Открытое письмо Министру промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурову

Уважаемый Денис Валентинович!

Ассоциация судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинград­ской области ведет систематическую работу по консолидации дея­тельности предприятий и организаций этого важнейшего анклава российской судостроительной индустрии для повышения ее реги­ональной и общеотраслевой эффективности.

Руководители предприятий, организаций и образовательных учреждений, входящих в Ассоциацию, во взаимодействии с Рос­сийским научно-техническим обществом судостроителей им. акад. А. Н. Крылова, региональными организациями отраслевых про­фсоюзов и Морским Советом при Правительстве СанктПетер-бурга координируют свою деятельность в интересах решения задач развития отрасли. В числе источников определения этих задач и направлений их решения известны следующие основные феде­ральные, региональные и корпоративные программы и документы:

— Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу, утвержденная приказом Минпромэнерго России от 06.09.2007 г. № 354;

— государственная программа РФ «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 г. № 2514-р;

— закон № 305-ФЗ от 07.11.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства»;

— закон № 246-ФЗ от19.07.2011 г. «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находя­щихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— комплексная программа «Наука. Промышленность. Инно­вации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг., утвержденная поста­новлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2011 г. N 835;

— концепция «Развитие кластера судостроения в Санкт-Петербурге», разработанная Центром стратегических разработок «СевероЗапад»;

— концепция развития открытого акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация», проект 2010 г.;

— программа инновационного развития ОАО «ОСК» на период 2011-2015 гг. и перспективу до 2020 г., утвержденная Президентом ОАО «ОСК» 28.11.2011 г.

При этом реализация намеченных мер по развитию судостро­ения, как показывает практика предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области, затруднена определенной рассогла­сованностью организационных и финансовых инструментов решения задач, рядом противоречий замысла существующим условиям, слабой координацией проводимой и планируемой работы на различных уровнях управления.

Для петербургского судостроительного комплекса одной из самых сложных проблем развития остается недостаточная интеграция научной, проектно-конструкторской и промыш­ленной деятельности предприятий и организаций в реальном производстве кораблей и судов. Прежде всего, речь идет о прак­тической кооперации НИИ и КБ отрасли с заводами-строителями и о нарастающих трудностях привлечения заводов-комплек­таторов, особенно третьего-пятого уровней, к поставкам про­дукции, необходимой для судостроения.

Из перечисленных выше документов следует, что данная про­блема признается на всех уровнях государственного и корпора­тивного управления и предполагается к разрешению комбинацией ряда мер. Среди них определяющими являются:

— значительная государственная поддержка интегральносо-гласованного научного и инструментальнотехнологического раз­вития научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций;

— реализация уставных задач ОАО «Объединенная судостро­ительная корпорация» (далее — ОАО «ОСК») по прикладной инте­грации входящих в нее конструкторских бюро и заводов-строи­телей;

— формирование территориального кластера судостроения.

Однако на практике хозяйственные связи КБ и заводов-строи­телей стагнированы на доинтеграционном в ОАО «ОСК» уровне, что сохраняет существующие проблемы и препятствует внедрению прогрессивных проектных технологий, в частности, унифициро­ванных стандартов информационных технологий по проекти­рованию и строительству кораблей и судов. В части расширения локализации производства комплектующих изделий в рамках Санкт-Петербургского кластера судостроения пока единственным практическим шагом стало подписание в сентябре 2011 г. согла­шения между Правительством города и ОАО «ОСК».

Серьезное беспокойство вызывает проблема технической модернизации судостроительных мощностей города. Безусловно, реализация мероприятий ФЦП «Развитие оборонно-промышлен­ного комплекса РФ» решает ряд вопросов модернизации специ­ализированных производств. Принимаемых мер для подготовки судостроительных заводов к освоению нового перспективного продуктового ряда гражданской морской техники, над которым сегодня работает отраслевая наука, с нашей точки зрения, недоста­точно. Между тем, как следует из Государственной программы РФ «Развитие судостроения на 2013-2030 гг. », на развитие и оптими­зацию производственных мощностей гражданского судостроения в Северо-Западном федеральном округе России, включая судо­строительную зону Санкт-Петербурга и Ленинградской области, средства федерального бюджета не предусмотрены. При этом пер­спективы изыскания 77,2 млрд. руб. из внебюджетных источников для реализации проектов, намеченных ОАО «ОСК», в настоящее время неясны в силу пересмотра корпорацией своих инвестици­онных перспектив и практического отсутствия реалистичных программ в данном направлении.

С будущим обликом судостроительных верфей, степенью их технологического совершенства и конфигурацией всего ком­плекса судостроения в Санкт-Петербурге тесно связана пер­спектива работы по подготовке кадров всех уровней в системно организованной образовательной среде. Появление новых про­фессий и специальностей, создание образовательных стандартов, прогнозирование и планирование потребностей в специалистах и рабочих, подготовка и переподготовка научных кадров и кадров преподавателей требует скоординированной работы как предприятий, так и учебных заведений всех уровней. Опытом орга­низации такого комплексного подхода к профессиональному образованию обладает Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, реализовавший в соот­ветствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 г. № 1585 «Программу подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности на 2004-2008 гг. ». Комплексная программа «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг. позволяет на региональном уровне поддержать данное перспективное направление в сфере профессионального образования, ориентировав его на кластер судостроения города.

Вторым условием развития такого проекта должна стать вну­триотраслевая консолидация предприятий, прежде всего научных организаций, в централизации профессионального и дополни­тельного образования. Однако государственной программой РФ «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.» предусмотрена «орга­низация в государственном научном центре и центрах компе­тенции систем отраслевого и междисциплинарного образования» («второй диплом», магистратура, аспирантура, целевая профес­сиональная подготовка и т. п.). Представляется, что такая децен­трализация отраслевого образования нерациональна для кластера судостроения Санкт-Петербурга.

Важным условием повышения конкурентоспособности отече­ственного гражданского судостроения остается государственная поддержка отраслевых предприятий. Наиболее действенные эко­номические меры в отношении судостроительных заводов пред­усматривались в проекте Федерального закона № 305.

Проект был направлен на создание равных конкурентных условий для российских судостроителей и судовладельцев с зару­бежными конкурентами. В части судостроения он должен сти­мулировать развитие наших верфей, строящих гражданские и промысловые суда, и вернуть отечественных судовладельцев на российский рынок.

Как это практикуется в странах с развитым судостроением, предполагалось снизить налоговые нагрузки на российские верфи, а именно:

— отменить НДС при строительстве гражданских и промыс­ловых судов для отечественных судовладельцев;

— отменить пошлины на импортное комплектующее оборудо­вание при отсутствии российских аналогов с теми же характери­стиками и по требованию заказчика;

— отменить пошлины на импортное технологическое обору­дование для модернизации производства при отсутствии россий­ских аналогов с требуемыми техническими характеристиками;

— снизить налоги на землю и имущество;

— снизить налог на прибыль.

Предполагалось, что это будет закон прямого действия, который послужит к исправлению ситуации, когда за последние 20 лет только 5% от общего количества морских судов было построено в России.

Фактически же, на стадии согласования законопроекта, в него было введено понятие «промышленнопроизводственные особые экономические зоны», что оказалось «миной замедленного дей­ствия». Закон утратил возможность прямого действия, а ожида­емые льготы стали доступны только заводам, являющимся резиден­тами этих зон. В реальности это практически невозможно, так как:

1. Вопрос о предоставлении верфям данного статуса решают региональные власти. Если рост производства за счет использования указанных льгот — вопрос перспективы, то снижение поступлений в местный бюджет — ближний прогноз, не выгодный регионам.

2. Вторым условием получения указанных льгот является регистрация построенного судна в Российском Международном Реестре Судов (РМРС). Наши верфи этим практически не поль­зуются, так как регистрация обременяется множеством согласо­ваний и доказательств по вопросу импортного комплектующего оборудования.

По мнению Ассоциации, для того чтобы крайне нужный закон заработал, необходимо подготовить проект постановления прави­тельства, в котором предложить механизм его полноценной реа­лизации, а также подготовить ряд предложений в адрес Минэко­номразвития РФ. Разработку проектов таких документов может взять на себя Ассоциация при поддержке и согласии Департамента судостроительной промышленности и морской техники Мин-промторга РФ.

Похожая ситуация и с Федеральным законом № 246-ФЗ, который упорядочивает для соответствующих предприятий порядок про­цедур согласования строительства на границе земля-вода.

Естественно, закон распространяется как на морские и речные порты, так и на судостроительные предприятия в случае их расши­рения, модернизации и реконструкции. При этом, если для портов процедура согласования такого строительства достаточно проста и окончательное разрешение дает Минтранс РФ, то для судостро­ительных предприятий все обстоит иначе.

Для верфей, в планах которых нет работ по госзаказу, на первом этапе нужно пройти согласование намерения о строи­тельстве в семи инстанциях. Затем проводится открытый аукцион на проектирование и строительство. Кроме громоздскости и дли­тельности процедуры, возникает опасность появления на терри­тории завода нового собственника.

Закон не учитывает того, что, как и для портов, территория и акватория верфи это неразрывные производственные зоны. Спусковые сооружения, достроечная набережная, причальная стенка — обязательные атрибуты верфи, требующие периодиче­ской модернизации, ремонта или изменения размеров.

Ассоциация убеждена в том, что порядок процедур согласо­вания, предусмотренных для морских и речных портов, может быть распространен на судостроительные предприятия. При этом последней инстанцией согласования должны быть Минпромторг РФ и Минтранс РФ. Для достижения такого естественного пари­тета в мерах господдержки представляется полезным сформиро­вать соответствующие инициативы со стороны Минпромторга РФ, проекты которых также могут подготовить эксперты Ассоциации.

Актуальной проблемой для экономики судостроения является стандартизация отраслевой системы ценообразования, прежде всего, на продукцию государственного заказа. Широкая внутри и межотраслевая многовекторность данной проблемы, масштаб­ность необходимого нормативного, информационного и мето­дического обеспечения в условиях специфического российского рыночного пространства требуют государственного участия в ее решении. На отраслевом уровне делаются попытки приступить к системному решению данной проблемы, о чем свидетельствует, в частности, создание в ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» Отраслевого научно-технического центра цено­образования, трудоемкости строительства и ремонта кораблей и судов. Однако развертывание этих работ требует достаточного бюджетного финансирования, которое на практике отсутствует.

Одной из важнейших задач для предприятий ОАО «ОСК» является повышение оперативности управления текущей хозяй­ственной деятельностью. Как холдинговая структура, ОАО стало достаточно эффективным инструментом интеграции судостро­ительных активов. Но при этом трехуровневая структура управ­ления корпорацией (холдинг-субхолдинг-хозяйственное обще­ство) при крайне высокой степени концентрации имущественных и финансовых полномочий в советах директоров соответству­ющих субъектов управления снижает оперативность принятия хозяйственных решений в реальном производстве, повышает издержки и тем самым снижает конкурентоспособность конеч­ного продукта. Данная проблема, судя по проекту Концепции развития ОАО «ОСК», хорошо понимается его руководством. Но меры по реорганизации принятой системы управления, наме­ченные еще в 2010 г., до настоящего времени носят лишь про-ектно-декларативный характер.

Уважаемый Денис Валентинович, обозначенные в настоящем письме проблемы и вопросы, безусловно, достаточно сложны и потребуют времени для позитивного разрешения. Вместе с тем от правильного соотношения последовательности и синхронич­ности их реализации, по нашему мнению, в значительной мере зависит успех реальной модернизации как петербургского, так и в целом российского судостроения.

Представляется, что для судостроительной зоны Санкт-Петербурга и Ленинградской области наиболее рационально активи­зировать работу по созданию территориально-отраслевого кластера. Именно в этот проект можно комплексно заложить конкретные меры по развитию судостроения, предусмотренные федеральными, региональными и корпоративными программами. Именно в данном проекте наиболее реален синергетический эффект от сложения сил отрасли, региона и хозяйствующих субъектов.

При этом, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, практическая реализация кластерного проекта требует координации из единого интеллектуального центра. На наш взгляд, таковым может стать Крыловский государственный научный центр (ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова»), облада­ющий соответствующими специалистами и источниками финан­сирования из федерального бюджета.

Представляется, что именно возглавляемое Вами министер­ство могло бы выступить эффективным инициатором и организа­тором пятистороннего диалога между имеющим право законода­тельной инициативы Правительством, ОАО «ОСК», не входящими в нее отраслевыми научными учреждениями (Крыловский ГНЦ, ОАО ЦТСС), региональными властями и судостроительной обще­ственностью в интересах разрешения накопившихся противо­речий и корректировки законодательства.

Итогом такой работы должно стать создание условий, объек­тивно достаточных для достижения параметров и целей судостро­ительного производства, заявленных в соответствующих страте­гиях и программах развития отрасли.

Ассоциация судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинград­ской области готова оказать всю необходимую экспертную под­держку этой важной работе. В частности, наши расширенные предложения по совершенствованию законодательной базы направлены заместителю министра промышленности и торговли РФ А. Л. Рахманову (исх. № 22 от 02.04.2013 г.).

2 апреля 2013 г., г. Санкт-Петербург С уважением,

str-45

президент Ассоциации В.Л. Александров

Be the first to comment on "Открытое письмо Министру промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурову"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*