О подготовке кадров в системе высшего профессионального образования для обеспечения модернизации России

ОТ РЕДАКЦИИ. Данную рубрику открывают две статьи, сделанные на основедокладов открытого заседания Инженерного Клуба 21 апреля 2011 года.
К.А. Дубаренко, В.В. Ермилов,
(Санкт-Петербургский Государственный
Политехнический Университет)
    Модернизация экономики России может быть успешной, если система образования, в том числе высшего профессионального, сумеет обеспечить подготовку квалифицированных кадров. Они должны быть способны осуществлять модернизацию как непрерывный процесс повышения эффективности использования всех
видов ресурсов на непрерывно обновляющейся технико-технологической базе.
В истории нашей страны можно выделить несколько периодов подобных по масштабам перемен: преобразования Петра I, сталинская индустриализация тридцатых годов ХХ века, ускоренное восстановление народного хозяйства после второй мировой войны и обеспечение лидерства СССР на прорывных технологических направлениях (космос, мирный атом, оборонные проекты и т.д.).
    Можно утверждать, что развитие России носило и носит неустойчивый характер, что обуславливает необходимость изменений, которые порой носят жесткий мобилизационный характер.Модернизация, осуществляемая сегодня,по сути своей есть переход от неустойчивого развития к управлению устойчивым инновационным развитием системы природа — техносфера — общество —человек.
   Современные масштабные преобразования, сопровождаются процессами,качественно отличающими нынешний этап от всего, что было ранее.   Технико-технологическое обновление экономики в целом и промышленности в частности, осуществляется каждые 2-3 года, а в некоторых отраслях, например, IT-технологии,ещё быстрее.
        Процесс подготовки кадров включает формирование требований к кадрам,переподготовку профессорско-преподавательского состава, обеспечение учебного процесса и собственно обучение, что, в лучшем случае, составляет 8-10 лет. То есть система образования не успевает за инновационным процессом. А значит, сложилась в какой-то мере парадоксальная ситуация: образование стремится дать знания, которые ещё только появятся в будущем.
       Второй процесс связан с глобализацией управления производительными силами в масштабах всего человечества и перераспределением места, роли и значения хозяйственных комплексов различных регионов и стран (Китай, Россия,Африка и т. д.).
         Третья принципиальная особенность — это формирование техносферы как целостной взаимосвязанной системы.Последствия от сбоев, аварий и катастроф в техногенной среде оказывают существенное влияние не только на социальноэкономические, но и на природные процессы на длительных интервалах времени,превышающих жизнь не одного поколения. События в Японии, Мексиканском заливе, на Саяно-Шушенской ГЭС, ранее в Индонезии и Чернобыле красноречиво свидетельствуют об этом.
    Наряду с этими процессам, носящими глобальный характер, для России характерны свои особенности.
Прежде всего, следует отметить продолжающееся сокращение и старение населения. Пока нельзя утверждать, что складываются предпосылки и тенденции,способные остановить демографический спад. Во всяком случае, в ближайшей перспективе для повышения качества жизни необходимо существенное повышение энергообеспеченности экономики, коэффициента полезного действия для роста производительности труда и снижения экологической нагрузки, повышение качества управления социально-экономическими процессами и техносферной безопасностью. В противном случае, развитие придётся обеспечивать за счёт экстенсивных факторов — повышения пенсионного возраста, привлечения работников из-за рубежа, расширения экспортных поставок сырья, отвлекать значительные силы и ресурсы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
    Вторая особенность связана с природно-климатическими и географическими параметрами нашей страны. Рис. 1 Приём специалистов и инженеров
Они обуславливают более жесткие требования к технико-технологическим инновациям и их оценке на основе коэффициента совершенства технологий (КСТ) на всех стадиях — от идеи до внедрения. Для обеспечения устойчивого инновационного развития России и выпуска конкурентоспособной продукции КСТ должен быть не ниже 0,62. Для сравнения, сейчас он составляет 0,29 — 0,30.
    Третья особенность России заключается в том, что на её территории сконцентрированы значительные запасы полезных ископаемых и других ресурсов, что предопределяет огромные объемы сырьевого экспорта. При этом, несомненно, желательно осуществлять глубокую переработку сырья в России, для чего также необходима разработка техники и технологий с высоким КСТ.
     Важно определить, как должна быть организована эффективная система подготовки кадров в системе высшего профессионального образования в условиях перехода на уровневую систему подготовки. Эту задачу на встрече с руководителями промышленных предприятий отметил и Президент РФ Медведев Д.А.:
«Нам нужно понять, как развивать современную инженерную школу». На совещании также было отмечено, что из 200 тысяч инженеров, «только одна треть (!) работают по специальности, а две трети растворяются неизвестно где», было подчёркнуто, что в Министерствах РФ, как правило, нет понимания того, какие специалисты требуются. Более того, Министр образования и науки А.А. Фурсенко высказал тезис о том, что «сегодня и промышленность в подавляющем большинстве не может сказать, какой специалист через шесть лет понадобится, и дать такой прогноз в принципе невозможно».
      С тезисом о принципиальной невозможности прогнозировать процессы подготовки кадров нельзя согласиться. В условиях нарастания техногенного давления на систему природа — общество — человек и интеграции мировых экономических систем, управлять развитием без прогноза и плана, рассчитанного на период жизни хотя бы одного-двух поколений, нельзя. Метод проб и ошибок приводил и может в дальнейшем привести к катастрофическим последствиям. Прямой  обязанностью и функцией органов  гоосударственной власти как раз и является выявление проблем и противоречий в развитии общества,способов их решения,
Рис.2  Образовательные траекториипрогнозирование и планирование, постановка целей развития на долгосрочную, среднесрочную и ближайшую перспективу.
Разрабатываемые прогнозы должны лежать в русле единой концепции развития жизни, отвечающей коренным интересам человека,семьи, общества.
В процессе управления органы власти должны регулярно вносить коррективы в прогнозы с учётом внешних обстоятельств и новых возможностей.
    Метод управления «прогноз-корректировка прогноза» должен стать основным в государственном управлении. Органы исполнительной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов,отраслей, органы муниципального самоуправления на основе прогнозов составляют планы развития соответствующих систем на разные сроки и обеспечивают их реализацию. Фактически они осуществляют управление по программно-адаптивной схеме.
     Такая же схема работы должна применяться и в области прогнозирования и планирования подготовки кадров. Прямо скажем, задача это не простая, но решаемая. То, что длительность подготовки инженеров превышает частоту смены технологий, лишь усложняет её и требует более высокого качества государственного управления этим процессом и самоуправления участвующих в нём университетов,предприятий и других структур. Дополнительные сложности в подготовке инженеров возникают в связи с переходом на систему бакалавр — магистр.
      В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете,в связи с переходом на уровневую систему подготовки, структура выпускников в ближайшие годы качественно изменится (рис. 1).
        Если до 2004 года из 2000 выпускников 1900 были дипломированными специалистами (инженерами), то после 2014 года 1800 человек будут выпускаться как бакалавры по разным направлениям подготовки. Другими словами, в ближайшем будущем выпуск специалистов–инженеров прекратится. И это не смотря на то,что в перечне поручений, утверждённом по итогам заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, указано внести изме\нения в нормативно-правовые акты,регулирующие порядок подготовки специалистов инженерно-технического профиля, предусмотрев в них наименование квалификации выпускаемых специалистов «инженер».
      Есть несколько вариантов решения проблемы. Первый — сокращение фундаментальной теоретической подготовки бакалавров и увеличение часов на овладение прикладными знаниями и практическими навыками. В этом случае выпускники будут подготовлены по узкому профилю и не смогут эффективно вести инженерные разработки на междисциплинарном уровне, поэтому возникнет необходимость достаточно частой их переподготовки и повышения квалификации.Это возможный путь, но, на наш взгляд,не отвечающий современным и перспективным требованиям к инженерам XXI века.
      Второй вариант — усиление фундаментальной подготовки бакалавров (инженерной, управленческой, экономической) с учётом направлений подготовки ИТР. Специализация, то есть подстройка к требованиям рынка, виду и сфере деятельности, отрасли, предприятию должна осуществляться в дальнейшем. Такая адаптация может быть организована либо непосредственно на предприятии, где будет работать молодой инженер, либо в системе дополнительного образования,либо самостоятельно. Возможны различные образовательные траектории (рис.2).
          В СПбГПУ, например, на факультете комплексной безопасности, планируется,начиная с 2011 года, реализовать подготовку бакалавров-инженеров на основе второго варианта.В основу обучения и воспитания бакалавров положены несколько принципов: фундаментальность, проектный подход, научно-исследовательский подход, связь с практикой.
      Фундаментальность — более глубокое изучение дисциплин естественно-научного цикла (физика, математика, общеинженерные дисциплины). Проектный подход — овладение инженерными знаниями, позволяющими бакалавру овладеть компетенциями для разработки новой техники и технологий на всех этапах (анализ и выявление проблем и
противоречий; проектирование на основе физически измеримых параметров и оценки КСТ; организация внедрения и
управление проектом). Научно-исследовательский подход — самостоятельная научно-исследовательская работа сту-
дентов в течение практически всего срока обучения. Связь с практикой осуществляется, помимо традиционных ежегодных практик студентов, постоянной работой на предприятии. Бакалавры-инженеры в течение дополнительного года обучения будут совмещать работу на предприятии (4 часа) и обучение в университете (4 часа).
      Программы составляются совместно с работодателями с учётом вида деятельности, отрасли, специфики предприятия,способностей и предпочтений выпускника. Результатом годичного обучения станет проект решения конкретной производственной задачи на основе знаний,полученных в бакалавриате. Планируется,что выпускной проект будет защищаться на предприятии с участием представителей факультета и предприятия.
        Фундаментальность и освоение студентами методологических знаний при таком подходе к обучению позволят им самостоятельно в режиме реального времени поддерживать свой профессионализм, повышать квалификацию и, при необходимости, менять профессию.Для наиболее эффективной подготовки инженерных кадров в системе ВПО необходимо объединение усилий органов государственной власти, как федерального, так и регионального уровня, университетов, предприятий различных отраслей экономики, объединённых в саморегулируемые организации и ассоциации.Правительство страны на основе статистических демографических параметров, долгосрочного (30 -50 лет) прогноза научно-технического и социально-экономического развития определяет структуру производства, прорывные направления развития, территориальное размещение производительных сил и другие аспекты.Регионы на основе таких прогнозов выстраивают систему планов долгосрочного социально-экономического развития, вырабатывают методы индикативного планирования и механизмы рыночного управления предприятиями региона. Саморегулируемые организации,исходя из планов развития отраслей и предприятий, определяют перспективную потребность в специалистах, совместно с университетами, формируют требования к выпускникам, программам, формам и методам обучения, создают базовые кафедры, инжиниринговые центры.Важной функцией объединений промышленных предприятий должна стать постановка научно-исследовательских и проектно-конструкторских задач, выдача технических заданий для проведения работ совместно с вузами, в том числе с привлечением студентов. Это особенно актуально для СПбГПУ, как национального исследовательского центра, который может создавать малые инновационные предприятия на базе прорывных технологий, обеспечить трудоустройство студентов, улучшение их материального положения и работу в период обучения без ущерба для образования, повысить мотивацию, самостоятельность и активность студентов.
      Предлагаемая система обеспечит подготовку инженерно-технических кадров,способных не только решать сложные производственные и технические задачи, но и в перспективе осуществлять управление регионами, субъектами РФ, государством и обеспечивать устойчивое инновационное развитие России.

Be the first to comment on "О подготовке кадров в системе высшего профессионального образования для обеспечения модернизации России"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*