Нужны согласованность и оперативность

Г.Н. Капралов, к-т тех. наук

6
5.1

       ОАО «НПО «Квант» производит современные мобильные радиоэлектронные комплексы наземного и воздушного базирования. В рамках Федеральных целевых программ «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015гг.» и «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010гг. и до 2015 года» проводится глубокая реконструкция произвлдства, освоены инвестиции в объеме более 500 млн. рублей. В результате технического перевооружения на предприятии создана производственная и научно-техническая база для быстрого и эффективного освоения и серийного выпуска ряда перспективных изделий военной техники. До конца текущего года ОАО «НПО «Квант» должен выполнить пять контрактов на сумму 1 750 млн. рублей. Темп роста объектов производства к уровню 2011 года составляет 250%, что является очень обнадеживающим результатом.

В сентябре на базе ОАО «НПО «Квант» Федеральный инспектор по Новгородской области

Карманов А.Б. провел совещание руководителей предприятий, участвующих в выполнении ГОЗ. В ходе совещания были определены наиболее общие проблемные вопросы по выполнению государственного оборонного заказа 2012-2013 г.г. и государственной программы вооружений 2011-2020 г.г.,а также выработаны рекомендации по их решению, которые, на наш взгляд, заслуживают внимательного рассмотрения и реализации на практике.

1. Одной из главных проблем при выполнении государственного оборонного заказа остается несвоевременность его размещения Министерством обороны РФ.  Причиной такой ситуации руководство МО РФ считает несвоевременность представления предприятиями ОПК документов для согласования цен. Однако, несложный документальный анализ опровергает этот тезис. Учитывая, что технологический цикл изготовления изделий нашей номенклатуры составляет от 9 до18 месяцев, то в целях недопущения срыва ГОЗ предприятие вынуждено брать кредиты и запускать в производство на свой страх и риск. При этом проценты по кредиту предприятие платит из своей прибыли, а Рособоронзаказ при проведении проверок не учитыает затраты предприятия, произведенные  до подписания контракта и считает их неправомерными.

После заключения госконтрактов указанные работы приходится выполнять в сжатые сроки за счет привлечения дополнительных трудовых ресурсов, организации непрерывной работы, включая выходные дни, что крайне негативно сказывается на финансовом положении организации и создает предпосылки к срыву выполнения ГОЗ. За последние годы ситуация в этой сфере никак не изменилась.

Считаем, что Постановление Правительства РФ о гособоронзаказе на каждый последующий год должно приниматься не позднее 01.12. текущего года, размещение заказов у единственных поставщиков – до 31.12., а аукционы – до 01.02. Авансирование производить в течение семи дней с даты подписания контракта.

Кроме того, при формировании конкурсной документации и  заключении контрактов по ГОЗ, необходимо учитывать технологический цикл производства (дата подписания контракта плюс технологический цикл изготовления изделия), время проведения квалификационных испытаний, срок доставки до места дислокации.

2. При решении вопросов оптимизации (снижения) цен на изделия гособоронзаказа МО РФ ищет внутренние резервы для этого только у предприятий – головных исполнителей финишной продукции. Министерство обороны не принимает никаких мер к предприятиям-поставщикам комплектующих изделий, сырья и материалов, цены на которые превышают индексы-дефляторы Минэкономразвития в 2-3 раза. При этом правовые рычаги воздействия на недобросовестных поставщиков комплектующих у головного исполнителя ГОЗ отсутствуют. Более того, с 2012 года из функций военных представительств (ВП) МО РФ исключен контроль за ценообразованием. Учитывая, что многие комплектующие уникальны и производятся всего одной-двумя организациями, отказаться от услуг недобросовестных поставщиков головной исполнитель зачастую не может, следует ожидать дальнейший бесконтрольный рост их цен.

МО РФ необходимо своей директивой обязать военные представительства предприятий — поставщиков комплектующих изделий, сырья и материалов при подготовке заключений по ценам ограничивать их темп роста с учетом индексов цен Минэкономразвития для соответствующей отрасли экономической деятельности.

Представляется важным внесение Правительством Российской Федерации дополнений в Федеральный закон № 223, ограничивающих рост цен на товары и услуги, размещаемые на аукционах, в целях выполнения ГОЗ в пределах индексов-дефляторов Минэкономразвития.

3. МО РФ на основании своей внутренней директивы «Основные подходы Минобороны России к формированию цены на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы», утвержденной  Первым заместителем министра обороны РФ 07 декабря 2010 года, не принимает от предприятий – головных исполнителей ГОЗ, при согласовании цены, индексирование по отдельным статьям затрат в соответствии с индексами цен Минэкономразвития.

Сложившийся сегодня подход к этому вопросу противоречит положениям Постановлений Правительства РФ от 04 ноября 2006 года № 656 и 25 января 2008 года № 29, а также Приказу Министерства экономического развития и торговли от 16 апреля 2008 года 
№ 104. МО РФ при  согласовании цен на поставку изделий, выполнение работ, услуг в рамках ГОЗ должно строго руководствоваться данными Постановлениями, не исключая отдельные статьи затрат из индексирования.

4. Нередки также ситуации, когда МО РФ в конкурсной документации, в контрактах на изготовление и ремонт техники устанавливает гарантийный срок не соответствующий ТУ.Предлагается в ТТЗ на разработку изделий закладывать требуемый срок гарантийных обязательств на изделие, чтобы разработчик учитывал необходимые комплектующие, материалы, состав ЗИП, виды испытаний и т.д. для увеличения срока безотказной работы изделия. Цена при этом объективно повысится, но в ТУ будут требуемые для заказчика свойства.

5. Включение в конкурсную документацию и контракты Минобороны РФ положения о доставке изготовленной (отремонтированной) продукции непосредственно в войсковые части без соответствующего увеличения цены (стоимость услуг РЖД и воинского караула), а также учета срока доставки в особенности в удаленные регионы страны, ведет к значительным финансовым потерям со стороны предприятий ОПК и к риску нарушения сроков исполнения контрактов.Считаем целесообразным обязать МО РФ заключить с предприятиями дополнительные соглашения, включив в контракты ГОЗ стоимость доставки изготовленной продукции грузополучателю (войсковые части) и увеличить срок их исполнения на время доставки.

Необходимо решить на уровне Правительства РФ вопрос взаимодействия МО РФ, оборонных предприятий и РЖД. Опыт показал, что в 2012 году получение железнодорожных платформ составило 2-3 месяца с момента полной оплаты доставки. Считаем целесообразным подготовить руководящий документ, определяющий особый порядок предоставления железнодорожных услуг предприятиям производителям вооружения и военной техники.

6. Выполнение государственного оборонного заказа по ремонту и модернизации военной техники должно быть реально обеспечено безусловной поставкой всеми заводами промышленности запасных частей и ремонтно-групповых комплектов (РГК). Однако, в настоящее время, на выполнение ГОЗ стало отрицательно влиять практическое свертывание изготовления и поставок покупных изделий для ремонта рядом предприятий промышленности Российской Федерации, а также предприятий, оставшихся за пределами ее границ.

В целях обеспечения выполнения заданий ГОЗ по ремонту и модернизации вооружения и военной техники представляется целесообразным инициировать на уровне Минпромторга России совещание, направленное на решение следующих задач:

— обеспечить выполнение ГОЗ необходимыми ПКИ и РГК, в том числе по выпуску соответствующих изделий, производство которых прекращено в РФ и за ее пределами;

— обязать предприятия-поставщики РГК заключать договоры с головными исполнителями оборонного заказа на поставку РГК с отражением их ответственности за срыв установленных сроков;

— обеспечить постоянный контроль со стороны ВП МО РФ, аккредитованных на предприятиях-поставщиках, сроков при исполнении договоров поставки РГК.

7. Все больше материалов и комплектующих, используемых в производстве продукции оборонного значения, можно приобрести только за рубежом, т.к. отечественные аналоги отсутствуют. В результате, оборонная промышленность становится зависимой от импортных поставок, которые могут быть прекращены при создании соответствующих условий в международной политике. Вместе с тем, разработчики новых видов вооружения и военной техники не всегда учитывают последние достижения отечественного высокотехнологичного и наукоемкого производства. Целесообразно в связи с этим произвести согласование «Программы развития электронно-компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015гг.» с «Государственной программой вооружения 2011-2020гг.».

8. В настоящее время остро стоит вопрос нехватки технических специалистов (конструкторы, технологи, наладчики и т.п.) Отмечается слабая подготовка выпускников школ и ВУЗов по предметам, имеющим техническую направленность. Средний возраст работников многих наукоемких предприятий превысил 50 лет. Основными причинами являются низкая заработная плата при высоких требованиях к квалификации, а также отсутствие системы подготовки и переподготовки кадров инженерно-технических специальностей. Необходимо возобновить профориентационную работу в школах, увеличить количество часов в учебных планах по техническим специальностям. Назрела также острая необходимость решения вопроса о бронировании молодых специалистов, работающих на предприятиях ОПК, от службы в армии, что будет способствовать закреплению квалифицированных кадров. Необходимо решить вопрос о направлении специалистов, молодых рабочих на службу в военные части, где эксплуатируется выпускаемая предприятием техника.

9. Высокие темпы роста тарифов на энергоресурсы, высокие налоги и отчисления в страховые фонды делает отечественные предприятия неконкурентоспособными, ведет к их закрытию и снижению налоговых поступлений. Такое положение дел не позволяет создавать конкурентные условия по заработной плате, приводит к оттоку квалифицированных кадров, исключает возможность модернизации производства, препятствует реализации инновационных проектов.

В течение трех лет наше предприятие пыталось получить на основании Постановления Правительства господдержку в виде частичной компенсации выплаченных процентов по кредитам, как предприятие ОПК, выполняющее ГОЗ. Ежегодно до октября месяца нам сообщали из Минпромторга, что комиссия не заседала, а с октября в Минфине на эти цели заканчивались деньги. Документы нам ни разу не возвращались по причине несоответствия установленным требованиям. Видимо, надо менять условия выделения господдержки, чтобы предприятия не надеялись и зря не тратили время на подготовку пакетов документов и неоднократных перерасчетов в течение года.

В целом, изложенные проблемы и предложения говорят о необходимости перевода отношений «государство-ОПК» на новый уровень согласованности и оперативности в принятии важных экономических и управленческих решений.

Be the first to comment on "Нужны согласованность и оперативность"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*