Российская лодка класса HSC с большим запасом хода

Опыт, которым можно гордиться

Задача создания российской лодки класса HSC (High Speed Craft) была сформулирована растущими запросами рынка на  недорогие быстроходные всепогодные лодки. Подобные лодки, с  учетом российской специфики, а  именно удручающе неразвитой инфраструктуры обеспечения функционирования моторных и  парусных судов на  внутренних водных путях (ВВП), потребовали таких качеств, как повышенная дальность хода и, соответственно, экономичность. Как известно, общая протяженность только навигационно обустроенных ВВП в  РФ достигает 300 000 км. При этом на наших водных просторах разбросано ничтожное количество организованных стоянок, пунктов сервиса, заправок или просто мест пригодных для безопасной швартовки и  укрытия. Для примера, на  самом большом озере Европы — Ладожском, при длине береговой линии около 1500 км, имеется всего 3  заправки на  воде — две в  южной части и одна на северо-западе озера. Доступные на  рынке моторные катера и  яхты, как импортные, так и  российского производства могут обеспечить плавание в лучшем случае «от  заправки до  заправки», а на практике, вся водная активность осуществляется около мест базирования, куда можно «натаскать» топливо в  канистрах от автозаправок.

srt-22

Компания «КОМПАН МАРИН», занятая в  основном проектированием и производством парусных яхт, в 2003 году получила от  рыбаков и  аквалангистов Дальнего Востока заказ на проектирование и  изготовление быстроходного всепогодного морского катера длиной 6  метров и  дальностью хода не менее 200  морских миль. В результате этой работы появилась лодка, которая теперь именуется RX600, классификации RIB (Rigged Inflatable Boat), т. е. надувная лодка с  жестким днищем, выдержавшая три «издания — модификации» и выпускаемая до сих пор.

Лодка, построенная в  соответствии с  требованиями европейской сертификации по  безопасности CE, обладает запасом хода в 630 миль при 30ти узловом режиме движения и  мореходностью на 40 узлах при 3балльном волнении.

srt-22-2

Стоит отметить, что стандарты  ISO, из  которых собственно и  состоят Правила постройки и  соответствия СЕ, предусматривают полную непотопляемость лодок класса RIB и  сохранение нормального режима движения при повреждении 60% объема надувных баллонов и наличие эффективного пассивного самоотлива кокпита при максимальной загрузке.

Лодка «приглянулась» рыбакам Баренцева моря. Появилась версия, способная ходить в море в декабре, при температуре воздуха –20  и  в  условиях полярной ночи. Далее размер наших RIBов стал только расти, а дальность хода увеличиваться. Так модель RX753  уже получила дальность хода в  700  морских миль, что было подтверждено на практике РИ-Бралли на Балтике из Санкт-Петербурга в Калининград. Лодки прошли без дозаправки 26 ходовых часов, преодолев 1200 км. Кстати, в Калининграде до сих пор нет ни одной заправки на воде для маломерного флота…

Позже появился запрос на  создание 9метровой лодки для Средиземного моря с  дальностью хода в  800  морских миль с  дизельными моторами. Так появилась модель RX850/870. Если при создании предыдущих моделей для достижения повышенной дальности хода и  приемлемой мореходности мы в основном решали задачи гидродинамической оптимизации корпусов, динамической стабильности и  увеличения конструкционной емкости топливных баков, то  при проектировании «средиземноморской» версии, расчеты показали, что без радикального решения задачи снижения сопротивлению движению нам не обойтись. Зарубежные аналоги с  требуемыми характеристиками отсутствовали, или были нам не известны. Из советских разработок, мы могли воспользоваться только опытом создания судов на  каверне и  подводных крыльях. Однако суда на ПК не подходили по эксплуатационным характеристикам, маневренности и ограниченной мореходности, а катера на каверне, как показал ряд экспериментов, теряли свои качества при развитом волнении и, тем более, при движении в режиме слемминга.

Тогда было уделено внимание известному режиму движения с  использованием газовой смазки корпуса для снижения сопротивления подводной части. Хотя готовых разработок, с практическим опытом использования и  набранной статистикой для надводных скоростных судов не нашлось, мы поверили в жизнеспособность идеи газовой смазки корпуса для скоростных судов. Было просмотрено множество иностранных и отечественных патентов для поиска приемлемого решения, выработан определенный подход, произведены начальные расчеты и  поведены натурные испытания. В  результате лодка получила корпус с  глубоким «V» и  переменной килеватостью 42/26/19. Для улучшения динамической стабильности при движении в  режиме слемминга, моторы (два дизеля VOLVO PENTA D3), были сдвинуты вперед, максимально близко к центру масс лодки. Привод на угловые поворотные колонки (УПК) осуществлялся через валы со  ШРУС типа AQUADRIVE. В  начале глиссирующей смоченной поверхности днища производился выпуск выхлопных газов дизеля побортно. В  результате примерно 40% смоченной поверхности в  режиме глиссирования было покрыто слоем газовых пузырьков, радикально снижающих сопротивление трения!

Многочисленные подводные съемки корпуса на различных режимах движения позволили найти оптимальное расположение выхлопных дюз, обеспечивающих достаточный слой газовых пузырьков. В  итоге ходовых испытаний выяснилось, что винтовые характеристики корпуса RX850/870  превышают показатели эмпирической модели VOLVO PENTA, на основе которой осуществляется подбор режимов движения различных скоростных судов, оснащаемых моторами данной фирмы, с  коэффициентом 1,23. Дальнейшее снижение сопротивления нивелировалось ростом сопротивления подводных частей УПК, типа DPS. Так как максимальная скорость, согласно ТЗ на лодку, была достигнута, а  показатели экономичности хода на  крейсерской скорости в  30  узлов были превышены в 1,5 раза, работы по оптимизации режима движения на данной модели были завершены.

Следует отметить, что все опытно-конструкторские работы компания производила за  счет собственных резервов, которые были весьма ограниченны. Всего было выпущено 14  корпусов модели RX850/870  в  различных модификациях для российского рынка. Особую популярность получила версия RX870  HT с  носовой каютой и  пилотской кабиной. Лодки успешно освоили всю акваторию Балтийского и  Средиземного морей, подтвердив реальную дальность хода в 800 морских миль на крейсерском ходу.

srt-23

В 2011 году нами была спроектирована и  построена для московской спортивной команды «NEW STAR» гоночная лодка с  корпусом, имеющим двухступенчатую вентиляцию поперечными реданами, которая в  этом  же году выиграла Чемпионат Мира в  самом старшем для РИ-Бов классе PR1  с  300сильными моторами. Работы над этой лодкой показали, что корпуса с  вентиляцией не только обладают повышенными скоростными характеристиками, но  и  большим потенциалом в повышении экономичности движения.

srt-24

Когда был сформулирован заказ на лодку длиной в  12  метров, мы смогли совместить в  корпусе два решения — двухступенчатой декомпрессии и  газового выхлопа. На  базе использования двух этих принципов и была спроектирована и построена лодка RX1173. При разработке данной модели был использован весь опыт постройки скоростных и экономичных морских катеров с большим запасом хода. Головная лодка прошла ходовые испытания и сдана заказчику.

Наш «флагман» для России. Общая компоновка

Лодка RX1173  имеет корпус типа «Глубокое  V» переменной килеватости двухступенчатой декомпрессии с  двумя поперечными реданами соответственно. Угол слома килевой линии на  первом редане 1 град, на втором 0,8 град. Реданы расположены таким образом, что центр масс лодки находится между первым и вторым поперечными реданами.

Для повышения динамической стабильности моторы значительно смещены к центру масс лодки. Для этого используются удлинительные валы между моторами и УПК. Остальное подпалубное пространство в  районе центра масс занято топливными баками общей емкостью 2500 литров, а у версии World Tour (WT) емкостью в  5000  литров. В  фундаментах моторов смонтированы выпускные каналы системы газовой смазки.

srt-24-2

Корпус соединяется с  палубой фигурным ложементом под надувной баллон. Надувной баллон имеет 7  независимых секций и  установлен таким образом, чтобы являть собой мягкую скулу корпуса. Тем самым достигается повышенная мореходность при развитом волнении, когда баллон работает как своеобразный амортизатор удара во  встречную волну при движении в  режиме слемминга. Кокпит палубы самоотливной с  развитыми сливными шпигатами, с  помощью которых происходит быстрое осушение после накрытия волной. На  транце смонтирован широкий кринолин, пригодный как для организации удобного погружения аквалангистов, так и  для быстрой замены винтов на воде.

На палубе смонтирована надстройка, включающая в  себя пилотскую кабину и  носовую каюту. Аэродинамика надстройки спроектирована таким образом, чтобы полностью избавить кокпит и кормовую часть палубы от  спрея (брызг и  водяной пыли), неизменно сопутствующих скоростным лодкам. Для снижения общей шумности лодки на  крейсерской и  максимальной скорости, воздухо-заборники двигателей убраны с  капота моторов и  вынесены на  верхние боковые поверхности надстройки. Надстройка имеет на  верхней поверхности три герметичных люка и две герметичных двери на задней переборке в кабину и в гальюн. Внутренняя компоновка может быть различной, в  зависимости от  функции использования лодки. Коммерческий вариант предусматривает 4–6 ударо поглощающих кресел, камбуз, гальюн с душем, диван, холодильник и различные шкафы-рундуки. Неизменными остаются только консоли пилота и  штурмана, спроектированные в соответствии со стандартами HSC. Компоновка для спецприменений может варьироваться с  различным количеством кресел (до 12), а также оснащаться дополнительным центральным люком рядом с  пулеметной турелью. Повышенная поперечная остойчивость корпуса позволяет монтировать на  крыше различные скорострельные системы Гатлинга с боковой отдачей до 100 кг. Благодаря значительному объему надстройки и  пониженному центру тяжести, лодка имеет эффект самовосстановления при непроизвольном опрокидывании.

Узлы и агрегаты

Корпус изготовлен из  композитных материалов с  применением армидных и углеродных волокон RTM методом вакуумной инфузии. Наша компания имеет более чем 15летний опыт вакуумной формовки композитов, и добилась очень хорошего и  стабильного качества исполнения корпусов, что гарантирует их прочность и долговечность. Технология изготовления корпуса позволяет максимально эффективно использовать оптимальную гидродинамику и  получать наилучшие прочностно-весовые характеристики.

Топливные баки изготовлены из  композитного сэндвича с двойными стенками, с  элементами силового набора. Упругость и  эластичность подобной конструкции гарантирует высокую надежность баков при значительных знакопеременных нагрузках на корпус.

Палуба и  надстройка также изготовлены методом вакуумной формовки и  представляют собой сэндвич-конструкцию с  применением полипропиленовых сотовых заполнителей.

srt-25

В стандартном оснащении лодка оборудуется двумя дизельными моторами D4 с турбонаддувом и механическим компрессором, мощностью по 300 л. с. фирмы ВОЛЬВО ПЕНТА с приводом на УПК типа DPH или DPR, что позволяет двигаться по  мелководью с  глубиной в  0,7  метра. Лодка может оснащаться моторами с  массогабаритными параметрами, аналогичными моторам D6, а также водометными движителями.

А. А. Тараненко,

ген. директор и ген. конструктор

ЗАО «КОМПАН МАРИН».

Be the first to comment on "Российская лодка класса HSC с большим запасом хода"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*