Наукоемкая промышленность: региональный опыт развития.

А.В. Гуров, руководитель Представительства

Государственной Корпорации «Ростехнологии» в Санкт-Петербурге

st008

Представительство Государственной Корпорации «Ростехнологии» в Санкт-Петербурге сформировано 1 ноября 2008 года на базе Представительства ФГУП «Рособоронэкспорт» в Северо-Западном федеральном округе. В зону ответственности Представительства входят 53 организации Корпорации, которые расположены в Санкт-Петербурге, Вологодской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областях.

Интересен в этом смысле реализуемый Корпорацией (в лице ОАО «РТ-Биотехпром») масштабный проект по созданию медицинского интегратора инжиниринговых, продуктовых и сервисных услуг на рынке высокотехнологичной медицинской техники в России и странах СНГ. Формирование сети региональных представительств компании «РТ-Мединтегратор» осуществляется в рамках проекта по созданию совместного предприятия по производству медтехники между американской компанией «GE Healthcare» и ОАО «РТ-Биотехпром», а также во исполнение поручения Председателя Правительства РФ от 30.09.2011 о поддержке проекта по созданию СП. Цели этого проекта соответствуют стратегическим приоритетам государства по модернизации здравоохранения, снижению смертности от предотвратимых причин, внедрению инноваций и локализации производства высокотехнологичного медицинского оборудования.

Не смотря на ряд трудностей с планированием и размещением гособоронзаказа, организации Корпорации продолжают разработку новых технологий и образцов техники в интересах укрепления обороноспособности нашей страны.

В частности, в марте 2011 года в Санкт-Петербурге на базе ОАО «НИИ про­граммных средств» — одного из ведущих предприятий в области информационных систем и компонентов для региональных органов государственного управления и ОПК — создан Центр компетенции по разработке, внедрению и сопровождению свободного программного обеспечения. Одна из основных задач центра — расширение использования свободного ПО в учреждениях образования. Для этого разработана концепция развития ИТ-инфраструктуры системы образования «Цифровая школа XXI век».

В 2011 году по инициативе Представительства и при поддержке руководства Корпорации предприняты конкретные шаги по расширению участия предприятий «Ростехнологий» в реализации программы «Антитеррор». Об успехе замысла свидетельствует интерес к нашим разработкам на российских и международных выставках. Наиболее интересные результаты в этой области достигнуты коллективом ОАО «Авангард», продукция которого приобретается силовыми структурами России, МЧС, РЖД, а по ряду перспективных изделий принято решение о дополнительном Государственном финансировании их разработки.

В 2011 году по инициативе Представительства состоялось экспериментальное использование специальных технических средств, производимых на предприятиях Корпорации в Санкт-Петербурге. Так ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области высоко оценило созданную на ОАО «НИИ телевидения» аппаратуру «Панорама 2009», которая позволяет контролировать ситуацию в местах большого скопления людей и доказательно фиксировать правонарушения.

За последние три года предприятиями Корпорации разработаны и уже поставляются заказчикам высокоэффективные приборы и системы безопасности объектов инфраструктуры энергетики, промышленности, транспорта, ЖКХ. Только продукцией ОАО «Авангард» оборудованы такие известные и ответственные объекты как здание Главного Штаба на Дворцовой площади и Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге, гидрогенераторы Саяно-Шушенской ГЭС, объекты Олимпийской инфраструктуры в Сочи и многие другие.

В то же время практически завершено формирование на базе Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники (АПРЭ) кластера предприятий — производителей систем для обеспечения комплексной безопасности мегаполиса. Его новейшая продукция не уступает зарубежным аналогам, а по ряду параметров пре­восходит их.

Вместе с тем, с целью создания условий для появления новых разработок, обеспечения конкурентоспособности и технологической независимости на ряде предприятий Корпорации проводится масштабное перевооружение производства. В рамках частно-государственного партнерства формируются структуры, позволяющие концентрировать силы в особо чувствительных отраслевых секторах. Одной из таких структур стал Центр Микросистемотехники созданный на базе ОАО «Авангард».

Несмотря на значимость Государственного оборонного заказа, большинство предприятий Корпорации, находящихся в СЗФО не имеют госконтрактов по линии МО РФ. Из 53 предприятий региона только 15 привлечены к работе в рамках ГОЗ. Практически отсутствует Гособоронзаказ на предприятиях занятых металлообработкой, весостроением, разработкой и использованием современной программной продукции, производством прицелов и прицельных комплексов, созданием тяговых электродвигателей для электротранспорта, разработкой и производством микроблоков, модулей и стоек для радиоэлектронной промышленности, где используется СВЧ диапазон, производством авиационного оборудования, ведущих перспективные НИОКР в области оптики и др.

Вместе с тем даже наличие Гособоронзаказа все еще не гарантирует своевременность и достаточность его финансирования. Эта нестабильность, естественно, отражается на своевременности окончания работ и качественном уровне разработок. Нельзя забывать, что именно ГОЗ может решающим образом способствовать модернизации производственной базы и технологическому перевооружению наукоемких предприятий. Имеются серьезные вопросы и к законодательной базе касающейся Гособо-ронзаказа. Речь идет, прежде всего, о Федеральном законе РФ № 94-ФЗ «О реализации заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для Государственных и муниципальных нужд» и Федеральном законе № 213-ФЗ «О Государственном оборонном заказе».

Для повышения качества исполнения ГОЗ представляется полезным внести коррективы в регламент проведения конкурсов по определению головного исполнителя НИОКР, предусмотренных Государственной программой вооружения. По действующему закону в настоящее время определяется единственный исполнитель НИР, что лишает заказчика возможности оценить альтернативные варианты разработок, а следовательно допускает возможность принятия неперспективных, а может быть и ошибочных решений.

При этом на конкурс перед заключением контракта по ГОЗ следует допускать предприятия, располагающие соответствующей лабораторной, испытательной и производственной базой, прошедшие научно-технический и производственно-технический аудит и располагающие соответствующими кадрами.

Кстати, суть кадровой политики предприятий ОПК видится в сохранении работо­способных действующих коллективов, привлечении и закреплении на производства квалифицированных профессионалов, а также в создании условий, благоприятствующих притоку перспективных молодых специалистов. Кроме отработки на местах различных форм подготовки специалистов, в том числе с использованием возможностей профильных ВУЗов, необходима государственная программа подготовки кадров для ОПК, подкрепленная соответствующей законодательной базой. С учетом стоящих перед оборонкой задач, своевременность такой программы очевидна. Оптимальным было бы ее принятие уже в этом году.

Именно комплексное решение вышеперечисленных вопросов может гарантированно придать мощный импульс развитию отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса и успешному выполнению ими ответственных государственных задач.

Be the first to comment on "Наукоемкая промышленность: региональный опыт развития."

Leave a comment

Your email address will not be published.


*