Ю. В. Шувалов, заместитель руководителя Аппарата Государственной Думы ФС РФ,координатор ЦСКП
И. П. Николаева, ведущий эксперт ЦСКП «Северо-Запад»
Вопросы без ответов
Тема развивающегося кризиса сегодня находится в зоне пристального внимания всего мирового сообщества. Разными экспертными группами высказываются различные мнения о характере, продолжительности и последствиях этого процесса. Так, весьма авторитетная так называемая Стенфордская группа под руководством Линдона Ларуша попыталась дать всеобъемлющую оценку происходящим процессам. Группа расширила для анализа весь спектр наиболее значимых кризисных явлений, затронув не только финансовые и экономические проблемы, но также проблемы потери лидерства Соединенными Штатами, глобальный правительственный кризис, неадекватность управляющих систем развивающимся деструктивным процессам.
И, пожалуй, главное, — этой группой экспертов был затронут вопрос о прогрессирующем интеллектуальном кризисе, кризисе элит, кризисе научной и образовательной систем, которые, опираясь на эмпирический опыт прошлых лет и традиционные теоретические обобщения, формируют общество не только не способное справиться с прогрессирующим спектром общемировых системных проблем, но даже увидеть их, не говоря уже об объективной потребности проектирования будущей мировой социально-экономической системы.
Характерно, что дав детальный структурный анализ развивающегося кризиса и вплотную подойдя к системной постановке задачи выхода из него, группа не представила ни анализа причин кризиса, ни антикризисной стратегии, ни механизмов ее реализации.
С позиции системного подхода, масштабное и все ускоряющееся нарастаниеугроз глобальной безопасности свидетельствует о развитии глубокого системного кризиса планетарного масштаба, результатом которого может стать крах многих государственных образований. Угрозы вызвали лавину вопросов, затрагивающих фундаментальные основы жизнедеятельности мирового сообщества.
Как остановить развитие глобального финансового кризиса? Как остановить развитие глобального экономического кризиса? Как остановить масштабные миграционные процессы, несущие угрозу межэтнических и межконфессиональных конфликтов? Какой должна быть национальная политика государств? Как остановить эскалацию вооруженных конфликтов? Как предотвратить энергетический кризис? Как сохранить национальную идентификацию в условиях системной нестабильности? Как избежать масштабной экологической катастрофы? Как сделать управляемым научно-технический прогресс? Какими должны быть стратегии и механизмы устранения перечисленных глобальных проблем? И самый главный вопрос: в чем причина их развития?
Внятных ответов пока не слышно. При этом продолжаются масштабные процессы реструктуризации геополитического пространства и эскалация вооруженных конфликтов. Разрастание африканской, ближневосточной, центральноазиатской, южноазиатской и кавказской конфликтных зон, дезинте-грационные процессы в Европе в сопровождении социальных волнений. Все это свидетельствует о начале масштабных деструктивных геополитических подвижек.
Право силы
Идут процессы насильственной трансформации государственных систем, разрушения межгосударственных союзов и открытой военной интервенции. Терроризм стал одним из инструментов передела сфер влияния в геополитическом пространстве, а природные ресурсы — катализатором этих процессов. В условиях жесткой политической конкуренции предметом интереса являются ресурсы Арктики, Персидского залива, Каспия и России и, в первую очередь, ее северной и дальневосточной зон. Пока происходящие на этих направлениях процессы не позволяют надеяться на мирный исход ситуации. Идет наращивание силовых инструментов.
Таким образом, выход из текущего кризиса — это сложная и масштабная задача, требующая принципиально новых системных построений в сфере управления глобальными и национальными процессами и фундаментальной реконструкции всей системы международных отношений.
Мировое сообщество столкнулось с проблемой выживания национальных государств в условиях глобализации политических процессов и развития технологий системных войн. Сегодня с помощью различного рода политических, идеологических, экономических, финансовых и информационных интервенций во внутренние государственные процессы стало возможным управление извне состоянием различных государств, вплоть до полного их разрушения и создания на их территориях качественно иных геополитических образований. В современной политической терминологии эти инструменты получили название мягкой силы.
Механизмом реализации «мягких» интервенций внутри государства становится та часть системной коррупции, предметом торговли которой является национальный суверенитет. Мощнейшие процессы миграции капитала, производственных, технологических, трудовых и информационных ресурсов при посредничестве коррупционных схем могут быстро «размыть» суверенитет любой страны. Глобальный кризис открывает перед такого рода силами глобальные перспективы. Торг суверенитетом становится возможным через влияние на различного рода масштабные программы и проекты как в сфере оборота национальных ресурсов, так и в области формирования общественного мнения и шире — мировоззрения. Велика вероятность того,что арсенал средств разрушения государственных образований пополнится «поставленным на конвейер» масштабным терроризмом. Это именно тот вид оружия,который при определенных условиях сможет превратить отдельную группу людей, а не государств, в реальный центр силы в геополитическом пространстве,способный к самостоятельному формированию и геополитического пространства и всех остальных сегментов мировой
социально-экономической системы. Следует отметить одну важнейшую его особенность. Носителями организованного терроризма как оружия могут стать большие группы населения, вовлекаемые в этот процесс под флагами национально-освободительных движений, религиозного экстремизма и просто террористического бизнеса.
К смене парадигм не готовы?
Следует также учитывать, что разноскоростной и неконтролируемый мировым сообществом процесс экономического роста и научно-технический прогресс вступили в противоречие с базовыми законами функционирования экосистем, что несет ряд угроз для цивилизации уже в ближайшие десятилетия. Выработка ответа на эту угрозу находится в самой начальной стадии. Речь идет о так называемой стратегии Устойчивого Развития, в рамках которой биосфера рассматривается не как поставщик ресурсов, а как главное условие жизнеобеспечения цивилизации и продолжения ее истории. Таким образом, рассматривается вопрос о смене существующей цивилизаци-онной парадигмы, о смене практически всех существующих социально-экономических моделей общественного бытия. Сегодня необходимость реализации такой радикальной стратегии не является очевидной для политиков, но рост проблемам глобальной безопасности не предлагает сколь-нибудь заметного выбора альтернатив…
Развитие комплексного цивилиза-ционного кризиса поставило мировое сообщество перед необходимостью решения сложнейшей системной задачи, которая требует создания специальных системных механизмов управления всеми цивилизационными процессами и кардинальных изменений функций, роли и ответственности государства, политических систем, науки, общества и бизнеса в этих процессах. Для решения этой задачи необходим интенсивный поиск общей платформы для взаимного сближения государств, для консолидации мировой научной мысли и формирования общественного мировоззрения, ориентированного на построение безопасного и стабильного будущего.
Искомая платформа должна быть способна, во-первых, максимально снизить уровень межгосударственных разногласий, во-вторых, четко сформулировать те общие для всех перспективы, которые позволят перейти к разработке проекта их реализации и, в-третьих, сформировать межгосударственный научно-политический механизм, который возьмет на себя ответственность за разработку и реализацию новой парадигмы Устойчивого Развития.
Евразийский перекресток
В качестве фундамента-базы для нового пути в будущее необходим политический союз государств, в котором будет достигнуто адекватное понимание угроз и выработана общая стратегия их устранения. По многим объективным условиям, таким геополитическим союзом сегодня с наибольшей вероятностью может стать союз государств Евразии.
Но как достичь искомого единства? Ответ — поэтапно и целеустремленно. Для начала следует, как минимум, упорядочить сферу межгосударственных разногласий, сформировать систему «дорожных карт» с разными периодами реализации.
Лучшими «драйверами» интеграции могут и должны стать общие инфраструктурные проекты: в сфере транспортных коммуникаций, единых энергетических систем, производства продовольствия и, самое главное, в сфере формирования объединенного продуктивного интеллектуального потенциала. Доминанта знаний в современном мире вполне очевидна, и нет необходимости говорить о преимуществах экономики знаний. Но, имея в виду проектируемый континентальный союз, следует отчетливо понимать необходимость глубоких реформ для действующих национальных систем образования. Реформ созидательных, а не исповедующих принцип сиюминутной коммерческой эффективности.
Одним из разрушительных последствий глобального кризиса стала потеря стимулов для развития мировой экономики. Практика реализации разовых спонтанных или массовых спекулятивных инвестиционных проектов де-факто себя исчерпала и не сможет дать ощутимых положительных результатов. Реальным стимулом могут явиться только масштабные трансрегиональные и трансконтинентальные социально-экономические проекты. Их разработка и реализация требуют применения новых принципов и форм управления экономикой, учитывающих приоритет законов Устойчивого Развития и сохранения национальной специфики участвующих в проектах государств.
В идеологической основе Евразийского Проекта должны лежать принципы социального консерватизма, отражающие необходимость сохранения традиционных ценностей народов Евразии, их духовно-нравственных ориентиров и менталитета, сохранение и использование исторического опыта культур, преемственность поколений, сохранение мира и добрососедских отношений.
Именно уникальный исторический опыт России позволяет ей выступить ключевым инициатором глобального проекта формирования единого евразийского пространства, привлекая к этому замыслу множество потенциальных участников. Именно этот цивилизационный Евразийский проект сегодня должен стать стратегической целью нашей страны, важнейшим горизонтом планирования своей внутренней и внешнеполитической деятельности.
Хочешь изменить мир — начни с себя
Сегодня российское общество имеет дело не просто с кризисом национальной экономики и власти, а с разрушением всей социально-экономической формации страны. В результате проведения «либеральных» экспериментов, по государству был нанесен сокрушительный удар. Характер экономических и социальных проблем, прогрессирующее технологическое отставание, состояние финансовой, транспортной и энергетической систем, процессы разрушения естественных монополий, беспрецедентные масштабы и системный характер коррупции, слабая и противоречивая законодательная база, низкая эффективность реализуемых программ, фундаментальные нарушения конституции, кризис всех политических партий, характер и масштабы демографической проблемы — все это признаки деградации фрагментов разрушенной социально — экономической системы страны. Эти признаки свидетельствуют о масштабе надвигающейся системной катастрофы.
Кроме того, в результате передачи управленческих функций в «невидимую руку рынка» страна получила бюрократический аппарат исполнительной власти, который функционально неадекватен реальному комплексу системных задач, требующих решения. Бюрократическая проблема весьма серьезна, она не исчезнет и не «рассосется» под воздействием «креативных» политтехнологий и разговорных телешоу.
Государство — это главный институт реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности, в том числе, экономической, и только эффективные государственные структуры могут создать эффективные условия для деятельности экономических субъектов любой формы собственности. Отход государства от управления жизненно важными функциями страны в результате последних экспериментов стал не только причиной разрушений в экономике. Самое главное, потеря государством системообразующих функций в социально-экономической
сфере практически заблокировала саму возможность интенсивного развития и экономики и социальной сферы. Они будут продолжать деградировать и разрушаться быстрее или медленнее, в зависимости от ряда переменных второстепенных условий и факторов, до тех пор, пока государство не вернется к своей системообразующей роли.
Собственно, масштабный замысел евразийской интеграции и должен стать ключевым стимулом для возвращения государства в России к работе по своим естественным компетенциям. Выступать с глобальным Евразийским проектом наша страна может только в качестве одного из мировых лидеров в вопросах построения глобальных системных пространств. То есть таким лидером еще нужно стать, а соответствующее качество следует обрести не на словах, а на деле. И продемонстрировать его на себе в форме новой эффективной стратегии государственного строительства. Собственного себя строительства. Без «помощи» «невидимых рук».
Кластер. Территориально-антикоррупционный

Какие именно изменения нам нужны? Конечно, речь идет не об очередном варианте так называемой административной реформы, а о создании принципиально новой научно-государственной системы управления социально-экономическими процессами. Центральными звеньями этой системы должны стать вертикально интегрированные и территориально распределенные системообразующие кластерные конструкции. На федеральном уровне они должны нести ответственность за разработку стратегии обеспечения безопасности и развития социально-экономической системы, а на региональном обеспечивать ее реализацию в соответствии с приоритетами и особенностями территорий.
Государственные системообразующие структуры нового типа должны обладать способностью запускать процессы массового и быстрого формирования любых форм хозяйственной деятельности на больших территориях и обеспечивать их функционирование.
Разработка и реализация проекта создания любого территориального системообразующего кластера с позиции системного подхода не является сложной задачей. Методология системного проектирования дает возможность формировать кластерные конструкции любой конфигурации и любого масштаба из стандартных функциональных блоков с применением стандартных технологий принятия управленческих решений в любой сфере. Эта методология также не ограничивает число встраиваемых в кластер элементов на любом уровне кластерной конструкции. Последнее обстоятельство в сегодняшней ситуации является особенно важным, т. к. открывает возможность для массового развития интеграционных и синергетических процессов с любыми системами, в том числе на межгосударственном уровне.
Кроме того, кластер, построенный с использованием стандартных функциональных элементов и системных технологий принятия управленческих решений, дает возможность защитить формируемое им экономическое пространство от внешних и внутренних деструктивных процессов, включая внешние системные интервенции и внутренние теневые и коррупционные процессы.
Необходимо, наконец, прийти к пониманию, что коррупционные процессы любого масштаба имеют системные корни и связаны с несовершенством
и слабостью государственных систем управления, с их аморфностью и наличием избыточного количества функциональных ниш. Именно пробелы в системах управления, а также несовершенные технологии принятия управленческих решений являются главной причиной всевозможных коррупционных сделок и коррупционного давления.
Использование для построения кластеров стандартных функциональных элементов позволяет сделать всю конструкцию гибкой, самонастраивающейся, оперативно реагирующей
на быстрые изменения внешней и внутренней ситуации. Это обстоятельство является особенно важным, т. к. решение любой проектной задачи будет происходить в условиях прогрессирующей системной нестабильности, когда возможно внезапное появление непредвиденных проблем и развитие агрессивных системных процессов, требующих корректировки стратегии на уровне тактических решений.
При формировании и запуске системных процессов кластерный механизм должен устранять различные посреднические наслоения, которые могут тормозить, размывать и даже блокировать развитие этих процессов. Процесс системного строительства или системной реконструкции должен быть лаконичным, с четкой постановкой целей и распределением функций и ответственности для всех его участников.
Создание таких региональных и межрегиональных кластеров дает в руки государства или межгосударственного союза мощнейший системообразующий инструмент реализации социально-экономических проектов любых масштабов: от массового тиражирования фермерских хозяйств под ключ до трансконтинентальных межгосударственных проектов. Можно сказать, что создание таких кластерных конструкций дает возможность реализации программ комплексного освоения и развития территорий любых масштабов, любых системных построений, модернизаций и реструктуризации в любой сфере общественной жизни. Повторимся — такие кластеры, как вертикально интегрированная и территориально распределенная системообразующая инфраструктура экономического пространства, могут осуществлять формирование, сборку, трансформацию, модернизацию, взаимодействие, развитие и функционирование любых форм хозяйственной деятельности на любых территориях. Встроенные в кластерную конструкцию элементы научной системы, как генераторы инновационных процессов, будут гарантом того, что инновации станут основой функционирования всех входящих в кластер субъектов.
Стратегия освоения и развития территорий, разрабатываемая в рамках территориальных кластеров, должна соответствовать функциональному предназначению соответствующей территории в рамках общей стратегии развития государства или межгосударственных проектов. Ей должны быть подчинены все создаваемые и функционирующие на территории хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности. Такое подчинение не означает подавления частной инициативы, но направляет эту инициативу в русло национальных (союзных) интересов.
С учетом внешних и внутренних кризисных условий, в которых должны происходить процессы формирования описанных кластеров, становится очевидной необходимость создания сети центров системного проектирования, вооруженных передовыми исследованиями и разработками в сфере решения социально-экономических проблем и государственного строительства при мощном информационно-аналитического сопровождении (что само по себе редкость для современной России). Задача формирования научно-государственных кластеров и их информационно-аналитического сопровождения требует специальных знаний и квалифицированных специалистов. Она требует привлечения методологий системного анализа, системного прогнозирования и проектирования. Цена перечисленных выше вопросов слишком высока, чтобы решением этих задач занимались люди, далекие от специфики сегодняшних системных проблем и Российского государства и Евразийского Континента. Проще говоря, нужны умные пахари, а не офисный планктон со степенью РhD.
Достаточно просто внимательно оглядеться, чтобы сделать два несложных частных вывода. Предложенный здесь проект, при всей его амбициозности, является стратегическим цивилизаци-онным шансом России. А вот комфортное усыпляющее слово «утопия» на некоторое время нужно забыть. Впрочем, потом оно будет неактуально.
Be the first to comment on "Системообразующая роль России в Евразии как стержень стратегии государственного строительства"