ОТ РЕДАКЦИИ. Третья декада июля стала Днями Санкт-Петербурга в Республике Татарстан. Для участия в деловых и праздничных мероприятиях в Казань прибыла делегация северной столицы во главе с губернатором города. В составе делегации был Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России Александр Гуров.
19 июля в Казани начал работу Межрегиональный форум по сотрудничеству Санкт-Петербурга и Республики Татарстан. Участников форума приветствовали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Руководители регионов подписали Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Республикой Татарстан и Протокол по его реализации на 2016–2017 годы.
В ходе встреч на форуме обсуждалось развитие сотрудничества в таких сферах, как информационные технологии, судостроение, машиностроение, образование. Санкт-Петербург вместе с коллегами из Татарстана будет готовиться к проведению в Казани в 2019 году чемпионата мира WorldSkills. «Тема подготовки высоко-квалифицированных кадров для промышленности сегодня актуальна для всей страны, в том числе и для Санкт-Петербурга», — сказал губернатор.
Александр Гуров в рамках программы визита провел встречу с председателем Правления НП «Машиностроительный кластер Республики Татарстан» Сергеем Майоровым. В соответствии с подписанным ранее соглашением между организациями, были обсуждены возможности взаимодействия в интересах развития станкостроения.
Продолжается и информационное сотрудничество, частью которого стала серия публикаций машиностроителей Татарстана в журнале «Экспертный союз». Очередная статья представлена ниже.
НАДЕЖНЫЙ «ПОСРЕДНИК» МЕЖДУ РЫЧАГОМ И КП
Комфорт водителя за рулем автомобиля зависит от многих факторов. Не последним является удобство переключения передач в механической трансмиссии. При выборе автомобиля «под себя» этот момент часто становится решающим. Отдельно заметим, что при выборе и эксплуатации коммерческой автотехники, растут риски аварийных ситуаций, если мнение водителя не учитывается, и наемному шоферу приходиться мучиться с неудобными механизмами переключения КП.
Тросовый привод

В нечеткости включений, длинных ходах или в тугом включении принято обвинять коробку передач, хотя в большей степени она отвечает за выбор скорости и тягу, передающиеся от мотора к ведущим колесам. А вот комфортом и четкостью переключения в основном заведует привод управления КП. Это важный «посредник» между рычагом и коробкой, от правильной конструкции и четкости работы которого зависит комфорт управления автомобилем. Таким образом, «обучением благородным манерам» коробок передач (а через них и автомобилей) занимаются производители приводов КП.

Многие годы в качестве устройств, передающих усилие от водителя к коробке, использовались механические тяги, часто составные, соединенные шарнирами. Износы шарниров, конфигурация тяг и их масса создают проблемы с процессом переключения передач. Вспомните распространенный некогда заднемоторный автобус ЛАЗ699, водители которого даже на новых машинах не могли с первого раза попасть в нужную передачу, так как в приводе применялись жесткие сочлененные тяги, тянущиеся под всем кузовом 9метрового автобуса. С 50 годов прошлого века, сначала в легковом автомобилестроении, а затем в грузовом, начали распространяться тросовые приводы, изобретенные авиастроителями. Тросовый привод исключает передачу вибрации и ударов на рычаг переключения КП, возникающих в трансмиссии. Он позволяет герметизировать механизм переключения, тем самым значительно снизить шум в кабине. В связи с плотностью компоновки моторного отсека современных автомобилей и автобусов, тросовый привод позволяет сделать трассу оптимальной без каких-либо промежуточных рычагов и шарниров. Таким образом обеспечивается четкость включения и надежность узла в целом.

Главной задачей производителей тросовых приводов является применение надежного троса двухстороннего действия. Трос представляет собой стальной витой многожильный канат, обвитый ленточной броней, который заключен в гибкую металлическую оболочку из пружинной стали, залитой пластиком. Между оболочкой и сердечником находится слой полимерного материала, позволяющий минимизировать трение, что значительно снижает усилие на перемещении рычага КП. Перед сборкой в оболочку закладывается смазка.
В основном все производители тросов применяют близкие конструкции, внешне мало отличающиеся для неспециалистов (возможно, цветом оболочки). Но «дьявол в деталях». Усилия движения сердечника троса и стабильность этого усилия во времени и при разных температурах зависят от применяемой смазки и (или) пластикового вкладыша. Четкость включения передачи — от минимального люфта сердечника в оболочке, а это — следствие обеспечения минимальных зазоров. Надежность шарниров зависит от применяемого материала, точности изготовления. Можно долго перечислять отличия «хороших» тросов от «плохих». Тут каждый нюанс — это затраты, влияющие на стоимость.

Несмотря на 60летнюю историю тросового привода в автомобилестроении, российская автомобильная промышленность применяет его относительно недавно. Пионером стала инжиниринговая фирма «КОРА» (г. Набережные Челны), которая разработала тросовый привод для автобуса ЛиАЗ в 1995 году. Привод быстро завоевал популярность у транспортников, и с 1996 года завод ЛиАЗ применяет его практически в неизменном виде. «КОРА» применила трос и механизм переключения в кабине (мастеропору) британской компании «Morse». В последующие годы «КОРА» разработала тросовые приводы практически для всех автобусных заводов России и Белоруссии (НЕФАЗ, МАЗ, ПАЗ).

К середине 2000-х годов появились и другие производители тросовых приводов, большинство из которых применяют тросы турецких, украинских и китайских заводов для удешевления привода. Есть и российские производители, поставляющие продукцию на вторичный рынок.
Последний характеризуется большим разнообразием цен и качества — от самых
высококачественных, поставляемых и на заводы (обеспечение гарантийных обязательства на новую технику — 100 тыс.км), до качества на один сезон.
Сегодня тросовые приводы КП вытесняют вибро-нагруженные и нуждающиеся в частой регулировке и смазке жесткие тяговые приводы КП в грузовом автомобилестроении, даже в спецтехнике. В частности, на тросовый привод постепенно переходят КАМАЗ, МАЗ и УРАЛАЗ.
Сергей Ухов,
ООО «Кора»
Be the first to comment on "Надежный «посредник» между рычагом и КП"