Опыт межотраслевого взаимодействия

МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

на примере лёгкой промышленности

Прошедший 2014  год для лёгкой промышленности (ЛП) России был годом  падения объёмных показателей практически по  всей номенклатуре. Это выразилось на темпах падения производства текстиля, швейных изделий, меховых изделий:  минус 2,5% (97,% к  2013  г.), и по  индексу  производства и  кож, изделий из  кожи  и обуви: минус 2,8% (97,8 к 2013 г).

Определённую негативную составляющую в  падении производства одежды,  обуви, кожтоваров и  т. д. мы видим как  следствие от западных санкций. Несмотря  на  резкое уменьшение импорта аналогичной продукции, доля отечественного  производства на внутреннем рынке не увеличилась, и  остаётся в  диапазоне от15%  до 22% в зависимости от ассортимента.

В 2014  году произведено и  отгружено  предприятиями ЛП продукции на 290 миллиардов руб. (в  обороте около 340  млрд.),  что составляет всего лишь немногим более  1% от  ВВП. К  месту следует заметить, что  до  1990  года легкая промышленность  РСФСР выпускала продукции, в  зависимости от ассортимента, в 6-12 раз больше,  что составляло 12,6% ВВП.

За прошедший 2014 год сальдированный  результат по  ЛП составил 3,5  млрд. руб.,  что составило в  доходной части бюджета  страны менее 1%. Для сравнения, до 1990 г.  доля ЛП в доходной части бюджета составляла 28,6%. Объективности ради следует  заметить, что на 1 января 2015 года численность работающих в  легкой промышленности, с учётом малых предприятий, составляет около 250  тыс. человек, против более  2 млн. человек до 1990 г. в РСФСР.

Такое положение сложилось в  период  вхождения промышленности в  рыночную  экономику. Ликвидация системы оптовой  торговли, либерализация внешнеэкономических отношений, неэффективная приватизация основных средств с  отсутствием  оборотных средств при высоких кредитных  ставках, привели к  товарной интервенции  импорта. Результатом явилась опасная зависимость России от импорта. Так на 1 января  2015  г. по  легкой промышленности  (по  данным Росстата и  газеты РБК) доля  импорта, комплектующих, и  фурнитуры  составила в  производстве ткани, одежды  и  обуви: 70%, в  готовой обуви: 87%,  в готовой одежде: 79% текстиля: 71%, и т. д.

В то  же время потенциал роста объективно есть и  отечественная продукция  на  внутреннем рынке востребована, как  и  на  внешнем (на  экспорт продукция отечественного производства ЛП за  2014  год  отгружена на  35% от  общего объёма  в 28 стран). Но, как и утверждает министр  Минпромторга России Мантуров Д. В., без  активной поддержки государства реализовать этот потенциал невозможно. Поэтому  до 1 июля 2015 года Минпромторг разработает и утвердит новую стратегию развития  лёгкой промышленности до  2020  года.  В  ней ожидается предусмотреть для российских производителей не менее 40%  ёмкости внутреннего рынка. Именно  в  стратегии будут намечены мероприятия  по  созданию и  увеличению выпуска продукции и комплектующих.

Оказываемая в течение последних 3 лет  господдержка в виде субсидий по кредитам  (520 млн. руб.), не оказывает заметной поддержки предприятиям, так как при существующих ставках коммерческих банков  этот объём помощи может увеличить  выпуск продукции всего лишь на  1,5%.  (5070  предприятиям из  14000  действующих). Одновременно государством предусмотрено, на создание новых производств,  выделение 750  млн. рублей, которые тоже  не могут оказать существенное влияние  на рост производства.

Вышеуказанные факторы, безусловно,  отразились на  заполнении внутреннего  рынка товарами из  Турции, Европы, стран  Юго-Восточной Азии. Отечественная продукция поигрывает в  конкуренции за  счёт  высокой себестоимости, которая формируется, в том числе, импортными комплектующими, оборудованием, запчастями, химией.

В целях повышения конкурентоспособности отечественного производства, на наш  взгляд, в  стратегии развития до  2020  года  должно быть предусмотрено производство оборудования, запчастей, комплектующих, металофурнитуры, средств малой  механизации. В  период до  1990  г., в  целях  индустриализации ЛП, при министерстве  машиностроения существовал ряд заводов,  выпускавших оборудование для швейной,  обувной, кожевенной и других подотраслей.  Так, например, затяжное, обтяжное, блочковое оборудование для производства  обуви, швейное оборудование для производства одежды и  обуви. Барабаны, мездрильные и  двоильно-ленточные машины  для производства кожи. При министерстве ЛП РСФСР существовал Главк «Легпром-механизация», предприятия которого  изготавливали конвейеры, средства малой  механизации, запчасти и  др. Параллельно  указанные виды продукции изготавливались на  заводах ВПК. Например, на  одном  из  заводов г.  Калуги было налажено производство высокопроизводительных затяжных  машин типа ЗНК и ЗПК (затяжка носочной  и  пяточной частей обуви), не уступающих  по  качеству немецким и  итальянским аналогам. К  сегодняшнему дню эти положительные навыки межотраслевого взаимодействия, к сожалению, утрачены.

На положительном опыте автопрома,  создавшем ряд совместных заводов с Германией, Японией, Южной Кореей и  другими  ведущими в  автомобилестроении странами, считаем возможным тиражирование  этого опыта в  производстве оборудования  для легкой промышленности, что позволит  добиться необходимой доли импортозамещения при уходе от  отсталых технологий  с  одновременным повышением производительности труда, повышении качества  и сокращении издержек. Например, с немецкими фирмами ПФАФ, Дюркопф, ШОН,  Десма, с  японской Джуки, производящими  оборудование для производства одежды  и  обуви. Для поизводства натуральной  и искусственной кожи с Италией (барабаны,  прессы, шнеки, строгальные и  двоильные  машины). Перечисленные предприятия  производят современное высокопроизводительное технологическое оборудование,  применяемое во всех странах мира.

Считаем, что производство оборудования и комплектации для лёгкой промышленности инвестиционно привлекательно,  так как сегодня в  целом ЛП прибыльна,  а  отдельные виды продукции имеют  совсем неплохие показатели. Например,  верхняя одежда, по итогам 2014 года, имеет  рентабельность 29%. И  это не «рентное  ценообразование», а  реальная трудовая  прибыль, к которой не стыдно стремиться.

С. М. Зверев,

Экс-заместитель министра лёгкой

промышленности РСФСР,

Вице-президент Рослегпрома

А. В. Данилин,

генеральный директор

Торговой компании «АПИС»

Be the first to comment on "Опыт межотраслевого взаимодействия"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*