Системообразующая роль России в Евразии как стержень стратегии государственного строительства

Ю. В. Шувалов, заместитель руково­дителя Аппарата Государственной Думы ФС РФ,координатор ЦСКП

И. П. Николаева, ведущий эксперт ЦСКП «Северо-Запад»

 Вопросы без ответов

Тема развивающегося кризиса сегодня находится в зоне пристального внимания всего мирового сообщества. Разными экс­пертными группами высказываются раз­личные мнения о характере, продолжи­тельности и последствиях этого процесса. Так, весьма авторитетная так называемая Стенфордская группа под руководством Линдона Ларуша попыталась дать все­объемлющую оценку происходящим про­цессам. Группа расширила для анализа весь спектр наиболее значимых кризисных явлений, затронув не только финансовые и экономические проблемы, но также про­блемы потери лидерства Соединенными Штатами, глобальный правительственный кризис, неадекватность управляющих систем развивающимся деструктивным процессам.

И, пожалуй, главное, — этой группой экспертов был затронут вопрос о прогрес­сирующем интеллектуальном кризисе, кризисе элит, кризисе научной и обра­зовательной систем, которые, опираясь на эмпирический опыт прошлых лет и традиционные теоретические обоб­щения, формируют общество не только не способное справиться с прогрессиру­ющим спектром общемировых системных проблем, но даже увидеть их, не говоря уже об объективной потребности проек­тирования будущей мировой социально-экономической системы.

Характерно, что дав детальный струк­турный анализ развивающегося кризиса и вплотную подойдя к системной поста­новке задачи выхода из него, группа не представила ни анализа причин кризиса, ни антикризисной стратегии, ни механизмов ее реализации.

С позиции системного подхода, мас­штабное и все ускоряющееся нарастаниеугроз глобальной безопасности свидетельствует о развитии глубокого системного кризиса планетарного масштаба, резуль­татом которого может стать крах многих государственных образований. Угрозы вызвали лавину вопросов, затрагивающих фундаментальные основы жизнедеятель­ности мирового сообщества.

Как остановить развитие глобального финансового кризиса? Как остановить развитие глобального экономического кризиса? Как остановить масштабные миграционные процессы, несущие угрозу межэтнических и межконфессиональных конфликтов? Какой должна быть наци­ональная политика государств? Как остановить эскалацию вооруженных конфликтов? Как предотвратить энерге­тический кризис? Как сохранить наци­ональную идентификацию в условиях системной нестабильности? Как избежать масштабной экологической катастрофы? Как сделать управляемым научно-техни­ческий прогресс? Какими должны быть стратегии и механизмы устранения пере­численных глобальных проблем? И самый главный вопрос: в чем причина их раз­вития?

Внятных ответов пока не слышно. При этом продолжаются масштабные процессы реструктуризации геополи­тического пространства и эскалация вооруженных конфликтов. Разрас­тание африканской, ближневосточной, центральноазиатской, южноазиатской и кавказской конфликтных зон, дезинте-грационные процессы в Европе в сопро­вождении социальных волнений. Все это свидетельствует о начале масштабных деструктивных геополитических под­вижек. 

Право силы

Идут процессы насильственной транс­формации государственных систем, раз­рушения межгосударственных союзов и открытой военной интервенции. Терро­ризм стал одним из инструментов пере­дела сфер влияния в геополитическом пространстве, а природные ресурсы — катализатором этих процессов. В условиях жесткой политической конкуренции предметом интереса являются ресурсы Арктики, Персидского залива, Каспия и России и, в первую очередь, ее северной и дальневосточной зон. Пока происхо­дящие на этих направлениях процессы не позволяют надеяться на мирный исход ситуации. Идет наращивание силовых инструментов.

Таким образом, выход из текущего кризиса — это сложная и масштабная задача, требующая принципиально новых системных построений в сфере управ­ления глобальными и национальными процессами и фундаментальной рекон­струкции всей системы международных отношений.

Мировое сообщество столкнулось с проблемой выживания национальных государств в условиях глобализации поли­тических процессов и развития технологий системных войн. Сегодня с помощью различного рода политических, идеоло­гических, экономических, финансовых и информационных интервенций во вну­тренние государственные процессы стало возможным управление извне состоянием различных государств, вплоть до полного их разрушения и создания на их террито­риях качественно иных геополитических образований. В современной полити­ческой терминологии эти инструменты получили название мягкой силы.

Механизмом реализации «мягких» интервенций внутри государства ста­новится та часть системной коррупции, предметом торговли которой является национальный суверенитет. Мощнейшие процессы миграции капитала, произ­водственных, технологических, трудовых и информационных ресурсов при посред­ничестве коррупционных схем могут быстро «размыть» суверенитет любой страны. Глобальный кризис открывает перед такого рода силами глобальные пер­спективы. Торг суверенитетом становится возможным через влияние на различ­ного рода масштабные программы и про­екты как в сфере оборота национальных ресурсов, так и в области формирования общественного мнения и шире — мировоззрения. Велика вероятность того,что арсенал средств разрушения государственных образований пополнится «поставленным на конвейер» масштабным терроризмом. Это именно тот вид оружия,который при определенных условиях сможет превратить отдельную группу людей, а не государств, в реальный центр силы в геополитическом пространстве,способный к самостоятельному формированию и геополитического пространства и всех остальных сегментов мировой

социально-экономической системы. Следует отметить одну важнейшую его особенность. Носителями организован­ного терроризма как оружия могут стать большие группы населения, вовлекаемые в этот процесс под флагами национально-освободительных движений, религиоз­ного экстремизма и просто террористиче­ского бизнеса. 

К смене парадигм не готовы?

Следует также учитывать, что разноскоростной и неконтролируемый мировым сообществом процесс эко­номического роста и научно-техниче­ский прогресс вступили в противоречие с базовыми законами функционирования экосистем, что несет ряд угроз для циви­лизации уже в ближайшие десятилетия. Выработка ответа на эту угрозу находится в самой начальной стадии. Речь идет о так называемой стратегии Устойчивого Раз­вития, в рамках которой биосфера рас­сматривается не как поставщик ресурсов, а как главное условие жизнеобеспечения цивилизации и продолжения ее истории. Таким образом, рассматривается вопрос о смене существующей цивилизаци-онной парадигмы, о смене практически всех существующих социально-экономи­ческих моделей общественного бытия. Сегодня необходимость реализации такой радикальной стратегии не является оче­видной для политиков, но рост проблемам глобальной безопасности не предлагает сколь-нибудь заметного выбора альтер­натив…

Развитие комплексного цивилиза-ционного кризиса поставило мировое сообщество перед необходимостью решения сложнейшей системной задачи, которая требует создания специальных системных механизмов управления всеми цивилизационными процессами и кар­динальных изменений функций, роли и ответственности государства, политических систем, науки, общества и биз­неса в этих процессах. Для решения этой задачи необходим интенсивный поиск общей платформы для взаимного сбли­жения государств, для консолидации мировой научной мысли и формирования общественного мировоззрения, ориен­тированного на построение безопасного и стабильного будущего.

Искомая платформа должна быть способна, во-первых, максимально сни­зить уровень межгосударственных разно­гласий, во-вторых, четко сформулировать те общие для всех перспективы, которые позволят перейти к разработке проекта их реализации и, в-третьих, сформировать межгосударственный научно-политиче­ский механизм, который возьмет на себя ответственность за разработку и реали­зацию новой парадигмы Устойчивого Раз­вития. 

   Евразийский перекресток

В качестве фундамента-базы для нового пути в будущее необходим полити­ческий союз государств, в котором будет достигнуто адекватное понимание угроз и выработана общая стратегия их устра­нения. По многим объективным условиям, таким геополитическим союзом сегодня с наибольшей вероятностью может стать союз государств Евразии.

Но как достичь искомого единства? Ответ — поэтапно и целеустремленно. Для начала следует, как минимум, упоря­дочить сферу межгосударственных разно­гласий, сформировать систему «дорожных карт» с разными периодами реализации.

Лучшими «драйверами» интеграции могут и должны стать общие инфраструк­турные проекты: в сфере транспортных коммуникаций, единых энергетических систем, производства продовольствия и, самое главное, в сфере формирования объединенного продуктивного интеллек­туального потенциала. Доминанта знаний в современном мире вполне очевидна, и нет необходимости говорить о пре­имуществах экономики знаний. Но, имея в виду проектируемый континентальный союз, следует отчетливо понимать необ­ходимость глубоких реформ для действу­ющих национальных систем образования. Реформ созидательных, а не исповеду­ющих принцип сиюминутной коммерче­ской эффективности.

Одним из разрушительных послед­ствий глобального кризиса стала потеря стимулов для развития мировой эко­номики. Практика реализации разовых спонтанных или массовых спекулятивных инвестиционных проектов де-факто себя исчерпала и не сможет дать ощутимых положительных результатов. Реальным стимулом могут явиться только мас­штабные трансрегиональные и транскон­тинентальные социально-экономические проекты. Их разработка и реализация требуют применения новых принципов и форм управления экономикой, учиты­вающих приоритет законов Устойчивого Развития и сохранения национальной специфики участвующих в проектах госу­дарств.

В идеологической основе Евразий­ского Проекта должны лежать принципы социального консерватизма, отража­ющие необходимость сохранения тради­ционных ценностей народов Евразии, их духовно-нравственных ориентиров и мен­талитета, сохранение и использование исторического опыта культур, преем­ственность поколений, сохранение мира и добрососедских отношений.

Именно уникальный исторический опыт России позволяет ей выступить ключевым инициатором глобального про­екта формирования единого евразийского пространства, привлекая к этому замыслу множество потенциальных участников. Именно этот цивилизационный Евразий­ский проект сегодня должен стать стра­тегической целью нашей страны, важ­нейшим горизонтом планирования своей внутренней и внешнеполитической дея­тельности. 

Хочешь изменить мир — начни с себя

Сегодня российское общество имеет дело не просто с кризисом национальной экономики и власти, а с разрушением всей социально-экономической формации страны. В результате проведения «либе­ральных» экспериментов, по государ­ству был нанесен сокрушительный удар. Характер экономических и социальных проблем, прогрессирующее технологиче­ское отставание, состояние финансовой, транспортной и энергетической систем, процессы разрушения естественных монополий, беспрецедентные масштабы и системный характер коррупции, слабая и противоречивая законодательная база, низкая эффективность реализуемых про­грамм,    фундаментальные    нарушения конституции, кризис всех политических партий, характер и масштабы демогра­фической проблемы — все это признаки деградации фрагментов разрушенной социально — экономической системы страны. Эти признаки свидетельствуют о масштабе надвигающейся системной катастрофы.

Кроме того, в результате передачи управленческих функций в «невидимую руку рынка» страна получила бюрократи­ческий аппарат исполнительной власти, который функционально неадекватен реальному комплексу системных задач, требующих решения. Бюрократическая проблема весьма серьезна, она не исчезнет и не «рассосется» под воздействием «кре­ативных» политтехнологий и разговорных телешоу.

Государство — это главный институт реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопас­ности, в том числе, экономиче­ской, и только эффективные госу­дарственные структуры могут создать эффективные условия для деятельности экономиче­ских субъектов любой формы собственности. Отход государ­ства от управления жизненно важными функциями страны в результате последних экспери­ментов стал не только причиной разрушений в экономике. Самое главное, потеря государством системообразующих функций в социально-экономической

сфере практически заблокировала саму возможность интенсивного развития и экономики и социальной сферы. Они будут продолжать деградировать и разрушаться быстрее или медленнее, в зависимости от ряда переменных вто­ростепенных условий и факторов, до тех пор, пока государство не вернется к своей системообразующей роли.

Собственно, масштабный замысел евразийской интеграции и должен стать ключевым стимулом для возвращения государства в России к работе по своим естественным компетенциям. Выступать с глобальным Евразийским проектом наша страна может только в качестве одного из мировых лидеров в вопросах постро­ения глобальных системных пространств. То есть таким лидером еще нужно стать, а соответствующее качество следует обрести не на словах, а на деле. И проде­монстрировать его на себе в форме новой эффективной стратегии государственного строительства. Собственного себя строи­тельства. Без «помощи» «невидимых рук».

Кластер. Территориально-анти­коррупционный

str-8

Какие именно изменения нам нужны? Конечно, речь идет не об очередном вари­анте так называемой административной реформы, а о создании принципиально новой научно-государственной системы управления социально-экономическими процессами. Центральными звеньями этой системы должны стать вертикально интегрированные и территориально рас­пределенные системообразующие кла­стерные конструкции. На федеральном уровне они должны нести ответственность за разработку стратегии обеспечения без­опасности и развития социально-эконо­мической системы, а на региональном обеспечивать ее реализацию в соответствии с приоритетами и особенностями территорий.

Государственные системообразующие структуры нового типа должны обла­дать способностью запускать процессы массового и быстрого формирования любых форм хозяйственной деятельности на больших территориях и обеспечивать их функционирование.

Разработка и реализация проекта создания любого территориального системообразующего кластера с позиции системного подхода не является сложной задачей. Методология системного про­ектирования дает возможность форми­ровать кластерные конструкции любой конфигурации и любого масштаба из стан­дартных функциональных блоков с при­менением стандартных технологий при­нятия управленческих решений в любой сфере. Эта методология также не огра­ничивает число встраиваемых в кластер элементов на любом уровне кластерной конструкции. Последнее обстоятельство в сегодняшней ситуации является осо­бенно важным, т. к. открывает возмож­ность для массового развития интегра­ционных и синергетических процессов с любыми системами, в том числе на меж­государственном уровне.

Кроме того, кластер, построенный с использованием стандартных функци­ональных элементов и системных техно­логий принятия управленческих решений, дает возможность защитить формиру­емое им экономическое пространство от внешних и внутренних деструктивных процессов, включая внешние системные интервенции и внутренние теневые и кор­рупционные процессы.

Необходимо, наконец, прийти к пони­манию, что коррупционные процессы любого масштаба имеют системные корни и связаны с несовершенством

и слабостью государственных систем управления, с их аморфностью и наличием избыточного количе­ства функциональных ниш. Именно пробелы в системах управления, а также несовершенные технологии принятия управленческих решений являются главной причиной все­возможных коррупционных сделок и коррупционного давления.

Использование для построения кластеров стандартных функцио­нальных элементов позволяет сделать всю конструкцию гибкой, самонастра­ивающейся, оперативно реагирующей

на быстрые изменения внешней и вну­тренней ситуации. Это обстоятельство является особенно важным, т. к. решение любой проектной задачи будет проис­ходить в условиях прогрессирующей системной нестабильности, когда воз­можно внезапное появление непредви­денных проблем и развитие агрессивных системных процессов, требующих коррек­тировки стратегии на уровне тактических решений.

При формировании и запуске системных процессов кластерный меха­низм должен устранять различные посреднические наслоения, которые могут тормозить, размывать и даже блокиро­вать развитие этих процессов. Процесс системного строительства или системной реконструкции должен быть лаконичным, с четкой постановкой целей и распределе­нием функций и ответственности для всех его участников.

Создание таких региональных и меж­региональных кластеров дает в руки государства или межгосударственного союза мощнейший системообразующий инструмент реализации социально-эко­номических проектов любых масштабов: от массового тиражирования фермер­ских хозяйств под ключ до трансконти­нентальных межгосударственных про­ектов. Можно сказать, что создание таких кластерных конструкций дает возмож­ность реализации программ комплекс­ного освоения и развития территорий любых масштабов, любых системных построений, модернизаций и реструк­туризации в любой сфере общественной жизни. Повторимся — такие кластеры, как вертикально интегрированная и тер­риториально распределенная системоо­бразующая инфраструктура экономиче­ского пространства, могут осуществлять формирование, сборку, трансформацию, модернизацию, взаимодействие, раз­витие и функционирование любых форм хозяйственной деятельности на любых территориях. Встроенные в кластерную конструкцию элементы научной системы,   как   генераторы   инновационных процессов, будут гарантом того, что инновации станут основой функ­ционирования всех входящих в кластер субъектов.

Стратегия освоения и развития тер­риторий, разрабатываемая в рамках территориальных кластеров, должна соответствовать функциональному пред­назначению соответствующей терри­тории в рамках общей стратегии развития государства или межгосударственных проектов. Ей должны быть подчинены все создаваемые и функционирующие на тер­ритории хозяйствующие субъекты, неза­висимо от форм собственности. Такое подчинение не означает подавления частной инициативы, но направляет эту инициативу в русло национальных (союзных) интересов.

С учетом внешних и внутренних кризисных условий, в которых должны происходить процессы формирования описанных кластеров, становится оче­видной необходимость создания сети центров системного проектирования, вооруженных передовыми исследова­ниями и разработками в сфере решения социально-экономических  проблем и государственного строительства при мощном информационно-аналитиче­ского сопровождении (что само по себе редкость для современной России). Задача формирования научно-государ­ственных кластеров и их информаци­онно-аналитического сопровождения требует специальных знаний и квалифи­цированных специалистов. Она требует привлечения методологий системного анализа, системного прогнозирования и проектирования. Цена перечисленных выше вопросов слишком высока, чтобы решением этих задач занимались люди, далекие от специфики сегодняшних системных проблем и Российского госу­дарства и Евразийского Континента. Проще говоря, нужны умные пахари, а не офисный планктон со степенью РhD.

Достаточно просто внимательно оглядеться, чтобы сделать два несложных частных вывода. Предложенный здесь проект, при всей его амбициозности, является стратегическим цивилизаци-онным шансом России. А вот комфортное усыпляющее слово «утопия» на неко­торое время нужно забыть. Впрочем, потом оно будет неактуально.

Be the first to comment on "Системообразующая роль России в Евразии как стержень стратегии государственного строительства"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*