Мобилизация ума, ресурсов, денег, воли

«Для страны и народа наступило новое время— время ожесточенной борьбы за наши исключительные интересы и право на самостоятельную жизнь и безопасность. …Новое время требует проявления нашей воли и общенациональной мобилизации» — Дмитрий Рогозин (Взгляд, 7 мая 2014).

Огромные ресурсы России традиционно манят к себе агрессивные силы западного мира. По данным ряда специалистов, природные богатства России превосходят ресурсы США в 4 раза и оцениваются в 140 трлн. долл. Российская Федерация располагает самыми крупными в мире разведанными запасами апатитов (64,5% общемировых), природного газа (35,4%), железных руд (32%), никеля (31%), бурых углей (29%), олова (27%), цинка (16%), урана (14%), нефти (13%), свинца (12%), меди (11%), одними из крупнейших в мире месторождений золота, платины, алмазов. Россия занимает первое место в мире по общим земельным и лесным площадям, запасам древесины, а также пресных поверхностных и подземных вод — более 20% мировых запасов.

Нам следует принять как данность, что предлоги для претензий к России найдутся всегда. Как говорил известный волк из басни: «Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать». Остальное — не более чем «серверовка стола». В этих условиях Россия должна выбрать свой путь развития, свой действенный инструментарий укрепления экономики, а не тот суррогат, что нам нашептывали (и продолжают) псевдоэкономисты-либералы, втягивая страну в круговорот кредитных афер, бессмысленную для нас ВТО и прочие формы дорогостоящей зависимости.

Следует обратить внимание на заметную в мире тенденцию к уходу от либеральной модели экономики. В лидеры рейтинговых списков уже входят Китай, Сингапур, Бразилия и ряд других крупных государств, в которых действует различное сочетание государственного планирования и регулирования с открытой рыночной экономикой.

Академик РАН Н. Шмелев, бывший сторонник либеральной модели, спустя десятилетие сообщил, что оказывается, «ослабленная, находящаяся в глубоком кризисе Россия помогала и продолжает помогать Западу. На один доллар видов западной помощи, займов и кредитов, поступающих в Россию, все эти годы приходилось примерно четыре доллара оттока средств из нее, вкладываемых в экономику Запада». Кстати, тотальное наступление либерализма в нашей стране он определил как «грандиозный исторический обман». (Вопросы экономики. 2000. № 12,).

И сейчас становится ясным, что в современных условиях, учитывая наш исторический опыт, менталитет нашего народа и ощутимую угрозу нашему существованию, необходимо разумное внедрение инструментов мобилизационной экономики, программно-целевого метода государственного управления и создание эффективных промышленных альянсов, кластеров.

Мобилизационная экономика— это, прежде всего, такая экономика, при которой поступление и расход ресурсов могут быть спланированы государственной властью и организованы таким образом, чтобы максимально эффективно работать на внутреннее развитие страны в сложный кризисный период.

Кстати, следует отметить, что Военная доктрина РФ, введенная в действие Указом Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146, определяет, что перевод экономики с мирного на военное время (мобилизация экономики) осуществляется в целях всестороннего и полного обеспечения потребностей обороны страны, деятельности государства, жизнеобеспечения населения страны, а также обеспечения других нужд государства в военное время. Войска проводят учения по действиям в особый период. А правительство?

Из отечественной истории нам известны результаты применения принципов    мобилизационной    экономики, давшие экономический прорыв Советского Союза в 30-е годы и в послевоенное время. Таким же образом проведено эффективное восстановление и развитие экономики в Японии и резкий подъем промышленности в Китае.

По воспоминаниям академика Б. Чертка, когда США обнаружили, что СССР ушел далеко вперед по проектированию и созданию ракетоносителя «Энергия», американские эксперты пришли к единому выводу о том, что в реализации таких масштабных проектов рыночная экономика безнадежно проигрывает мобилизационной. И Правительство США приняло беспрецедентное решение о государственном регулировании и контроле всех участников космической программы, используя именно советский мобилизационный метод.

Учитывая наличие огромных запасов природных ресурсов, полное самообеспечение энергией, развитую научно-техническую базу, опытные кадры и систему их подготовки, необходимо государству вернуться в экономику, как активному участнику производственно-хозяйственной деятельности. Востребовано государственное стратегическое (долгосрочное) планирование мобилизационной экономики, планирование основных отраслевых индикаторов (в том числе и в натуральном выражении), стимулирование внутреннего рынка крупными государственными заказами, (прежде всего, основных видов промышленной продукции с приоритетом оборонного назначения) и жесткий контроль выполнения планов, персональная ответственность чиновников.

Организация самодостаточного внутреннего рынка — видится ключевой задачей мобилизационной экономики в кризисный период. Как инструментарий реализации стратегических планов стоит полномасштабно использовать программно-целевой метод государственного управления, который позволяет применить системный подход к увязке целей экономического развития и необходимых ресурсов при помощи специальных программ. При этом каждая программа — комплекс мероприятий    по    реализации    одной или нескольких целей и подцелей развития экономики, упорядоченных в виде «дерева целей», где приоритетность определяется через подход «эффективность — время — стоимость».

На этом пути предстоит модернизировать многие действующие предприятия и построить новые. С государственным управлением. И одна лишь техническая модернизация не даст ожидаемого эффекта. Наряду с ней необходимо осуществить организационное переустройство экономики. Управление в отраслях должно быть ориентировано не на спекулятивную биржевую капитализацию, а на внедрение современных конструк-торско-технологических решений, минимизацию сроков инновационных производственных циклов и уже как следствие — конкурентоспособную цену. Для этого должны быть обеспечены все условия, главным из которых видится государственный организационный фактор. Это прямая обязанность государства — создание эффективных промышленных альянсов, кластеров, нацеленных на качественный конечный результат и решение, прежде всего, государственных задач развития.

Производство особо сложной научно-технической продукции (ракеты, самолеты, корабли) по сути своей должно быть построено на возрождении института Генеральных конструкторов и научно-производственных объединений. В связи с этим, от имени государства всю полноту ответственности за развитие того или иного важного направления экономики должна взять на себя не какая-либо коммерческая организация, как это имеет место сейчас, а государственное учреждение во главе с опытными кадрами, прошедшими объективный конкурс и имеющими достаточные полномочия для реализации поставленных задач.

Выполнение крупных научно-технических и промышленных задач, как свидетельствует бытие отечественной экономики, не под силу нашему бизнесу, «… поскольку российский бизнес недостаточно мотивирован и организован для решения стратегических задач национального развития». (Вопросы экономики. 2011. № 6. Совместное заседании Ученых Советов ИЭ РАН и ИЭФ). За государством должны остаться стратегические отрасли, за частным бизнесом — свои многообразные ниши в общественном   разделении   труда,   которые в настоящее время могут реально наполнить частные предприятия.

Приоритетами российского государственного управления должны стать повышение уровня развития производительных сил и, прежде всего, человеческого капитала, проведение на новом качественном уровне реиндустриали-зации страны, подъем агропромышленного комплекса, изменение финансовой системы с ориентацией на собственные возможности. Необходимо реформирование системы образования, восстановление роли и значения академической и отраслевой науки, интеллектуализации всех сфер общественной жизни. Инвестиции в человеческий капитал, развитие науки и техники являются наиболее целесообразными. Именно они главным образом обеспечивают повышение производительности труда. «Подсчитано, что за последние двести лет производительность общественного труда повысилась в тридцать раз именно за счет его интеллектуализации. В современных условиях информационной революции, когда внедрение достижений науки и техники является решающим фактором экономического прогресса, — все это имеет исключительно важное значение». («Основы концепции современного возрождения России». О. А. Котолупов, П. А. Хриенко. ИТ «АРИАЛ», 2013).

Либеральными экономистами принято считать, что Россия не обладает необходимыми финансовыми источниками для внутреннего инвестирования. Но это миф. Так, по заключению профессора С. Авакьяна, только доходы от нефтегазового комплекса России при рациональном их использовании могут в существенной степени покрыть потребности целевого внутреннего инвестирования. Он, в частности, отмечает, что в период бурного роста цен на нефть и газ Россия получила огромные доходы, но распорядилась ими предельно странно. Они в существенной степени были вложены в американские ценные бумаги, что фактически означало вместо поддержки собственного производителя, поддержку экономики других стран. (См.: Российская Федерация сегодня. 2011. № 2. С. 3). Важно также стимулировать национальную банковскую систему для кредитования долгосрочных промышленных проектов, оборонного сектора. Должны оперативно включаться механизмы государственных гарантии и государственной поддержки притока ресурсов в необходимые инвестиционные проекты.

Безусловно государству необходимо установить полный и прозрачный контроль расхода средств на госпрограммы и реализацию продукции на внешних рынках. Особенно важно осуществлять переход оплаты поставок отечественной продукции (прежде всего нефти и газа) за рубли. И энергично развивать внешнеэкономические отношения с Юго-Восточной Азией и Китаем.

Под прямым государственным управлением должно находиться также решение проблемы продовольственной безопасности, восстановление агропромышленного комплекса. Резервы для подъема сельского хозяйства в России имеются огромные. Так, статистика свидетельствует, что в Советском Союзе в 1991 году при 6% мирового населения в стране производилось 62,2% мирового объема пшеницы, 21,4% сливочного и 13% растительного масла, 15,7% — сахара, 11,7%— мяса, 30%— яблок и т. п. На душу населения производилось больше, чем в США масла, пшеницы, хлеба, яиц, картофеля, молока и другой сельскохозяйственной продукции (Хроника смутного времени. Сборник статей. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2011.). Также востребовано развитие фермерского хозяйства, бесплатное предоставление земли для выращивания сельхоз культур и животноводства, иное стимулирование освоения новых земель. Вспомним, какой потрясающий эффект дали столыпинские реформы.

Есть много вопросов, которые, при переходе на мобилизационную экономику, необходимо обсудить экспертным сообществом, специалистам, но среди них особое внимание следует обратить на повышение правопорядка, жесткое правовое обеспечение, реальную борьбу с коррупцией.

Для скорейшей реализации такого вектора развития нашего Отечества необходима политическая воля руководства страны. Роль России в последних событиях в мире дает уверенность в том, что Президент Владимир Путин реализует все возможности для реформирования социально-экономической системы в России, а наши люди смогут «свернуть горы», как это уже было не раз в критические моменты русской истории.

В. Н. Зазимко,

Руководитель Экспертного Совета

ВПП «Родина», Председатель

Совета Директоров НИИ «Звезда»,

к-т эк. наук

Be the first to comment on "Мобилизация ума, ресурсов, денег, воли"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*