Расстановка приоритетов

logo souzmashrf

745px-1

А.В. Гуров, руководитель Санкт-Петербургского представительства ГК «Ростехнологии», председатель Санкт-Петербургской Региональной организации «Союза машиностроителей России»

С момента объявления Президентом России даты выборов в Государственную Думу — 4 декабря — в стране фактически был дан старт предвыборной кампании. Раз­личные политические силы подошли к этому событию в разной степени готовности. Пожалуй, наиболее серьезно отнеслась к задаче партия «Единая Россия», которой совместно с Общероссийским народным фронтом уда­лось во всех регионах страны организовать и провести предварительные голосования — праймериз.

   Работая в составе регионального координацион­ного совета ОНФ в Санкт-Петербурге, могу сказать, что проведена действительно масштабная  работа с городскими общественными организациями самого разного

gurovпрофиля. И отклик был соответствующий. Наиболее активная часть гражданского общества не осталась в стороне, вошла в народный фронт и вынесла свои взгляды и предложения на широкое обсуждение.

Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России» в числе первых поддержал идею ОНФ и включился в его работу. На общефеде­ральном уровне это было объявлено еще 11 мая в ходе Съезда Союза машиностроителей в Тольятти. Про­шедшие месяцы только подтвердили правильность такого шага.

Региональный координационный совет ОНФ стал не только организационным центром, но и своеобразной фокус-группой, где были заслушаны и обсуждены самые разнообразные инициативы общественных орга­низаций.

Очевидный плюс в том, что структуры гражданского общества в Санкт-Петербурге действуют очень активно, с готовностью включаются в политический процесс предвыборных праймериз, имеют достаточно емкие программы действий и пакеты инициатив, многие из которых адресно направлены на корректировку тех или иных норм действующего законодательства.

    Но есть и тенденция, которая настораживает. К сожалению, большая часть предложений общественных организаций ограничивается социальной тематикой. В практическом плане множество инициатив, так или иначе, ориентировано на увеличение расходной части федерального бюджета или его перераспределение в интересах тех социальных групп, кого представляют конкретные организации. С одной стороны — это сигнал, говорящий о необходимости большего внимания госу­дарства к вопросам социальной политики. Но с другой— такой упрощенный потребительский подход многих общественников к проблемам развития России говорит о непонимании ими сути стратегической задачи модер­низации отечественной экономики.
Важно, чтобы лидеры общественных организаций, ратующих за выделение дополнительных бюджетных средств на решение многочисленных социально-бытовых проблем и реализацию соответствующих реги­ональных проектов и программ, отдавали себе отчет в том, что фундамент благополучия наших граждан — это реальные производительные силы страны. Это модер­низированные и вновь построенные производственные мощности для массового изготовления современной конкурентоспособной высокотехнологичной про­дукции: станков, электроники, космических аппаратов, самолетов, судов, автомобилей…
  Для иллюстрации один факт. Темпы производства двигателей для нашего новейшего авиалайнера «Сухой-Суперджет» составляют всего три агрегата в месяц. Таковы реальные технологические и кадровые возмож­ности предприятияизготовителя. Эти возможности надо усилить в разы. И так практически по всем науко­емким отраслям.
    Если общественные активисты чувствуют готов­ность войти в депутатский корпус Государственной Думы и принять участие в выработке новых законода­тельных инициатив, польза от их работы будет много­кратно выше, если они примут реальную расстановку приоритетов. В принципе, она простая — чтобы съесть хлеб, его необходимо вырастить. Чтобы иметь возмож­ность существенно улучшить качество жизни в России, надо приложить все усилия к построению в стране современной мощной многоотраслевой экономики, опирающейся на развитую инфраструктуру. А для этого необходимо качественное экспертно обоснованное зако­нодательство, благодаря которому сформируется устой­чивый внутренний рынок для отечественных инно­ваций, сможет дышать и развиваться малый и средний бизнес. А крупные корпорации и холдинги, опираясь на внутренние источники роста, получат возмож­ность вести крупносерийное производство продукции с высокой добавленной стоимостью, которая сможет насытить как потребности нашей обновляемой страны, так и потеснить конкурентов на внешнем рынке.
    Только такая очередность целей и последователь­ность действий даст шанс перевести масштабные социальные инициативы общественных организаций из разряда благих пожеланий в действующие программы развития.
   В практическом плане большое значение для пред­приятий наукоемкой промышленности имеет расста­новка приоритетов, озвученная Премьер-министром РФ Владимиром Путиным на межрегиональной кон­ференции «Единой России» в Череповце 5 сентября. Прежде всего, была вновь актуализирована задача уско­рить подписание всех контрактов в рамках гособорон-заказа. Председатель правительства напомнил, что на программу вооружения выделяются колоссальные сред­ства, сопоставимые с тем, сколько выделялось на обо­рону в советские годы, — 20 триллионов рублей до 2020 года. Но деньги — это всего лишь первичный инстру­мент. «Нам нужно не эти миллиарды и триллионы осва­ивать, — сказал Владимир Путин. — Нам нужно количе­ство и качество изделий обеспечить. При этом, конечно, должна быть гарантирована и рентабельность предпри­ятий — очевидный факт. Как минимум 15%. Чтобы были ресурсы для развития, для достойной оплаты труда работников».
Немногим ранее — 2 сентября — полномочным пред­ставителем Президента РФ в Северо-Западном феде­ральном округе и Министерством обороны было проведено совещание по вопросам анализа и оценки государственного оборонного заказа в 2011 году и выработки предложений по решению проблем развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. В числе участников совещания были более шестидесяти руководителей промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и КБ, участвующих в исполнении ГОЗ по различным отраслевым направле­ниям.
Был вскрыт спектр проблем, в числе которых и названное Председателем правительства несвоевре­менное заключение контрактов с Министерством обо­роны. Последнее, как правило, аргументирует задержку своим несогласием с предлагаемыми ценами на обо­ронную продукцию. Возможно, обзор подходов к цено­образованию в ведущих странах НАТО, публикуемый в нашем журнале, даст полезную пищу для ума специ­алистам российского оборонного ведомства. Но, кроме задержек с подписанием контрактов, многие представи­тели ОПК отмечают также систематические задержки авансирования по уже заключенным контрактам и даже срыв сроков оплаты уже изготовленных изделий, что никак не может быть списано на разногласия по ценам.

Вызывает опасения у руководителей оборонных предприятий и проводимое Министерством обороны сокращение своих военных представительств при сохра­нении прежней системы согласований в ходе приемки. С большой вероятностью это приведет к неоправданным задержкам поставок готовой продукции.

По линии работы с банковским сектором руково­дители некоторых предприятий отмечали критичную длительность получения кредитов даже под государ­ственные гарантии.

Что же касается проблемы «справедливой» цены на продукцию оборонного назначения, то весьма красно­речивый пример привел генеральный директор одного из Петербургских производственных объединений. При согласовании цены на конкретную аппаратуру представитель Министерства обороны пытался ули­чить производителей в жадности, сославшись на некий сайт, где аналогичное изделие предлагается по цене на порядок ниже заводской. Производитель не поленился и вступил в переговоры с «щедрым» интернет-продавцом. Быстро выяснилось, что продается ничтожная партия изделий того же производителя, которая непонятно как попала к продавцу (возможно, после демонтажа с другой техники), без должного пакета документов и гарантии качества. Остается открытым вопрос: почему представитель Министерства обороны сам не проверил собственную сетевую «находку»? Насколько професси­онален подобный подход к работе с производителями реально сложной недешевой аппаратуры?
В качестве путей выхода из сложившейся ситуации с размещением гособоронзаказа участники совещания 2 сентября со стороны промышленности предложили Минобороны добиться ускоренного проведения кон­курсов, для чего необходимо поднять систему взаи­модействия Министерства с предприятиями ОПК на значительно более профессиональный уровень. То же касается и корректировки нормативных документов, регламентирующих работу производителей с орга­нами военной приемки. Нельзя просто сократить ее в несколько раз, надеясь, что все само собой как-нибудь утрясется. Речь идет об обороноспособности страны.
И, конечно, есть раздел взаимоотношений «заказчик-производитель», который определяется на уровне федерального законодательства. Здесь в очередной раз всплывает проблема многократно переработанного, но все еще далеко несовершенного 94-го ФЗ. Так, начав с темы общенародных праймериз, мы возвращаемся к ней же, но с совершенно конкретной позиции. В обнов­ленном составе Государственной Думы нашей стране очень нужны серьезные профессионалы, которые не просто выступают за модернизацию российской эко­номики, но и знают, что конкретно этой модернизации мешает и как эти многолетние препятствия преодолеть.

Be the first to comment on "Расстановка приоритетов"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*