Корабел от Бога

Корабелы старшего поколения хорошо помнят Александра Семеновича Белопольского, талантливого инженера, прекрасного организатора производства, посвятившего жизнь морю и кораблям. Свой первый заказ в ранге ответственного сдатчика он передал флоту в  28  лет, проработав на  предприятии лишь четыре года. А  всего Белопольский передал ВМФ десять подлодок. Три из  них (и  это своеобразный рекорд) — головные, в  том числе самый большой в  мире подводный корабль — тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 941 «Акула» (заказ 711), занесенный в Книгу рекордов Гиннесса.

«Завод на МТС не меняю…»

Выпускник Николаевского кораблестроительного института Александр Белопольский приехал в Молотовск весной 1953 года и был принят на завод помощником мастера в цех 9. С  большим желанием и  интересом молодой специалист постигал корабельную практику, но тут случилось непредвиденное…

В декабре того же года комсомольца Белопольского вызвали в обком КПСС к заместителю начальника отдела сельского хозяйства. Разговор был коротким, а  решение просто ошеломляющим: направить на работу в МТС (машинно-тракторную станцию) областного значения. Как раз тогда вышло постановление ЦК КПСС о  пополнении МТС, как важного звена развития сельского хозяйства, молодыми перспективными кадрами. Выбор пал на  Белопольского, вероятно, потому, что в  институте он учился на  машиностроительном факультете. Но  Александр Белопольский наотрез отказался менять завод на  МТС, за  что в  январе 1954  года на  заседании бюро Молотовского горкома ВЛКСМ был исключен из комсомола.

В наши дни такой факт преподносили  бы как яркий штрих в  биографии человека: личности волевой, способной на  поступок ради дела, которому служит. А разве не таким его можно было воспринимать тогда? Только время было другое, и  оно выставляло свои оценки. В  архиве не найдено документа о  восстановлении А. С. Белопольского в  рядах ВЛКСМ, но  через двенадцать лет его примут в партию. А те сильные черты характера не раз проявятся в нем по жизни.

Начало большого пути

Завод наращивал темпы строительства подводных кораблей. Александр Белопольский работает уже в  цехе №  50  мастером монтажных работ. Однако определяющим в судьбе молодого специалиста стал апрель 1956 года, когда он переводится строителем в отдел № 2 (ныне 5й). А в июле и декабре 1957го уже как ответственный сдатчик сдает флоту две дизельные подлодки проекта АВ611, а  в  последующие годы — еще две проекта 629.

Параллельно на  заводе осваивается строительство атомных подлодок. Энергия, инициатива, умение определить главное направление в  организации работ стали определяющими в  карьерном росте Белопольского. Его назначают координатором строительства и  испытаний первой АПЛ, вооруженной крылатыми ракетами (проект 675, заказ 530), а  затем головной подлодки с новой межконтинентальной морской баллистической ракетой (проект 667  Б, заказ 310). Знающие люди говорят, что главное не в том, сколько сдал кораблей, главное — каких! Головные заказы стоят на  особом счету. На  них отрабатываются конструктивные элементы, технология строительства, новые комплексы управления техническими средствами корабля, вооружением, а также навигация, гидроакустика, связь. Зачастую эти новые достижения науки, заложенные в  проекте, несут в  себе немало неожиданностей и  загадок. На  такие корабли всегда назначались наиболее опытные, профессионально подготовленные специалисты, энергичные, коммуникабельные. В  Белопольском все это было. Поэтому, когда Севмашу предстояло создание уникальных тяжелых атомных подводных крейсеров проекта 941 «Акула», выбор главного строителя проекта и ответственного сдатчика головного заказа был очевиден: Белопольский!

Главный на корабле

— На 711-м все было новым: и  конструкция, и  технология, и  оснастка, и  комплексы основного вооружения, корабельного оборудования и  устройств, — вспоминает Евгений Костюков, работавший с Белопольским заместителем ответственного сдатчика на четырех заказах, в том числе на 711м. — Такого количества уникальной оснастки не было ни  на  одном из  предыдущих заказов. Осваивался агрегатно-модульный метод строительства. Монтировались огромные стенды, и  на  них собирали палубы, выгородки, оборудование, агрегаты, «сборочные единицы». Потом разрезали корпус, и  вся эта махина задвигалась внутрь корабля. Масса вопросов, согласований, уточнений — и все в поле зрения Александра Семеновича. Еще задолго до закладки заказа в конструкторском бюро «Рубин» он изучал проект, чертежи, описания и  инструкции по  ГЭУ, корабельным системам и механизмам. Белопольский знал корабль от  А  до  Я, поэтому его уважали и  ценили главные конструкторы, директора заводов и  институтов, военные специалисты. Он находил общий язык со  всеми, не заискивал, не раболепствовал — не в его характере. Мог настоять на  своем. Это был очень эрудированный человек. Знал, любил и  читал классику. Из интеллектуальных игр предпочитал шах маты. Практически не удавалось приобщить его к прогулкам в лес, отдыху на природе. Все у него было подчинено работе.

str-54

Школа Белопольского

— Александр Семенович строитель от  Бога — так сказал однажды о  нем старший строитель, ответственный сдатчик 724го заказа проекта «Акула» Александр Мишуков, по  праву считающий себя учеником Белопольского. Думается, с  такой оценкой согласились бы многие, кто знал его в  деле, — говорит Владимир Бычков, работавший в 5м отделе старшим строителем. — Белопольский обладал разносторонними профессиональными знаниями и  широким кругозором. Умел, казалось бы, без особого труда выстроить взаимоотношения с  проектантом, поставщиками, контрагентами, заказчиком, мог предвидеть ситуацию, просчитать ее. Школа Белопольского как строителя достойна применения во все времена. Он был строг, но  справедлив. Не боялся брать ответственность на  себя, никогда не подставлял человека. Както на  директорской проверке возникли претензии к одному из  строителей. Директор готов был немедленно вызвать его «на  ковер». Тут встает Александр Семенович и говорит: «Я ответственный сдатчик и  за  все отвечаю, с  ним разберусь сам. А  если считаете, что нужно наказать, — наказывайте меня». К  директорским проверкам Александр Семенович готовился основательно. В  те времена основой основ была сроковая дисциплина, поэтому свои претензии и вопросы к исполнителям работ на  заказе Александр Семенович согласовывал или доводил до  сведения заранее: «Буду докладывать о том-то, будь готов!» Коротко и  ясно. В  личной беседе умел оценить человека и решить, где и как можно использовать его способности. Однажды Белопольскому предложили взять в команду строителей специалиста из цеха. После личной беседы он сказал тому, кто его рекомендовал: «Зачем мне плохой строитель, пусть лучше на  производстве будет хороший начальник участка». Александр Семенович был компанейским человеком, много знал украинских песен, его искрометный одесский юмор зажигал, разряжал обстановку. С ним было интересно. Он был надежным и верным товарищем.

Особая энергетика

За что бы он ни брался — все у него получалось. Не без проблем, не без трудностей, но работа шла на позитиве. И в этом не было никакого секрета. Александр Белопольский — человек харизматичный, обладал особой притягательной силой, особой энергетикой. Высокий, статный, шумный, где бы он не появлялся, все внимание сосредотачивалось на  нем, все вокруг него кипело, бурлило, приходило в  движение. Когда он ступал на  борт подлодки, весть о  том, что пришел Белопольский, мгновенно разлеталась по отсекам. Люди ждали, что будет? Если все хорошо, шутил, задавал вопросы. Если учинял разнос, его гремучий бас разносился по  всему кораблю. Его уважали за  честность, порядочность, открытость. Заслужить похвалу Белопольского дорогого стоило, и  к  этому стремились. Он всегда замечал в  человеке творческое начало, давал ему возможность профессионально расти, умел поддержать. Его побаивались, ибо он не терпел обмана, расхлябанности, несобранности. От  него отступали, когда чувствовали решительность, непоколебимость, какую-то особую силу в  его словах. Рассказывали, что как-то к  Александру Семеновичу пришел профсоюзный лидер и  стал говорить о  необходимости организовать в  коллективе строителей заказа соцсоревнование, подчеркнув, что участие руководителя играет в  этом немалую роль. Белопольский выслушал и сказал примерно следующее: «Каждый должен выполнять свое дело. Моя задача строить корабли, я отвечаю за них перед страной. А если для вас главным является соцсоревнование — организуйте». Сказал, как отрезал. Белопольский был человеком прямолинейным, что не всем нравилось. Но его деловые качества перевешивали все остальное.

Мы им гордились

Александр Семенович Белопольский закончил трудовую деятельность на  Севмаше в  1986  году и  уехал с  супругой Тамарой Ивановной в Великий Новгород. Через какое-то время туда перебрались и  оба их сына Семен и  Игорь. Род Белопольских продолжают сегодня внуки и правнуки, они в Москве. Осталась связующая ниточка и с Северодвинском. Здесь живет племянница Тамары Ивановны. «Наши семьи были дружны, и  мы очень гордились Александром Семеновичем, — рассказала Ольга Ендовицкая. — Детство Семена, Игоря, и наше с братом Александром прошло вместе, мы общались, проводили свободное время. Когда училась в школе, у меня возникли проблемы с алгеброй, и  Александр Семенович занимался со  мной по  предмету. Уже тогда я  знала, что он очень занят серьезной и  ответственной работой. А потом, когда пришла на контрагентский участок, который находится в  составе 5-го отдела, много слышала о  нем добрых слов. И  еще больше гордилась им. В семье Белопольских всегда царило уважение друг к другу, взаимопонимание. Тамара Ивановна взяла на  себя заботы о  доме, детях и  стала для мужа тем крепким тылом, о  котором мечтает каждый мужчина, увлеченный любимым делом. Александр Семенович очень ценил это и  дорожил своей семьей. Когда они уехали, мы продолжали общаться. Поддерживаем связь с  Тамарой Ивановной и сегодня».

В память о кораблях и людях

Александра Семеновича не стало в  2001  году. Время быстротечно. 4  января 2014  года ему исполнилось  бы 85  лет. Готовя этот материал, я  поняла, как мало большинство из  нас знает о  человеке, который, по сути, олицетворял собой эпоху в истории Севмаша. В те годы нельзя было писать о подлодках, поэтому в тени оставались и люди, которые их создавали. А когда наступили времена открытости, Белопольский уже уехал из  города. Будь он ближе, к нему бы, думаю, вернулись не раз, поводы для этого были. И  все же… Ощущение, что он отдал гораздо больше, чем получил, остается. Я не о наградах, они у Александра Семеновича есть (орден Трудового Красного Знамени, звание лауреата Ленинской премии), а  о  внимании, участии, памяти. Ведь на Севмаш пришли новые поколения корабелов. Что знают они о Белопольском, который был ярким представителем времени великих успехов Севмаша в создании новейшей военно-морской техники?

…Время отсчитывает другой календарный век. Сегодня Севмаш строит подлодки нового поколения. А  значит, дело первопроходцев подводного кораблестроения продолжается, ибо без прошлого не было  бы настоящего. Севмаш подарил 711му заказу вторую жизнь. Самый большой в  мире корабль «Дмитрий Донской» находится в  составе ВМФ России. В  нем остается частичка души тех, кто его строил. И, конечно  же, Александра Семеновича Белопольского, талантливого инженера и строителя от Бога.

Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ

Be the first to comment on "Корабел от Бога"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*