Развитие ИТ-отрасли в России и импортозамещение в этом секторе возможны только при консолидации работы государства и бизнеса, а также при активном диалоге между теми, кто производит импортозамещающие продукты, и теми, кто их потребляет. Максимально эффективным инструментом для достижения этой цели являются консорциумы, объединяющие производителей и потребителей ИТ. К такому выводу пришли участники ИТ-форума «Инновационная Россия — Территория диалога», который прошел 11–12 февраля 2016 года в Санкт-Петербурге.
Форум собрал более 300 участников — представителей федеральных и региональных госструктур, разработчиков программного обеспечения и экспертов ИТ‑отрасли. Обсуждались возможности консолидации усилий частного предпринимательства и государства для решения задач импортозамещения ИТ в ведущих секторах российской экономики и после дующего вывода российских ИТ‑решений на глобальный рынок.
Свой доклад на форуме я сделал и как президент «Руссофта», и в качестве лидера рабочей группы «СэйфНэт» Национальной технологической инициативы. На наш взгляд необходима тесная координации усилий разных ведомств для повышении эффективности импортозамещения. В отрыве от потребителя разработать качественный продукт очень трудно, как и маловероятно создать глобально конкурентоспособный продукт силами ИТ‑отдела потребителя.
Важно также понимать, что импортозамещение предназначено не просто, чтобы заменить импортный софт на российский, а для обеспечения информационной безопасности и технологической независимости страны. В практической плоскости мы предлагаем использовать опыт ИТ‑ассоциации «Руссофт» по созданию консорциумов, объединяющих производителей и потребителей с единой целью — создать ИТ‑продукты, которые были бы конкурентоспособны на глобальном рынке. В частности, «Рус софт» уже инициировал создание таких ИТ‑консорциумов, как «Союз» и «БЕТА».
Поскольку антироссийские санкции впервые были применены против нескольких наших банков и предприятий нефтегазового сектора, первые два консорциума практически одновременно были созданы для импортозамещения ИТ именно в этих двух секторах (Консорциум «Союз» для нефтегазового сектора и «БЕТА» — для банковского).
Опыт этих двух Консорциумов очень быстро доказал их эффективность. «БЕТА» удалось собрать вместе 17 производителей базового ПО (ОС, СУБД, СХД, средств программирования, миграции, виртуализации и т. п.), которые в рекордно короткий срок (4–6 месяцев) сумели объединить в один пакет набор ПО разных производителей, а также отработать средства миграции и тестирования; они смогли также доработать ПО до требований совместимости в объединенном пакете базового ПО. Все работы были проведены без привлечения средств государства и успешно доведены до уровня практического внедрения в двух финансовых структурах («Сбербанк Страхование» и Банк «Металлоинвест»).
Консорциум «Союз» расширил практику взаимодействия ИТ‑компаний опытом их сотрудничества с заказчиком — ответственным партнером, который был готов установить ТЗ и провести у себя тестирование созданных ИТ‑систем. Таким заказчиком стало ОАО «Газпром», которое сначала подписало Протокол с членами Консорциума с формулировками поставленной задачи, а потом и акт результатов тестирования ИТ‑системы. Специально разработанной и произведенной для решения этой задачи. В целом, работа в рамках «Союза» позволила реализовать проекты по созданию отечественного программного обеспечения для импортозамещения ПО компаний Schlumberger, Emmerson Electric и Roksar.
Лидер консорциума «Союз» Валентин Цой в своем докладе на форуме рассказал, что ряд зарубежного ПО, давно апробированного и захватившего рынок нефтегазового сектора России, на 94%, фактически не функционирует согласно заявленным характеристикам. «То есть, думать, что все российское — это «запорожец», а там это все «мерседесы» — глубокое заблуждение», — резюмировал он. Кроме этого, Валентин Цой подчеркнул, что первая и главная задача ИТ‑консорциумов — не копировать западные продукты, а создавать самостоятельно новые направления, решения в ИТ‑сфере, которые потом будут продаваться на зарубежных рынках.
«Продукция, которую мы делаем для российских предприятий, должна быть экспортноориентированной с первого дня. Если делать все только для внутреннего рынка, что-нибудь плохонькое и серенькое, то перспективы развития не будет. Западные компании предполагали, что Россия всегда будет пользоваться их продуктами, но сейчас своими же руками, введя санкции, дали нам возможность войти в эту сферу, которую они держали 20 лет», — уточняет Валентин Цой.
Причины успеха? Задействование механизма саморегулирования бизнес сообщества через участие компаний в НП «Руссофт». Горизонтальные связи и опыт поиска взаимно приемлемых решений не имеют бюрократических барьеров и позволяют преодолевать барьеры, связанные с внутренней конкуренцией.
Важным позитивным фактором стало вовлечение в проекты Консорциумов представителей заказчиков. Это позволяет ИТ‑производителю инвестировать в раз работку ИТ‑системы средства и время в расчете на последующие закупки со стороны заказчика в случае выполнения ИТ‑производителем его требований по функционалу и качеству системы.
Угроза применения санкций по отношению к ИТ‑потребителям способствовала вовлечению в проекты Консорциумов мотивированного заказчика, что приводило к совпадению интересов ИТ‑производителей и ИТ‑потребителей в нахождении решений импортозамещения.
С учетом накопленного опыта Консорци умами «БЕТА» и «Союз», в 2015 г. в «Руссофт» инициирован еще один проект Консорциума для импортозамещения, на этот раз для замещения ИТ‑системы (АСУ ТП) в области энергетики. В этом проекте объединились не только ИТ‑производители (компании, входящие в НП «Руссофт») и ИТ‑потребители (ряд генерирующих и распределяющих энергию компаний), но и Регулятор в лице Минэнерго. Примечательно, что инициатива создания Консорциума (условное название «ИТ‑Энерго») происходила от генерирующих компаний, которые сами обратились в НП, узнав о нашем успешном опыте в банковском и нефтегазовом секторах.
Отметим, что за последние полтора года рынок видел попытки государства в аналогичном направлении: Минкомсвязь и Минпромторг работали по созданию консорциумов разработчиков ПО для замещения их силами и на средства государства импортных программных продуктов, а также обеспечения разработки замещающих пакетов ПО внутри самих госкорпораций силами их ИТ‑департаментов.
Ведется работа и в законодательной сфере. Силами ряда ИТ‑компаний, входящих в Ассоциацию АРПП, был ини циирован законопроект, запрещающий приобретение госорганами импортного ПО в случае наличия аналога в созданном для этой цели Реестре отечественного ПО. По мере продвижения этого законо проекта стало понятно, что следующей целью российских ИТ‑компаний стало распространение его действия на компании с государственным участием. Это уже гораздо больший по размеру рынок, и гораздо большие проблемы с тем, чтобы заставить инвесторов и ИТ‑директоров этих компаний выполнять новые «импортозамещающие» обязательства.
Сравнительный анализ трех указанных и реализуемых в настоящее время моделей импортозамещения в области ИТ при водит к следующим выводам:
— Существующая ситуация с организацией импортозамещения в области ИТ характеризуется недостаточной координацией как между министерствами, курирующими ИТ‑производителей и потребителей, так и между компаниями, разрабатывающими российские ИТ‑решения, и предприятиями с гос.участием, подверженными риску внешних санкций и других недружественных воздействий (включая НСД, хакерские и иные атаки).
— Не существует организованной раз работки программно‑аппаратных комплексов, предназначенных для гражданского рынка, тем более с перспективой выхода на зарубежный рынок. Миинистерства не имеют опыта коммерциализации разработок.
— Предприятия с гос.участием ориентированные на выполнение гособоронзаказа, не имеют опыта и необходимой квалификации персонала для работы на открытом рынке.
— Принятый закон, запрещающий приобретение импортного ПО госорганами РФ, не предусматривает диалога между производителями и потребителями ИТ, просто обязывая ИТ‑директоров гос. учреждений приобретать отечественное ПО при его наличии в Реестре. Это неполноценная модель. Для объективного роста качества ПО необходимо взаимодействие сторон.
В целом, сравнивая результаты импортозамещения инициированных в «Рус софт» Консорциумов с результатами работы, инициированной госорганами, можно однозначно говорить о преимуществе наших Консорциумов по всем статьям.
Это и сроки — 6 месяцев до получения ощутимого результата в Консорциумах вместо 18 месяцев подготовки проектов создания замещающего ПО без видимого результата в государственных программах. И количество участников (десятки компаний, производящих ПО и аппаратную часть во всех регионах России), а также полное отсутствие бюджетного финансирования.
В ближайшей перспективе логичным представляется создание Экспертного совета «Центра импортозамещения» по формированию консорциумов в ИТ. Его работа позволит максимально эффективно применять опыт профессиональных ассоциаций в этой области с учетом задач, стоящих перед государственным сектором, а также получать качественную поддержку на уровне законодательного регулирования отрасли и поддерживать содержательный диалог между профессиональным сообществом и государством.
В. Л. Макаров,
президент НП «Руссофт»
Be the first to comment on "Консорциумы для импортозамещения: как повысить эффективность российских ИТ"