взаимодействие заканчивается освоением бюджетных преференций.

Для развития кластерной политики в регионах необходимо развивать отношения кластера с заказчиками, главным из которых является город (регион) и его структуры. А для городских властей условием поддержки кластера должна являться понятная Программа инновационного развития кластера и ее исполнение.

Be the first to comment on "Кому он нужен этот кластер?"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*