ОПК: расшифровка кардиограммы

А.В. Гуров, руководитель Санкт-Петербургского представительства

ГК «Ростехнологии», председатель Санкт-Петербургской

Региональной организации «Союза машиностроителей России»

 11

 ОТ РЕДАКЦИИ. Данный материал представляет собой сумму замечаний, и рекомендаций, представленных в наше Региональное отделение Союза машиностроителей руководителями целого ряда предприятий Санкт-Петребурга, задействованных в исполнении государственного

оборонного заказа. Эти предприятия работают в разных отраслевых секторах, но многие проблемы воспринимаются ими сходно, если не прямо одинаково. Что, видимо, придает им еще большую ценность. При всей своей унаследованной и местами сохраненной мощи, оборонно-промышленный комплекс России является очень чувствительной и нестабильной частью экономики. Он не может и не должен быть просто субъектом рынка, зависящим от его капризной конъюнктуры. ОПК – всегда и везде одновременно является объектом и инструментом реализации политических целей своей страны. Его состояние – зримый индикатор того, насколько развит (неразвит, забыт, глубоко похоронен) в данной конкретной стране навык самостоятельного политического целеполагания. В нашем случае ситуация выглядит следующим образом:

По теме импортозамещения
Массовые закупки и последующее внедрение импортного технологического оборудования на многих промышленных, в том числе оборонных, предприятиях ведут к утрате технологической независимости и прямо влияют на безопасность и обороноспособность страны. Коррупционная составляющая при формировании государственных заказов, избыточное количество посредников, отсутствие системной государственной мотивации предприятий промышленности и науки к инновационному развитию, а также четкого механизма финансирования гособронзаказа и импорто-экспортных операций – все это снижает конкурентоспособность отечественных производителей и их шансы освоить выпуск импортозамещающей продукции.
Например, в области дизелестроения, в последнее время заметна тенденция по замене на кораблях и судах новых проектов (в том числе серийных) главных двигательных установок и компрессорной техники с отечественных на зарубежные аналоги типа MAN, MTU (Германия), Caterpillar, Cummins (США), что помимо серьезных технологических и экономических последствий для российской промышленности, может негативно влиять на ряд аспектов обороноспособности страны (в частности, виброакустические характеристики становятся достоянием иностранных компаний).
Растет зависимость от импорта, поскольку для безаварийной эксплуатации иностранной техники должны постоянно поступать импортные комплектующие.
Определенные проблемы связаны с правом Государственного заказчика (МО РФ) самостоятельно определить наличие (отсутствие) отечественных аналогов вооружений и военной техники и их соответствие необходимым требованиям. Подобные оценки даются без глубокой квалифицированной экспертизы, то есть, как считают многие руководители предприятий, заказчик склонен идти по «легкому» пути импортных закупок.
По системе контрактации
Серьезная ситуация складывается на предприятиях ОПК в связи с политикой МО РФ по ценообразованию, снижающему рентабельность оборонной продукции. Существенное влияние оказывает позднее размещение заданий ГОЗ государственными заказчиками и, соответственно, задержки заключения контрактов головными исполнителями с соисполнителями.
Существующий порядок планирования, исполнения и финансирования гособоронзаказа недопустимо часто ставит предприятия в сложные финансово-экономические условия. Отсутствие типового государственного контракта с равными правами и обязанностями сторон приводит к нарушению сроков финансирования работ. Назрел и перезрел вопрос о разработке типового госконтракта, где будут прописаны, в том числе, условия платежей и обязательные штрафные санкции за неисполнение условий договора как со стороны исполнителя, так и заказчика.
Также представляется целесообразным организовать, наряду с планированием гособоронзаказа, получение предприятиями ОПК утвержденного бюджета, от заказчиков с объемом финансирования, соответствующим госконтракту в целом, и не на один год, как это делается в настоящее время. Данное решение позволит обеспечить текущее производство, а также запланировать и реализовать затраты предприятий на модернизацию основных фондов и НИОКР.
Авансирование работ по ГОЗ эффективнее осуществлять не ежеквартально, а ежемесячно. При этом установить срок оплаты заказчиком исполненного заказа в течение оговоренного времени после подписания акта приемки-передачи продукции (работ, услуг). С точки зрения производственников, этот срок целесообразно определить в 20 дней.
Определенная на 2011 год схема финансирования головного исполнителя привела к существенным проблемам в его реализации. До настоящего момента все еще не отработана полноценная процедура привлечения кредитных средств под исполнение ГОЗ, что также создает угрозу срыва сроков. Этот фактор влияет на возможность авансирования контрагентов, в первую очередь, производителями конечных изделий с длительным технологическим циклом изготовления.
Представляется целесообразным, как минимум, до урегулирования всех спорных процедурных моментов по кредитованию, вообще отказаться от кредитных схем и вернуться к традиционной схеме финансирования ГОЗ. В дальнейшем предусмотреть процентную ставку по привлекаемым кредитам не выше ставки рефинансирования ЦБ для предприятий с объемом ГОЗ 70% и более, а также государственную поддержку в виде субсидирования процентных ставок по этим кредитам.
Полезны также следующие меры:
— при расчете цены на работы в рамках ГОЗ для предприятий с объемом ГОЗ 70% и более предусмотреть рентабельность собственных работ не менее 25%.
— разработать межведомственные нормативно-методические документы для оценки начальной цены научно-технической продукции и учета реального уровня инфляции, роста тарифов и цен на материалы и комплектующие, изменения средней заработной платы на предприятиях;
— внести коррективы в 94-ФЗ с целью повышения роли критерия уровня квалификации участников конкурса и увеличения минимального срока с момента отправки приглашений на участие в конкурсе до даты вскрытия конвертов;
— организовать проведение регулярного (не реже одного раза в два года) совещания представителей научно-исследовательских институтов Министерства обороны и научно-исследовательских организаций промышленности с целью обоснования и последующего сопровождения программ и планов развития систем вооружения.
Запчасти и компоненты
Серьезные проблемы имеют место с поставками запчастей, инструментов и принадлежностей (ЗИП). В частности, начиная с конца 2010 года, МО РФ практически не закупает на предприятиях Санкт-Петербурга изделия электронной компонентной базы (ЭКБ) военного назначения для ЗИПа по прямым контрактам. Положение усугубляется отсутствием со стороны МО РФ планирования закупок на краткосрочный период, что ведет к быстрому исчерпанию запасов ЗИПа по основной части номенклатуры военной техники без своевременного пополнения.
Для обеспечения постоянной боевой готовности Вооруженных Сил и недопущения ликвидации высокотехнологичного производства ЗИПа в области электронной компонентной базы предлагается:
— создать централизованную систему закупок изделий ЭКБ для всех родов войск МО РФ;
— для предприятий, выпускающих изделия ЭКБ, предусмотреть горизонт планирования не менее 3 лет, что даст возможность оптимизировать мощности предприятий или частично их перепрофилировать (в дальнейшем необходимо проводить аукционы и заключать контракты не позднее декабря года, предшествующего планируемому);
— следует также законодательно ограничить увеличение цены комплектующих изделий вторыми поставщиками.
О государственной поддержке НИОКР
Для определения новых направлений научно-технического прогресса, создания научно-технического задела по перспективным видам новой техники, прежде всего в области обороноспособности, необходим постоянно действующий механизм государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Как правило, выделение средств на НИОКР возможно только из собственной прибыли предприятия, которая в большинстве случаев ограничена. Прямое финансирование данных работ государством осуществляется почти всегда с большой временной задержкой, громоздкими согласованиями и значительной степенью неопределенности. Ни процесс обсуждения предполагаемых к реализации работ, ни действительные мотивы принятия решения по НИОКР предприятию чаще всего не известны.
В этой связи предлагается: в интересах своевременного формирования программы деятельности предприятий, предоставить возможность руководителю предприятия в соответствующих инстанциях самому предложить и обосновать тему НИОКР, имеющую в настоящее время наиболее важное, на его взгляд, значение. В случае отказа, он должен быть внятно аргументирован, как и встречное предложение предприятию. Отказываться сегодня от экспертных возможностей ОПК в формировании исследовательских программ было бы неверно.
В целом, большинство руководителей предприятий ОПК отмечают, что утрата уникальных технологий и производств, обеспечивающих создание новых и ремонт современных образцов вооружений и военной техники (ВВТ), старение основных производственных фондов, уникальной стендовой и испытательной базы ведет к растущему отставанию от мирового уровня ряда технологических, научно-исследовательских, проектных и производственных секторов.
При формировании государственной программы вооружений предлагается ориентировать ее на мировой уровень с ужесточением контроля за ее исполнением, а также выработать систему льгот для технического оздоровления предприятий ОПК.
В частности, представляется необходимым:
— осуществить возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль в части инвестиций на оборудование и НИОКР в полном объеме;
— отменить налогообложение части прибыли предприятий, направленной на модернизацию и техническое перевооружение производства ВВТ;
— снизить стоимость лизинга, как единственного на сегодняшний день реального механизма, способного обеспечить техническое перевооружение российской промышленности;
— предоставить налоговые и таможенные льготы для предприятий, развивающих технологическую базу передовых исследований и разработок.
В организационном плане, представляется полезным:
— создание в РФ структуры (типа национального центра) по выработке и реализации государственных научно-технических и инновационных стратегий в разработке технологий двойного назначения, и по адаптации в интересах ОПК открытых исследований и разработок, выполненных за счет федеральных средств;
— организация межотраслевых координационных центров с целью объединения усилий по созданию элементной базы нового поколения (прежде всего в электронике робототехнике) в интересах ОПК;
— обеспечение эффективной законодательной защиты прав интеллектуальной собственности, а также результатов работы по НИОКР.
Подготовка и закрепление кадров
По мнению многих руководителей предприятий, кадровая проблема требует действенных мер федерального масштаба, а именно:
1. Разработать и утвердить на федеральном уровне «Программу кадровой политики в ОПК».
2. Выработать систему госзаказа по целевой подготовке специалистов с использованием механизма контрактов (договоров), предлагающих выпускникам отработать на предприятиях ОПК не менее пяти лет. До принятия этого механизма предусмотреть заключение целевых договоров на обучение и прием кадров из учебных заведений на предприятия ОПК.
3. Рассмотреть возможность зачета стажа работы персонала с редкими и сложными специальностями, на предприятиях ОПК, за срок службы в армии.
4. Продумать возможность создания базовых представительств профильных предприятий при выпускающих кафедрах ВУЗа или научно-технических центров с базовыми кафедрами на предприятиях.
В интересах модернизации
Суммируя предложения предприятий, можно выделить следующие востребованные меры промышленной политики государства:
1. Создать комплексную государственную программу по технологической модернизации, техническому перевооружению и строительству новых производственных мощностей, обеспечивающих производство конкурентной на мировом рынке продукции в сфере критических и прорывных технологий со сроком действия до 2025 года.
2. Сформировать экспертную группу по выработке законопроекта, призванного заменить ныне действующий 94ФЗ, а также по выработке других изменений в законодательство, формирующее государственную промышленную политику в России.
3. Выработать комплекс гибких мер для защиты отечественных производителей в условиях присоединения к ВТО, в том числе в области кредитно-банковской, налоговой и таможенной системы, снижения тарифов на энергоносители и разработки технических специальных (в рамках ОПК) стандартов и регламентов, ограничивающих сферу применения зарубежной техники.

Be the first to comment on "ОПК: расшифровка кардиограммы"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*