ОТ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ САМОЛЕТОВ ДО ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ДЛЯ СТАНКОВ
Чтобы понимать, какие проблемы волнуют российскую промышленность, т. н. «реальный сектор экономики», куда двигаться и что делать, лучше всего отследить судьбу реального, живого, действующего предприятия отрасли. Наш, ленинградский, петербургский институт электромашиностроения, здесь является ярким, показательным примером.
Всероссийский институт электромашиностроения образован в 1947 г. решением Минавиапрома СССР в форме опытно-конструкторского бюро при Ленинградском заводе «Заря». ОКБ была поручена разработка специального электрооборудования, электрических машин и электро-механизмов малой мощности для новых типов самолетов. В 1969 г. на базе ОКБ был образован НИИ специальных электрических машин, преобразованный в 1979 г. во Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт малых электрических машин (ВНИИМЭМ) — головной институт с опытным производством. В 1987 г. ВНИИМЭМ был утвержден в качестве Всесоюзного научно-технического центра по созданию новых видов и поколений электрических машин малой мощности и технологии их производства.
27 июня 2011 года ФГУП «ВНИИМЭМ» преобразован в Открытое акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения» (ОАО «ВНИТИ ЭМ»).
Созданный почти 70 лет назад институт сегодня является ведущим предприятием, специализирующимся на проведении исследований и разработок по созданию инновационных образцов электрических машин, перспективных моделей электроприводов. Для ракетно-космической, атомной, морской отраслей промышленности институт традиционно выполняет функции базового предприятия в производстве электрических машин, аппаратов, преобразователей, изготавливает и поставляет комплектующие. Специалистами института разработаны более 600 типоисполнений электрических машин с системами управления, отраслевые стандарты, типовые технологические процессы, государственные стандарты, находящиеся в компетенции предприятия и действующие в электротехнике по сегодняшний день. Созданы единые серии асинхронных и шаговых электродвигателей, малогабаритных электровентиляторов постоянного и переменного тока, электромагнитных гистерезисных муфт. Разработанные серии информационных электрических машин, таких как тахогенераторы постоянного и переменного тока и вращающиеся трансформаторы, имеют уникальные точностные характеристики.
Опытное производство института осуществляет регулярные поставки малых партий электрических машин широкому кругу предприятий оборонно-промышленного комплекса: ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Конструкторское бюро приборостроения (г. Тула), Самарский завод «Прогресс», Производственное объединение «Стрела», НПО Машиностроения, ОАО «Корпорация «Фазотрон — НИИР», Брянский электромеханический завод, НПЦ Автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина, Ковровский электромеханический завод и другие.
Еще в 2009 г. ОАО «ВНИТИ ЭМ» (тогда — ФГУП «ВНИИМЭМ») вошло в состав интегрированной структуры (ИС) холдинга ОАО «РТ-Машиностроение» с целью решения задач по координации действий предприятий электромашиностроения в развитии сегмента рынка электротехнических изделий. Была разработана программа перевооружения института, после проведения которой предполагалась создание научно-технического инновационного центра электротехники, с современной сертифицированной испытательной, производственной базой, являющегося инициатором разработок, которые бы позволили удержать электротехническую отрасль на необходимом уровне.
При реструктуризации в 2012 г. ИС была преобразована в «РТ-Станкоинструмент», с изменением целей, что отодвинуло ОАО «ВНИТИ ЭМ» от тематики общего электромашиностроения и сузило круг задач, которые закладывались в концепцию создания ИС «РТ-Машиностроение». В новой структуре институту предписывалось участие в разделе «Электрические компоненты» общей программы «Станкостроение», а именно: производство электрических двигателей, вентиляторов для систем охлаждения, нагрева и приведения в движение основных и вспомогательных приводов станков.
В 2013 г. произошло очередное изменение в структуре холдинга: ИС «РТ-Станкоинструмент» вошла в холдинг АО «Станкопром», ставшей системным интегратором станкоинструментальной отрасли России. А наш институт — научным центром АО «Станкопром» не только на территории Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Западного федерального округа.
ОАО «ВНИТИ ЭМ» в настоящее время поставило перед собой целью совершенствование механообрабатывающего оборудования нового поколения по следующим основным направлениям:
— создание серводвигателей, обеспечивающих режимы работы приводов с наибольшей энергоэффективностью;
— продвижение технологий создания бесконтактных аналого-цифровых мехатронных модулей, дающих возможность создавать контуры управления систем с повышенной точностью;
— создание программно-аппаратных комплексов для повышения точности многокоординатных металлорежущих станков и технологических роботов методом идентификации их индивидуальных параметров на базе безредукторных электроприводов с микропроцессорными системами управления с системой датчиков измерения параметров;
— создание бесперебойных источников питания высокой стабильности при обработке дорогостоящих деталей сложной формы для металлообрабатывающих центров, работающих в непрерывном режиме.
Области применения вышеперечисленных позиций в станкостроении разнообразны — металлорежущие станки и обрабатывающие центры, поворотные системы, измерительные и робототехнические комплексы, технологические установки.
Современный этап развития ОАО «ВНИТИ ЭМ» в станкостроении сфокусирован для решения задачи импортозамещения при разработке и производстве ииновационных комплектующих изделий [1]. На всех этапах жизненного цикла изделий, начиная от фундаментальных исследований до внедрения в производство, следует учитывать современные тенденции развития станкостроения, т. к. существование в рыночных условиях требует постоянного обновления и расширения номенклатуры электротехнических изделий [2].
Направления, составляющие основу текущей деятельности института, включены в перспективный план развития. К ним относятся:
1. Проведение работ по созданию традиционной номенклатуры изделий с улучшенными электрическими и массогабаритными характеристиками, с использованием новых перспективных материалов, а также с применением новых конструктивных решений.
2. Расширение номенклатуры изделий, разрабатываемых для станкостроения:
— электродвигатели для поворотных и наклонно-поворотных столов и сменных моторшпиндельных головок;
— датчики угла и положения для станков.
3. Разработка электродвигателей для инновационных отраслей:
— электродвигатели для электро и гибридного автомобильного транспорта;
— электродвигатели для отечественных аддитивных установок;
— электродвигатели для беспилотных летательных аппаратов и средств слежения и контроля территорий.
4. Разработка устройств гарантированного питания.
5. Участие в программах по внедрению аддитивных технологий в машиностроительной отрасли.
6. Мероприятия по техническому и технологическому перевооружению опытного производства и лабораторно-испытательной базы института.
Выполнение перечисленных пунктов плана развития ОАО «ВНИТИ ЭМ» при поддержке холдинга и ГК «Ростех» позволит вернуть институту функцию, обозначенную в его названии, — «Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения». Развитие стратегий, задач, тенденций, направлений развития, надеемся, позволит раскрыть и укрепить высокий научно-технический потенциал института.
В дальнейшем целесообразно рассматривать вопрос о повышении статуса института, как базового научно-исследовательского центра, объединяющего предприятия электротехнической направленности в рамках холдинга или Госкорпорации в целом. Подобный подход полезен для решения научно-технических задач, которые лежат в области критических технологий, и позволяет сконцентрировать ресурсы на отдельных направлениях, не дожидаясь крупномасштабных инвестиций во всю отрасль, и поможет предприятиям корпорации получить результаты научных проработок высокого уровня за минимальные сроки в условиях сложившейся структуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Турусов С. Н., Мелешкин И. Г. Станкостроение: к реальному импортозамещению//Экспертный союз. — 2015. — № 3.
2. Бушуев В. В., Кузнецов А. П., Молодцов В. В. Особенности проектирования технологического оборудования на современном этапе развития//СТИН. — 2015. — № 8.
С. Н. Турусов,
д-р техн. наук, профессор,
ген. директор ОАО «ВНИТИ ЭМ»
(На правах рекламы)

Be the first to comment on "От авиадвигателей до станков"