Опыт освоения новой продукции

ОСВОЕНИЕ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ.

ЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ?

Написать эту статью нас подвигло то,  с чем мы столкнулись, когда разработанное  изделие решили передать в  производство  заводу-изготовителю.

Нами были разработаны несколько  изделий, крайне актуальных для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, так как  они существенно снижают аварийность. Опытные образцы мы изготовили своими силами. Изготовили  испытательный гидравлический  стенд, провели серию стендовых  и  полевых испытаний. Получили патенты, защитив приоритет  на разработку. Разработали и зарегистрировали Технические условия,  прошли сертификацию, получили  Заключение Роспотребнадзора.  Выполнили комплект рабочей документации. Предусмотрели применение в  производстве современных технологий, таких  как лазерный раскрой. Максимально упростили в целом процесс изготовления.

Узнав о разработке, предприятия ЖКХ  стали высылать заявки на закупки хотя бы  в  небольшом количестве разработанного  нами изделия. Арендовав площади, мы  выпустили опытную партию в  200  штук.  Вскоре возник логичный вопрос о  необходимости организации крупносерийного, а  далее — массового производства.  Естественно, делать это должен завод,  оснащенный соответствующим оборудованием, имеющий развитую производственную инфраструктуру: снабжение,  технологов, мастеров смен, ОТК и т. п.

Итак, мы стали подбирать потенциальных изготовителей и  вести с  ними  вполне предметные переговоры. Нашлось  порядка пятнадцати компаний-кандидатов. После первичных переговоров  взяли паузу. Шесть компаний ответили  отказом, мотивируя тем, что новое изделие  они не хотят осваивать, поскольку «едут  по  накатанным рельсам», а  обновление  продукции потребует время на  освоение,  изготовление оснастки (хотя оснастка  дешёвая и простая).

Остальные девять предприятий в оговоренный срок ответа не дали вообще.  Спустя некоторое время, из  девяти «молчунов» две компании вдруг заинтересовались. Одна петербургская, другая  из Ленинградской области.

Начались рабочие встречи. Для освоения обоим компаниям мы передали  рабочую документацию. Петербургская  компания работу с  нами начала с  совещаний. Надежды стали таять, когда мы  увидели, что совещаниям нет конца  и края, а дело с места совершенно не движется, и перспектива изготовления первых  промышленных экземпляров далека  и  туманна. В  конечном итоге, инициативы наши как-то всеми забылись, и даже  на  телефонные звонки реакции не было.  Мы решили, что интерес к  освоению  изделия партнерской стороной потерян.  Мы хотели цивилизованно завершить  наши отношения, но  теперь и  дата очередного совещания стала переноситься  в дальнюю даль.

55

Наконец, свершилось! Компания сама  инициировала совещание, где заявила, что  под их производственное оборудование  и  существующие технологии нужно переработать конструкторскую документацию  и… попросила денег! Кстати, весьма круглую сумму.

Вздохнув облегченно, что слава богу,  еще не установлены между нашими сторонами юридические отношения, мы расстались.

На следующем «витке истории» встретились с  руководством завода в  Ленинградской области (по  инициативе предприятия). Как раз в это время завод начал  испытывать трудности с заказами. Изделие  заводчанам показалось несложным и  технологичным. Правда, был один нюанс.  У завода не было установки лазерного раскроя. Но это — не проблема, убеждали нас  заводчане. Партнеров-смежников, имеющих установки лазерного раскроя у  них  много…

Заключили предварительное соглашение, затем договор на первую пробную  партию в  количестве пяти изделий,  чтобы освоить производство, понять  и при необходимости подработать вопросы  технологичности и  трудоемкости, точнее  рассчитать издержки, согласовать с  разработчиком изменения конструктивных решений под технологичность, если потребуется. Передали  ТУ и рабочую документацию. Договорились о консультациях с нашей,  как разработчика, стороны в любое  время. Срок исполнения договора  сделали с  большим запасом. Мы  даже передали заводу комплект  лазерного раскроя, для того, чтобы  при изготовлении первой партии  завод не занимался размещением  у  лазерщиков такого маленького  заказа. Перевели авансовую сумму. Более  того, мы готовы были взять на  себя сбор  заявок и  реализацию изделий заказчикам  под свою ответственность.

И тут завод замолчал. Звонки стали  редки. А  по  существенным вопросам  и  вовсе прекратились. Недели за  две  до  оговоренного срока выяснилось, что  завод еще даже и  не приступал к  работе  по  новым изделиям. С  «кавалерийского  наскока» быстро всё сделать не получилось.  Мы стали регулярно выезжать на  завод.  Проконсультировали по  всем заданным  вопросам, а дело с изготовлением не двигалось. Оказалось — не решены снабженческие задачи, никто не брался за технологию.  Потом руководство завода начало сетовать,  что добавленной стоимости, производимой на  заводе, маловато будет… Сроки  исполнения договора явно проваливались. В конце концов, спустя почти четыре  месяца после срока окончания исполнения  по  договору, нам сообщили о  готовности.  Договорились о приемки партии.

Приемка партии (всего лишь из  пяти  изделий!) вызвала недоумение. Работоспособными оказались только два  изделия. О культуре производства не было  и  речи. Сборочные единицы, собираемые  на  сварке, были исполнены с  неприемлемыми зазорами и  нестыковками в  соединениях поверхностей. При том, напомним,  что партия в  200  изделий, выпущенная  нами в  условиях мастерских на  примитивном оборудовании имела намного  лучшее качество сборки.

В общем, заводчане подошли к вопросу  безответственно, спустя рукава. Кроме того,  потеряв уверенность в заводе-изготовителе,  мы вынуждены отклонять постоянно поступающие к нам заявки на поставку изделий.

Не подводя окончательный итог, зададимся вопросом: почему такое безобразие в  принципе может происходить?  Ведь ожидаемые выгоды совершенно очевидны! При освоении инновационных  образцов продукции, несколько лет  у  изготовителя не будет серьезных конкурентов. Этим преимуществом можно  и нужно пользоваться!

Что же мешает?

Опыт показывает, что быстрое и эффективное освоение новых изделий достигается  в  конструктивном партнерстве разработчика и  изготовителя. Рыночные условия  при растущей потребности в  инновациях  и  импортозамещении дают предприятиям-изготовителям хорошие реальные возможности сильнее закрепиться на  рынке. Ведь  езда по  накатанным рельсам без развития  линейки выпускаемой инновационной продукции — это путь к  регрессу и  угасанию  производства, а проще, путь в никуда.

Единственный вывод, который можно  сделать на  нашем примере — это роль  пресловутого человеческого фактора.  Уже не только в  чиновничьих кабинетах  витает это затхлое поветрие — когда денег  хочется, а работать — нет. Так что, уважаемые «менеджеры» от  промышленности,  имейте в  виду одну простую истину:  называться руководителем, и  быть им —  не одно и то же.

С. В. Мурашев

С. В. Ильичев

ЗАО «Центр исследований

и интеллектуальной собственностиь 

«Аквапатент»

Be the first to comment on "Опыт освоения новой продукции"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*