Консорциумы для импортозамещения: как повысить эффективность российских ИТ

Развитие ИТ-отрасли в  России и  импортозамещение в  этом секторе возможны только при консолидации работы государства и  бизнеса, а  также при активном диалоге между теми, кто производит импортозамещающие продукты, и теми, кто их потребляет. Максимально эффективным инструментом для достижения этой цели являются консорциумы, объединяющие производителей и  потребителей ИТ. К  такому выводу пришли участники ИТ-форума «Инновационная Россия — Территория диалога», который прошел 11–12  февраля 2016 года в Санкт-Петербурге.

Форум собрал более 300 участников — представителей федеральных и  региональных госструктур, разработчиков программного обеспечения и  экспертов ИТ‑отрасли. Обсуждались возможности консолидации усилий частного предпринимательства и  государства для решения задач импортозамещения ИТ в  ведущих секторах российской экономики и  после дующего вывода российских ИТ‑решений на глобальный рынок.

Свой доклад на  форуме я  сделал и  как президент «Руссофта», и  в  качестве лидера рабочей группы «СэйфНэт» Национальной технологической инициативы. На  наш взгляд необходима тесная координации усилий разных ведомств для повышении эффективности импортозамещения. В  отрыве от  потребителя разработать качественный продукт очень трудно, как и  маловероятно создать глобально конкурентоспособный продукт силами ИТ‑отдела потребителя.

Важно также понимать, что импортозамещение предназначено не просто, чтобы заменить импортный софт на  российский, а  для обеспечения информационной безопасности и технологической независимости страны. В практической плоскости мы предлагаем использовать опыт ИТ‑ассоциации «Руссофт» по созданию консорциумов, объединяющих производителей и потребителей с  единой целью — создать ИТ‑продукты, которые были  бы конкурентоспособны на  глобальном рынке. В  частности, «Рус софт» уже инициировал создание таких ИТ‑консорциумов, как «Союз» и «БЕТА».

Поскольку антироссийские санкции впервые были применены против нескольких наших банков и предприятий нефтегазового сектора, первые два консорциума практически одновременно были созданы для импортозамещения ИТ именно в  этих двух секторах (Консорциум «Союз» для нефтегазового сектора и «БЕТА» — для банковского).

Опыт этих двух Консорциумов очень быстро доказал их эффективность. «БЕТА» удалось собрать вместе 17  производителей базового ПО (ОС, СУБД, СХД, средств программирования, миграции, виртуализации и  т. п.), которые в  рекордно короткий срок (4–6  месяцев) сумели объединить в  один пакет набор ПО  разных производителей, а  также отработать средства миграции и  тестирования; они смогли также доработать ПО  до  требований совместимости в  объединенном пакете базового ПО. Все работы были проведены без привлечения средств государства и  успешно доведены до уровня практического внедрения в двух финансовых структурах («Сбербанк Страхование» и Банк «Металлоинвест»).

Консорциум «Союз» расширил практику взаимодействия ИТ‑компаний опытом их сотрудничества с  заказчиком — ответственным партнером, который был готов установить ТЗ и  провести у  себя тестирование созданных ИТ‑систем. Таким заказчиком стало ОАО «Газпром», которое сначала подписало Протокол с членами Консорциума с  формулировками поставленной задачи, а  потом и  акт результатов тестирования ИТ‑системы. Специально разработанной и  произведенной для решения этой задачи. В  целом, работа в  рамках «Союза» позволила реализовать проекты по созданию отечественного программного обеспечения для импортозамещения ПО  компаний Schlumberger, Emmerson Electric и Roksar.

Лидер консорциума «Союз» Валентин Цой в своем докладе на форуме рассказал, что ряд зарубежного ПО, давно апробированного и захватившего рынок нефтегазового сектора России, на  94%, фактически не функционирует согласно заявленным характеристикам. «То  есть, думать, что все российское — это «запорожец», а  там это все «мерседесы» — глубокое заблуждение», — резюмировал он. Кроме этого, Валентин Цой подчеркнул, что первая и  главная задача ИТ‑консорциумов — не копировать западные продукты, а создавать самостоятельно новые направления, решения в ИТ‑сфере, которые потом будут продаваться на зарубежных рынках.

«Продукция, которую мы делаем для российских предприятий, должна быть экспортноориентированной с  первого дня. Если делать все только для внутреннего рынка, что-нибудь плохонькое и серенькое, то  перспективы развития не будет. Западные компании предполагали, что Россия всегда будет пользоваться их продуктами, но  сейчас своими  же руками, введя санкции, дали нам возможность войти в  эту сферу, которую они держали 20 лет», — уточняет Валентин Цой.

Причины успеха? Задействование механизма саморегулирования бизнес сообщества через участие компаний в НП «Руссофт». Горизонтальные связи и  опыт поиска взаимно приемлемых решений не имеют бюрократических барьеров и  позволяют преодолевать барьеры, связанные с внутренней конкуренцией.

Важным позитивным фактором стало вовлечение в  проекты Консорциумов представителей заказчиков. Это позволяет ИТ‑производителю инвестировать в  раз работку ИТ‑системы средства и  время в расчете на последующие закупки со стороны заказчика в  случае выполнения ИТ‑производителем его требований по функционалу и качеству системы.

Угроза применения санкций по  отношению к  ИТ‑потребителям способствовала вовлечению в  проекты Консорциумов мотивированного заказчика, что приводило к совпадению интересов ИТ‑производителей и ИТ‑потребителей в нахождении решений импортозамещения.

С учетом накопленного опыта Консорци умами «БЕТА» и «Союз», в 2015 г. в «Руссофт» инициирован еще один проект Консорциума для импортозамещения, на  этот раз для замещения ИТ‑системы (АСУ ТП) в области энергетики. В  этом проекте объединились не только ИТ‑производители (компании, входящие в  НП «Руссофт») и  ИТ‑потребители (ряд генерирующих и  распределяющих энергию компаний), но  и  Регулятор в  лице Минэнерго. Примечательно, что инициатива создания Консорциума (условное название «ИТ‑Энерго») происходила от  генерирующих компаний, которые сами обратились в НП, узнав о нашем успешном опыте в банковском и нефтегазовом секторах.

Отметим, что за  последние полтора года рынок видел попытки государства в аналогичном направлении: Минкомсвязь и Минпромторг работали по созданию консорциумов разработчиков ПО  для замещения их силами и  на  средства государства импортных программных продуктов, а  также обеспечения разработки замещающих пакетов ПО внутри самих госкорпораций силами их ИТ‑департаментов.

Ведется работа и  в  законодательной сфере. Силами ряда ИТ‑компаний, входящих в  Ассоциацию АРПП, был ини циирован законопроект, запрещающий приобретение госорганами импортного ПО в случае наличия аналога в созданном для этой цели Реестре отечественного ПО. По  мере продвижения этого законо проекта стало понятно, что следующей целью российских ИТ‑компаний стало распространение его действия на  компании с  государственным участием. Это уже гораздо больший по  размеру рынок, и гораздо большие проблемы с тем, чтобы заставить инвесторов и  ИТ‑директоров этих компаний выполнять новые «импортозамещающие» обязательства.

Сравнительный анализ трех указанных и реализуемых в настоящее время моделей импортозамещения в  области ИТ при водит к следующим выводам:

— Существующая ситуация с  организацией импортозамещения в  области ИТ характеризуется недостаточной координацией как между министерствами, курирующими ИТ‑производителей и потребителей, так и  между компаниями, разрабатывающими российские ИТ‑решения, и предприятиями с  гос.участием, подверженными риску внешних санкций и  других недружественных воздействий (включая НСД, хакерские и иные атаки).

— Не существует организованной раз работки программно‑аппаратных комплексов, предназначенных для гражданского рынка, тем более с  перспективой выхода на зарубежный рынок. Миинистерства не имеют опыта коммерциализации разработок.

— Предприятия с  гос.участием ориентированные на  выполнение гособоронзаказа, не имеют опыта и  необходимой квалификации персонала для работы на открытом рынке.

— Принятый закон, запрещающий приобретение импортного ПО  госорганами РФ, не предусматривает диалога между производителями и потребителями ИТ, просто обязывая ИТ‑директоров гос. учреждений приобретать отечественное ПО при его наличии в Реестре. Это неполноценная модель. Для объективного роста качества ПО  необходимо взаимодействие сторон.

В целом, сравнивая результаты импортозамещения инициированных в  «Рус софт» Консорциумов с  результатами работы, инициированной госорганами, можно однозначно говорить о  преимуществе наших Консорциумов по всем статьям.

Это и  сроки — 6  месяцев до  получения ощутимого результата в  Консорциумах вместо 18  месяцев подготовки проектов создания замещающего ПО  без видимого результата в  государственных программах. И  количество участников (десятки компаний, производящих ПО и аппаратную часть во всех регионах России), а  также полное отсутствие бюджетного финансирования.

В ближайшей перспективе логичным представляется создание Экспертного совета «Центра импортозамещения» по формированию консорциумов в ИТ. Его работа позволит максимально эффективно применять опыт профессиональных ассоциаций в этой области с учетом задач, стоящих перед государственным сектором, а также получать качественную поддержку на  уровне законодательного регулирования отрасли и  поддерживать содержательный диалог между профессиональным сообществом и государством.

В. Л. Макаров,

президент НП «Руссофт»

Be the first to comment on "Консорциумы для импортозамещения: как повысить эффективность российских ИТ"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*