Ф.А. Шамрай
Сутью 1-ой промышленной революции была индустриализация ручного труда. 2-я промышленная революция, идущая сейчас – индустриализация интеллектуальной деятельности. Именно это квинтэссенция глобальной конкуренции.
Ключевыми «машинами и механизмами» обеспечивающими индустриализацию интеллектуальной деятельности являются современные программные продукты и средства коммуникаций. Они обеспечивают:
- •Новое функциональное качество продуктов, способность заглянуть за горизонт;
- •Устранение рутинных многочисленных конструкторских ошибок;
- •Снижение материалоемкости;
•Снижение трудоемкости;•Сокращение цикла проектирования и постройки;•Снижение себестоимости;
Квалификацию современного инженера обеспечивают: 3D-конструирование и компьютеризированная теория, применяемая на практике; 3D-моделирование реальности; 3D – бесконтактная метрология; маркетинг и управление продуктом; финансовые инструменты и управление себестоимостью; непрерывное совершенствование и управление процессами.
Какие же учебные дисциплины обеспечивают получение высокой инженерной квалификации?
- •Предметная область на примерах лучших мировых практик, создание прототипов (макетов);
- •Иностранный язык, свободное общение;
- •Математика, инженерный эксперимент (математическая статистика и ПФЭ);
- •Механика; Физика; Физическая химия; Материаловедение;
- •Маркетинг – 1 мес.;
- •Компьютерный офис — 4 мес.;
- •Профильная система твердотельного конструирования (CAD) – 6 мес.;
- •Управление рисками (FMEA) – 2 нед.;
- •Система расчетного моделирования (CAE) – 3 мес.;
- •Экономика производства (МСФО и РПБУ) – 1 мес.;
- •Стандарты ISO и технологии непрерывного совершенствования – 2 нед.;
- •Управление проектами и программами (Stage Gate) – 1 мес.;
Для формирования требований к непрерывному процессу формирования передовой квалификации в судостроительной промышленности использованы данные из открытых источников.
Табл. 1 Данные о производительности различных судостроительных стран мира.
Страна | Производительность , чел.-час /т (данные ОАО «ЦТСС») | |
Южная Корея | 15 | |
Япония | 20 | |
Норвегия | 35 | |
Россия | 60 |
Табл. 2 Данные о себестоимости различных типов судов.
Структура себестоимости постройки судов различных типовза рубежом по статьям затрат, %. «Мировое судостроение» С.И. Логачёв | |||||||||
Статья затрат по конструктивно-технологическим группам весовой нагрузки | Сухогруз,DW= 15 000 т | Навалочник,DW = 75 000 т | Танкер,DW = 102 000 г | ||||||
матер. | труд | Итого | матер. | труд | Итого | матер. | труд | Итого | |
Металлический корпус, включая фундаменты и подкрепления | 15,95 | 10,46 | 26% | 18,95 | 12,62 | 32% | 19,94 | 11,17 | 31% |
Главная машинная установка. Включая оборудование, механизмы систем, валопроводы и движители | 24,74 | 3,92 | 29% | 20,29 | 2,22 | 23% | 20,78 | 2,27 | 23% |
Расходы на управление. Включая расходы на администрацию, мастеров и др. | 0,71 | 19.04 | 20% | 1,53 | 19.49 | 21% | 1,29 | 17.13 | 18% |
Еще более года назад были выполнены расчеты, показывающие предельный уровень возможного снижения себестоимости постройки судов в России (статья «Путь к конкурентоспособности судостроения», «ЭС» №1, сентябрь 2011 г.).
Выполненный анализ позволяет обосновать базовые квалификационные направления системы непрерывного образовательного процесса для обеспечения верфи необходимой квалификацией. См. таблицу 3.
Табл. 3 Базовые направления и базовые требования к системе непрерывного образовательного процесса обеспечения верфи необходимой квалификацией.
Управление процессами | 3D | Измерения | Сварка | Роботы | |
Рабочий | Технология судостроения (min). Проекты Lean для рабочего места. ТЭО. | «Чтение» технической документации. Получение задания. Взаимодействие со службами. Отчет о выполнении. | Начертательная геометрия (min). Выполнение разметочных операций по точкам, заданным техником. | Базовые знания. Качество ручной сварки под рентген. | Базовые знания. Раз-решение простых коллизий (закончилась сварочная проволока). |
Техник (бакалавр, специалист) | Технология судостроения (medium). Проекты Lean для производственного участка. Формирование и оптимизация планов в MES. ТЭО. | Работа с технической документацией без вмешательства в конструкцию. Распределение заданий. Устранение коллизий у рабочего в «чтении» технической документации. Фиксация коллизий. | Начертательная геометрия (medium). Выполнение измерений по программе измерений, сформированной инженером. | Разработка технологий и программ. Пуcконаладка. | Разработка технологий и написание про-грамм в поле возможных стратегий и альтернатив. Пусконаладка. |
Магистр (инженер, эксперт) | Технология судостроения (max). Проекты Lean для производственного подразделения. Формирование и оптимизация планов в ERP. ТЭО. | Создание технической документации. Устранение «неразрешимых» без вмешательство в конструкцию коллизий. Фиксация решений. Написание интерактивных инструкций. | Начертательная геометрия (maximum). Формирование технических решений в рамках всех возможностей и всех ограничений. Формирование программ измерений. FMEA. ТЭО. | Формирование технических решений в рамках всех возможностей и всех ограничений. FMEA. ТЭО. решений. | Формирование технических решений в рамках всех возможностей и всех ограничений. FMEA. ТЭО. |
Поскольку обновление знаний, обновление оборудования, обновление технологий идет сегодня с циклом 5 лет, то постоянное переоснащение учебно-лабораторной базы делает либо неподъемным по стоимости процесс обучения, либо неподъемным по стоимости процесс переоснащения для учебных заведений.
Выход видится в следующем. Необходимо учебно-исследовательские полигоны формировать в отраслевых НИИ, к которым привязать и интенсивную практику обучающихся.
НИИ ведут отработку технологий на новых типах оборудования и продают готовые технологические комплексы в промышленный сектор. Таким образом, осуществляется перманентное обновление учебной базы.
Совершенствование процессов и применения инструментов по управлению ими лучше осуществлять в условиях непосредственной деятельности, то есть на верфи. Соответственно там же необходимо проводить обучение. Ясно, что выше указанные тезисы удобнее реализовать в условиях территориальной близости учебных заведений, НИИ и верфи. На мой взгляд, Кронштадт идеально подходит для формирования такого судостроительного кластера.
Be the first to comment on "СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ как неотъемлемая часть коммерчески успешной верфи"