А.В. Гуров, руководитель Санкт-Петербургского представительства ГК «Ростехнологии», председатель Санкт-Петербургской Региональной организации «Союза машиностроителей России»
С момента объявления Президентом России даты выборов в Государственную Думу — 4 декабря — в стране фактически был дан старт предвыборной кампании. Различные политические силы подошли к этому событию в разной степени готовности. Пожалуй, наиболее серьезно отнеслась к задаче партия «Единая Россия», которой совместно с Общероссийским народным фронтом удалось во всех регионах страны организовать и провести предварительные голосования — праймериз.
Работая в составе регионального координационного совета ОНФ в Санкт-Петербурге, могу сказать, что проведена действительно масштабная работа с городскими общественными организациями самого разного
профиля. И отклик был соответствующий. Наиболее активная часть гражданского общества не осталась в стороне, вошла в народный фронт и вынесла свои взгляды и предложения на широкое обсуждение.
Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России» в числе первых поддержал идею ОНФ и включился в его работу. На общефедеральном уровне это было объявлено еще 11 мая в ходе Съезда Союза машиностроителей в Тольятти. Прошедшие месяцы только подтвердили правильность такого шага.
Региональный координационный совет ОНФ стал не только организационным центром, но и своеобразной фокус-группой, где были заслушаны и обсуждены самые разнообразные инициативы общественных организаций.
Очевидный плюс в том, что структуры гражданского общества в Санкт-Петербурге действуют очень активно, с готовностью включаются в политический процесс предвыборных праймериз, имеют достаточно емкие программы действий и пакеты инициатив, многие из которых адресно направлены на корректировку тех или иных норм действующего законодательства.
Но есть и тенденция, которая настораживает. К сожалению, большая часть предложений общественных организаций ограничивается социальной тематикой. В практическом плане множество инициатив, так или иначе, ориентировано на увеличение расходной части федерального бюджета или его перераспределение в интересах тех социальных групп, кого представляют конкретные организации. С одной стороны — это сигнал, говорящий о необходимости большего внимания государства к вопросам социальной политики. Но с другой— такой упрощенный потребительский подход многих общественников к проблемам развития России говорит о непонимании ими сути стратегической задачи модернизации отечественной экономики.
Важно, чтобы лидеры общественных организаций, ратующих за выделение дополнительных бюджетных средств на решение многочисленных социально-бытовых проблем и реализацию соответствующих региональных проектов и программ, отдавали себе отчет в том, что фундамент благополучия наших граждан — это реальные производительные силы страны. Это модернизированные и вновь построенные производственные мощности для массового изготовления современной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции: станков, электроники, космических аппаратов, самолетов, судов, автомобилей…
Для иллюстрации один факт. Темпы производства двигателей для нашего новейшего авиалайнера «Сухой-Суперджет» составляют всего три агрегата в месяц. Таковы реальные технологические и кадровые возможности предприятияизготовителя. Эти возможности надо усилить в разы. И так практически по всем наукоемким отраслям.
Если общественные активисты чувствуют готовность войти в депутатский корпус Государственной Думы и принять участие в выработке новых законодательных инициатив, польза от их работы будет многократно выше, если они примут реальную расстановку приоритетов. В принципе, она простая — чтобы съесть хлеб, его необходимо вырастить. Чтобы иметь возможность существенно улучшить качество жизни в России, надо приложить все усилия к построению в стране современной мощной многоотраслевой экономики, опирающейся на развитую инфраструктуру. А для этого необходимо качественное экспертно обоснованное законодательство, благодаря которому сформируется устойчивый внутренний рынок для отечественных инноваций, сможет дышать и развиваться малый и средний бизнес. А крупные корпорации и холдинги, опираясь на внутренние источники роста, получат возможность вести крупносерийное производство продукции с высокой добавленной стоимостью, которая сможет насытить как потребности нашей обновляемой страны, так и потеснить конкурентов на внешнем рынке.
Только такая очередность целей и последовательность действий даст шанс перевести масштабные социальные инициативы общественных организаций из разряда благих пожеланий в действующие программы развития.
В практическом плане большое значение для предприятий наукоемкой промышленности имеет расстановка приоритетов, озвученная Премьер-министром РФ Владимиром Путиным на межрегиональной конференции «Единой России» в Череповце 5 сентября. Прежде всего, была вновь актуализирована задача ускорить подписание всех контрактов в рамках гособорон-заказа. Председатель правительства напомнил, что на программу вооружения выделяются колоссальные средства, сопоставимые с тем, сколько выделялось на оборону в советские годы, — 20 триллионов рублей до 2020 года. Но деньги — это всего лишь первичный инструмент. «Нам нужно не эти миллиарды и триллионы осваивать, — сказал Владимир Путин. — Нам нужно количество и качество изделий обеспечить. При этом, конечно, должна быть гарантирована и рентабельность предприятий — очевидный факт. Как минимум 15%. Чтобы были ресурсы для развития, для достойной оплаты труда работников».
Немногим ранее — 2 сентября — полномочным представителем Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе и Министерством обороны было проведено совещание по вопросам анализа и оценки государственного оборонного заказа в 2011 году и выработки предложений по решению проблем развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. В числе участников совещания были более шестидесяти руководителей промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и КБ, участвующих в исполнении ГОЗ по различным отраслевым направлениям.
Был вскрыт спектр проблем, в числе которых и названное Председателем правительства несвоевременное заключение контрактов с Министерством обороны. Последнее, как правило, аргументирует задержку своим несогласием с предлагаемыми ценами на оборонную продукцию. Возможно, обзор подходов к ценообразованию в ведущих странах НАТО, публикуемый в нашем журнале, даст полезную пищу для ума специалистам российского оборонного ведомства. Но, кроме задержек с подписанием контрактов, многие представители ОПК отмечают также систематические задержки авансирования по уже заключенным контрактам и даже срыв сроков оплаты уже изготовленных изделий, что никак не может быть списано на разногласия по ценам.
Вызывает опасения у руководителей оборонных предприятий и проводимое Министерством обороны сокращение своих военных представительств при сохранении прежней системы согласований в ходе приемки. С большой вероятностью это приведет к неоправданным задержкам поставок готовой продукции.
По линии работы с банковским сектором руководители некоторых предприятий отмечали критичную длительность получения кредитов даже под государственные гарантии.
Что же касается проблемы «справедливой» цены на продукцию оборонного назначения, то весьма красноречивый пример привел генеральный директор одного из Петербургских производственных объединений. При согласовании цены на конкретную аппаратуру представитель Министерства обороны пытался уличить производителей в жадности, сославшись на некий сайт, где аналогичное изделие предлагается по цене на порядок ниже заводской. Производитель не поленился и вступил в переговоры с «щедрым» интернет-продавцом. Быстро выяснилось, что продается ничтожная партия изделий того же производителя, которая непонятно как попала к продавцу (возможно, после демонтажа с другой техники), без должного пакета документов и гарантии качества. Остается открытым вопрос: почему представитель Министерства обороны сам не проверил собственную сетевую «находку»? Насколько профессионален подобный подход к работе с производителями реально сложной недешевой аппаратуры?
В качестве путей выхода из сложившейся ситуации с размещением гособоронзаказа участники совещания 2 сентября со стороны промышленности предложили Минобороны добиться ускоренного проведения конкурсов, для чего необходимо поднять систему взаимодействия Министерства с предприятиями ОПК на значительно более профессиональный уровень. То же касается и корректировки нормативных документов, регламентирующих работу производителей с органами военной приемки. Нельзя просто сократить ее в несколько раз, надеясь, что все само собой как-нибудь утрясется. Речь идет об обороноспособности страны.
И, конечно, есть раздел взаимоотношений «заказчик-производитель», который определяется на уровне федерального законодательства. Здесь в очередной раз всплывает проблема многократно переработанного, но все еще далеко несовершенного 94-го ФЗ. Так, начав с темы общенародных праймериз, мы возвращаемся к ней же, но с совершенно конкретной позиции. В обновленном составе Государственной Думы нашей стране очень нужны серьезные профессионалы, которые не просто выступают за модернизацию российской экономики, но и знают, что конкретно этой модернизации мешает и как эти многолетние препятствия преодолеть.
Be the first to comment on "Расстановка приоритетов"