Реальным товаром на рынке новых технологий является не сама разработка, а готовый коммерческий продукт, включающий помимо собственно разработки ряд дополнительных элементов. Важным элементом любого инновационного продукта является возможность приспособления разработки к особенностям использования её конкретным потребителем, адаптации к условиям технологического производства. Кроме того, любой коммерческий производитель или инвестор ищет, прежде всего, новый товар, который позволит ему в дальнейшем получить прибыль, а не новую технологию. Таким образом, разработчик и инвестор смотрят на один и тот же объект коммерциализации с разных точек зрения.
В то же время, сценарий («открытые инновации») по приобретению новой технологии во внешнем малом предприятии, которое получило её менее затратным способом и даёт необходимое конкурентное преимущество продукту, в РФ кажется практически неосвоенным. Хотя, как мы видим, покупка «стартапов» с «нужными» технологиями на мировом рынке носит уже соревновательный характер и является залогом опережающего успеха для многих глобальных компаний. Здесь следует перечислить основные трудности, с которыми сталкиваются большие и малые предприятия, а также частные лица при коммерциализации научнотехнических разработок в РФ:— выявление, оценка и охрана интеллектуальной собственности;— разработка бизнесплана, поиск бизнес партнёров и инвесторов;— выбор путей продвижения новых разработок в производство и на рынок;— выбор формы коммерциализации на рынке конечного продукта;— превращение научнотехнических разработок в товар на рынке (внедрение).
Отсутствие сегодня в России развитой системы трансфера (внедрения) технологий приводит к невостребованности результатов научной и научнотехнической деятельности, в результате чего в государственный бюджет не возвращаются средства, израсходованные на научные, научно-исследовательские и опытноконструкторские работы. Успешная коммерциализация достижений науки и трансфер технологий возможны лишь при взаимодействии научных организаций и рынка через субъекты инновационной инфраструктуры, обеспечивающих, в том числе:— отбор и оценку проектов, обладающих коммерческим потенциалом;— проведение патентных исследований и подготовку различных видов охраны интеллектуальной собственности и «ноухау»;— оценку интеллектуального вклада в создаваемые совместные предприятия;— подготовку лицензионных соглашений, договоров о научнотехническом и производственном сотрудничестве и т. п.;— управление вновь создающимися инновационными предприятиями («стартап») для коммерциализации результатов научных исследований и разработок;— поиск и привлечение инвесторов для стартового и последующего финансирования процесса коммерциализации результатов НИОКР.
В российской же практике большинство инноваций разрабатываются в структурных научных подразделениях или «дочерних» организациях крупных компаний с целью внедрения на производстве своего «родителя». Модель внедрения новых технологий по принципу «открытые инновации» почти отсутствует и наблюдается преимущественно в секторе ИТ.
Решение проблем коммерциализации технологий в РФ возможно только при комплексном «открытом» подходе к процессу внедрения технологий, для организации которого необходимо:
1) Участие субъектов инновационной инфраструктуры: ясные и простые процедуры взаимодействия «разработчик — консультант», «консультант — промпредприятие/инвестор»;
2) Правовое урегулирование по интеллектуальной собственности: защита прав интеллектуальной собственности и разделение всеми участниками внедрения ответственности за результат использования и распоряжения этими правами;
3) Инвестиционное плечо по «доводке» технологии до продукта (ОКР): возможность финансирования подготовки продукта к производству без требования предварительной оплаты услуг разработчика со стороны индустриального партнёра по внедрению.
В «открытой» модели вузы и научно-исследовательские институты получают эффективный механизм передачи технологий из науки в промышленность. Сотрудники научных организаций получают возможность дополнительного заработка за счёт оказания консультаций предпринимателям. Меняется учебный процесс, он становится рыночно ориентированным, направленным на подготовку технологов и инженеров-предпринимателей, способных не только разработать новую технологию, но и реализовать её в рамках собственной фирмы.
При реализации «открытых» подходов малый и средний бизнес должен получить поддерживающую инфраструктуру и возможности для комплексного сопровождения и бизнес-планирования при трансфере и коммерциализации новых технологических разработок в соответствии с потребностями рынка. Субъекты инновационной инфраструктуры и специализированные консультанты обеспечивают малым и средним инновационным предприятиям инфраструктурную поддержку, предоставляют доступ к бизнес-компетенциям по привлечению инвестиций, формированию стратегии и команд, выстраиванию системы продаж, а также оформлению вопросов связанных с интеллектуальной собственностью и ведению хозяйственной деятельности предприятий.
Основным преимуществом подхода «открытые инновации» для промышленного сектора является коммерциализация новых научно-технических разработок на рынке через процесс трансфера (внедрения) новых технологий при внешней финансовой и экспертной поддержке венчурных фондов и специализированных консалтинговых структур в соответствии с потребностями и требованиями рынка.
Схема коммерциализации научно-технических разработок при таком подходе осуществляется преимущественно через создание совместно с разработчиками стартовых малых инновационных компаний, с целью доработки технологии до коммерческого состояния и дальнейшей продажи компании или лицензии, патента. Для минимизации собственных инвестиционных рисков и увеличения денежной массы в стартап проектах производственным предприятиям необходимо привлекать ресурсы венчурных фондов и инвестиционно-консалтинговых структур (Рисунок 1).
Таким образом, промышленные предприятия получают перспективные разработки, которые они могут поставить на серийное производство, при этом снижая свои риски и затраты, связанные с разработкой и внедрением инноваций, с формированием собственных современных конструкторских бюро и закупкой соответствующего дорогостоящего оборудования.
С. В. Хмелевский,
Председатель Правления,
Институт региональных
инновационных систем
Be the first to comment on "Механизмы внедрения инноваций в производственный сектор РФ"