Одной из проблем морской деятельности, определённой «Стратегией развития морской деятельности РФ до 2030 г.», утверждённой распоряжением Правительства РФ 08.12.2010 г. № 2205-р, является увеличение интенсивности судоходства, активизация разведки и добычи нефти на континентальном шельфе РФ, строительство нефтяных терминалов и увеличение перевозок нефти морем, требующие усиления мер по обеспечению безопасности мореплавания и защите морской среды от загрязнения с судов, в том числе, в сотрудничестве с сопредельными государствами и международными организациями. Это в полной мере относится и Арктической зоне РФ, Чак как в соответствии с «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденными 18 сентября 2008г. Президентом Российской Федерации, развитие морской деятельности в Арктике является приоритетом национальной морской политики.
Обеспечение безопасности, которое в общем случае рассматривается как мера защищенности персонала опасного объекта, населения региона и окружающей среды от последствий аварий, становится одним из основных требований к функционированию морских объектов. В реализации этого требования, важное значение имеет четкая организация планирования и проведения мероприятий аварийно-спасательного обеспечения (АСО).
Основными задачами, решаемыми системой поиска и спасания при проведении аварийно-спасательных работ на море в Арктической зоне РФ:
—поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море, в закрепленных поисково-спасательных районах вне зависимости от их статуса, ведомственной и национальной принадлежности;
—готовность сил и средств к поиску и оказанию помощи аварийным судам и объектам на морских акваториях и в морских портах;
— готовность сил и средств к ликвидации разливов нефти на море с судов и объектов в зоне ответственности национальной системы РФ, независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.
Не смотря на проведение в период 1993-2013 гг. ряда мероприятий по совершенствованию Федеральной системы спасения на море, проблемные вопросы остались. Опыт проведения поисковых, аварийно-спасательных, подводно-технических, водолазных и глубоководных работ при авариях кораблей, морских и воздушных судов на море выявил:
— несовершенную структуру, организацию и недостаточную оперативность федеральной системы поиска и спасания на море в РФ;

—несоответствие действующей нормативно-правовой базы по вопросам поиска и спасания на море современным требованиям;
—недостаточную обеспеченность современными средствами поиска и спасания на море ведомственных аварийно-спасательных служб;
—несовершенство существующих систем сбора и обработки информации об авариях и принятия решений по их ликвидации, отсутствие единых баз данных о наличии и состоянии сил и средств РФ, способных выполнять различные работы;
—необходимость совершенствования подготовки экипажей кораблей и судов по использованию индивидуальных и коллективных средств спасания, отсутствие достаточного количества современных учебно-тренировочных средств и центров подготовки к использованию средств спасания в большинстве ведомств.
Исходя из многовариантности возможных чрезвычайных ситуаций в Арктике, указанных выше факторов и особенностей
проведения поисково-спасательных работ, реализация требований к комплексной поисково-спасательная системе предполагает:
—обеспечение требуемого количественного состава и уровня технического развития сил и средств поисково-спасательного обеспечения в Арктическом регионе;
—создание новых ледоколов, специализированных судов, привлекаемых к поисково-спасательному обеспечению на море;
—создание новых авиационных сил, привлекаемых к поисково-спасательному обеспечению;
—создание новых технических средств поисково-спасательной техники для высоких широт;
—создание новых технических средств проведения работ по ЛАРН в условиях низких температур, ледового покрытия, битого льда;
—создание новых технических средств по поиску и обследованию затонувших объектов;
—создание новых технических средств навигационно-гидрографического обеспечения в высоких широтах;
—создание новых технических средств оповещения и связи;
—создание новых технических средств борьбы с обледенением наружных поверхностей морских плавучих и стационарных объектов и его влиянием на работу оборудования;
—создание новых технических средств медицинского обеспечения при проведении аварийно-спасательных работ на море;
—создание новых и совершенствование существующих береговых аварийно-спасательных и координационных центров.
Несмотря на применение все более совершенных технических средств и методов предупреждения, борьбы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварии на объектахразведки, добычи и морской транспортировки углеводородов продолжают возникать и приводят к гибели людей, наносят значительный экологический и экономический ущерб.
Следует отметить, что существующие индивидуальные и коллективные средства спасения не в полной мере соответствуют условиям спасания в Арктической зоне РФ [5].
Основную трудность для эффективного спасения экипажа морского инженерного сооружения представляют ледовые условия. Следует отметить, что спасательные шлюпки и спасательные плоты сбрасываемого типа пригодны как средство эвакуации только в безледный период. В остальное время года свободно эти средства использовать нельзя из-за ледяного покрова или дрейфующего льда. Кроме того резиновые плоты непригодны в ледовых условиях из-за вероятности их повреждения. Кроме того, трудно маневрировать плотом в экстремальных погоных условиях среди обломков льда.
Анализ опыта поисково-спасательных операций показывает, что оптимальным средством спасания для персонала и экипажа арктических платформ является спасательное судно ледокольного класса, оборудованное в соответствии с требованиями ММО (Международной Морской Организации) или другими приемлемыми стандартами. Однако такое судно не может постоянно находиться вблизи платформы.
По мнению специалистов [5] для решения проблем спасания в ледовых условиях необходимо отказаться от «плоской» схемы спасения. Решение необходимо искать в трехмерном пространстве. Другими словами эвакуацию персонала и экипажа необходимо выполнять воздушным путём. Такой способ эвакуации сразу снимет проблему ледового сопротивления.
Достижению этой цели соответствуют разработки специалистов Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей экранопланов «Экраноплан».

Особенностью использования экранопланов является возможность создания комплесной поисково-спасательной системы для Арктической зоны РФ.
Экранопланы по классификации Международной морской организации (IMO) соответствуют типу «В» и обладают
уникальной возможностью использовать несколько режимов движения: полет, глиссирование, плавание, скольжение по льду и снегу, а также самостоятельно осуществлять спуск на воду и выход на берег (уклон 1:10).

При этом, обеспечивается скорость движения в основном режиме «на экране» до 250 км/час и высокая маневренность. Экранопланы «Орион-12,—20» способны двигаться не только на высоте действия «эффекта экрана», но и кратковременно увеличивать ее для «подскока» над препятствиями.
Эксплуатационные ограничения:
— взлет и посадка при волнении до 3 баллов и боковом ветре до 12 м/сек;
— видимость по горизонтали min — 500 м.
Экраноплан «Орион-12» может перебазироваться в район применения авиа-ционным, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Экраноплан «Орион-20» перебазируется в район применения морским транспортом.
Создание и внедрение представленных экранопланов полностью соответствует плану мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утверждённого Председателем Правительства РФ 16.10.2013 г., и которым предусмотрено создание системы комплексной безопасности для защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также разработка новых и модернизация существующих образцов специальной техники, разработка и внедрение современных транспортных средств, адаптированных к использованию в Арктических условиях.
Ю. Г. Варакосов, директор Ассоциации
разработчиков, производителей
и потребителей экранопланов
В. Н. Илюхин, председатель Ассоциации
развития поисково-спасательной
техники и технологий
Литература:
1. Федеральный закон от 09 февраля 2007 № 16-ФЗ « О транспортной безопасности»
2.Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.//Утверждены Президентом Российской Федерации 18.09.2008 г.
3.Стратегия развития морской деятельности России до 2013 г. //Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.12.2010 г. № 2205-р. 4. Маскалик А. И., Нага-петян Р. А. Лукьянов А. И. Экранопланы-транспортные суда будующего.-СПб.: Судостро-ение.-2013.-342 с.
5.Сазонов К. Е. Спасательные средства для ледовых условий: состояние вопроса и возможные пути решения//Арктика. Экология и экономика.-№ 4 (12),2013, С.32-39.
Be the first to comment on "Новые спасательные средства для арктических условий"