Новая парадигма профессионального образования

Международный научно-образовательный центр «Металлообрабатывающие автоматизированные производства» International Center for Research and Education «Automated Metalworking Manufacturing

 Мировая экономика на современном этапе своего развития переживает существенные изменения, связанные с формированием нового технологического уклада под влиянием нарастающего кризиса приоритетов капиталистического общества. В соответствии с этим на первый план выходят проблемы обеспечения экономической устойчивости и стабильного роста предприятий реального сектора экономики взамен реализуемых ранее принципов закрепления доминирующего положения страны по поставкам природных ресурсов или создания финансовых пузырей. При этом усиленное развитие промышленных производств обеспечивает глобальную конкурентоспособность государства, расширенное воспроизводство, повышение уровня благосостояния общества и как следствие — качества жизни населения.

Промышленность становится ключевым направлением государственной политики многих экономически развитых стран. Наиболее известными российским исследователям, специалистам и экспертам являются такие государственные программы, как AdvancedManufacturing Partnership (AMP) в США и Industrie 4.0 в Германии. По сути обе эти программы основаны на реализации механизмов государственно-частного партнерства в области промышленного производства. Однако внедрение AMP связано с поиском нового источника экономического роста, a Industrie 4.0 призвана решить проблему утраты технологического лидерства, возникшую в результате длительной производственной экспансии развивающихся стран. В России же тем временем государственно-частное партнерство активно используется при создании национальной инновационной системы для обеспечения предприятий высокотехнологичных секторов передовыми производственными технологиями и техникой на основе расширения степени участия научных и образовательных организаций в инновационной деятельности, ускоренной коммерциализации инноваций.

Тем не менее, высокотехнологичные секторы сталкиваются с другой значимой проблемой — недостаточностью кадрового обеспечения и несоответствием профессиональных компетенций реальным потребностям предприятия. Все это актуализирует потребность формирования новой парадигмы  профессионального образования.

Преодоление данного негативного тренда становится возможным при реализации предлагаемых в последние несколько лет государством инициатив. Так следует отметить:

— создание прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;

— внедрение сетевой формы обучения образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования;

— реализация программы повышения конкурентоспособности российских университетов «5-100-2020»;

— формирование инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям в рамках инновационных проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации;

— разработка проекта «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов» на 2014-2019 годы и другие.

Целевая установка обозначенных проектов и программ связана с созданием устойчивой тенденции совершенствования профессиональной подготовки кадров в системе многоуровневого образования — от среднего специального к высшему (бакалавриату и магистратуре) и послевузовскому (аспирантура) для нужд высокотехнологичных предприятий, в том числе на основе использования зарубежного опыта.

 Отвечая на вызовы нового времени, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) объединяет в своей системе обучения два разнонаправленных подхода, обеспечивающих реализацию основных государственных задач. С одной стороны, университет ориентирован на развитие академической науки и формирование исследовательских компетенций у студентов через магистратуру и аспирантуру. С другой, являющийся частью университета Институт машиностроения «ЛМЗ- ВТУЗ», использует при подготовке бака лавров исторический опыт практико-ориентированного обучения. Кроме этого, в рамках Программы повышения конкурентоспособности «5-100-2020» в СПбГПУ создаются совместные с зарубежными высокотехнологичными компаниями научно-образовательные центры, организующие программы дополнительного образования и пере подготовки рабочих, инженеров и конструкторов по адаптированным методикам иностранных партнеров.

Институт машиностроения «ЛМЗ-ВТУЗ» был создан в 1930-е годы руководством Ленинградского металлического завода для преодоления кадрового дефицита на предприятии. В настоящее время институт обеспечивает квалифицированными инженерами более двадцати промышленных предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в числе которых крупнейшие машиностроительные компании: ОАО «Силовые машины», ОАО «Климов», ОАО «Ижорские заводы», ОАО «Кировский завод», ОАО «Обуховский завод» и др. Формирование практических навыков у студентов института происходит за счет включения в учебные планы инженерно-производственной практики в трех учебных семестрах. Будущие бакалавры в начале трудовой деятельности получают возможность «закрепления» теоретических знаний, освоения навыков работы на современном оборудовании. Прохождение практики на предпоследнем учебном курсе позволяет развить ранее приобретенные компетенции, а также изучить технологии автоматизированного проектирования технологических комплексов, современное программное обеспечение в должностях младшего инженерного, технологического и конструкторского состава предприятий. Таким образом, институтом решается сразу несколько проблем:

— обеспечение соответствия приобретаемых профессиональных компетенций реальным потребностям предприятий за счет включения в программу обучения производственной практики;

— обеспечение высокого уровня трудоустройства выпускников путем приобретения ими трудового стажа и опыта работы еще во время обучения;

— внедрение элементов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ за счет участия представителей предприятий при разработке учебного плана и задания на практику для студентов;

— доступность для предприятий результатов научных исследований СПбГПУ, обеспеченная выполнением по заказу предприятий научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовкой выпускных квалификационных работ студентами;

— укрепление взаимосвязи университета с предприятиями за счет проведения регулярных совещаний, поддержание обратной связи с выпускниками и их работодателями.

Несмотря на все преимущества практико-ориентированной          подготовки, безусловно, существуют и некоторые недостатки, которые связаны с недостаточностью развития подобной системы в программах повышения квалификации уже занятых на предприятиях специалистов. Это вызвано практической сложностью включения производственной практики в краткосрочные курсы. Однако устранение недостатков происходит во вновь создаваемых структурах университета — международных научно-образовательных центрах.

Третьего июня 2014 года в СПбГПУ прошло торжественное открытие Международного научно-образовательного центра «Металлообрабатывающие автоматизированные производства» (МНОЦ «МАП»). Центр создан совместно с компанией DMG МОЮ — одним из ведущих производителей промышленного оборудования в мире, входящем в пятерку мировых лидеров по производству многофункциональных обрабатывающих центров с числовым программным управлением (ЧПУ). Предпосылкой открытия в СПбГПУ МНОЦ «МАП» стало возрастающее внимание государства к подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных рабочих мест, в том числе для металлообрабатывающих автоматизированных производств машиностроительных кластеров. Функционирование центра направлено на решение стратегических задач университета по повышению конкурентоспособности в рамках Программы «5-100-2020».

Целью деятельности МНОЦ «МАП» является разработка методического обеспечения, а также адаптация методик зарубежных высокотехнологичных компаний (DMG МОЮ, Heidenhain, Siemens, и др.) для организации курсов подготовки и повышения квалификации студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей СПбПТУ, других учебных заведений, специалистов металлообрабатывающих автоматизированных производств на станках с ЧПУ а также оказание инжиниринговых услуг в области металлообработки на станках с ЧПУ

Основными направлениями деятельности центра являются:

1. Разработка методического обеспечения практико-ориентированной подготовки кадров для предприятий высокотехнологичных секторов на основе зарубежных методик.

 2. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава СПбГПУ для развития их навыков работы с современным оборудованием.

3. Организация и проведение краткосрочных курсов повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки.

4. Развитие практико-ориентированных программ подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для учреждений среднего профессионального образования.

5. Организация дополнительных практических занятий для студентов учреждений высшего профессионального образования с присвоением квалификационного разряда.

6. Реализация программ дополнительного образования на иностранном языке в форме Летней школы СПбГПУ совместных с зарубежными университетами программ бакалавриата и магистратуры.

7. Оказание инжиниринговых услуг (совместно с Центром компьютерного инжиниринга СПбГПУ), проведение научных исследований.

Деятельность МНОЦ «МАП» позволит в полной мере реализовать опыт эффективного взаимодействия с промышленными предприятиями по структуре и содержанию образовательных программ, увеличив при этом объем использования достижений иностранных партнеров — учебных центров и компаний, а также достичь запланированных университетом целей долгосрочного развития в области повышения квалификационного уровня обучающихся.

Таким образом, новая парадигма профессионального образования для кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей российской экономики, основанная на приоритетности развития промышленных предприятий, внедрения в их деятельность передовых производственных технологий и техники, включает сформировавшиеся подходы к организации практико-ориентированного обучения в основных и дополнительных образовательных программах. Эта парадигма может в современных условиях может быть реализована путем создания интегрированных научно-образовательных структур — совместных проектов образовательных учреждений и предприятий высокотехнологичных секторов экономики.

М.В. Афанасьев,

д-р эк. наук, директор МНОЦ «МАП» СПбГПУ

Be the first to comment on "Новая парадигма профессионального образования"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*