Организация системы мониторинга за полетами «малой авиации» в крупных мегаполисах

А. В. Горовой (ОАО «ВНИИРА»)

Многие перспективные инфраструк­турные проекты в России предполагают развитие воздушных сообщений и авиаци­онных услуг так называемой «малой ави­ации». В связи с этим, вопросам безопас­ности полетов, особенно над крупными городами, должно быть уделено особое внимание. 

Предпосылки создания системы

1 ноября 2010 года были приняты новые Правила использования воздушного про­странства РФ, согласно которым, вся тер­ритория над Россией была поделена на три зоны: для пролета над зоной С не требу­ется никакого разрешения — для этого достаточно сообщить диспетчеру о взлете. Для полетов в зонах А и С (зоны ограни­чений) необходимо получить разрешение. Новые правила не отменяют необходи­мость получения разрешения для пролета над городами, однако эта процедура зна­чительно упрощена по сравнению с преды­дущим порядком выдачи разрешений. Так, в Санкт-Петербурге разрешение на полеты в зоне ограничений 1ЛЛ11 при наличии всех необходимых документов можно получить в течение недели.

Введение новых правил должно сти­мулировать развитие в РФ полетов малой авиации и авиации общего назначения (АОН), где владельцами воздушных судов являются в основном физические лица. Логично, что развитие малой авиации, в свою очередь, должно также привести к созданию регулярного воздушного сооб­щения между отдаленными и труднодо­ступными населенными пунктами и цен­трами регионов, по местным воздушным линиям (МВЛ). Полеты на МВЛ, как пра­вило, осуществляются вертолётами или пассажирскими самолетами вместимостью до 20, максимум 25 пассажиров, что позво­ляет их отнести к воздушным судам (ВС) малой авиации.

Надо отметить, что в официальных нормативных документах РФ термин «малая авиация» пока не определен.Пункт 3 ст. 21 ВК РФ определяет понятие только авиации общего назна­чения (АОН) как гражданской авиации, не используемой для осуществления ком­мерческих воздушных перевозок и выпол­нения авиационных работ.

Однако само по себе введение новых Правил использования воздушного про­странства РФ не приведет к росту пере­возок на МВЛ и числу полетов малой авиации, т. к. этот рост сдерживается отсут­ствием необходимой аэродромной инфра­структуры и радиотехнического и метео­рологического обеспечения полетов.

Так только за период с 1992 по 2007 год в РФ выбыло 826 аэродромов с грунтовым покрытием взлётно-посадочных полос, а это — основной вид аэродромов бази­рования воздушных судов АОН. Техниче­ское состояние большинства аэродромов не позволяет выполнять на должном уровне требования по безопасности полётов.

Полеты воздушных судов малой ави­ации в воздушном пространстве, где дей­ствует уведомительный порядок, никак не управляются подразделениями ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Воздушные суда АОН всего лишь уведомляют о своем маршруте и начале полета и далее осуществляют его по правилам визуального полета, получая от диспетчера лишь полетно-информационное обслуживание по радио­связи. Очевидно, что в случае перевозок пассажиров или увеличения интенсив­ности полетов, отсутствие наблюдения за полетами малой авиации и, как след­ствие, непонимание того, где конкретно в данный момент времени находится ВС, может сыграть роковую роль.

При этом полеты в зонах ограничения (в частности над Санкт-Петербургом) осуществляются аналогичным образом. Т. е. орган исполнительной власти выдает пользователям воздушного пространства (ВП) разрешение на полеты в зоне ограни­чения 1ЛЛ1, и далее ВС совершает полеты в течение всего срока действия разре­шения, лишь уведомляя о них установ­ленным порядком.

Также необходимо отметить, что осу­ществление полетно-информационного обслуживания в ряде случаев невозможно. Так специалистами МЧС в 2012 году была осуществлена летная проверка авиаци­онной воздушной электросвязи на марш­рутах Чудово-Новгород, Тосно-Чудово. Проверка показала, что на высотах от 300 м и ниже качество радиосвязи УКВ диа­пазона является  неудовлетворительным на расстояниях между ВС и наземной радиостанцией от 55 км.

Таким образом, следует отметить основные причины, почему система мони­торинга воздушного пространства региона (на высотах «ниже нижнего эшелона»), может быть востребована:

1. Необходимость наблюдения факти­ческого маршрута полета ВС с целью осу­ществления контроля нарушений (откло­нения от запланированных маршрутов, полеты без уведомления и т. п.), опера­тивного определения мест, где произошло летное происшествие.

2. Оперативное взаимодействие с орга­нами ЕС ОрВД, ФСБ, МЧС, ПВО, с пере­дачей им необходимой информации о полете.

3. Передача владельцам воздушных судов информации о полетах принадле­жащих им ВС.

Принципы построения системы мониторинга над городами

Контроль, мониторинг воздушного пространства и организация воздушного движения до сегодняшнего дня осущест­вляется, в основном, методом радиоло­кации и радиосвязи. Однако, применение радиолокационных средств для наблю­дения за полетом ВС в нижнем воздушном пространстве над городом не представля­ется возможным по ряду причин:

— невозможность обеспечить безопас­ность и охрану здоровья населения при применении мощных радиолокационных станций;

— высокая стоимость радиолокаци­онных средств и их обслуживания;

— наличие высотной застройки, созда­ющей зоны «затенения».

Развертывание сети сенсоров системы многопозиционного наблюдения в усло­виях крупного города и при наличии инфраструктуры каналов связи, представ­ляется более рациональным вариантом, в связи с меньшими габаритами, энерго­потреблением и отсутствием у сенсоров электромагнитного излучения. Кроме этого, технология многопозиционного наблюдения позволяет осуществлять эффективное наблюдение за полетами ВС в условиях городской застройки, где высотные здания создают «теневые» зоны для радиоволн. Необходимые для работы системы-запросчики можно разместить на удалении от жилой застройки. Кроме того,  мощность  излучения  запросчика МПСН можно сделать меньше чем у ради­олокатора. Размещать запросчики можно на объектах связи (например вышки сотовых операторов) или объектах телера­диовещания. Размещать сенсоры, в связи с отсутствием у них электромагнитного излучения, возможно даже на крышах жилых домов.

Кроме того, выбор данного решения позволит решить вопрос масштабируе­мости системы в будущем, т. к. она стро­ится по модульному типу и соответствует всем действующим стандартам, использу­емым при производстве аэронавигацион­ного оборудования в стране и в мире.

Система мониторинга обеспечивает наблюдение ВС, оборудованных вторич­ными ответчиками режимов КВ8, 8 или бортовой аппаратурой автоматического зависимого наблюдения вещательного типа АЗН-В 1090 ЕS.

Возможно построение полностью пассивной системы (без запросчиков), но такая система позволяет определять местоположение ВС, только принимая сиг­налы бортовой системы АЗН-В. В насто­ящий момент большинство ВС, относя­щихся к малой авиации, не оборудованы транспондерами АЗН-В. 

Решение от ВНИИРА

Для организации системы монито­ринга воздушного движения над городами ОАО «ВНИИРА» (Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппа­ратуры) — ведущее предприятие России по созданию комплексов средств и

систем для организации воздушного движения — предлагает использовать в составе системы мониторинга многопо­зиционную систему наблюдения МПСН «Мера» собственного производства.

В состав системы входят приёмные и передающие станций, размещённые внутри и вокруг зоны наблюдения. Коли­чество станций определяется размерами, геометрией и рельефом зоны наблю­дения. Антенны приёмных и передающих станций размещаются преимущественно на вышках операторов сотовой связи. При необходимости обеспечения отказо­устойчивости системы, станции размеща­ются с резервированием, позволяя сохра­нять рабочие характеристики при отказе одной любой приёмной и/или передающей станции.

Аппаратура обработки размещается в центральном вычислительном узле, она включает в себя резервированный сервер-концентратор, местный, дистанционный и удалённый (по согласованию) терминалы дистанционного контроля и управления и контрольный индикатор.

Базовым продуктом для построения системы является собственная разработка ОАО «ВНИИРА» — компактная малога­баритная всепогодная наземная станция АЗН-В 1090 ЕS НС-1 А, используемая в качестве сенсора МПСН. Обеспечивает прием информации от ВС в режимах RBS, S, 1090 ЕS.

На наземную станцию АЗН-В 1090 ЕS НС-1 А получен СЕРТИФИКАТ ТИПА № 559 Межгосударственного авиа­ционного комитета (МАК). Технические характеристики станции соответствуют требованиям документа ЕURОСАЕ ЕD -129 «Техническая спецификация на наземную станцию АЗН-В 1090 ЕS» и ЕURОСАЕ ЕD-102 А/RTСА DQ.-260 В.

Станция НС-1 А может быть использо­вана в качестве одиночной или сдвоенной (резерованной) автономной наземной станции АЗН-В 1090 ЕS, в составе сети НС с независимым контролем целостности информации или в качестве приемной станции (сенсора).

МПСН обеспечивает обнаружение и измерение координат ВС, находящихся в зоне действия, методом мультилате-рации. Для этого измеряется время приёма ответа ВС на разнесённых в пространстве приёмных станциях (не менее 4-х для каждого ответа ВС), после чего по резуль­татам этих измерений определяется точка нахождения ВС в момент излучения сиг­нала ответа. Для выполнения измерений приёмные станции включают систему точ­ного времени, синхронизация приёмных и передающих станций выполняется по сигналам ГНСС.

Кроме измерения координат обеспе­чивается извлечение и передача в систему мониторинга дополнительной инфор­мации:

— бортового номера (кода идентифи­кации) ВС;

— специальных сигналов опознавания (SРI) и тревожной сигнализации;

— 24-разрядного адреса ВС, оборудо­ванного ответчиками режима S;

— 8-символьного опознавательного индекса ВС, оборудованного ответчиками режима S;

— другой дополнительной инфор­мации о ВС, передаваемой в режимах 8 и АЗН-В 1090 ЕS.

При использовании предлагаемого решения достигается:

—  Высокая точность измерения коор­динат воздушных судов.

—  Низкие затраты на установку и минимальные эксплуатационные рас­ходы

—  Использование всех существу­ющих режимов: А, С, S, ЕS.

—    Небольшие размеры в соче­тании с низким потреблением энергии и использованием различных источников питания

— Легко наращиваемая и обновля­емая платформа

— Обнаружение неисправностей (локальных и на расстоянии) и их диа­гностика

— Высокая надежность и гарантиро­ванное качество работы.

Сложности реализации системы мониторинга

Основные сложности в реализации подоб­ного проекта заключаются в следующем:

— отсутствие необходимой инфра­структуры под размещение элементов системы;

— отсутствие необходимого борто­вого оборудования ВС, оборудованных ответчиками режимов RВS, S или бор­товой аппаратурой зависимого наблю­дения АЗН-В 1090 ЕS.

— отсутствие четко очерченного круга, заинтересованных в данном вопросе заказчиков

— отсутствие законодательной базы по вопросам внедрения аналогичных систем для мониторинга полетов ВС в воздушном пространстве «ниже ниж­него эшелона»;

Перспективы создания и внедрения

Следует отметить, что благодаря тому, что предложение по созданию системы мониторинга является унифициро­ванным, оно может быть реализовано в любом из регионов РФ. К таким реги­онам можно отнести, в первую очередь, крупные мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Нов­город, Екатеринбург и т. д.) и те регионы, которые уже сейчас разрабатывают и начинают внедрять собственные кон­цепции развития малой (региональной) авиации, предусматривающие реали­зацию комплексных инфраструктурных проектов для обеспечения полетов.

Вот только некоторое количество регионов, в которых по информации из открытых источников, утверждены или находятся на утверждении кон­цепции развития малой (региональной) авиации (см. таблицу).

Брянская обл.Воронежская обл.Ростовская обл.
Костромская обл.Смоленская обл.Свердловская обл.
Липецкая обл.Курская обл.Ульяновская обл.
Тамбовская обл.Белгородская обл.Омская обл.
Орловская обл.Тверская обл.Ханты-Мансийский АО

Результаты внедрения в регионе

В результате организации системы мони­торинга воздушного движения на основе технологий автоматического зависимого наблюдения вещательного типа (АЗН-В) и мультилатерации (многопозиционных систем наблюдения), решается ряд важ­нейших задач, направленных на развитие малой и деловой авиации в воздушном про­странстве современного мегаполиса.

Прежде всего, это касается повышения безопасности полетов за счет:

— появления инструмента для привле­чения к ответственности недобросовестных пользователей ВП;

— обеспечения эффективного непре­рывного контроля траектории полета в инте­ресах службы поиска и спасания, а также уменьшения угрозы террористических актов с использованием авиации;

— возможности применения инфор­мации для раннего определения местополо­жения ВС и предотвращения столкновений, в т. ч. в районе посадочных площадок.

Можно суверенностью утверждать, что таким образом в России будет сделан важный шаг на пути развития транспортной инфра­структуры вцелом.

Be the first to comment on "Организация системы мониторинга за полетами «малой авиации» в крупных мегаполисах"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*