По дорогам СЕВМАША

Исполнилось 90  лет Клавдии Александровне Манохиной, одной из  первых женщин-водителей завода «Севмаш»— Ой, Клашка, спасибо тебе, много хлеба заработала, — мать, ласково поглядывая на  дочь, задремавшую в  телеге, направляет лошадь к  дому. Теперь остальные четверо не умрут с  голоду. А  Клавдии снится, как она ехала, ехала на  тракторе да в  сумерках в  гумно и  заехала. И  смех, и  грех, — чего с  усталости не бывает…

Str-60-1

Жили Манохины большой семьей в  далекие довоенные годы в  деревеньке Ермаковская Сямженского района Вологодской области. Папа, монтер, все в  командировках, а  мама крутилась-вертелась в колхозе и дома, поднимая дочек. Если бы не старшая, лихо пришлось  бы им. По совету председателя колхоза отдала ее Евлампия Александровна на  курсы трактористов, хотя и  очень переживала, ведь «худо да мало». Но  оказалось, что справляется Клавдия в бригаде, смекалки да трудолюбия не занимать.

С тех пор как-то само собой оказалось, что Клавдия Александровна на  всю жизнь связана с  техникой, с  мужской работой. По направлению училась на комбайнера в  Великом Устюге, опять работала трактористкой то  в  одной деревне, то в другой. На решение поехать в Молотовск повлияли два фактора. Во-первых, в  машинно-тракторной станции техника пришла в негодность, во-вторых, на руках у  Клавы был уже паспорт. Приехала девчонка в  строящийся город в  1939  году. Куда податься с образованием «неполные четыре класса»? Мечтала выучиться на  шофера, но  надо было ждать набора. Поработала год нянечкой в  родильном доме, хорошо поработала, благодарностей много получила.

И вот наконец сообщили с завода, что занятия начинаются. «Девчонок набежало человек сорок, — вспоминает Клавдия Александровна. — И  не то  чтобы все так уж хотели стать водителями, а просто время было голодное, здесь  же обещали по буханке хлеба выдавать».

В автотранспортном цехе 20 начала она работать в  1940  году вместе с  четырьмя своими подружками. Почти тридцать лет водила всех видов машины, какие были в автопарке, в том числе газогенераторные, которые заправлялись дровами. «Один раз с завода еду, — рассказывает, — и  не вижу, что бункер прогорел около кузова. Огонь во время езды раздувается, а я уже вахту, техникум проехала. Думаю, что это машины за мной едут, в том числе пожарные, сигналы подают. Мне уже вправо и отъехать некуда. Ну потом остановили, помогли справиться с пожаром».Долго она работала на  ГАЗ63, ЗИМе и последнее время — на заводской «скорой помощи». Бывали и  командировки. Например, возила в  сороковые годы хлеб по маршруту Каргополь — Няндома… Две медали за труд во время войны у Клавдии Александровны имеются и несчетное количество почетных грамот и  благодарностей от руководителей завода и цеха.

Str-60-2

Была и любовь, как же без нее. Павел Климцев, ее муж, тоже работал шофером, вместе прожили много лет.

В транспортном таких людей, составивших его историю, не забывают. В  канун профессионального праздника и  девяностолетнего юбилея к  ней, одной из  первых на  заводе шоферов-женщин, пришли заместитель начальника цеха Александр Вешкурцев и  председатель совета ветеранов Екатерина Иванова. Вручили цветы, подарок, пожелали здоровья. В  день рождения юбиляршу навестили сестры, которые ее очень любят, их дети и внуки, которых она тоже помогала растить. Вот такая простая история о том, как на  хрупкие женские плечи легли тяготы военного и послевоенного времени. И она выдержала, ни  в  чем не подвела родной завод, всю жизнь помогала семье, и  для молодых заводчан Клавдия Александровна как бабушка.

Надежда МОРОЗОВА.

На снимках: и  даже гортензия расцвела к юбилею хозяйки; Клавдия Манохина в 40-е годы. В октябре 2015 года ей исполнится сто лет, в  цехе к  этой дате готовятся!

Be the first to comment on "По дорогам СЕВМАША"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*