ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН В РОССИИ

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН В РОССИИ: ЭСТЕТИКА – ИННОВАЦИИ – ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

Дизайн — оружие конкуренции. Эта фраза уже стала общим местом, однако она как нельзя лучше объясняет динамику процессов в отечественном пром-дизайне. Промышленный дизайн развивается там, где есть свободный рынок, где высока конкурентная борьба. В тех же отраслях, где конкуренция отсутствует или развита слабо, дизайн стагнирует. А точнее — представляет собой что-то вроде фактора доброй воли Великого Заказчика (в его роли, как правило, выступает государство). В современном понимании дизайн — это альтернатива маркетингу. Все чаще про­мышленность в нашей стране сталкива­ется с пониманием того, что если про­дукт невозможно продвинуть обычными рыночными средствами, то можно создать принципиально иной продукт, в котором конкурентные преимущества заложены априори. А это уже — епархия промыш­ленного дизайна.

Промышленный дизайн решает три основные задачи. Во-первых, делает про­дукт конструктивным и функциональным, во-вторых — эстетичным. Третья задача — сделать  производство  максимально  экономичным. Поэтому промдизайн требует комплексного подхода. Это результат совместных усилий исследователей, конструкторов, дизайнеров и  технологов.

Успешный промдизайн — это не красивый необычный скетч на планшете, а готовое, выпущенное серийно и успешно продаю­щееся изделие. Не важно, о чем конкретно идет речь: о солонке, утюге, яхте или про­тезе человеческого сустава.

str-30

Условно промышленный дизайн в России можно разделить на три основных сегмента, в которых развитие происходит сообразно конкуренции:

1.Автомобильная промышленность и авиастроение. Конкурентного рынка промышленного дизайна, как такового, здесь нет. Основным и, фактически, един­ственным фактором действия, является госзаказ. При этом, чуть ли не в каждом европейском автомобильном концерне есть дизайнеры из России.

2.Объектный дизайн (мебель, светиль­ники, предметы домашнего обихода, интерьерная пластика). Сегмент развивается активно, притягивает множество молодых творческих сил. Подавляющее большин­ство промышленных дизайнеров начинает с разработки концепта кресла или лампы. Дизайнеры этого направления успешно представляют Россию на международных выставках и в профессиональных кон­курсах.

3. Продакт-дизайн  (все —  от  дер-жателей для детских сосок до  корпусов станков). Именно этот сегмент наиболее тесно сопряжен с  бизнес-процессом и более всего зависит от динамики про­мышленного роста.

Мнение. Андрей Востриков, руко­водитель проектного бюро «Formlab»: «Положение дел в промышленном дизайне напоминает мне рынок рекламы двадца­тилетней давности. То есть, рынок еще маленький, но будущее у него большое. Рынок есть, и развивается он быстрее инфляции, что о многом говорит. Образно говоря, уже мужчины в малиновых пид­жаках понимают, что им нужна реклама, хотя не понимают пока, зачем. Уже есть представление, что существует промыш­ленный дизайн, что на Западе он всем нужен, значит, и нам, наверное, тоже. Большая беда наша — это оторванность от производства, то, что дизайнеров к про­изводству не допускают. Есть вообще большая проблема коммуникации с про­изводствами, которую мы, по мере сил, пытаемся решить. Мы создали абсолютно бесплатный сервис «ЗаказЗавод», задача которого — помочь людям, желающим производить чтолибо, найти свое про­изводство. Перевести с языка заказчика на язык завода — это болевая точка, эту боль мы пытаемся снять. И очень успешно сервис работает, уже заказы через него проходят на десятки миллионов.

Формлаб приводит данные Росстата по объемам рынка отечественного про­мышленного дизайна, распределению их по городам и «удельному» весу крупных игроков отрасли.

Согласно   прогнозам  Росстата к 2018 году рынок промышленного дизайна должен достичь цифры в 200 мил­лионов рублей ежегодно. Против ожи­дания, кризис не снизил существенно динамику роста, а наоборот — заставил «шевелиться» небольшие производства и развивать конкурентные преимущества своих товаров. Существенно выросло количество дизайнерских бюро и студий, как частичного, так и полного цикла, пред­лагающих и разработку дизайна, и прототипирование, и продвижение нового товара, и сопровождение производства. Работа для промышленных дизайнеров сегодня есть — утверждают практики, и ее становится больше.

Мнение. Марат Пульнев, «Design_Ex», промышленный дизайнер: «Специфика нашей работы в том, что мы думаем далеко вперед. Любой продукт, который мы разрабатываем сегодня, будет продаваться не завтра, а  через полгода-год. За  это время поменяются мода, технологии, глобальные тренды. Из  последних проектов, с  которыми я  работаю: тренажер для бокса, машинка для татуажа, промышленный контроллер. Все это будет производиться в России. Сейчас время полимеров и композитных материалов, практически все производится из них.

str-31-1

Производители по-разному решают для себя вопрос «доступа» к  инновационным разработкам. Кто-то принимает на  работу дизайнеров, кто-то заказывает работу у студий и бюро. Промежуточный вариант — собственные конструкторы плюс сторонний дизайн — позволяет иметь собственный продукт и  при этом решить проблему профессионального выгорания дизайнеров, постоянно работающих с  одним и  тем  же типом продукции и  набором материалов. Чем выше конкуренция в  отрасли, тем чаще должен обновляться дизайн продукции. Показательный пример — производство бытовых пластиковых изделий. Один из  лидеров отечественного рынка — компания «Plastic Republic» (Премия «Товар года» 2015). Постоянному обновлению дизайна их продукции способствуют большие тиражи изделий. Чем больше объем производства, тем чаще приходится обновлять прессформы, которые элементарно выходят из строя, а это — повод усовершенствовать и  «освежить» дизайн. При этом у  отечественных дизайнеров есть прямое преимущество перед их китайскими коллегами, которые еще пять-десять лет назад осуществляли преимущественное наполнение рынка бытовых товаров. Это умение говорить с  потребителем на  одном языке, не только в лингвистическом, но и в эстетическом плане. Взаимопроникновение, тонкое чувствование интересов и  предпочтений потребителя невозможно, если существует ментальный, коммуникационный барьер. Как говорил Дэвид Огилви, «покупатель не идиот, это твоя жена». Именно поэтому отечественный дизайн ближе и  понятнее российскому покупателю.

str-31-2

Однако говорить о  самостоятельном развитии российского промдизайна, как школы (что было, к  примеру, в  первой половине 20го столетия, когда российский, а  затем советский промышленный дизайн оказывал значительное влияние на  мировые тренды), пока еще рано. Мы по-прежнему опираемся на  опыт Европы, США, Японии, Кореи, Китая. Да и  для заказчиков фраза «сотрудничаем с  европейскими дизайнерами» звучит обнадеживающе — как гарантия эксклюзивности 
и высокой конкурентоспособности про­дукта. Дизайн-студии и бюро, имеющие возможность заказывать часть работы у европейских «легионеров», вполне заслу­женно считают это своим преимуществом. В особенности, когда можно предложить клиенту выбор — поддержать отече­ственный рынок и «родных» российских специалистов или зарядить в производство разработку, выполненную в Италии, Гер­мании, Скандинавии, где промышленный дизайн — не только повсеместная прак­тика, но и абсолютно естественная состав­ляющая производственного процесса. В Европе промышленный дизайнер — в значительно меньшей степени «творец», чем в России, и в значительно большей степени специалист по адаптации, квали­фицированный переводчик с языка идей на язык производства.

Мнение. Екатерина Сергеева, компания «Концептуальные Решения», артдиректор: «Основное отличие европейского дизайна от российского в его востребованности. Европейцы всегда предпочитают любую работу доверять профессионалам, людям с большим опытом и специализиро­ванным образованием. Для них прописная истина — что главный бухгалтер, финан­совый директор, технолог или наладчик ТПА a priori не могут знать все тонкости создания продукта: конструкционные осо­бенности, эксплуатацию, закономерности выведения продукта на рынок, механизмы увеличения спроса.

Что характерно, европейский дизайнер практически никогда не позволяет себе спорить с  заказчиком, что порой происходит в  России. Он может указать на  конструктивную невозможность выполнения тех или иных пожеланий при заданных условиях (инновационности, технологичности, бюджетных ограничениях и  т. п.), предложить иные комплексные варианты решения. Но  категорично убеждать производителя в  непременной необходимости использования того или иного стиля/элемента/конструкции/материала никто не будет. Если заказчику необходима современная качественная конкурентоспособная и  эргономичная телевизионная антенна в ретро стиле, но с ярко-красными рожками и  ярко-зеленым основанием, значит, так тому и быть. Потому что, в конечном итоге, у  европейского подхода к  дизайну только два ориентира — практические требования и пожелания производителя. Никакая «отсебятина» недопустима. В конце концов финансовые вложения и  риски несет не дизайнер, а заказчик. Поэтому при разработке дизайна, к тому, чего хочет производитель, относятся с  большим вниманием, стараясь выполнить настолько, насколько позволяют производственные мощности, техническая оснащенность и бюджетные возможности».

Узнаваемые инновационные продукты разрабатывают такие титаны индустрии, как «Смирнов Дизайн», студия Артемия Лебедева. Если «конек» Сергея Смирнова и  «Фабрики промышленного дизайна» — это технологии, интеграция с  Роснано, использование суперсовременных материалов, углепластиков, печати на  3D принтере, то «АртЛебедев» делает ставку на креатив и  остроумные формальные решения. С  точки зрения развития рынка лидеры выполняют важнейшую миссию — прокладывают дорогу более мелким игрокам. В  первую очередь, приучая промышленность к  пониманию необходимости дизайна для создания конкурентоспособной продукции, к  тому, что дизайн — это не нарядная обертка, картинка, образ, а  совокупность технических и  конструктивных характеристик, делающих продукт удобным, целесообразным, эргономичным, экономичным. «Дизайн — лакмусовая бумажка промышленности», — считает Сергей Смирнов.

Базой для развития промышленного дизайна являются и  современные материалы — в  первую очередь, полимеры и  композиты, стеклопластики и  углепластик. До недавнего времени последний применялся, в  основном, на  «переднем краю» индустрии: в  приборостроении, станкостроении, медицинской промышленности, в технологиях спорта высоких достижений. Теперь космические материалы активно уходят «в быт» — предрекают даже наступление «карбоновой эпохи», когда углеродное волокно заменит в  быту большинство металлов. Уже сейчас отечественные дизайнеры (вслед за  своими западными коллегами) выпускают коллекции мебели из карбона и кевлара, а также сантехнику, смесители, посуду, кухонные приборы и даже визитные карточки и машинки для вычесывания собак. Причем, речь идет не об  экспериментальных прототипах и выставочных работах, а о серийном производстве. Есть студии, специализирующиеся на  создании предметов из  углеродного волокна, например «Карбон Дизайн» из  Санкт-Петербурга, где из  углеродного волокна и  стеклопластика делают все: от  обвесов для мотоциклов и  корпусов радиомоделей до унитазов и венецианских карнавальных масок.

Получить образование промышленного дизайнера в  России сейчас не проблема. Специалистов в  этой сфере обучают МАМИ, МГТУ им.  Н. Э. Баумана, БГТУ им. В. Г. Шухова, Московская высшая школа инжиниринга, Московская ГХПА имени Строганова, Санкт-Петербургская ГХПА имени Штиглица, Уральская государственная архитектурно-художественная академия и  т. д. Гораздо сложнее новоиспеченному промышленному дизайнеру «вписаться» в реальное производство. А  это — главное, ведь без производства, без технологии промышленный дизайн остается всего лишь идеей, концептом, занятной картинкой на планшете.

Дарья Кохреидзе

str-32

Be the first to comment on "ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН В РОССИИ"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*