Модернизация машиностроения. Цифры.Тенденции.Вызовы.

В.Н. Половинкин, д-р. техн. наук, профессор, А.Б. Фомичев, к-т техн. наук

   Президент России Дмитрий Мед­ведев выделил пять приоритетных направления развития страны, реа­лизация которых находится под его непосредственным контролем. Это вопросы повышения энергоэф­фективности и ресурсосбережения (включая разработку новых видов топлива), ядерные технологии, фар­мацевтика и медицинская промыш­ленность, современные информаци­онные технологии и программное обеспечение, а также космическая отрасль и телекоммуникации.

К сожалению, в этих важнейших для развития цивилизации в XXI веке областях в России сложилась, прямо скажем, экстраординарная ситуация. Так, на долю нашей страны прихо­дится чуть больше половины про­цента мирового экспорта воздушных и космических аппаратов, менее одной десятой процента фармацев­тических продуктов, одна сотая про­цента — продуктов биотехнологи­ческой промышленности, две сотые про-цента — электронно-вычислительной и офисной техники, одна десятая процента телекоммуникаци­онного оборудования. Однако осо­бенно сложная ситуация имеет место в отечественном машиностроении, — той отрасли, которая по своей сути и предназначению в первую очередь должна входить в число динамично развивающихся направлений.

Роль и значение машиностро­ения определяется, прежде всего, тем, что это базовая отрасль эконо­мики страны, тесно взаимосвязанная со всеми другими ведущими отрас­лями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра всей отече­ственной промышленности и эконо­мики.

   От уровня развития машиностро­ения в первую очередь зависят важ­нейшие удельные показатели вало­вого внутреннего продукта страны (например, материалоемкость, энер­гоемкость и т.д.), производительность труда практически во всех отраслях народного хозяйства, уровень эколо­гической безопасности промышлен­ного производства и обороноспособ­ность государства.
   Социальная значимость маши­ностроения определяется тем, что данный комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних пред­приятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, что состав­ляет около 40% от числа предпри­ятий, состоящих на самостоятельном балансе во всей отечественной про­мышленности. Количество занятых работников в машиностроении — около 4 млн. человек, это более трети всех работающих в промышленности РФ. Очевидно, что уровень квалифи­кации работников отечественного машиностроения во многом опреде­ляет кадровый потенциал промыш­ленности России, а уровень техноло­гического развития отрасли вообще определяет весь процесс дальнейшего развития нашего государства. Более того, за деградацией и остановкой машиностроения, начнут останавли­ваться черная и цветная металлургия, затем горнодобывающая промышлен­ность, ТЭК и т.д.
В структуре промышленного про­изводства страны удельный вес маши­ностроения составляет около 20% (второе место, после топливно-энер­гетического комплекса), что, однако, в полтора-два раза ниже, чем в эко­номически развитых странах, где он достигает 35-50% и более.
Таким образом, роль и значение машиностроительного комплекса в социально-экономическом развитии страны на данном этапе невозможно переоценить. Однако особое, опре­деляющее значение машиностроение приобретает в контексте задач инно­вационного развития. Нам жизненно необходим процесс реиндустриали-зации.

Машиностроение сегодня включает в себя более 20 подо­траслей:энергетическое, металлур­гическое, горношахтнотгорно­рудное, подъемно-транспортное, же-лезнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохо­зяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую,     станко-инструментальную и инструментальную промышлен­ность, промыш-ленность межо­траслевых производств, приборо­строение, промышленность средств вычислительной техники, автомо­бильную, подшипниковую про­мышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышлен­ности, производство санитарно-технического и газового оборудо­вания, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность.

Мы должны исходить из того, что опережающее развитие машино­строения является, в конечном счете, основным источником инновацион­ного развития и дальнейшего эконо­мического роста страны, повышения эффективности и производитель­ности общественного труда и роста благосостояния населения.

Позитивное развитие отечествен­ного машиностроения осложняется, прежде всего, тем, что физический и моральный износ основных средств производства достиг в настоя-щее время критического уровня и состав­ляет от 65 до 75% и более. Выбытие основных фондов в машиностроении идет с темпом 1,5-3,5% в год, тогда как годовой темп обновления технологи­ческой базы не превышает 0,1-0,5%. В отечественном судостроении про­блема технологического перевоору­жения ещё острее. При этом удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу, воз­никшему в развитых странах мира ещё в 90-е годы, составляет не более 6-8%. В то же время мир сегодня уже стоит на пороге 6-го технологического уклада. Его контуры только начинают складываться в развитых странах, в первую очередь — в США, Японии и КНР. (Следующий технологический уклад характеризуется развитием и применением биотехнологий, нано-технологий, генной инженерии, мем­бранных и квантовых технологий, фотоники, микромеханики, термоя­дерной энергетики и др. Специалисты прогнозируют, что синтез достижений этих направлений должен привести к созданию, например, квантового ком­пьютера, искусственного интеллекта, обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, эконо­микой).

При сохранении нынешних темпов технико-экономического развития, 6-й технологический уклад может вступить в фазу распространения в 2015-2020 гг., а в фазу зрелости — в 2040-е гг. При этом в 2020-2025 годах ожидается новая научно-техниче­ская и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения в выше­названных базовых технологиях.

В России, к сожалению, 6-й тех­нологический уклад пока даже не формируется. Доля технологий 5-го уклада составляет примерно 5-8% (и только в военно-промышленном ком­плексе и в авиакосмической отрасли), 4-го — около 32-34%, третьего — свыше 50%.

В наиболее сложном положении оказалась важнейшая отрасль отечественного машиностроения — станкостроение,              определяющая технологический уровень всего маши­ностроительного комплекса. Здесь, потребность в обновлении станоч­ного парка в стоимостном выражении составляет не менее 1,5-1,8 млрд. дол­ларов США (если ее принять в 10% в год от имеющегося парка в 2,2 млн. штук), но она практически не обе­спечена платежеспособным спросом. Парк отечественного станкостроения на 80% и более устарел.

В нынешнем состоянии предпри­ятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сег­ментов рынка, в основном это каса­ется только отдельных видов воо­ружения и военной техники. По оценкам международных экспертов, на мировом рынке могут конкуриро­вать в соответствующих сегментах не более 50 российских машинострои­тельных компаний.

Однако особую тревогу у нас вызывает резкое снижение доли нау­коемкой продукции отечественного машиностроения, которая сегодня не превышает 2,6 %. В судостроении и, особенно в военном кораблестро­ении доля наукоемкой продукции несколько выше и составляет по неко­торым оценкам около 10%. В стан­костроении и приборостроении эта доля не превышает 2,8-3,7%.

В российской промышленности в целом и в машиностроительной отрасли в частности следует выделить ряд негативных факторов, опять же, тесно взаимосвязанных и взаимоо­бусловленных, которые формируют масштабный системный кризис:

• деградация основных фондов (фактический возраст парка российского машиностроения превышает 20 -25 лет);

России технологическое отставание от передовых стран, в первую очередь в станкостроительной и энер­гетической сферах (20-30 лет);

низкое качество продукции, высокие производственные издержки (металлоемкость, энергозатраты, транспортировка), низкая рентабель­ность производства и, как следствие, недостаток оборотных и инвестици­онных средств для развития;острый дефицит квалифи­цированных кадров вследствие отно­сительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-тех­нических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем;

слабость законодательной базы по государственной промыш­ленной политике, техническому регу­лированию, ценообразованию на про­дукцию машиностроения;

несовершенство системы налогообложения, заметно сокраща­ющей оборотные средства предпри­ятий;

опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий (годовой индекс цен в электроэнергетике составляет около 128%, в топливных отраслях — более 120%, в то время как в машиностро­ении ниже 110%);

недостаточная урегулиро-ванность вопроса о правах собствен­ности на земли, находящиеся под про­мышленными объектами;

малоэффективное взаимо­действие финансово-кредитных орга­низаций и реального сектора эконо­мики;

риски несанкционированных действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т. п.;

отсутствие приведенных к международным требованиям стан­дартов выпускаемой продукции;

ограниченная емкость вну­треннего рынка вследствие недоста­точно высоких темпов роста эконо­мики страны;

недостаточная структуриро­ванность ряда отраслей внутри самого машиностроительного комплекса;

низкая конкурентоспособ­ность российской машинострои­тельной продукции на внутреннем и внешнем рынке (в том числе, из-за субъективных условий неравной кон­куренции) и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность отрасли.

     Вместе с тем, следует признать, что главной причиной создавшегося положения является отсутствие обо­снованной единой государственной стратегии преобразования и опере­жающего развития отечественного машиностроения   и   реиндустриализации экономики. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие Федерального закона «Об инновационной системе Российской Федерации». Это должен быть ком­плексный документ, определяющий цели инновационной политики госу­дарства и характер преференций и государственной поддержки инно­вационным предприятиям, в первую очередь, предприятиям отечествен­ного машиностроения.

Несмотря на все трудности, в России имеются необходимые условия для успешной модернизации. Это соб­ственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, все ещё значительный научный, интеллектуальный, кадровый, произ­водственный потенциал. Но, главное, — имеется понимание ситуации со стороны руководства государством и политическая воля к действию.

Нам жизненно необходима пере­ориентация отечественного машино­строения на интенсивный опережа­ющий путь развития, что предполагает решение комплекса накопившихся проблем в законодательной, норма­тивно-правовой, финансово-эконо­мической, образовательной, кадровой и иных сферах.

Объектом государственной под­держки должен быть весь машино­строительный комплекс в совокуп­ности всех его подотраслей. Мировой опыт показывает, что устойчивой может быть та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют порядка 70% и более внутреннего спроса. Для сравнения, в настоящее время отечественное машиностроение удовлетворяет не более 30% потребности внутреннего рынка. Параллельно необходимо ква­лифицированно решать проблемы отечественной энергетики. Известно, что если затраты на энергетику пре­вышают 10% от ВВП, в государстве наступает кризис всей экономики. Мы подошли к этому критическому пределу.

Спад инновационной актив­ности в стране, произошедший в 1990 годы, привел к тому, что в насто­ящее время внедрением инноваций в машиностроение занимается лишь 4-5% отечественных предприятий. А в таких странах как Германия, США, Франция и Япония доля инноваци­онно активных предприятий и фирм составляет от 70 до 82%. Вполне оче­видно, что возобновление инноваци­онного процесса в России будет проис­ходить по мере преодоления кризиса и подъема экономики. Однако сегодня задача заключается не в том, чтобы дать возможность инновациям сле­довать за экономическим ростом, а в том, чтобы с помощью активной промышленной политики превратить инновации в один из основных факторов роста российской эконо­мики.

По предварительным оценкам, на разработку и приобретение новых тех­нологий, и перепрофилирование про­изводственных мощностей в машино­строении России понадобится около 100-150 млрд. долларов. В судостро­ении эта цифра приближается к 35-45 млрд. долл., в станкостроении около 10-15 млрд. долл. Очевидно, что кроме материальных средств потребуется преодоление тех пассивных тенденций в инновационно — инвестиционной сфере, которые пока наблюдаются в отечественном машиностроении. Прежде всего, необходимо избавиться от такой особенности российского инвестиционного процесса, когда компоненты технического оборудо­вания заменяются за счет оборотных средств (доля собственных средств в инвестициях, включая прибыль, составляет до 80%), без долгосрочных вложений в основной капитал.

Нельзя мириться и с тем нега­тивным фактом, что средства и пре­ференции, которые на сегодняшний день правительством РФ выделяются российскому бизнесу, к сожалению, тратятся не на задел в будущее, а на банальное «латание дыр». Россий­скому обществу нужно избавиться от стереотипов прошлого и иллюзий по поводу того, что потребитель всегда будет обязан покупать товар вчерашнего дня, однако, несмотря на это, мы по-прежнему производим именно такой товар. Ежегодный экс­порт технологий Россией в 2007-2009 годах составил не более 630 — 650 миллионов долларов, в то время как, например, в Германии этот показатель превысил 42 миллиарда долларов. В среднем за год в России регистри­руется около 35 тысяч патентов, а в США и Японии — по 400 тысяч.

Государственные научные учреж­дения в ведущих инновационно ори­ентированных странах, таких как Франция, США, Германия, Япония, Китай, являются на сегодняшний день главными генераторами инноваций. А у нас они выступают, большей частью, в роли главных потребителей бюд­жетных средств.

Нельзя забывать, что в XXI веке более двух третей мировых новаций, внедряемых в экономику развитых стран, будут реализованы при исполь­зовании достижений и идей фунда­ментальной науки.

В настоящее время в РФ завер­шено формирование Государственной комплексной программы развития отечественного машиностроения. Программа представляется в виде утвержденного и введенного в дей­ствие Постановлением Правительства Российской Федерации комплекса мер и мероприятии, реализуемых в законодательной, общественно-полити­ческой, финансово-экономической, социальной, инновационно-техноло­гической, образовательной, кадровой и иных сферах, в целях модернизации и развития машиностроительного комплекса России на уровне, обеспе­чивающем лидирующие позиции в мире.
Программа включает в себя сле­дующие направления реформиро­вания отечественного машиностро­ения:
техническую модернизацию;
технологическую модерни­зацию;
продуктовую модернизацию;
модернизацию системы под­готовки кадров;
модернизацию управленче­ской системы.
В инвестиционной области про­грамма развития отечественного машиностроения призвана:
обеспечить реализацию мер, направленных на повышение инве­стиционной привлекательности пред­приятий машиностроительного ком­плекса;
обеспечить привлечение долгосрочных инвестиций с исполь­зованием систе-мы государственных гарантий, целенаправленного регули­рования денежного обращения и т.д.;
обеспечить привлечение государственных и частных инве­стиций на паритетных началах в рамках целевых программ поддержки отраслей машиностроения;
обеспечить доступ для пред­приятий реального сектора эконо­мики к дешевым кредитным ресурсам;
развить систему поставки оборудования на условиях лизинга;
активизировать инвестици­онную деятельность «естественных» монополий с использованием обо­рудования отечественного производ­ства;
стимулировать вложение собственных инвестиций предпри­ятии в основные фонды путем совер­шенствования амортизационной политики, налоговых льгот и коррек­тировки соответствующих норма­тивных актов;
стимулировать привлечение частных инвестиций в отрасль путем совершенствования нормативно-пра­вовой базы привлечения инвестиций, формирования единых статистиче­ских баз данных для потенциальных инвесторов, развития инфраструк­туры отрасли, разработки лизинговых схем приобретения оборудования и сбыта продукции, совершенствования вертикальных и горизонтальных интеграционных связей машиностро­ительных предприятий;
• обеспечить разработку системы налоговых льгот, предостав­ляемых приоритетным инвестици­онным  роектам, в соответствии с нормами ВТО.
Для улучшения ситуации по сбыту произведенной отечественной тех­ники необходимо на первом этапе реформирования отечественного машиностроения бюджетные сред­ства, выделяемые Правительством РФ на создание дополнительного спроса в инфраструктурных отраслях, исполь­зовать только на приобретение машиностроительной продукции отече­ственного производства.
Наряду с этим необходимо разра­ботать и принять федеральный закон прямого действия, который обязывал бы все, без исключения, компании направлять определенный процент от своих доходов (подчеркнем — именно доходов, а не чистой прибыли) в обще­национальный фонд модернизации и технологического развития страны. Причем, сумма отчислений в этот Фонд уменьшалась бы на тот объем средств, который компания тратит на решение своих собственных иннова­ционных задач, включая расходы на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы.
В образовательной сфере усилия правительства должны быть направ­лены:
•на повышение квалификации управленческого и инженерно-тех­нического персонала, формирование современной системы обучения и вос­становление преемственности про­фессиональных кадров машиностро­ительного комплекса;
•на поддержку государ­ственной молодежной политики в области технического образования и подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров машиностроительной отрасли.
В организационной сфере необ­ходимо решить следующие задачи:
развитие экономических, про­изводственных и научно-технических связей между предприятиями
машино­строительного комплекса;
содействие развитию отно­шений социального партнерства между работниками и работодателями, а также их объединениями в интересах всех участников экономических и производ­ственных отношений в сфере машиностроения;
содействие созданию системы самоорганизации и взаимной под­держки машиностроителей России, обеспечивающей динамичное развитие и повышение эффективности предпри­ятий и отраслей отечественного машиностроительного комплекса;
•содействие машинострои­тельным предприятиям в вопросах повышения их инвестиционной при­влекательности

Сфера общественных связей (имидж — репутация — общественное влияние) должна обеспечивать:

взаимодействие с государ­ственными, общественными и про­фсоюзными организациями, сред­ствами массовой информации в интересах формирования позитив­ного имиджа машиностроительной отрасли, престижности и привлекательности профессий, достойной общественной оценки вклада отече­ственного машиностроения в раз­витие национальной экономики;

содействие повышению при­влекательности и общественной зна­чимости конкретных машинострои­тельных предприятий;

•организацию и проведение конференций, симпозиумов, сове­щаний, лекций, конкурсов, семи­наров, выставок, ярмарок, аукционов и других мероприятий в интересах развития отечественного машино­строительного комплекса.

Параллельно с законодательным установлением основ инновационной системы необходимо вводить допол­нительные меры стимулирования инновационной деятельности в маши­ностроении. Среди них, например, можно рекомендовать субсидиро­вание процентных ставок на приоб­ретение новых технологий, патентов, лицензий и современного оборудоания. Особый упор следует сделать на поощрение приобретения пред­приятиями машиностроительного комплекса новых технологий. К сожа­лению, наш опыт свидетельствует о том, что 70% предприятий почти всех отраслей предпочитают прочим видам инноваций лишь закупку машин и оборудования. Лишь 8% наших пред­приятий заинтересованы в закупке лицензий и патентов. Такие пред­приятия и фирмы нужно поощрять в первую очередь. В частности, необ­ходимо ввести такой порядок, когда выплаты премиальных и бонусов менеджерскому составу осуществля­ются только по конечным результатам реализации инновационных бизнес-планов и программ.

Разумеется, государственная под­держка должна предусматривать и налоговые льготы. Одним из наи­более эффективных механизмов сти­мулирования инновационных пред­приятий, особенно малых, является снижение налогов, предоставление налоговых каникул, предоставление инвестиционного налового кредита. В условиях кризиса такие решения при­нимаются сложно, но это необходимо делать. Нетрадиционные идеи нужны и для кадрового обеспечения модер­низации и технологического развития машиностроения.

  В экономически развитых странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% общего объема выпуска промыш­ленной   продукции   (в   Германии —  53,6%, Японии — 51,5%, Англии -39,6%, Италии — 36,4%, Китае — 35,2%). При этом в инновационно ориентиро­ванных государствах, в машиностро­ении происходит техническое перево­оружение всей технологической базы каждые 8-10 лет. Доля продукции машино-строения в ВВП стран Еврооюза составляет 36-45%, в США — 10%. В России, по самым смелым оценкам, машиностроение обеспечи­вает не более 18% ВВП.

Структура машиностроитель­ного производства развитых стран, например, США, Германи, Японии представлена практически полным набором отраслей. Здесь машино­строительная продукция, благодаря высокому качеству и конкурентоспо­собности имеет большой удельный вес в общем объеме экспорта (Япония —  64%, США, Германия — 48%, Канада — 42%, Швеция — 44%). В России на долю продукции машиностроительного комплекса приходится 15-20% общего объема экспорта страны.9

Мир убедился, что наукоемкая отрасль служит источником посто­янных инновационных инициатив. Это поддерживается руководствами государств. Например, в США еже­годно на научные исследования в машиностроении расходуется в среднем 2-2,5% ВВП, в странах Евро­союза — около 3% ВВП.
Мы должны исходить из того, что основа современного постиндустри­ального мира — наукоемкие техни­ческие системы нового поколения, высокоэффективные, гибко пере­страиваемые, многокоординатные машины и роботы. Именно сюда, в так называемые базовые технологии, в первую очередь должны быть направ­лены инновации — новые материалы, компоненты на базе технологий микроэлектроники, радио- и оптоэлектроника, лазерные технологии, компьютерная техника, информаци­онные технологии, и, наконец, нано-технологии или технологии молеку­лярной инженерии. На базе такого подхода проектируются и создаются перспективные машиностроительные производства, бурное развитие которых ожидается в XXI веке. РФ находится пока на этапе утверждения концепции модернизации и переосна­щения производственной и техноло­гической базы машиностроительной отрасли. Это касается и всех её двадцати подотраслей.

При создании современных машин ключевой тенденцией становится перенос функциональной нагрузки с механических узлов на интеллек­туальные (электронные, компью­терные, биоэлектронные) компо­ненты. Доля механической части в современном машиностроении сокра­тилась с 70% в начале 90-х годов до 25-30% в настоящее время. Одновременно в мире широко внедряется компьютерное сопровождение всего жизненного цикла любых техниче­ских систем.

В обрабатывающих центрах, высо­коточном оборудовании все больше используются информационно-коммуникационные технологии на базе автоматизированного оборудования с управлением проектированием, подготовкой производства, изготов­лением, маркетингом и сбытом на базе информационных технологий, например, CALS-технологии, стан­дарт ISO STAP 10333.

Сложность современных техно­логий и создание на их базе современ­ного наукоемкого продукта требуют концентрации финансового и интел­лектуального капитала.

Современные тенденции раз­вития машиностроительных произ­водств характеризуются:

1. Усложнением машинострои­тельного производства. Происходит разделение стран на производителей массовой продукции и производи­телей высокотехнологичной науко­емкой продукции.
2.Снижением производ­ственных затрат. Производства, тре­бующие значительных природных, энергетических ресурсов, перено­сятся в развивающиеся страны.
3.Усилением специализации и кооперирования машинострои­тельных производств. Это обуслов­лено выгодами от увеличения мас­штабов производства.
4.Активизацией интеграци­онных процессов и усилением роли крупных интегрированных компаний, созданных на основе технологически и кооперационно связанных промыш­ленных хозяйствующих субъектов, выпускающих конкурентоспособную продукцию.
5.Обострением конкуренции на рынках продукции с высокой добавленной стоимостью и распро­странением национальных защитных мер во внешней торговле.
6.Переходом на смешанный тип организации производства.
В условиях неустойчивого спроса, роста требований к расширению ассортимента продукции, сокращения жизненного цикла изделий массовое производство существенно ограни­чивает гибкость предприятия, его способность адаптироваться к изме­нению спроса. Ключевым для дости­жения успеха становится фактор привлечения и удержания потреби­теля. Наиболее предпочтительным в этих условиях является смешанный тип организации производства, при котором заготовительный передел -массовый и крупносерийный, обра­батывающий — серийный, сборочный — мелкосерийный и даже единичный. Тем самым достигается баланс между экономией расходов и времени на стадии массового производства и ориентации на клиента, которую обе­спечивают технологии изготовления уникальной и мелкосерийной маши­ностроительной продукции.
Отечественное машиностроение также является важнейшей отраслью, определяющей и обеспечивающей в экономике страны, как переход к прогрессивным технологическим укладам, так и поддержание наи­более распространенного сегодня четвертого технологического уклада. Но выполнить эту миссию отрасль сможет только при условии прио­ритетного обновления и модерни­зации своего производственного фонда, целевой подготовке кадров и создания условий для инвестици­онной привлекательности.

В 90-е годы, в период наиболее зна­чительного спада экономики объем машиностроительного производства в России снизился в несколько раз. Удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного про­изводства страны сократился до 16%. Наибольший спад произошел в самых передовых секторах, таких как: станко — авиа- и приборостроение, элек­тронная и электротехническая про­мышленность, судостроение и др.

Ряд специфических особенно­стей, присущих только машиностро­ительным предприятиям, сделали кризис в отрасли наиболее глубоким и болезненным. К числу этих особен­ностей следует отнести: относительно низкий уровень рентабельности машиностроительного производ­ства, высокий уровень накладных расходов, энергоемкости и металлоемкости технологий, длительный производственный цикл и, как след­ствие, длительный период возврат­ности инвестиций. Машинострои­тельные предприятия, как правило, имеют также относительно низкий уровень фондоотдачи, высокий уро­вень специализации и милитари­зации, отличаются потребностью в дорогостоящем высокотехноло­гичном оборудовании и, безусловно, в высококвалифицированных инже­нерно-технических и рабочих кадрах. Кроме этого, на машиностроительные предприятия влияют наличие объ­емной и разветвленной социальной инфраструктуры, а также неудовлет­ворительное соотношение площадей, непосредственно используемых в сновном производстве, и общей пло­щади, занимаемой предприятием.

Реализуя модернизационные программы, нам следует исходить из того, что сохранение прежней структуры отрасли грозит ей оконча­тельной деградацией. При этом суще­ствует целый ряд важнейших задач в области науки и технологий, решение которых составляет прямую обязан­ность государства, входит в сферу его ответственности. Это означает, что государство должно располагать собственными институциональ­ными структурами и ресурсами, способными обеспечить решение приоритетных национальных задач инновационного развития машино­строительной отрасли.

Мы повторяем мысль о том, что важнейшим ресурсом современного предприятия, способным значительно повлиять на повышение его конку­рентоспособности и инвестиционной привлекательности, являются пере­довые системные корпоративные знания в области высоких ресурсос­берегающих технологий.

  Выбор и обоснование наиболее эффективных и безопасных маши­ностроительных технологий осо­бенно важен именно для современной России. Об исключительной актуальности данной проблемы для нашей Родины свидетельствует недопустимо высокая ресурсоемкость нашего ВВП, в два раза превышающая этот пока­затель для США и более чем в четыре раза — для Западной Европы. Экс­перты отмечают, что на производство единицы ВВП РФ потребляет больше чем США нефти — на 36 %, каменного угля — на 56 %, природного газа — на 42 %, стали — на 138 %.

Выработка продукции на одного рабочего в машиностроении про­должает оставаться одной из самых низких и составляет 286 тысяч рублей в год, тогда как в среднем по промышленности этот показатель достигает почти 600 тысяч рублей в год. Соответственно и уровень зар­платы в машиностроении более чем на четверть ниже, чем в среднем по промышленности, что ведет к обо­стрению кадровых проблем. В каче­стве примера можно также сказать, что производительность труда в оте­чественном судостроении более чем в 2-4 раза ниже по сравнению с передовыми зарубежными судостроитель­ными фирмами.

Основные технологические недо­статки отечественного машиностро­ительного производства привели к тому, что доля необратимого потре­бления минерального сырья в РФ достигла 80% от общего использо­вания природных ресурсов. Не менее 70% российских промышленных пред­приятий, по мнению специалистов, являются экологически опасными. В металлургической отрасли доля эко­логически опасных предприятий ещё выше. Для сравнения, переработка и использование горнопромышленного техногенного сырья в США и странах Западной Европы в настоящее время составляет 85-90%, т.е. доля необра­тимого потребления природных мате­риалов в этих странах не превышает 10-15%.

Выполненные исследования, эко­логический и технический мони­торинг основных предприятий металлургической, горной, нефте­химической, судостроительной про­мышленности свидетельствуют о наличии в их базовых технологиях достаточно схожих проблем, ограни­чивающих их эффективность и инве­стиционную привлекательность.

В целом несовершенство совре­менных отечественных технологий приводит к потерям более половины уже добытых металлов и более одной трети наиболее распространенного горно-химического сырья.

В результате такой политики на мировом рынке новых технологий доля России составляет всего лишь 0,3%, в то время как США — 39%, Японии — 30%, Германии — 16%. При этом следует учитывать, что ежегодный оборот данного рынка состав­ляет более 3 трлн. Долларов, что в несколько раз превышает оборот на рынке сырья, включая нефть и при­родный газ.

Следует учитывать, что требо­вания к современному машиностро­ительному производству в развитых странах постоянно усложняются: число составляющих производ­ственного процесса увеличивается, характер их взаимодействия стано­вится все более динамичным и много­параметрическим. Мировая практика показывает, что за последние 25-30 лет сложность машины как объекта производства возросла в 4-6 раз, а требования к точности изготовления деталей и сборки выросли примерно на порядок. К этому нужно добавить значительное расширение номенкла­туры выпускаемой продукции при одновременном сокращении продол­жительности выпуска изделий одной номенклатурной группы. Наш опыт в судостроении свидетельствует, что только повышение технологической точности при строительстве судов с 50 мм до 1 мм даёт снижение трудо­ёмкости по изготовлению элементов и формированию корпуса до 40%, это в свою очередь приводит к снижению себестоимости строительства судна более чем на 5%. Переход на строи­тельство судов и кораблей из листа большой размерности (4,2 х 23 м) обе­спечивает снижение трудоёмкости по изготовлению элементов и форми­рованию корпуса на 25%, снижение себестоимости строительства судна на 2-3 %.

На процесс модернизации и пере­оснащения производственной и тех­нологической базы отечественного машиностроения будет прямо влиять последовательность в реализации крупных инфраструктурных про­ектов.

Особенности размещения пред­приятий отрасли обусловливают большую роль транспортного фак­тора в осуществлении коопериро­ванных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и концен­трации машиностроительного про­изводства в значительной степени решаются в зависимости от транс­портных возможностей и величины транспортных затрат. При форми­ровании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.

   В результате модернизации и переоснащения производственной и технологической базы отрасли должны быть решены следующие задачи:

• преодоление технологиче­ского отставания российского машиностроения от ведущих стран мира на основе инновационного обновления отрасли и диверсификации производ­ства;
удовлетворение запросов российских потребителей в совре­менной машинотехнической про­дукции, отвечающей перспективным мировым требованиям по экономиче­ской эффективности, экологическим характеристикам и ресурсосбере­жению;
увеличение экспорта маши­нотехнической продукции;
превращение машиностро­ения России в конкурентоспособную отрасль в условиях усиления гло­бальной конкуренции.
Остановимся более подробно на перспективных инновационных тех­нологиях и высокотехнологичном оборудовании. Очевидно, что в первую очередь целесообразно обра­тить внимание на универсальном обо­рудовании и технологиях, которые в равной степени могут быть внедрены во всех подотраслях машиностро­ения.11
Применительно к машиностро­ению перспективными могут быть следующие технологии:
•нанотехнологии и техно­логии создания полифункциональных наноструктурированных конструк­ционных материалов, в том числе и технологии производства металлов и сплавов со специальными свой­ствами;•технологии наноинженерии поверхностей, обеспечивающих соз­дание на объектах морской ехники и других изделиях машиностроения полифункциональных покрытий, выполняющих задачи защиты от всех видов разрушения, а для объектов военной техники ещё и скрытность по физическим полям;
технологии транспортной атомной энергетики, жидкосолевые и ториевые ядерные установки, и циклы;
технологии транспортной водородной и другой альтернативной энергетики, в том числе и возобновля­емой;
технологии механотроники и создания микросистемной и микропроцессорной техники на базе нанобиоинженерии;
технологии производства альтернативных топлив для традици­онных энергетических установок;
технологии создания энер­гоэффективных двигателей и движи­телей для различных транспортных средств, в том числе и для судов и боевых кораблей.Наиболее перспективными направлениями совершенствования непосредственно машиностроитель­ного производства могут стать:
изготовление оснастки и инструмента на основе наноалмазок-сидных композиций с оксидами стеклообразующего типа;
нанесение лазерно-плаз-менных покрытий на основе наноме-таллов неблагородной группы;
лазерно-плазменное полиро­вание рабочих поверхностей деталей машин и механизмов;
сверхскоростные фрезерные и токарные способы обработки мате­риалов;
лазерные и гибридные тех­нологии, в том числе и технологии сварки и резки;
системы ЧПУ с открытой архитектурой и т.д.
В настоящее время определились следующие перспективные направ­ления применения в машиностро­ении, наноструктурированных пок­рытий:
электродные покрытия для систем очистки питьевой воды и тех­нических сред;
вибродемпфирующие, корро-зионно -, износостойкие наноструктурированные покрытия конструкций, работающих в экстремальных усло­виях;
аморфные и наноструктурированные покрытия для защиты от электромагнитого и рентгеновского излучения;
покрытия на основе аморфных сплавов-припоев для тер­мических модулей ЭУ и транспортных средств;
покрытия с интерметаллидной нанокристаллической струк­турой для аварийно-спасательных систем на море.
Все представленные выше техно­логии наноинженерии поверхностей основаны на использовании наноструктурированных порошков.
Для машиностроения представ­ляют интерес следующие технологии получения наноразмерных и наноструктурированных порошковых материалов:
технологии с использованием сверхскоростного механосинтеза;
плазмохимический синтез нанопорошковых материалов;

химические технологии получения наноразмерных и нанострукту­рированных порошковых материалов (оксидных, гидрооксидных, металли­ческих, нитридных и др.).

На наш взгляд перспективными технологиями наноинженерии пове­рхностей в машиностроении могут быть:

технологии нанесения износо — коррозионностойких покрытий методом сверхзвукового «холодного» газодинамического напыления;

технологии микроплазмен­ного напыления;

получение наноструктури­рованных покрытий с высокой твер­достью методом электроискровой обработки в водных растворах и использованием наноразмерных порошковых материалов;

технологии вакуумного осаж­дения наноразмерных порошковых материалов;

разработка нанокомпозитов для судовых систем электромаг­нитной защиты технических средств и экипажей судов и боевых кораблей;

разработка объемно-пори­стых нанокомпозитов для альтерна­тивной судовой водородной энерге­тики.

Однако особое место занимают технологии и наноструктуриро-ванные материалы, полученные на базе высокоэнергоплотных при­родных минералов, например, сер­пентинитов, шунгитов, хлоридтримо-литов и т.д.

Технологии получения таких уль­традисперсных и нанодисперсных порошков из природных активных минералов наиболее просты, не энер-гозатратны, экологически безопасны и основываются на применении тра­диционных для промышленности устройств и агрегатов.

Технологии нанесения покрытий из природных минералов включают в себя как механическое воздей­ствие (натирание), так и ультразву­ковую обработку. Эффективность полифункциональных покрытий из активных минералов делает их наи­более востребованными.

 Представленные выше технологии являются важнейшими для отрасли и, по сути, представляют собой совре­менные критические технологии.

Для отечественного машино­строения критические технологии в первую очередь связаны с металлоо­брабатывающими станками и инстру­ментами, а также средствами сварки и резки. Уровень перспективных производств необходимо определять через уровень их технологического оборудования и заложенными воз­можностями модернизации. Для пер­спективного машиностроения особое значение имеют:

•технологическое     оборудование термической резки и сварки;

технологии изготовления деталей сложных конструкций из профильного проката;

автоматизированные ма­шины термической резки с ЧПУ (в том числе портальные машины тер­мической резки металлов, машины для плазменного раскроя, плазмо­троны, роботизированные посты для резки, разделки кромок и сварки, сва­рочные автоматы, сварочные роботы и т.д.);

автоматизированные ком­плексы трубогибочного производ­ства с управляющими программами и системами;

комплексные автоматизи­рованные, универсальные обраба­тывающие центры для изготовления сложных изделий судового машино­строения;

высокопроизводительные герметичные насосы, насосные станции, например, герметичные насосы БЭН, ЦГ, НГ и др.

Особое значение для машиностро­ительной отрасли также имеет перво­очередное приобретение лицензий на изготовление экономичных, надежных судовых дизелей и газовых турбин определенного мощностного ряда.
Для отрасли представляют интерес практически все новые модели дви­гателей всех американских фирм, в том числе: Катерпиллер, Камминс, Дженерал Электрик, а также ведущих международных корпорации Вярт-силя, MAN B&W и др. Для военного корабле-строения исключительно интересна продукция и сама немецкая фирма МТУ, которая в настоящее время обновила весь мощностной ряд производимых машин, выпу­стив модели 2000, 4000 и 8000. Опре­деленный интерес представляют и китайские дизелестроительные фирмы. Отрасли нужно легкие надежные дизели повышенного ресурса в диапазоне мощностей от 200 до 14000 кВт.
В интересах гражданского судо­строения является своевременным приобретение лицензии фирмы MAN на производство судовых малообо­ротных двигателей мощностью выше 24880 кВт для Брянского машино­строительного завода.
Нам необходимы лицензии на изготовление воздухонезависимых анаэробные гибридные установки на базе ЭХГ. Лицензии на технологии производства литий-ионных АБ большой мощности, например, по тех­нологии Lithylene.

Следует особенно подчеркнуть, что за рубежом необходимо при­обретать в первую очередь высоко­эффективные технологические про­цессы и перспективное оборудование,включая ноу-хау, а не фирмы или предприятия в целом.

Отмечая важность модернизации машиностроения, мы понимаем, что результат во многом зависит от потребности отечественной промыш­ленности в инновациях.

Значительное место на пути соз­дания перспективного, конкурентно способного и экологически безопас­ного производства занимает также проблема снижения вибрационного и шумового воздействия его основного оборудования на окружающую среду. Не менее важной является и проблема обеспечения на таком производстве условий акустического комфорта для его сотрудников.

Вместе с тем крайне важно направ­ление программы модернизации предприятий, связанное с созданием нового менеджмента путем реформи­рования существующих на предпри­ятиях функциональных систем управ­ления, их ориентации на рынок.

Остановимся коротко на проблеме финансирования проблемы модерни­зации и переоснащения технологиче­ской базы отрасли. В качестве первого направления можно рассмотреть целевое финансирование. К сожа­лению, на данный момент предпри­ятия отрасли самостоятельно финан­сировать свое развитие не в состоянии. Как показывает иностранный опыт, для развития высокотехнологичных отраслей на начальном этапе всегда нужны государственные инвестиции.

При определении объема финан­сирования необходимо четко пред­ставлять, что надо модернизировать как самопроизводство, так и стен­довую и испытательную базу.

Инвестиционная стратегия раз­вития машиностроения нацелена на завоевание устойчивых ниш на мировом рынке при максимально эффективном использовании уже имеющихся ресурсов. Наши позиции, амбициозны, но прагматичны. Наша цель — не менее 10% мирового рынка продаж машиностроительной про­дукции к 2025 году.

Исходя из этого, нам необходимо сформировать приоритеты и в про­дуктовой линейке отечественного машиностроения.
    Не стоит забывать и о потен­циале российских предприятий в сфере международной кооперации. Использование гигантского опыта, наработанного российскими маши­ностроительными предприятиями, и имеющийся кадровый потенциал создают основу для равноправного сотрудничества с крупнейшими западными компаниями в сфере поставки узлов и комплектующих эле­ментов различных изделий.
На сегодняшний день при несопо­ставимой разнице стартовых условий зарубежных и российских произво­дителей доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20%. Импортные поставки продукции машиностроения для нужд экономики в 2009г. по данным Союза машиностроителей России составили: о бульдозерам, трубоукладчикам и экскаваторам — 78%, коммунальной технике — 93%, лесозаготовительной технике — 74%, колесным тракторам малого и среднего класса — 91%, ком­байнам — 50%, по навесному обо­рудованию для сельского хозяйства — 85%. Данные показатели являются фактическим приговором для россий­ских производителей техники.
Одним из важнейших инстру­ментов активизации инновационных проектов в российском машиностро­ении может стать гособоронзаказ. Раз­витие уже накопленного инновацион­ного потенциала в ОПК (ВПК) дает реальную возможность его исполь­зования в гражданских секторах эко­номики. Опыт США показывает, что военно-техническая политика явля­ется одной из форм промышленно-инновационной политики. В 1990-е годы министерство обороны США обозначило и профинансировало реа­лизацию 22 критически важных тех­нологий. Из них 75 процентов имеют двойное назначение. В результате американская экономика получила мощное инновационное ускорение.
В основе конкурентных пре­имуществ перспективного машино­строительного предприятия лежит созданная вертикально интегриро­ванная модель бизнеса, позволяющая активно управлять всей цепочкой создания стоимости, влиять на темпы роста, использовать возникающие возможности и контролировать риски в выбранных сегментах бизнеса.
Конечно, стратегия интенсивного комплексного обновления производ­ства и продуктовых линеек потребует привлечения значительного объема ресурсов: причем значительная их часть должна быть заемной. Тща­тельно разработанная технология инвестирования и массированная подготовка объектов машиностро­ения к модернизации позволит к моменту окончания кризисных явлений в экономике и оживлению рынка прийти с полной линейкой конкурентоспособных продуктов и масштабом производства, способным удовлетворить потребности России и поставлять товар на экспорт.
Нам сегодня в первую очередь необходимо развитие процессов импортозамещения, проведение на предприятиях работ по оптимизации мощностей, реструктуризация долгов предприятий перед бюджетами раз­личных уровней, освоение новой техники, рост объемов поставок на экспорт отдельных видов машино­строительной продукции. Не менее важна и диверсификация — распро­странение экономической деятель­ности на новые сферы, разветвление производства, расширение ассорти­мента производимых изделий.
   Важнейшим ориентиром модер­низации машиностроения является соответствие перспективному тех­нологическому укладу. Технологиче­ский уклад — совокупность техноло­гически сопряженных производств, сохраняющая целостность в процессе своего развития.
Он охватывает замкнутый воспроизводственный цикл — от добычи13

природных ресурсов и про­фессиональной подготовки кадров до непроизводственного потребления. Исходя из такого представления тех­нологической структуры экономики, ее динамика может быть описана как процесс развития и последовательной смены технологических укладов. Важ­нейшими в современных условиях являются четвертый, пятый и шестой технологические уклады.

Четвертый технологический уклад. Его ядро составляет автомо­биле-, тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтети­ческие материалы, органическая химия, производство и переработка нефти. Ключевой фактор уклада — двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия.

  Пятый технологический уклад. Его ядро составляет — электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, про­граммное обеспечение, телекоммуни­кации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги. Ключевой фактор уклада — микроэлектронные компоненты.

  Шестой технологический уклад — будет характеризоваться разви­тием биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем. В его рамках дальнейшее развитие могут получить гибкая автоматизация производства, космические технологии, производ­ство  конструкционных материалов

с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиапе­ревозки, будет расти атомная энер­гетика, потребление природного газа будет дополнено расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоноси­теля, существенно расширится при­менение возобновляемых источников энергии.
Особое внимание в деле модерни­зации отечественного машиностро­ения следует уделить судостроению и военному кораблестроению.
Судостроительная промышлен­ность, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства и обладая научно-техническими и про­изводственным потенциалом, ока­зывает решающее влияние на многие другие смежные отрасли и на эконо­мику страны в целом, а также на её обороноспособность и политическое положение в мире. Именно состо­яние судостроения является показа­телем научно-технического уровня страны и её военно-промышленного потенциала, аккумулируя в своей продукции достижения металлургии, машиностроения, электроники и других новейших технологий.
Важным резервом развития маши­ностроения следует считать малый и средний бизнес. В настоящее время конкуренция в инновационной сфере означает борьбу за вывод на рынок полностью готовых продуктов. Главной задачей для мировых про­мышленных компаний является поиск конкурентных технологий. А реализация всех инновационных про­ектов строятся на условиях разде­ления рисков между его участниками и активного использования системы аутсорсинга. При этом во всем мире главный интегратор проекта зани­мается только сборкой, логистикой и продажами, а все остальное переда­ется малому и среднему бизнесу. У нас же пока сохраняется старая система, когда одно предприятие делает прак­тически все — от переработки сырья до выпуска готового продукта. Поэтому для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо следовать указанной общемировой тенденции. Помимо этого следует иметь в виду, что именно малый и средний биз-нес определяет философию инноваци­онного развития общества в силу его многочисленности.
Очевидно, что выход из создав­шегося в российском машиностро­ении системного кризиса возможен только при реализации комплексных подходов, эффективном использо­вании интеллектуального потен­циала с мобилизацией всех необхо­димых ресурсов государства.

Be the first to comment on "Модернизация машиностроения. Цифры.Тенденции.Вызовы."

Leave a comment

Your email address will not be published.


*