Потенциал логистики как технологии управления сетевым взаимодействием

ОТ РЕДАКЦИИ. 17 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге в рамках подготовки IV Евроазиатской конференции «Логистика в международной торгово-промышленной кооперации» на площадке регионального отделения Союза машиностроителей России прошел круглый стол «Промышленная логистика: Проблемы и  решения». Организаторами круглого стола выступили: Комитет ТПП РФ по логистике, журнал «Экспертный союз», журнал «PR Экспресс» и интернет-портал RAILSITE.RU.

str-36-1

Сомодератором мероприятия выступил Олег Дунаев(на снимке в центре), председатель Комитета ТПП РФ по логистике. В своем докладе к участникам он рассказал об инициативах Торгово-промышленной палаты создать единую площадку для организации стратегического взаимодействия, развития процессов кооперации и снятия барьеров по обеспечению конкурентных преимуществ российских производственных компаний на  Евроазиатском экономическом пространстве за счет логистики. Также предложил продумать организацию стажировок и образовательных обменов специалистами с целью промышленного освоения близлежащих к портам территорий.

По его словам, в  Северо-Западном регионе индустриальные парки не могут обходиться без логистики, которая  бы оптимизировала транспортные затраты.

Основными участниками мероприятия были представители промышленных предприятий Санкт-Петербурга и  Ленинградской области, для которых, в  основном, и  были подготовлены доклады о  широком спектре логистических подходов и технологий.

Выступления были посвящены опыту создания промышленной агломерации вокруг порта Усть-Луга (М. А. Ерофеев), эффективным перевозкам в контейнере (А. В. Тимофеев), современным тенденциям в мультимодальной логистике (А. Л. Степанов) и практическому опыту «РЖД Логистики» (А. В. Сержантов).

Поддержку инициатив от лица Санкт-Петербургского отделения Союза машиностроителей, а именно понимание роли логистики в кооперации крупных промышленных компаний и повышении их конкурентоспособности, высказали Александр Пылаев, член Регионального совета, и Станислав Невзоров, генеральный директор Центра импортозамещения.

В заключении исполнительный директор РИЛА, Александр Лисин рассказал об инициативе Комитета по логистике развивать региональные логистические платформы за счет распространения практики заключения соглашений о партнерстве между операторами перевозок, операторами терминалов и других участники интермодальных перевозок.

В развитие дискуссии на круглом столе и для расширения круга экспертов, заинтересованных в обсуждении темы и выработки общей программы действий, Олег Анатольевич подготовил статью для нашего издания.

ПОТЕНЦИАЛ ЛОГИСТИКИ КАК ТЕХНОЛОГИИ  УПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ

 В условиях экономического кризиса необходимость в  применении новой управленческой технологии, позволяющей одновременно, и  сокращать издержки производства, и  генерировать синергетические эффекты, приобретает исключительное значение, оттесняя на  второй план все другие факторы экономического роста, даже ресурсные.

Глобальная конкуренция за  рынки, более динамичное развитие международной и  внутренней торговли по  сравнению с  другими секторами экономики, стремительный рост электронной торговли объективно выдвинули на передний план логистику, которой принадлежит ключевая роль в  развитии торговли. Эмпирические исследования показывают, что все компоненты в  организации торговой логистики оказывают на  объемы торговли гораздо более значимое влияние, чем такие факторы, как расстояние или издержки доставки грузов [1]. Особое внимание отводится созданию безбарьерной торговой среды для глобальных цепочек поставок. Отмечается, что если  бы страны смогли улучшить работу таможни и  услуг, связанных с работой транспортной инфраструктуры, обеспечить их качество на  уровне 50% от  лучших мировых практик (к  которым относится организация логистики в Сингапуре), это обеспечило  бы рост мирового ВВП на 4,7%, что в шесть раз больше, чем может быть получено в  результате отмены всех импортных тарифов [2], по  поводу которых, как правило, ведутся изнурительные переговоры. Важнейший вопрос заключается в  том, что должно быть сделано для того, чтобы потенциал логистики как современной технологии управления глобальной бизнес‑сетью компаний с целью минимизации издержек и  реализации эффективной логики ценообразования был  бы реализован, какие возможности для этого лежат на  стороне промышленного комплекса?

Переход к производству на базе технологий новой промышленной революции использует «новый портфель ресурсов», главной характеристикой которых является их гибкость, способность к  взаимодополнению и  взаимозамещению, мобильность. Он опирается на сервисную экономику (ничего общего не имеющую с  деиндустриализацией), предлагающую сложный комплекс услуг по  обслуживанию отраслей и  секторов экономики с  целью минимизации издержек/повышения производительности труда, оптимизации бизнес‑процессов и  систем управления. Одновременно сервисная экономика сама продуцирует новые продукты, технологии, бизнесы и, следовательно, новые рынки.

Логистика в  современных условиях определяет направления общемировых потоков товаров и  услуг, эффективная логистика создает конкурентные преимущества на  уровне деловых организаций, регионов, национальных экономик, расширяет и  объединяет существующие рынки и  способствует входу на  новые рынки. Логистика удлиняет и  диверсифицирует цепочку создания добавленной стоимости, может формировать структуру национальной экономики, определяя ее «профиль». Наконец, логистика стимулирует приток инвестиций, придает им устойчивый характер. Инвестиции в  логистическую инфраструктуру оказывают непосредственное влияние на структуру национальной экономики, определяя тот или иной ее «профиль». Например, Нидерланды являются «домом» для 57% всех европейских дистрибьюторских центров компаний из  США; из  них 75% — это центры, функционирующие на  основе аутсорсинга. Не удивительно, что решения, принимаемые в  области логистики, в частности, при выборе стратегий и  организационных изменений для снижения издержек по  доставке грузов наземными и морскими путями, приводят к существенным сдвигам непосредственно в структуре экономики страны. Сказанное выше позволяет рассматривать логистику как ключевой стратегический ресурс (см. рис. 1).

str-37

В свою очередь, на  развитие логистики и  рынка логистических услуг оказывают влияние инновации за пределами сектора логистики. Новые производства, новые технологии и  новые продуктовые потоки требуют нового дизайна, как глобальных цепочек поставок (GSC), так и глобальных цепочек создания ценности (GVC), которые могут не вписываться в  уже существующие системы транспортирования и  размещения транспортно-логистической инфраструктуры. В  этом случае существующая инфраструктура не позволяет реализовать потенциал новых инновационных решений в области поставок, что подрывает надежность предоставления услуг и ставит перед необходимостью дизайна новой конфигурации цепочек поставок. Потребность в  новых логистических взаимодействиях обусловлена также ростом цен на энергоносители, удорожанием услуг транспортировки продукта, может вызываться геополитическими рисками. Поставщики и их клиенты неизбежно встают перед необходимостью найти новые пути для распределения/ поставки продукта при более низких издержках.

Таким образом, изменения в  экономике под давлением логистики заставляют правительственный и  частный сектор по‑новому осмыслить, какого типа инвестиции требуются, в каких направлениях, какого уровня/качества они необходимы, чтобы сохранить конкурентоспособность страны. Понимание мотивации для принятия решений в  области логистики, а  также их влияния на  экономики различных стран, ответной реакции, является важным отправным пунктом в исследовании того, как многонациональные товарные потоки отражают характеристики рынков той или иной экономики и одновременно формируют их и обеспечивают экономический рост.

Логистика в  настоящее время рассматривается не только и не столько как процесс транспортирования и  складского хозяйства, но, в  первую очередь, как технология управления интегрированной цепью поставок, обеспечивающей процесс создания дополнительной стоимости, как технология выстраивания эффективной логики ценообразования и  получения прибыли. Логистика перемещается в  центр принятия управленческих решений относительно выбора поставщиков, каналов продвижения и  позиционирования продукта на  рынке, обеспечения обратной связи. Логистика берет на себя функцию интегратора, объединяющего бизнес‑процессы отдельных компаний в  единую производственную функцию, организует сетевое взаимодействие в  целях создания новых бизнес‑сетей в  интересах потребителей/клиентов и  производителей/поставщиков. Следовательно, именно интегрированная логистика как технология управления цепями поставок и создания потребительской стоимости/ ценности для клиентов и, одновременно, как фактор повышения эффективности сетевого взаимодействия за  счет сокращения издержек производства и  получения синергетического эффекта играет ключевую роль в реализации новых задач современного этапа  развития — импортозамещения и увеличения несырьевого экспорта.

Инструментом, который позволяет в полной мере использовать потенциал логистики как технологии управления сетевым взаимодействием, на  наш взгляд, является транс‑логистическая платформа [3].

Транс‑логистическая  платформа — это экономическое пространство сетевого взаимодействия/кооперации компаний, структурированное единым/общим процессом по  созданию добавленной стоимости, а  также единой (выстроенной по общим стандартам) технологией управления бизнес‑сетью, охватывающей участников интегрированной цепи поставок по  созданию потребительской ценности для клиента.

Технологическую основу транслогистической платформы образуют развитая транспортная инфраструктура как основа для сопряжения всех видов транспорта и  организации мультимодальных перевозок, складское и  терминальное хозяйство, IT–инфраструктура, обеспечивающая функционирование бизнес‑процессов и контроль в реальном режиме времени.

Организационный каркас транслогистической платформы образуют сетевые контракты, долгосрочное обслуживание, маршрутизация и  нитки графиков, гибкие тарифы, электронный документооборот, автоматизация базовых таможенных процедур при трансграничных перевозках.

str-38

Технологическая и  организационная инфраструктура обеспечивают единое экономическое пространство для сетевого взаимодействия. В  свою очередь, сопряженное взаимодействие всех участников торгово‑промышленной кооперации на  базе логистики позволяет, во‑первых, оптимизировать затраты за  счет устранения неэффективной конкуренции и  снижения транзакционных издержек, дублирования функций, расширения клиентской базы, грузовой базы, расширения направлений (географии) грузовой деятельности, что обеспечивает эффект масштаба. Во‑вторых, взаимодействие на базе транс-логистической платформы позволяет получить мощный синергетический эффект за счет координации управления, что эквивалентно консолидации разрозненных активов в единую структуру, работающую по  общим стандартам, отбора эффективных практик логистических взаимодействий, выработки и освоения сложных/комбинированных профессиональных компетенций в логистике.

Таким образом, транс‑логистическая платформа (1) объединяет/координирует мультимодальную и  интермодальную логистику (обслуживание потребителей при минимальных общих издержках комбинации железнодорожных, автомобильных, морских, авиационных перевозок, распределительных центров); (2) осуществляет консолидацию транспортной и  складской логистики (консолидация мелкотоварных грузов и  расширение клиентской базы); (3) интегрирует логистику транзитных трансконтинентальных перевозок; (4) опирается на  IT технологии (электронный документооборот и  автоматизация базовых таможенных процедур при трансграничных перевозках на  основе нормативно‑правовых документов; (5) организует и  развивает обратные логистические цепочки/

логистика возвратов; (6) координирует создание транспортных и  индустриальных логистических кластеров; (7) обеспечивает выработку и  освоение требуемых профессиональных компетенций в логистике.

В новой промышленной эпохе, открываемой новой промышленной революцией, у  производственного сектора будут колоссальные возможности для обеспечения роста экономики. Логистические компании будут все активнее играть свою роль в  сложных цепочках создания стоимости, где различные производственные звенья разделены и  распределены по  всему миру так, что отдельные бизнеспроцессы компаний, взаимосвязанных в  единые бизнес‑сети, будут выполняться эффективно там, где компетенции и  затраты больше всего соответствуют текущим задачам. Большинству производителей придется все больше развивать у  себя способность мыслить в  международных категориях при поиске поставщиков, клиентов и партнеров.

Список используемой литературы:

1. IFT Transport Outlook. 2015. [электронный ресурс] — Режим доступа: http://

www.oecd‑ilabrary.org (дата обращения: 30 ноября 2015)

2. Outlook on the Logistics&Supply Chain  Industry.2013. [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.oecdilabrary.org (дата обращения: 30  сентября 2015).

3. Дунаев О. Н.,  Нестерова Д. В. Транслогистическая платформа в  развитии Евроазиатских авиатранспортных связей.//

Транспорт Российской Федерации № 6 (61) 2015, с. 20–25.

О. Н. Дунаев

д-р эк. наук, профессор,

Председатель Комитета ТПП

РФ по логистике

Be the first to comment on "Потенциал логистики как технологии управления сетевым взаимодействием"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*