Помыть по-русски!

Ни для кого не секрет, что ручная  мойка большого автобуса или автопоезда  занимает такое время, за  которое удастся  помыть не одну легковушку. Всё ещё  сложнее, если мыть придётся мусоровоз,  грейдер или другую спецтехнику.

Поэтому на  помощь владельцам большого автотранспорта приходят автоматические мойки. Об  одном из  видов таких  систем мы и  поговорим — о  портальных  автомойках. Основным их преимуществом является полностью автоматизированный процесс. Водителю лишь нужно  завести авто в помывочную зону, выбрать  самому или с помощью оператора необходимую программу  мойки и  всё. Дальше за  дело  берётся портал. В конце цикла  его работы машина будет  вымыта, высушена и  даже  отполирована, в соответствии  с  ранее выбранными параметрами процесса.

Говорить о  развитии  автомоек в  текущей непростой экономической ситуации можно и нужно. Можно  пересесть с  личного транспорта на  общественный,  отправиться на  дачу на  электричке, отказаться от  романтического автопутешествия  всей семьёй, но  отказаться  от  продуктов питания,  медикаментов, средств  личной гигиены не получится, а  именно эти товары  в  основном перевозят автотранспортом. Каждый день  по  городам и  пригородам  ездят тысячи автобусов. Ни  одна уважающая себя пассажирская автотранспортная организация не выпустит свою  технику грязной ни в дождь, ни в снежную  пургу. Чистая машина — это не только  имидж, но  ещё и  выполнение предусмотренных законом РФ требований.

46

Рост грузовых автомобильных перевозок в России сохранился даже в кризис.  С  увеличением числа машин на  дорогах  растёт и спрос на автомойки. И если рынок  достаточно насыщен предложениями  для легковых автомобилей, то  с  грузовыми автомойками всё наоборот — даже  в  крупных городах, как Санкт-Петербург,  очевиден их дефицит. Реализация проекта грузовой автомойки является более затратной.  К основным аспектам, влекущим дополнительные расходы, можно отнести:

— большая площадь, занимаемая  мойкой,

— большие расходы на аренду или  покупку земли;

— жёсткие требования, предъявляемые к  зданию автомойки из-за больших  массогабаритных параметров обслуживаемого транспорта — большие расходы  на строительство;

— сложная, нестандартная форма  транспорта — высокие требования к применяемому оборудованию;

— больший расход воды и  моющих  средств — серьёзные очистные сооружения;

— большое время, в  сравнение с  легковым автомобилем, затрачиваемое  на  мойку — необходимость постройки  в  моечном комплексе двух и  более порталов во избежание очередей;

— практически полное отсутствие отечественных производителей оборудования  для грузовых автомоек — большие цены  на оборудование и комплектующие.

Особо хотелось бы выделить последний  пункт, в случае с рассматриваемыми нами  автоматическими портальными мойками  для грузовых автомобилей. На  нашем  рынке полностью отсутствуют отечественные производители данного товара,  не считая эксклюзивные единичные экземпляры, выполненные для собственных  нужд. При этом, мы не видим явных причини не производить подобные установки  у  нас в  России — в  стране развита промышленность и  есть инженерные кадры.  Производство портальных автомоек является общемашиностроительной задачей, её  можно предлагать студентам профильных  ВУЗов как курсовую работу.

47

Столетний опыт производства автомоек в  США и  Европе, несопоставимое  с отечественным количество автомобилей  на  душу населения, позволило западным производителям накопить огромный  опыт. Найдено множество  интересных инженерных  решений и  технологий для  помывки грузовиков. Но мы  уверенны, что вобрав всё  лучшее от  импортных производителей, сумеем выпустить систему не хуже,  а  даже лучше. При этом,  максимально используя  комплектующие российского производства.

Очевидно, что при эксплуатации импортного  оборудования, нужно быть  готовым к  более высоким  ценам на  комплектующие  и  обслуживание. Не стоит  забывать про цену и  сроки  доставки вышедших  из  строя или необходимых  для расширения функционала уже запушенной  машины компонентов. Далеко не всегда  нужная запасная часть может оказаться  на  складе у  дилера. А  может оказаться,  что нет и самого дилера.

Также важным фактором при эксплуатации любого оборудования является  качество и  цена сервиса. Купив портал,  положив ЗИП на склад впрок, нужно ещё  собрать, запустить и  настроить новый  автомат — почти наверняка снова придётся готовиться к импортному ценнику,  задержкам по  срокам. Наконец портал  поехал, машины одна за другой выходят  чистыми с  вашей мойки, но  случилась поломка — даже самое надёжное оборудование рано или поздно ломается.  Снова сервис — снова платим большие  деньги за границу. И это ещё не худший  вариант. Бывает, как уже говорилось,  что официального дилера просто нет.  Или  же он есть, но  его специалисты  не очень сильны в  вопросах обслуживания сложной техники — ведь здесь  понадобятся знания и  навыки в  механике, гидравлике, пневматике, электрике,  программировании…

Именно так, придя на помощь одному  из  владельцев грузовой автоматической  портальной мойки, которому не смогли  помочь в  официальном дилерском  центре, мы и  познакомились с  данной  тематикой. Именно  после подобного случая  нас посетила мысль  сделать подобное оборудование в  России.  Своими силами.

После более детального изучения технических аспектов и  рынка,  мы нашли ещё один  минус использования  импортных автоматических автомоек. С первого взгляда кажется,  что мойка транспорта —  заурядная  задача. Знай себе,  лей водой да пеной,  ну потри чуть-чуть там  и тут. Но на деле почти  каждый покупатель  импортного автоматического автомоечного оборудования сталкивается с  проблемой «русификации». Оказывается,  алгоритмы мытья, отлично работающие  в стране производителя, не дают такого же  эффекта при использовании у нас!

Причина в том, что даже в разных регионах одной страны загрязнение машины  имеет различный характер. Одна и  та  же  автомойка отлично отмывает машину,  приехавшую с просторов пустыни Мохаве,  но  оставляет грязной после себя машину,  попробовавшую нашего зимнего «коктейля». Где-то достаточно сбить с машины  плотно осевшую пыль, где-то растопить  чистый снег, осевший на  кузове, а  где-то  придётся смывать плотную масляную  плёнку. Очень сильно влияет на  качество мойки вода — различная жёсткость,  наличие или отсутствие определённых  примесей.

Стоит упомянуть и  про сезонные  особенности: летом особое внимание  придётся уделить мошке, налипшей  на  лобовое стекло, радиатор и  фары,  а зимой станет дополнительной проблемой  лёд, намёрзший во всевозможных труднодоступных местах.

В большинстве случаев все эти проблемы можно решить изменением алгоритмов мойки: увеличить время замачивания или концентрацию моющих  средств, пройтись по  определённым  местам несколько раз, изменить траекторию движения щёток и  т. д. В  случае  с  импортной машиной всё это будет сделать труднее. В машинах же, выпущенных  у нас, уже будут учтены реалии и особенности отечественных дорог.

Портальные автомойки, произведённые по  описанным принципам, однозначно смогут конкурировать по цене, при  этом, не уступая в качестве.

Нельзя не упомянуть и  про систему  водоочистки. Любая автомойка —  источник химических и  биологических  загрязнений. Моющие средства, грязь —  всё это, во  избежание нанесения вреда  природе, нельзя сливать ни  в  канализацию, ни  тем более напрямую за  двери  мойки без предварительной очистки.  Даже если владельца автомойки не очень  волнуют вопросы экологии, сливать стоки  без фильтрации не позволит законодательство РФ.

Помимо заботы об окружающей среде,  использование прогрессивных систем  очистки воды позволяет существенно снизить расходы на  её потребление. На  российском рынке существуют готовые высокоэффективные решения отечественной  разработки, организующие оборотное  водоснабжение автомоек за  приемлемые  деньги. Уже сейчас многие образцы  импортного оборудования успешно работают с  водоочистными системами отечественного производства.

Предлагаемая нами к  реализации  система автоматической портальной  мойки должна предложить пользователям максимально широкие возможности эксплуатации. Портал  предполагает обслуживание любого  автотранспорта — от  стандартных грузовиков и  контейнеровозов до  строительной спецтехники. Обслуживаемые  машины будут ограничены лишь габаритами  здания и  длиной направляющих рельс.

Возможность работы,  как полностью в  автоматическом, так и  полуавтоматическом и в ручном  режимах, позволит конечному потребителю лучше  подстроить процесс  мойки для конкретного  региона. Предусмотрена  возможность выбора бесконтактной и  контактной  мойки.

Можно будет сохранять набор легко изменяемых с  пульта оператора заранее заданных  программ с  различными  алгоритмами работы. Также к  автомойке можно будет подключиться удалённо по  сети для просмотра автоматически сохраняемого отчёта о  работе  или удалённого изменения программ  диагностики. Комплекс можно доукомплектовать дополнительным оборудованием — мойкой днища, колёс, установкой  для полировки, сушки.

Компания «ПЛК-Консалт» занимает  на рынке Санкт-Петербурга нишу малой  автоматизации. Наш главный принцип —  делай, как для себя. В  результате реализации проекта, мы хотим создать  конкурентоспособную удобную в использовании высокоэффективную систему  автоматической портальной мойки грузового автотранспорта. Систему отечественного производства, воплотившую  всё лучшее от  подобных импортных  и российских разработок.

И. В. Дашкевич,

ведущий инженер

Be the first to comment on "Помыть по-русски!"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*