О ЗАКОНЕ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ»

ОТ РЕДАКЦИИ. Недавно в РФ был принят закон «О государственном оборонном заказе». Значительный объем работ в ходе создания этого ФЗ провел первый заместитель председателя Союза машиностроителей России, заместитель председателя комитета по промышленности ГД РФ Владимир Гутенев. С текстом нового закона с интересом познакомился референт генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Валерий Половинкин. Вот его комментарий.

     Новый закон можно отнести к положительному примеру российского законотворчества. Он достаточно четко определяет особенности размещения оборонного заказа и механизмы регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ.

Среди достоинств нового ФЗ — меры по ограничению доступа иностранных производителей вооружений и военной техники к исполнению российского государственного оборонного заказа, а также ограничение участия «сомнительных» промежуточных «фирм и фирмочек». Абсолютный приоритет дан известным отечественным производителям.

Закон призван решить назревшие проблемы в области формирования, размещения и выполнения ГОЗ. Он направлен в первую очередь на:

— повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых государством на обеспечение обороны и безопасности;

— определение особенностей размещения государственного оборонного заказа;

— совершенствование механизма регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ;

— уточнение круга государственных заказчиков, их обязанностей, обязанностей головных исполнителей, исполнителей государственного оборонного заказа в целях повышения их ответственности за обеспечение эффективного размещения и выполнения ГОЗ.

Согласно закону, государственным оборонным заказом являются установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государ­ствами в соответствии с международными обязательствами РФ.

В законе также определены особен­ности размещения ГОЗ, которые в том числе предусматривают:

—  предоставление права государствен­ному заказчику при определенных усло­виях не устанавливать требование обе­спечения исполнения государственного контракта;

—  определение требований, в соответ­ствии с которыми при размещении ГОЗ на поставки вооружения, военной и спе­циальной техники, военного имущества, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, конкурсная докумен­тация, документация об аукционе должны содержать указание на наименования или товарные знаки таких ВВТ и имущества;

—    определение начальной (макси­мальной) цены государственного кон­тракта при размещении оборонного заказа путем проведения торгов, а также опреде­ление цены государственного контракта в случае размещения оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

— возможность изменения цены заклю­ченного в соответствии с государственной программой вооружения государствен­ного контракта на поставку продукции с длительным производственным циклом по решению Правительства Российской Федерации при утверждении оборонного заказа на очередной год или при уточ­нении оборонного заказа на текущий год.

Законом впервые определены основные принципы и методы государ­ственного регулирования цен на про­дукцию, поставляемую по оборонному заказу, в целях эффективного исполь­зования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного испол­нения  ГОЗ  при  соблюдении  баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя (исполнителя). При этом порядок регулирования цен и полномочия федеральных органов исполнительной власти в этой области устанавливаются Правительством РФ.Среди методов государственного регулирования цен на продукцию по оборонному заказу в законе, например, названы:- учет в структуре цены на продукцию по ГОЗ произведенных затрат на ее производство и реализацию;- определение минимального и максимального размеров рентабельности (прибыли) и порядка их применения при расчете цен на продукцию по ГОЗ с учетом средств, которые необходимы головному исполнителю, исполнителю для развития производственных мощностей и обслуживания привлеченного капитала, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа, а также с учетом финансовой поддержки, оказываемой государством в целях выполнения ГОЗ;- обеспечение оплаты головному испол¬нителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением ГОЗ;- государственная регистрация цен на продукцию по ГОЗ;- ведение реестра цен на продукцию по ГОЗ.Законом также предусмотрена возможность изменения цены госконтракта со сроком поставки продукции не менее чем через 3 года, по решению правительства РФ при утверждении гособоронзаказа на очередной год или при уточнении на текущий год.И, что важно, устанавливаются антимонопольные требования к исполнителям гособоронзаказа. В случае прекращения поставок по ГОЗ на очередной год и плановый период, порядок согласования госзаказчиком возможности ликвидации или перепрофилирования соответствующих производственных мощностей головного исполнителя и возмещение причиненных ему, а также исполнителю убытков, вследствие неиспользования по решению госзаказчика этих производственных мощностей, устанавливается правительством РФ.

Be the first to comment on "О ЗАКОНЕ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ»"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*