Обращение к читателям журнала профессора, доктора экономических наук,заслуженного деятеля науки В.А.Федоровича

 .8

Предстоящее вступление России в ВТО, а также высокая сложность стоящих перед нашей страной масштабных инновационных, экономических, экологических, а также военно-технических задач, все это определяет значимость нового этапа развития страны. И руководство страны и широкая общественность признают, что перед нашим обществом и государством стоят громадные по сложности, социально-экономические, организационно-управленческие и административные задачи, ключевой подход к решению которых в мировой хозяйственной практике достаточно хорошо известен.

В ситуации непрекращающегося финансово-экономического кризиса, даже в промышленно развитых странах Запада концепция последовательного сокра-щения роли государства в управлении экономикой, дальнейшего слома государ-ственного механизма хозяйствования, и соответственно, резкого сокращения го-сударственных расходов и резкого расширения сферы плохо контролируемой рыночной экономики, сегодня вызывает большие сомнения. В настоящее время даже в ведущих странах возникают проблемы, решение которых требует не бю-рократического контроля, а масштабной координации усилий частного капитала, тщательной организации государственного хозяйствования.

Речь идет о последовательном развитии государственного рынка товаров и услуг, а внутри него – государственного рынка вооружений, НИОКР и техноло-гий, об эффективном использовании особого вида хозяйственных договоров го-сударства с подрядчиком, а также Федеральной контрактной системы (ФКС).

ФКС и её механизм предусматривают не просто жесткий государственный контроль управления и строгое целевое расходование государственных ресурсов и денежных средств. Это система, располагающая мощными стимулам и способная на их основе ориентировать свободную «рыночную стихию» на эффективное удовлетворение государственных нужд и общенациональных потребностей. В промышленно развитых странах Запада эффективное функционирование ФКС и государственного рынка представляет важнейшую экономическую задачу государства, реализация которой регулируется тысячами государственных актов, законов, подзаконных актов и ведомственных инструкций.

Сегодня и в России на смену госзаказу должен прийти федеральный (госу-дарственный) контракт – важнейший инструмент государственного хозяйство-вания, организации и управления, общепринятый в промышленно развитых странах Запада. Речь идёт о формировании системы управления процессом соз-дания и приобретения с помощью государственного контракта новой конечной продукции или услуги: от этапа формулирования научно-технической и эконо-мической идеи до выпуска экспериментального или промышленного образца.

Однако в России переход к системе федеральной контрактации затруднен многими причинами. Современное российское законодательство лишь в общих чертах определяет принципы управления процессом приобретения необходимых государству товаров и услуг, будь то сырьё, промышленное оборудование, продовольствие, топливо, строительство зданий или транспортные услуги. Отсутствует механизм финансирования государственного хозяйствования, который опирается не только на госбюджет, но и на многие иные инструменты привлечения средств для корпораций-подрядчиков, занятых исполнением важного госзаказа. Нет государственного контракта, — следовательно, нет и такого экономического инструмента как гарантируемые государством кредиты и залоги, которые можно взять под заключенный с правительством договор (контракт).

Даже реализацию важнейших оборонных и научно-технических программ предлагается осуществлять на общих (стихийных) рыночных основаниях, без тщательного планирования и организации. В таких условиях ни сформировать национальную программу, ни достичь серьёзного успеха в её реализации прак-тически невозможно. А потому, следуя в фарватере глобализации, научно-технический потенциал страны с большой вероятностью будет участвовать лишь в чужих программах и разработках, руководство которыми осуществляется из-за рубежа.

Создание государственного рынка товаров и услуг в России – это объек-тивная необходимость. Сегодня она диктуется всем ходом нашей экономической реформы. Именно здесь будут опосредоваться (реализовываться) хозяйственные связи государства-заказчика со всеми группами хозяйствующих субъектов (исполнителей госконтрактов), будь то в сфере промышленности, гражданского или военного производства, науки или техники, сельского хозяйства, строительства, или в сфере услуг. Государственный рынок товаров и услуг станет основой для последующего образования общенационального рынка по мере того, как в нашей стране будет постепенно складываться функционирующий национальный капитал в его трех основных производительных формах: банковский, промышленный и торговый.

Государственная хозяйственная деятельность в корне отличается от частно-го предпринимательства. Она должна быть сосредоточена на том, что составляет главные интересы страны, имеет жизненно важное стратегическое значение с политической точки зрения, с точки зрения обороны и безопасности, укрепления экономического потенциала.

Переход к контрактному механизму позволит резко повысить эффектив-ность государственных расходов, в том числе за счет сокращения непроизводи-тельных расходов, строгого адресного использования государственных средств не посредником, а конечным производителем (или субподрядчиком, вносящим реальный вклад в создание готовой продукции). Более того, федеральный кон-тракт должен стать надёжным барьером против коррупции и расхищения средств федеральной казны.

Обращаясь к читателям журнала «Экспертный Союз» хотел бы пожелать им глубокой убежденности в необходимости постановки высоких государствен-ных целей, в достижении которых ключевую роль может и должен сыграть пе-реход к федеральной контрактной системе.

Be the first to comment on "Обращение к читателям журнала профессора, доктора экономических наук,заслуженного деятеля науки В.А.Федоровича"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*