СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ как неотъемлемая часть коммерчески успешной верфи

Ф.А. Шамрай

Сутью 1-ой промышленной революции была индустриализация ручного труда. 2-я промышленная революция, идущая сейчас – индустриализация интеллектуальной деятельности. Именно это квинтэссенция глобальной конкуренции.

Ключевыми «машинами и механизмами» обеспечивающими индустриализацию интеллектуальной деятельности являются современные программные продукты и средства коммуникаций. Они обеспечивают:

  • •Новое функциональное качество продуктов, способность заглянуть за горизонт;
  • •Устранение рутинных многочисленных конструкторских ошибок;
  • •Снижение материалоемкости;

•Снижение трудоемкости;•Сокращение цикла проектирования и постройки;•Снижение себестоимости;

Квалификацию современного инженера обеспечивают: 3D-конструирование и компьютеризированная теория, применяемая на практике; 3D-моделирование реальности; 3D – бесконтактная метрология; маркетинг и управление продуктом; финансовые инструменты и управление себестоимостью; непрерывное совершенствование и управление процессами.

Какие же учебные дисциплины обеспечивают получение высокой инженерной квалификации?

  • •Предметная область на примерах лучших мировых практик, создание прототипов (макетов);
  • •Иностранный язык, свободное общение;
  • •Математика, инженерный эксперимент (математическая статистика и ПФЭ);
  • •Механика; Физика; Физическая химия; Материаловедение;
  • •Маркетинг – 1 мес.;
  • •Компьютерный офис — 4 мес.;
  • •Профильная система твердотельного конструирования (CAD) – 6 мес.;
  • •Управление рисками (FMEA) – 2 нед.;
  • •Система расчетного моделирования (CAE) – 3 мес.;
  • •Экономика производства (МСФО и РПБУ) – 1 мес.;
  • •Стандарты  ISO и технологии непрерывного совершенствования – 2 нед.;
  • •Управление проектами и программами (Stage Gate) – 1 мес.;

Для формирования требований к непрерывному процессу формирования передовой квалификации в судостроительной промышленности использованы данные из открытых источников.

Табл. 1 Данные о производительности различных судостроительных стран мира.

СтранаПроизводительность , чел.-час /т
(данные ОАО «ЦТСС»)
Южная Корея15
Япония20
Норвегия35
Россия60

Табл. 2 Данные о себестоимости различных типов судов.  

Структура себестоимости постройки судов различных типовза рубежом по статьям затрат, %. «Мировое судостроение» С.И. Логачёв
Статья затрат по конструктивно-технологическим  группам весовой нагрузкиСухогруз,DW= 15 000 тНавалочник,DW = 75 000 тТанкер,DW = 102 000 г
матер.трудИтогоматер.трудИтогоматер.трудИтого
Металлический корпус, включая фундаменты и подкрепления15,9510,4626%18,9512,6232%19,9411,1731%
Главная машинная установка. Включая оборудование, механизмы систем, валопроводы и движители24,743,9229%20,292,2223%20,782,2723%
Расходы на управление. Включая расходы на администрацию, мастеров и др.0,7119.0420%1,5319.4921%1,2917.1318%

Еще более года назад были выполнены расчеты, показывающие предельный уровень возможного снижения себестоимости постройки судов в России (статья «Путь к конкурентоспособности судостроения», «ЭС» №1, сентябрь 2011 г.).

Выполненный анализ позволяет обосновать базовые квалификационные направления системы непрерывного образовательного процесса для обеспечения верфи необходимой квалификацией. См. таблицу 3.

Табл. 3 Базовые направления и базовые требования к системе непрерывного образовательного процесса обеспечения верфи необходимой квалификацией.

 Управление процессами3DИзмеренияСваркаРоботы
РабочийТехнология судостроения (min). Проекты Lean для рабочего места.  ТЭО.«Чтение» технической документации. Получение задания. Взаимодействие со службами. Отчет о выполнении.Начертательная геометрия (min). Выполнение разметочных операций по точкам, заданным техником.Базовые знания. Качество ручной сварки под рентген.Базовые знания. Раз-решение простых коллизий (закончилась сварочная проволока).
Техник (бакалавр, специалист)Технология судостроения (medium).  Проекты Lean для производственного участка. Формирование и оптимизация планов в MES. ТЭО.Работа с технической документацией без вмешательства в конструкцию. Распределение заданий. Устранение коллизий у рабочего в «чтении» технической документации. Фиксация коллизий.Начертательная геометрия (medium). Выполнение измерений по программе измерений, сформированной инженером.Разработка технологий и программ. Пуcконаладка.Разработка технологий и написание про-грамм в поле возможных стратегий и альтернатив. Пусконаладка.
Магистр (инженер, эксперт)Технология судостроения (max). Проекты Lean для производственного подразделения. Формирование и оптимизация планов в ERP. ТЭО.Создание технической документации. Устранение «неразрешимых» без вмешательство в конструкцию коллизий. Фиксация решений. Написание интерактивных инструкций.Начертательная геометрия (maximum). Формирование технических решений в рамках всех возможностей и всех ограничений. Формирование программ измерений. FMEA. ТЭО.Формирование технических решений в рамках всех возможностей и всех ограничений. FMEA. ТЭО. решений.Формирование технических решений в рамках всех возможностей и всех ограничений. FMEA. ТЭО.

Поскольку обновление знаний, обновление оборудования, обновление технологий идет сегодня с циклом 5 лет, то постоянное переоснащение учебно-лабораторной базы делает либо неподъемным по стоимости процесс обучения, либо неподъемным по стоимости процесс переоснащения для учебных заведений.

Выход видится в следующем. Необходимо учебно-исследовательские полигоны формировать в отраслевых НИИ, к которым привязать и интенсивную практику обучающихся.

НИИ ведут отработку технологий на новых типах оборудования и продают готовые технологические комплексы в промышленный сектор. Таким образом, осуществляется перманентное обновление учебной базы.

Совершенствование процессов и применения инструментов по управлению ими лучше осуществлять в условиях непосредственной деятельности, то есть на верфи. Соответственно там же необходимо проводить обучение. Ясно, что выше указанные тезисы удобнее реализовать в условиях территориальной близости учебных заведений, НИИ и верфи. На мой взгляд, Кронштадт идеально подходит для формирования такого судостроительного кластера.

Be the first to comment on "СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ как неотъемлемая часть коммерчески успешной верфи"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*