Механизмы внедрения инноваций в производственный сектор РФ

Реальным товаром на  рынке новых технологий является не сама разработка, а  готовый коммерческий продукт, включающий помимо собственно разработки ряд дополнительных элементов. Важным элементом любого инновационного продукта является возможность приспособления разработки к  особенностям использования её конкретным потребителем, адаптации к  условиям технологического производства. Кроме того, любой коммерческий производитель или инвестор ищет, прежде всего, новый товар, который позволит ему в  дальнейшем получить прибыль, а  не новую технологию. Таким образом, разработчик и  инвестор смотрят на  один и  тот  же объект коммерциализации с  разных точек зрения.

В то же время, сценарий («открытые инновации») по  приобретению новой технологии во  внешнем малом предприятии, которое получило её менее затратным способом и  даёт необходимое конкурентное преимущество продукту, в  РФ кажется практически неосвоенным. Хотя, как мы видим, покупка «стартапов» с «нужными» технологиями на  мировом рынке носит уже соревновательный характер и  является залогом опережающего успеха для многих глобальных компаний. Здесь следует перечислить основные трудности, с  которыми сталкиваются большие и  малые предприятия, а также частные лица при коммерциализации научнотехнических разработок в РФ:— выявление, оценка и охрана интеллектуальной собственности;— разработка бизнесплана, поиск бизнес партнёров и инвесторов;— выбор путей продвижения новых разработок в производство и на рынок;— выбор формы коммерциализации на рынке конечного продукта;— превращение научнотехнических разработок в товар на рынке (внедрение).

Отсутствие сегодня в  России развитой системы трансфера (внедрения) технологий приводит к  невостребованности результатов научной и  научнотехнической деятельности, в  результате чего в  государственный бюджет не возвращаются средства, израсходованные на  научные, научно-исследовательские и  опытноконструкторские работы. Успешная коммерциализация достижений науки и  трансфер технологий возможны лишь при взаимодействии научных организаций и  рынка через субъекты инновационной инфраструктуры, обеспечивающих, в том числе:— отбор и  оценку проектов, обладающих коммерческим потенциалом;— проведение патентных исследований и  подготовку различных видов охраны интеллектуальной собственности и «ноухау»;— оценку интеллектуального вклада в создаваемые совместные предприятия;— подготовку лицензионных соглашений, договоров о научнотехническом и  производственном сотрудничестве и т. п.;— управление вновь создающимися инновационными предприятиями («стартап») для коммерциализации результатов научных исследований и разработок;— поиск и  привлечение инвесторов для стартового и  последующего финансирования процесса коммерциализации результатов НИОКР.

В российской  же практике большинство инноваций разрабатываются в  структурных научных подразделениях или «дочерних» организациях крупных компаний с  целью внедрения на  производстве своего «родителя». Модель внедрения новых технологий по  принципу «открытые инновации» почти отсутствует и  наблюдается преимущественно в секторе ИТ.

Решение проблем коммерциализации технологий в  РФ возможно только при комплексном «открытом» подходе к процессу внедрения технологий, для организации которого необходимо:

1) Участие субъектов инновационной инфраструктуры: ясные и  простые процедуры взаимодействия «разработчик — консультант», «консультант — промпредприятие/инвестор»;

2) Правовое урегулирование по  интеллектуальной собственности: защита прав интеллектуальной собственности и  разделение всеми участниками внедрения ответственности за  результат использования и  распоряжения этими правами;

3) Инвестиционное плечо по  «доводке» технологии до  продукта (ОКР): возможность финансирования подготовки продукта к  производству без требования предварительной оплаты услуг разработчика со  стороны индустриального партнёра по внедрению.

В «открытой» модели вузы и научно-исследовательские институты получают эффективный механизм передачи технологий из  науки в  промышленность. Сотрудники научных организаций получают возможность дополнительного заработка за  счёт оказания консультаций предпринимателям. Меняется учебный процесс, он становится рыночно ориентированным, направленным на  подготовку технологов и  инженеров-предпринимателей, способных не только разработать новую технологию, но  и  реализовать её в рамках собственной фирмы.

При реализации «открытых» подходов малый и  средний бизнес должен получить поддерживающую инфраструктуру и  возможности для комплексного сопровождения и  бизнес-планирования при трансфере и  коммерциализации новых технологических разработок в соответствии с потребностями рынка. Субъекты инновационной инфраструктуры и  специализированные консультанты обеспечивают малым и  средним инновационным предприятиям инфраструктурную поддержку, предоставляют доступ к  бизнес-компетенциям по  привлечению инвестиций, формированию стратегии и  команд, выстраиванию системы продаж, а  также оформлению вопросов связанных с интеллектуальной собственностью и  ведению хозяйственной деятельности предприятий.

Основным преимуществом подхода «открытые инновации» для промышленного сектора является коммерциализация новых научно-технических разработок на рынке через процесс трансфера (внедрения) новых технологий при внешней финансовой и экспертной поддержке венчурных фондов и  специализированных консалтинговых структур в  соответствии с  потребностями и  требованиями рынка.

Схема коммерциализации научно-технических разработок при таком подходе осуществляется преимущественно через создание совместно с  разработчиками стартовых малых инновационных компаний, с  целью доработки технологии до коммерческого состояния и  дальнейшей продажи компании или лицензии, патента. Для минимизации собственных инвестиционных рисков и увеличения денежной массы в стартап проектах производственным предприятиям необходимо привлекать ресурсы венчурных фондов и  инвестиционно-консалтинговых структур (Рисунок 1).

Таким образом, промышленные предприятия получают перспективные разработки, которые они могут поставить на  серийное производство, при этом снижая свои риски и  затраты, связанные с  разработкой и  внедрением инноваций, с  формированием собственных современных конструкторских бюро и закупкой соответствующего дорогостоящего оборудования.

С. В. Хмелевский,

Председатель Правления,

Институт региональных 

инновационных систем

Be the first to comment on "Механизмы внедрения инноваций в производственный сектор РФ"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*