Исполнилось 90 лет Клавдии Александровне Манохиной, одной из первых женщин-водителей завода «Севмаш»— Ой, Клашка, спасибо тебе, много хлеба заработала, — мать, ласково поглядывая на дочь, задремавшую в телеге, направляет лошадь к дому. Теперь остальные четверо не умрут с голоду. А Клавдии снится, как она ехала, ехала на тракторе да в сумерках в гумно и заехала. И смех, и грех, — чего с усталости не бывает…

Жили Манохины большой семьей в далекие довоенные годы в деревеньке Ермаковская Сямженского района Вологодской области. Папа, монтер, все в командировках, а мама крутилась-вертелась в колхозе и дома, поднимая дочек. Если бы не старшая, лихо пришлось бы им. По совету председателя колхоза отдала ее Евлампия Александровна на курсы трактористов, хотя и очень переживала, ведь «худо да мало». Но оказалось, что справляется Клавдия в бригаде, смекалки да трудолюбия не занимать.
С тех пор как-то само собой оказалось, что Клавдия Александровна на всю жизнь связана с техникой, с мужской работой. По направлению училась на комбайнера в Великом Устюге, опять работала трактористкой то в одной деревне, то в другой. На решение поехать в Молотовск повлияли два фактора. Во-первых, в машинно-тракторной станции техника пришла в негодность, во-вторых, на руках у Клавы был уже паспорт. Приехала девчонка в строящийся город в 1939 году. Куда податься с образованием «неполные четыре класса»? Мечтала выучиться на шофера, но надо было ждать набора. Поработала год нянечкой в родильном доме, хорошо поработала, благодарностей много получила.
И вот наконец сообщили с завода, что занятия начинаются. «Девчонок набежало человек сорок, — вспоминает Клавдия Александровна. — И не то чтобы все так уж хотели стать водителями, а просто время было голодное, здесь же обещали по буханке хлеба выдавать».
В автотранспортном цехе 20 начала она работать в 1940 году вместе с четырьмя своими подружками. Почти тридцать лет водила всех видов машины, какие были в автопарке, в том числе газогенераторные, которые заправлялись дровами. «Один раз с завода еду, — рассказывает, — и не вижу, что бункер прогорел около кузова. Огонь во время езды раздувается, а я уже вахту, техникум проехала. Думаю, что это машины за мной едут, в том числе пожарные, сигналы подают. Мне уже вправо и отъехать некуда. Ну потом остановили, помогли справиться с пожаром».Долго она работала на ГАЗ63, ЗИМе и последнее время — на заводской «скорой помощи». Бывали и командировки. Например, возила в сороковые годы хлеб по маршруту Каргополь — Няндома… Две медали за труд во время войны у Клавдии Александровны имеются и несчетное количество почетных грамот и благодарностей от руководителей завода и цеха.

Была и любовь, как же без нее. Павел Климцев, ее муж, тоже работал шофером, вместе прожили много лет.
В транспортном таких людей, составивших его историю, не забывают. В канун профессионального праздника и девяностолетнего юбилея к ней, одной из первых на заводе шоферов-женщин, пришли заместитель начальника цеха Александр Вешкурцев и председатель совета ветеранов Екатерина Иванова. Вручили цветы, подарок, пожелали здоровья. В день рождения юбиляршу навестили сестры, которые ее очень любят, их дети и внуки, которых она тоже помогала растить. Вот такая простая история о том, как на хрупкие женские плечи легли тяготы военного и послевоенного времени. И она выдержала, ни в чем не подвела родной завод, всю жизнь помогала семье, и для молодых заводчан Клавдия Александровна как бабушка.
Надежда МОРОЗОВА.
На снимках: и даже гортензия расцвела к юбилею хозяйки; Клавдия Манохина в 40-е годы. В октябре 2015 года ей исполнится сто лет, в цехе к этой дате готовятся!
Be the first to comment on "По дорогам СЕВМАША"