Развитию ОПК – новый импульс.

Первый вице-президент

Союза машиностроителей России

В.В.Гутенев

st006

18 февраля 2012 года в Москве состоялось заседание Бюро Союза машиностроителей России на тему: «Приоритетные задачи ОПК в процессе модернизации экономики России». Символично, что совещание проходило в Доме Правительства РФ, и на нем присутствовал Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин. С его появлением в Правительстве, сообщество машиностроителей связывает большие ожидания. В СоюзМаш России уверены, что в лице Рогозина они приобрели серьезного, надежного союзника и единомышленника.

Оборонно-промышленный комплекс — наиболее высокотехнологичная и конкурентоспособная отрасль отечественной промышленности. Она играет определяющую роль в модернизации отечественной экономики. Именно ОПКв своем историческом развитии доказал, что является эффективным генератором новых знаний и идей и, тем самым, обеспечивает новациями гражданские отрасли промышленности.

И это мировая тенденция. Аэрокосмический и военный секторы промышленности, обеспечивающие всего 1,7% продукции, дают технологических инноваций для 50% мирового производства.

Государство, понимая роль оборонно-промышленного комплекса в социально-экономическом развитии страны, обеспечении ее безопасности, оказывает серьезное внимание этой сфере. За последнее время принят ряд важных государственных решений, направленных на поддержку и развитие отрасли, ее кадровое обеспечение. Постоянно наращивается бюджетное финансирование ОПК, прежде всего, через гособронзаказ. Предпринимаются протекционистские меры со стороны государства в отношении экспорта вооружений и военной техники.

Вместе с тем, хочу поднять ряд важных и до конца не решенных вопросов, сдерживающих развитие ОПК.

Существует две ключевых проблемы. Первая — несвоевременность заключения контрактов по гособоронзаказу. Вторая – ценообразование. Они, по своей сути, взаимосвязаны. Негативные последствия всем хорошо известны. Это  незагрузка и нефинансирование исполнителей в 1-ом и 2-ом квартале, что особо сказывается на предприятиях с непрерывным производственным циклом или целиком работающих в рамках гособоронзаказа. Это низкая рентабельность предприятий. Это, в конечном счете, существенный фактор, сдерживающий развитие ОПК. Несмотря на то, что к этой проблеме было привлечено внимание высшего руководства страны, негативная тенденция, к сожалению, сохраняется и в этом году.

На наш взгляд, торги на поставку вооружения и техники должны проводиться не позднее января текущего года с условиями заключения контрактов не позднее февраля и исполнения контрактов не позднее декабря текущего года. Пора также законодательно установить ответственность госзаказчика за нарушение сроков размещения ГОЗ.

Целесообразно изменить порядок заключения контрактов. В качестве образца можно взять механизм, применяемый в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными заказчиками. В нем предусмотрены четкие параметры заказа, его своевременное авансирование, соответствующие штрафные санкции в отношении и заказчика, и исполнителя. И что самое главное, начало работ считается с момента получения аванса. Реализовать этот механизм можно в рамках работы Военно-промышленной комиссии с участием представителей Минобороны России, ФСТ России, Минэкономразвития России, Минпромторга России и головных исполнителей работ.

Необходимы, на наш взгляд, единые методические указания, в том числе для организаций 2 и 3 уровня кооперации. В них должен быть определен порядок формирования и согласования цен на вооружение и технику с учетом прогнозируемого увеличения уровня инфляции, роста цен на сырье, материалы, комплектующие, тарифов на энергоносители, сложившегося уровня заработной платы.

Отмечу, что ОПК является генератором инновационного развития экономики. Но для того, чтобы он эффективно выполнял эту роль, должны быть созданы необходимые условия. Прежде всего, обновлены технологии, поднята на новый уровень научно-исследовательская деятельность, привлечено новое инновационное поколение специалистов.

Мы также понимаем, что действительно новаторские виды продукции требует долгосрочных вложений. И здесь государство должно оказать поддержку предприятиям, которые хотят привлечь инвестиции. Особенно в тех случаях, когда речь идет о привлечении «длинных» денег. Поэтому, в дополнение к уже существующим мерам господдержки технического перевооружения ОПК, необходимы соответствующие правовые акты об инновационной деятельности. В них нужно прописать четкие механизмы, которые позволили бы предприятиям привлекать долгосрочные финансовые ресурсы на более щадящих условиях.

На Съезде Союза машиностроителей России в мае 2011 года был поднят вопрос о необходимости обеспечения порога рентабельности предприятий ОПК не ниже 15 процентов от полной себестоимости продукции. В этом машиностроителей поддержал тогда Председатель Правительства РФ Владимир Путин. Однако подход Минобороны в вопросе определения прибыли предприятий ОПК в размере 20 процентов от собственных затрат и одного процента от привнесенных затрат формирует совсем другой уровень рентабельности. Он, как правило, не превышает 7 процентов. О каком техническом перевооружении и инновационном развитии можно вести речь при таком подходе? Для того чтобы обеспечить развитие ОПК, необходимо установить рентабельность не ниже 30 процентов к собственным затратам предприятий. В свою очередь, руководство предприятий ОПК должно значительную часть прибыли направлять на финансирование капитальных вложений и НИОКР.

Назрел вопрос исключения из налоговой базы по налогу на прибыль той ее части, которая направляется на финансирование научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. Такая инвестиционная льгота была предусмотрена законодательством, действующим до принятия налогового кодекса в 2000 году, и она хорошо себя зарекомендовала. Пришло время вернуть эту налоговую льготу.

Особое внимание хочу обратить на необходимость законодательного закрепления положения об оплате госзаказчиком стоимости опытно- конструкторских работ. Следовало бы восстановить и возмещение стоимости поисковых работ в размере 5 – 10 процентов от НИОКРа. Представляется целесообразным также уйти от твердой фиксированной цены на выполнение НИОКР, которая не отражает фактических затрат. Это позволит сохранить существующие научные школы.

Следует подумать вот еще над чем. Многие предприятия ОПК участвуют в выполнении Федеральных целевых программ технического перевооружения. При этом Минпромторг требует от предприятий обеспечить софинансирование этих работ. Но ряд предприятий боеприпасной отрасли, где ГОЗ часто является единственным источником финансирования, находятся в очень сложной ситуации. Ведь, например, в прошлом году фактически был обнулен ГОЗ на боеприпасы. А значит — средства на программу технического перевооружения из бюджета получить не удалось. При этом, вместо того, чтобы загрузить отрасль работой по утилизации устаревших боеприпасов, Минобороны предпочитает само заниматься несвойственной ему функцией.

Говоря об инновационном развитии, считаю необходимым обратить особое внимание на целевую подготовку специалистов, направляемых на обучение за рубеж от предприятий. Важно предусмотреть возможность из государственного бюджета компенсировать до 80% затрат на обучение тех специалистов, которых предприятия ОПК за счет своих средств отправляют получать компетенции в другие страны. В этом случае мы можем быть уверены, что они абсолютно точно вернуться в Россию и именно с теми знаниями, которые нужны.

К сожалению, молодежь сегодня не очень охотно идет в промышленность. Из 10 выпускников технических образовательных учреждений только 1-2 идут на производство. В этой связи предлагается решить вопрос о предоставлении выпускникам технических учебных заведений отсрочки от призыва в Вооруженные силы РФ до года для работы по специальности. Это поможет снизить остроту кадровой проблемы в промышленности.

Подчеркну, проблема закрепления кадров для промышленного производства носит, прежде всего, социальный характер. Главное в ней – отсутствие доступного жилья. Очевидно, что для решения этой проблемы  необходим комплекс мер. Одной из них могла бы стать беспроцентная жилищная ипотека для молодых специалистов или софинансирование в рамках частно-государственного партнерства. Другой острой проблемой является низкая заработная плата в отрасли. Естественно, при такой ситуации рассчитывать на приток специалистов и на соответствующую мотивацию работников не приходится. Кроме того, возникают предпосылки для роста социальной напряженности.

Учитывая важность решения кадровых проблем в сфере ОПК, Союз машиностроителей России подготовил пакет предложений по их решению. Он передан в правительство. Кроме того, предложения Союза по реформированию отечественной системы образования включены в «Дорожные карты» по основным направлениям развития России.

Оценивая ситуацию в целом, следует констатировать, что проблем в сфере ОПК более чем достаточно и решение многих из них лежит в законотворческой плоскости. Поэтому Союз машиностроителей России проработал пакет предложений, направленных, прежде всего, на совершенствование сферы гособоронзаказа. Мы надеемся, что они будут учтены при доработке проекта закона «О государственном оборонном заказе», который находится на рассмотрении в Государственной Думе.

В завершение хотел бы сказать вот еще о чем. На наш взгляд, регулировать ситуацию с гособоронзаказом должно все-таки не Министерство обороны, а Военно-промышленная комиссия. Именно она должна занять доминирующее положение, быть интегратором с одной стороны интересов промышленности, с другой – интересов оборонного ведомства. Тогда Министерство обороны будет заниматься теми функциями, которыми оно должно заниматься, а промышленность, наконец, получит соразмерные по количеству и стоимости государственные заказы и, что самое главное, государственную поддержку.

Но и промышленность должна нести ответственность перед заказчиком, заниматься разработкой новых типов и видов вооружений высокого качества. При этом цена должна быть прозрачной, честной и справедливой. Так что сфера ГОЗ, которая во многом определяет развитие ОПК, – это улица с двусторонним движением, и здесь многое зависит от регулировщика.

Be the first to comment on "Развитию ОПК – новый импульс."

Leave a comment

Your email address will not be published.


*