Сценарий военно-политической интеграции

Евразийская общность

как основа для сценариев

военно-политической интеграции

Кризис идентичности …

характеризуется потерей смыслов и распадом

исторически сложившихся идентичностей,

появлением новых идентичностей,

вступающих в конфликт друг с другом[1]

Н. Федотова

Разрешение прежних идентичностей локальных цивилизаций Евразии и  появление новых может привести к  тому, что развитие сценариев ВПО приобретет неожиданный для современных наблюдателей характер «интеграции локальных цивилизаций» Евразии. Этому могут способствовать два серьезных обстоятельства.

Во-первых, понимание того, что в  разных локальных цивилизациях могут сосуществовать и менять свое влияние разные идентичности, которые могут оказаться ближе к идентичности других локальных цивилизаций и  даже составить с  ними некое общее целое. Это феномен  XXI  века, не существовавший массово в  традиционных цивилизациях и обществах прежде, но все чаще встречающийся в настоящее время.

Во-вторых, общность интересов и  совместимость систем ценностей некоторых локальных цивилизаций лежит в  основе многих современных процессов, в т.ч. региональной интеграции. Как справедливо отмечает авторитетный знаток Азии, посол и эксперт МГИМО (У) В. Воробьев, «Интересы шести стран — основателей … (ШОС —  А. П.) сошлись благодаря пониманию острой необходимости соединения усилий как в противодействии транснациональным вызовам и угрозам…, так и в обеспечении условий … стабильности для развития Центральной Азии [2].

Иными словами мы видим, что в  основе возможного сценария военно-политической интеграции нескольких локальных цивилизаций Евразии лежат фундаментальные причины — общность интересов и совместимость систем ценностей. Быстрое развитие отношений между странами-цивилизациями в  XXI  веке в рамках БРИКС и ШОС не случайно. Оно фактически оформляет политически эту общность, причем в  самых деликатных ее сферах — вопросах безопасности.

Говоря о  долгосрочных перспективах развития такого сотрудничества в  военно-политической области во  втором десятилетии  XXI  века, надо иметь ввиду именно этот фундаментальный характер общности, который может дать неожиданно быстрые и динамичные результаты. Эти результаты, как ожидается, могут прогнозироваться при совместимости основных составляющих в модели политического процесса.

model

Проблема единой системы ценностей как основы евразийской интеграции сегодня очевидно пока недооценивается. Прежде всего в  военно-политической  области. Забывается, что в  основе успешного примера европейской интеграции лежит фундамент общеевропейской системы ценностей, сложившийся в античную эпоху и христианский период развития, а  также общие представления о европейской безопасности.

Торгово-экономические аспекты и  финансовая выгода — вторичны в  этом процессе, что отнюдь не является сегодня общепринятой точкой зрения. Может быть, этим и  объяснятся некоторые проблемы евразийской интеграции.

Можно констатировать, что в  течение многих столетий на  огромном евразийском пространстве — от  Центральной Европы до  Сибири и  Казахстана — такая общая система ценностей и  безопасности формировалась. Прежде всего потому, что большинство населявших эту территорию народов были некогда частью таких государственных формирований как Золотая Орда, Российская Империя и  Советский Союз, а до этого и в другие союзы.

Славяне и  кипчатская ветвь тюрских народов — татары, башкиры, казахи, киргизы и  другие — тесно интегрировались с  русскими в  единую культурно-историческую среду. К  началу нынешнего века славяне заселили большую часть северо-восточное Евразии. Современные ученые насчитывают 16  славянских народов общей численностью более 300  миллионов человек (русских — более 133 миллионов), составляющих основу 14 государств, а общая численность тюрков — примерно 170  миллионов (из  них тюрковкипчаков — примерно 20%).Недавние исследования генетиков также подтверждают близость генотипов народов, проживающих от Сибири до Центральной Европы. Не случайно в книге Афанасия Никитина «Хождение за  три моря» написанной на русском языке, многочисленные абзацы написаны на тюркском (татарском) языке.

Культурно-историческая общность также совпадает с  геополитическим единым пространством Евразии, интересами безопасности проживавших и  проживающих сегодня на  этой территории евразийская общность как основа для сценариев военно-политической  интеграции народов. К сожалению, этот фактор сегодня также в  полной мере недооценивается, когда говорят о  евразийской интеграции. Если в  основе современной европейской интеграции находится идея формирования общей системы ценностей, которая отодвигает на второй план даже национальные интересы стран Евросоюза, то  общность ценностной системы и  геополитического пространства Евразии пока что не стала приоритетом интеграционного процессу в  Евразии. Хотя вполне могла  бы и  даже постепенно становится. Геополитическая общность — фундаментальная основа для единой системы безопасности.

Необходимо признать, что два интеграционных процесса, идущих в  Евразии, — в  Евросоюзе и  на  постсоветском пространстве — принципиально не отличаются друг от друга и вполне совместимы. Они не должны противопоставляться друг другу и могут быть при желании объединены в  единый процесс, в  котором участвуют все евразийские государства от  Лиссабона до  Владивостока. Проблема в  разнице политических подходов, а не системах ценностей, которые пока что искусственно противопоставляются друг другу, разнице в способах обеспечения безопасности в отдельных регионах Евразии.

Эта разница в  политических подходах очень существенна. Суть ее в  том, что интересы и ценности одной, западной локальной цивилизации навязываются, в  т. ч. силой, другим цивилизациям и  нациям, а  откровенно преследуемая выгода лежит в  основе всей политики. Соответственно сценарий развития ВПО с точки зрения западной локальной цивилизации предполагает активное использование силы против других локальных цивилизаций.

Eskalacia

Для развития евразийской военно-политической  интеграции на  постсоветском пространстве ключевое значение имеют опережающие темпы развития восточных регионов России и  транспортной инфраструктуры. Регион АТР превратился в новый мировой центр силы, в  котором всё больше концентрируется мощь мировой экономики и  торговли. Доступ к странам этого региона для стран Евросоюза, Белоруссии и Казахстана будет во  многом определяться степенью развития транспортной инфраструктуры России. И здесь так же огромное значение имеет общность исторических и  культурных корней постсоветских государств: не только отсутствие языковых барьеров, общие традиции образования и  воспитания, опыт освоения восточных регионов и  строительство железных дорог, портов, аэродромов, но  и  создание в  течение столетий интеграционных и кооперационных связей в  промышленности, — всё это говорит о  фундаментальной культурно исторической общей интеграционной основе. Достаточно напомнить о  сверхтяжелых карьерных самосвалах, производящихся в Белоруссии.

Сегодня очевидно, что в мире форсированными темпами идут два интеграционных процесса по созданию Трансатлантического и  Транстихоокеанского партнерства (ТАП и  ТТП), из которых исключены постсоветские и многие страны Евразии государства. По сути дела речь идет не столько об экономической интеграции части стран Евразии и  АТР, под эгидой США, сколько о  борьбе за  политический контроль над Евразией. Просто сожалеть о распаде ОВД и СССР — бессмысленно. Нужно формировать геополитику будущего, понимая, что этот процесс будет встречать яростное противодействие, ибо речь идет о  контроле над Евразией и в конечном счете о контроле над миром.

Такой контроль подразумевает прежде всего продвижение своей ценностной системы, в том числе и с помощью военной силы, навязывания другим странам норм и стандартов поведения, которые относятся к  ценностям иной цивилизации. Политическая борьба за  Евразию всё больше приобретает формы культурно-ценностного, цивилизационного противоборства. Победа в  такой борьбе будет означать потерю не только суверенитета и контроля над территорией и природными ресурсами (что сегодня вполне осознается), но  и, главное, потерю национальной идентичности, разрушение системы национальных ценностей, т. е. уничтожение нации.

В этой борьбе за уничтожение системы евразийских ценностей западной цивилизацией используется все расширяющийся спектр способов применения военной силы — от  усиления угрозы потенциального ядерного конфликта и массированного применения неядерных стратегических средств и  другого ВТО, до  специальных операций по  дестабилизации и  свержению правящих режимов. Примечательно, что еще в  2010  году в  учебном пособии «Нетрадиционные военные действия сил специального назначения» прямо признавалось: «Ведение совместных операций разведчиками из  ЦРУ и  армейским спецназом в  США восходит к  Вьетнамской войне и  к  знаменитому объединению MACV SOG. Военнослужащие сил специального назначения армии Соединенных Штатов специализируются в  изучении региональных языков и  культур определенных частей мира. В  то  время, как такие элитные части американской армии как рейнджеры предназначены в  основном для выполнения открытых акций прямого действия — армейский спецназ может проводить такие диверсии скрытно» [3].

В частности, предполагалось, что специальные силы будут участвовать в  эскалации напряженности и  перерастанию ее в открытый военный конфликт.[4]

Одной из задач специальных сил является изменения внутриполитической обстановки в стране и соотношения сил, поддерживающих режим и его противников.[5]

В этих условиях «альтернативная» евразийская военно-политическая интеграция означает не больше и  не меньше как политику сохранения суверенитета и национальной идентичности. Неверный политический выбор неизбежно приведет к  размыванию национальной системы ценностей и  самоидентификации. Что в  целом понимает большинство правящих элит Евразии.

В этой связи для России принципиально важно определиться со  стратегией евразийской интеграции, в основе которой должна лежать не только торгово-экономическая выгода, но прежде всего сохранение общей системы ценностей и  культурно-исторического наследия народов Евразии, обеспечение безопасности и суверенитета этих государств. Причем проблема обеспечения безопасности (как в  свое время в  Евросоюзе и  в  Европе) должна занять главное место.

Собственно военная, гуманитарная, информационная и  образовательная составляющие интеграционного процесса в  странах Евразии (на  которые обращают большое внимание в  странах Евросоюза) должны стать государственным и общественным приоритетом, в т. ч. и для ШОС, БРИКС и других международных организаций.

Как показали события на Украине общие интересы безопасности исторические и культурные корни, общие ценности должны сознательно культивироваться на  постсоветском пространстве, а не уничтожаться. Не секрет, что нередко мы наблюдаем сознательно направляемые процессы по  «переписыванию истории», искажению современной политики союзных государств. Мы должны иметь не только общую историю, но  и  общее будущее, в т. ч. в области обеспечения безопасности, общие цели и общие ценности, которые базируются на  общих корнях и  наследии. Мы должны предложить общую систему безопасности, основанную на  общей цивилизационной, экономической и  социальной модели развития, которая была  бы привлекательна и  конкурентоспособна по  сравнению с  американской и  западноевропейской моделями — НАТО, ЕС, ТТП и  ТАП. Другими словами, мы должны предложить прежде всего привлекательную систему взглядов, т. е. идеологию евразийской, политической и  военной интеграции, которая стала  бы основой интеграционной политики — внешней, военной, экономической, социальной.

Poddrjka-vosstania

Следует откровенно признать, что «российское ядро» должно стать основой евразийской политики безопасности цивилизации и интеграции. Прежде всего потому, что сформированная в  России система ценностей, история Евразии демонстрировали на протяжении столетий не только свою устойчивость и  универсальность, но  и  способность учитывать и  бережно относиться к  национальным системам ценностей, а  так  же противостоять чужим ценностным системам. Это принципиально важно в эпоху, когда цивилизационно-ценностные противоречия становятся основными в  отношениях между государствами, вытесняя нередко даже экономические и военные.

Российская цивилизация кроме того обладает уникальной способностью ненасильственного распространения и  проникновения по  всем азимутам, что очень важно в  условиях резко возросшей роли стран АТР и Центральной Азии. Напомню в  этой связи, что «евразийская центрифуга» тысячелетиями «выталкивала» народы с  востока на  запад евразийского континента. И  только русский народ двигался с  запада на  восток и  юго-восток. Всей своей историей он доказал способность к развитию и бережному отношению чужого национального наследия и системы ценностей.

____________________________________

[1] Изучение идентичности и контексты ее

[2] [2] Воробьев В. Я. Сумма сходящихся интересов//Россия в  глобальной политике. 2012. Т. 10. N 6. С. 157.

[3] Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. N 1801. ТС 1801. 2010. 30 ноября. С. 4.

[4] Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. N 1801. ТС 1801. 2010. 30 ноября. С. 12.

[5] Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. N 1801. ТС 1801. 2010. 30 ноября. С. 13.

А. И. Подберезкин,

д-р истор. наук, профессор МГИМО

Be the first to comment on "Сценарий военно-политической интеграции"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*