Научно-экспертное заключение

(по итогам научно-экспертной сессии «Фактор стагнации: демонетизация российской финансово-экономической системы и выход из нее», Москва, Центральный дом журналистов, 19.02.2014)

Обсуждение темы демонетизации и монетаристской политики финансово-экономического блока Правительства России и Центрального банка России проведено кругом российских ученых и  экспертов в следующем составе.

1. Количество участников — 65 чел.

2. Докторов наук — 12

3. Кандидатов наук — 24 чел.

4. Представителей, науки и образования, практической экономики и финансов–29 чел.

На обсуждение выносились следующие вопросы:

1.История демонетизации российской экономики

2.Теория монетарного обеспечения раз-вития экономики и мировая практика

3.Анализ российской аргументации демонетизации как метода борьбы с инфляцией

4.Анализ фактической политики Центробанка России

5.Опыт ремонетизации в странах мира

6.Проект восстановления монетизации российской экономики как суверенное решение проблемы инвестиционного голода и драйвера экономического развития.

В рамках главной решаемой задачи поиска и  предложения новых источников экономического роста, поставленной Президентом РФ В. В. Путиным, под демонети-зацией понимается следующее.

Демонетизация финансово-экономической системы страны — это необоснованное с  позиции целей развития страны изъятие суверенной денежной массы из  финансового оборота и  подавление эмиссии Центрального Банка страны.

Проведенный исторический, межстра-новый компаративный, системный финансово-экономический, политологический, математический и  ситуационный анализ демонетизации российской финансово-экономической системы позволил констати-ровать следующие значимые фактические обстоятельства и проблемы, и сформулировать для руководства страны рекомендации по их преодолению.

1. В  российской  финансово-экономической системе, начиная с  1992  года, объем суверенной денежной массы существенно ниже среднемировых нор-мативов и до нескольких раз ниже показателей развитых и развивающихся сопоставимых стран.

Опыт всего мирового ансамбля стран показывает, что с  объемом суверенной денежной массы, как его следствие, связана величина национальных инвестиций, и, соответственно, темпы экономического роста, и  инфляция. Необоснованное сни-жение денежной массы ведет к  падению инвестиций экономического роста, к  росту инфляции. По факту объем денежной массы влияет на  общие объемы инвестиционных кредитных средств в  национальной экономике независимо от  наличия и  эффектив-ности механизмов иностранных инвестиций.

Усреднение по 203 странам за 1992-2012 годы. Источник МВФ

Сжатие денежной массы в обороте ведет к его замещающему наполнению наличной иностранной валютой, что создает значи-тельную базу ненаблюдаемой и неналого-облагаемой теневой экономики, снижает доходы государственного бюджета, наносит ущерб финансовому суверенитету страны.

2. Недостаточность монетизации российской финансово-экономической системы формируется из-за невведенных в оборот (неэмитированных)  Центральным Банком РФ средств; средств, избыточно замороженных в золотовалютных резервах; средств, замороженных в суверенных фондах финансовой стерилизации. В сумме, с учетом примеров из мирового опыта и расчетов для российской эконо-мики, итоговый искусственный и необосно-ванный дефицит средств в существующем обороте оценивается на уровне около 3,5 триллионов долларов. Эти средства могут быть возвращены в оборот путем изме-нения эмиссионной функции Централь-ного Банка России, более рациональной политики золотовалютных резервов и суве-ренных финансовых фондов, и создания уже спроектированного в экспертном сообще-стве специального института развития. Расчеты показали, что даже если растянуть возвращение средств в оборот в процессе ремонетизации российской финансово-эко-номической системы на 5 лет, то ежегодное приращение оборота со средней нормой рыночной доходности 5% принесет в наци-ональную экономику чистой прибыли 35 млрд. долл. ежегодно. Увеличатся активы в национальной банковской системе. Сам же инвестиционно-кредитный наци-ональный портфель может быть увеличен в годовом измерении на сотни млрд. долл. суверенных инвестиционных средств, что, безусловно, сработает как мощный драйвер экономического роста на уровне примерно 8% ВВП в год и как стабилизирующий соци-ально-политический фактор.

3. Представление о возможности эффективно таргетировать инфляцию путем сжатия денежной массы в рос-сийском случае является ошибочным. Многолетние наблюдения причинно-след-ственной зависимости, математические расчеты величины этой связи показывают, что демонетизация не влияет на инфляцию. Объяснение заключается в том, что при-рода российской инфляции не монетарная. Ее факторы — это монопольные цены, формирующие издержки, импортируемая инфляция в связи с все большей импортиза-цией потребительского и инвестиционных рынков России, инфляционные ожидания, нерегулируемая государством рентабель-ность, особенно в сырьевых отраслях, инве-стиционный дефицит. Ее природа носит многофакторный релаксационный характер. В действительности, наращивание денежной массы в условиях дефолта, кризиса 2008 года, текущие изменения коэффициента моне-тизации тут же отражались на снижении инфляции и стимулировании экономиче-ского роста через рост инвестиционного предложения. Но сжатие денежной массы действовало и действует проинфляционно.

4. Сдерживание оплаты труда, доходов населения, якобы в целях таргетирования инфляции, также снижает накопления в банковском секторе и депозитно-эмисси-онный кредитный вклад в национальный инвестиционный портфель. Это еще один неиспользуемый ресурс для снижения инфляции и инвестиционного стимулиро-вания экономического роста. Кроме этого, недооцененный труд негативно влияет на демографический результат и социально-политические настроения в стране, что существенно для целей политической ста-бильности и развития России.

5. Представление о целесообразности дальнейшей минимизации государствен-ного инвестиционного портфеля в рамках бюджетной политики  ошибочно. Государственный инвестиционный порт-фель носит, прежде всего, исключительный характер в силу своей суверенной природы, в чем Россия все более нуждается, перейдя порог национальной безопасности в импор-тизации критических сфер производства и потребления. Государственный инвестиционный портфель решает общие проблемы развития страны, ее обороноспособности, ее депрессивных регионов, преодолевая естественные ограничения эгоизма бизнеса и полити-ческой обусловленности несуверенных внешних инвестиций.

Усреднение по 20 странам за 1992-2012 годы. Источник МВФ

6. Мировой опыт по факту показывает, что ремонетизация экономики возможна и приведет одновременно к снижению инфляции и росту инвестиций, а также к ускорению экономического роста.

7. С целью восстановления моне-тарного фактора экономического роста и  снижения инфляции целесообразно использовать опыт послевоенной Германии (система KFW), опыт Китая, других стран и, приняв политическое решение, создать государственный инструмент для ремонетизации — институт развитиятипа Внебюджетного государственного инвестиционно-кредитного фонда, с наполнением его портфеля, прежде всего, за счет обоснованного эмиссионного объема. Этот некоммерческий (небанковский) институт развития позволит активно управлять ростом и  развитием, т. е. диверсификацией отрас-левой структуры экономики, ее модернизацией, выравниванием развития регионов, опережающим развитием инфраструктур, активизировать инновационное обновление основных фондов, жилищное строитель-ство для нужд населения, поддержать малый и средний бизнес, пополнить объем активов банковской системы страны. Расчеты пока-зывают, что при гарантировании инвести-ционного использования средств фонда инфляция снизится примерно до 2%, а эко-номический рост (прирост ВВП) достигнет около 8% ежегодно.

8. Одновременно с этим в комплексном пакете решения по ремонетизации должны быть созданы контрольные и  регулирующие государственные институты с целью пресечения негативных «боковых» последствий. Ремонетизация должна проводиться только в  комплексе с  мерами, препятству-ющими нецелевому использованию вновь вводимых в оборот средств, непрозрачности, коррупции и теневому лоббизму при их рас-пределении, предупреждающими конверти-рование и вывод средств за рубеж. Методо-логия разработки подобного комплексного решения существует. Основа пакета про-ектов нормативно-правовых и  организа-ционно управленческих государственных решений, обоснований и прогнозов для осуществления ремонетизации российской финансовой экономической системы экс-пертным сообществом разработана.

* * *

Таким образом, в  распоряжении руководства России, Президента РФ В. В. Путина, поставившего задачу поиска новых источ-ников экономического роста и  развития страны, объективно имеется суверенный ресурс принятия политического решения о  комплексе мер по  ремонетизации финан-совой экономической системы страны. Это приведет к существенному оздоровлению национальных финансов и  экономики и  даст импульс интенсивным позитивным социальнополитическим и экономическим процессам развития.

Готовность экспертного сообщества представить руководству страны полный, отвечающий всем регламентам комплексный пакет-проект ремонетизации финансовой экономической системы страны составляет два месяца. 

Заключение составлено по  подготов-ленным и сделанным в ходе дискуссии участников научно-экспертной сессии предложениям и замечаниям.По поручению научно-экспертной сессии, председатель сессии, профессор, д-р физ.-мат. наук, д-р полит. наук, С. С. Сулакшин

Be the first to comment on "Научно-экспертное заключение"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*