ОТ РЕДАКЦИИ. Предвыборная активность в стране традиционно служит хорошим фоном для обсуждения наиболее актуальных задач развития. Тем более что вектор на модернизацию и новую индустриализацию отечественной экономики задан довольно давно. Проблема — в реализации замыслов. Реализации продуманной, последовательной и своевременной. Практические планы на ближайшие годы и, естественно, надежды на их воплощение есть и у Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Об особенностях текущего момента в работе Союза главный редактор «ЭС» Александр Пылаев беседует с членом Регионального совета ООО «СМР», заместителем генерального директора ФГУП «ВНЦ «Государственный оптический институт им. Вавилова» К.Б. Масленниковым.
А.П.: Кирилл Борисович, прежде всего разрешите поздравить Вас с вхождением в редакционную коллегию нашего журнала. А начать разговор предлагаю с Вашего впечатления от участия в работе Общероссийского народного фронта и общенародных праймериз как кандидата от Союза машиностроителей.
К.М.: Действительно, о необхо-димости слезть с сырьевой иглы и развивать инновационный сектор говорят давно. Невозобновляемые ресурсы постепенно истощаются, и наступит момент, когда их экспорт не сможет давать достаточных средств в бюджет. Альтернатива — инновационная экономика, ориентированная на реализацию на внутреннем и внешнем рынках продукции с высокой добавленной стоимостью и результатов интеллектуального труда. Подобную задачу сейчас решают и другие страны, живущие в данный момент за счет своих ресурсов. Например, арабские страны очень активно интересуются новыми технологиями, вкладывают в это большие деньги. Впрочем, мировой опыт показывает, что развивать инновационный сектор можно не только обменивая ресурсы на технологии. Такие государства как, например, Япония, СССР, Германия, Финляндия, КНР, Южная Корея, Сингапур осуществили промышленный и инновационный прорыв из стартовых условий гораздо худших, чем сейчас имеются у России. Но во всех указанных случаях подобный результат определялся четким государственным планированием, последовательностью в реализации принятых планов и общенациональной координацией действий в рамках соответствующей единой идеологии. А любые частичные «мероприятия», реализация программ, не затрагивающих общество полностью, в таком деле как перевод экономики на новые рельсы обречены на провал.
А.П.: Какой же должна быть последовательность действий, если принять допущение, что идеологически мы все «за»?
К.М.: Чтобы дело сдвинулось, нами предлагается создать привлекательные условия для работы инновационных компаний. В том же Китае создающиеся предприятия, разрабатывающие и внедряющие новые научные и технологические разработки, освобождаются от уплаты налогов на три года. Сейчас поступления в бюджет России от инновационного сектора малоощутимы. В таких условиях, на наш взгляд, стоит, наконец, решиться на введение особого налогового режима для инновационных предприятий.Это привлечет внутренние и внешние инвестиции в развитие инноваций, что повлечет повышение спроса и требований к подготовке специалистов системой образования, восстановление частично утерянных научных и технологических школ. Такие предложения сейчас готовятся, проходят первую обкатку на обсуждениях с представителями промышленности, науки и образования. Это должно в итоге вылиться в подготовку законопроектов о регулировании инновационной и венчурной деятельности в России.
А.П.: Вопрос законодательного обеспечения работы несырьевого сектора промышленности в России крайне болезнен. Как известно, мы до сих пор не имеем на федеральном уровне внятного представления о том, что такое промышленная политика.На Ваш взгляд, что еще требуется урегулировать законодательно в области промышленности.
К.М.: Масштабных задач много, и все они требуют нормативного регулирования. В России действительно нет, например, закона «О промышленности». Начать надо именно с него. Кстати, в Санкт-Петербурге принят региональный закон «О промышленности», можно было бы использовать этот опыт. Много нареканий и споров вызывает федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Механизмы, содержащиеся в этом законе, разнонаправлены с курсом на модернизацию российских производств. Практика показала, что нельзя одни правила применять к приобретению авторучек или маек и высокотехнологичных производственных линий или капитальному строительству. У нас есть ряд предложений по применению различных подходов и механизмов закупки в зависимости от целей использования товаров и их сложности. Российские передовые производства должны при модернизации ориентироваться в первую очередь на качество оборудования, которое определяет качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
А.П.: Вы уже говорили о тесной взаимосвязи промышленного развития страны с институтами общесоциального значения. Есть ли законодательные перспективы по этим значимым направлениям?
К.М.: Безусловно, промышленность существует не сама по себе, она — органическая часть социально-экономической системы страны, и на нее влияет положение дел в других сферах нашей жизни. Поэтому у нас есть предложения, касающиеся образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. Недавно началось обсуждение интересной инициативы, заключающейся в предоставлении возможности выпускникам технических училищ и ВУЗов проходить альтернативную службу на государственных предприятиях, выполняя функции в соответствии с полученной специальностью. Сегодня многие выпускники ни дня не работают в соответствии с квалификацией, указанной в их дипломах. Им трудно устроиться по специальности, в первую очередь, из-за низкой оплаты, которая среди прочего обусловлена отсутствием трудового опыта. Прослужив 2 года на производстве, молодые люди будут более ориентированы на работу по профессии, а предприятия постараются оставить у себя наиболее способных и предложат им интересные условия. Реализация такой меры, помимо прочего, существенно увеличит престиж технического образования и спрос на него, а технические учебные заведения смогут требовать большего внимания к себе со стороны государства.
А.П.: Ну, раз уж Вы упомянули даже физкультуру, то не коснуться ли болевого вопроса обеспечения специалистов жильем?
К.М.: Обязательно. И не только коснуться, но и решить его. Обеспеченность жильем населения — один из основных показателей экономического развития любого государства. Сейчас в России обсуждается много инициатив, направленных на обеспечение жильем различных социальных групп. Существуют программы для молодых семей, молодых специалистов, научных работников, офицеров и т.д. По каждой из этих категорий — своя программа. Возможно, более конструктивным будет сведение этих программ в одну. Основа нашего предложения — создание системы компенсаций государством выплат по ипотеке, предоставляемой лицам, входящим в поддерживаемые государством группы. Размер компенсации, в зависимости от степени государственной поддержки, может покрывать либо проценты по ипотеке (полностью или частично), либо распространятся и на «тело» кредита. С помощью такой меры государство сможет, с одной стороны, адресно помогать определенным категориям граждан получить жилье, с другой -развивать строительный и финансовые секторы экономики и стимулировать занятость населения.
А.П.: Каковы, на Ваш взгляд, наши шансы добиться реального внимания и адекватной реакции на предложения промышленного сообщества. Мы будем услышаны?
К.М.: Предвыборный период всегда являлся наиболее плодотворным для продвижения новых предложений, инициатив и программ. Это время мы постараемся использовать по максимуму. Кроме того, большие надежды возлагаются на созданный Общероссийский народный фронт. Это для промышленных кругов сейчас реальный инструмент влияния на формирование задач для Государственной Думы следующего созыва, а впоследствии — инструмент контроля за иполнением принятых решений. Союз машиностроителей России занимает активную позицию в деятельности ОНФ, наше отраслевое объединение представлено в его Координационном совете в лице первого вице-президента и исполнительного директора Владимира Гутенева. Поэтому мы с оптимизмом оцениваем шансы промышленников оказать существенное влияние на формирование социально-экономической программы, по которой дальше будет жить Россия.
О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Из Проекта экономического блока предвыборной Народной программы ОНФ, сформированной с учетом предложений Союза машиностроителей России
1. Необходимо обеспечить согласованность и взаимоувязанность стратегий развития отдельных отраслей, округов и регионов. Функцией консолидации документов стратегического планирования должно быть наделено одно из федеральных министерств. Вместе с тем документы стратегического планирования должны приобрести законодательную силу. Необходимо …прекратить существующую практику, когда Правительство Российской Федерации само себе устанавливает задачи и само оценивает их выполнение. Законодательное утверждение данных документов предусматривает отчет Правительства перед Государственной Думой об итогах их выполнения.
2. Каждый регион, каждый город и даже каждое крупное село должны иметь документы территориального планирования. Эти планы должны пройти общественные слушания, быть ориентиром и для жителей, и для потенциального инвестора.
3.С обязательным учетом региональных и муниципальных документов территориального планирования должна быть разработана Схема комплексного территориального развития Российской Федерации. При этом задачей Схемы является не определение того, какие предприятия и где нужно строить, а обоснование целесообразности развития определенных отраслей в данном регионе, исходя из общегосударственных приоритетов.
4.Стратегическое планирование не должно быть отдано на откуп чиновникам. К формированию нормативной правовой базы и документов стратегического планирования должны привлекаться профессионалы и широкая общественность. Более того, разработка большинства нормативных правовых актов должна быть поручена не министерствам и ведомствам, а отраслевым ассоциациям, НИИ и др. представителям профессионального сообщества. Такое участие общества и специалистов в нормотворческом процессе должно быть законодательно закреплено.
Be the first to comment on "Поле деятельности. О стратегическом планировании"