Прошел достаточно значимый период с моментa принятия социально важных нормативных документов, определяющих вопросы энергосбережения в нашей стране. Опыт решения этих вопросов может быть интересен и полезен для достаточно широкого круга участников данного процесса. Причем не стоит затрагивать все аспекты энергосбережения. Это слишком большая тема. Достаточно остановиться на наиболее актуальной и значимой, на мой взгляд, теме теплосбережения. Для понимания вопросов следует охарактери-зовать текущее состояние подавляющего числа систем теплоснабжения.
Первое — отсутствие электронных моделей теплоснабжения, позволяющих сделать первый и наиболее значимый шаг — уменьшить затраты потребителей.
Второе — отсутствие современных автоматизированных систем кон-троля, учета, управления, регулирования и финансовых расчетов (включая унифи-цированные тепловые узлы у коллектив-ного потребителя.).
Третье — формальное или не каче-ственное проведение энергоаудитовсистем теплоснабжения, не позволяющее определить исходное техническое состояние и создать плановую основу теплосбережения.
Четвертое — чрезвычайно низкий уровень безопасности (высокая аварий-ность) систем теплоснабжения по причине отсутствия нормированного резерва генерации, высокого уровня износа и коррозионного состояния оборудования теплогенерации и теплосетей, а также теплопотерь, низкого уровня закольцован-ности схем сетей, что не позволит обеспе-чить теплом потребителей в периоды экс-тремально низких температур.
Пятое — некомпетентность управления,применение неоптимальных и непрозрачных организационно-финансовых схем теплоснабжения (включа-ющих систему тарифов, учета и рас-четов), которые позволяют иметь доход сверх самоокупаемости, относить потери в теплогенерации и теплосетях на потребителей, не всегда обеспечивают бездотационность, не позволяют задействовать для реализации проектов энергосбережения организационно-финансовую схему в виде энергосервисного контракта с окупаемостью затрат на проект за счет экономии.
Я умышленно перечислил аспекты в порядке приоритетности. Решение этих проблем способно обеспечить максимальный эффект в части повышения безопасности теплоснабжения и уменьшения затрат потребителей. Увы, но это факт, что удельное тепло-потребление и, соответственно, затраты потребителей на эти цели в нашей стране в разы превосходят соответствующие показа-тели развитых стран. Вопросы, обозначенные мной в качестве первых трех приоритетов (создание электронных моделей теплоснаб-жения, автоматизированных систем и энер-гоаудит), должны решаться одновременно, параллельно и, как правило, в рамках одного финансового проекта.
Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 (в первую очередь пункт 38 главы 3 этого Постановления, устано-вивший содержание электронной модели системы теплоснабжения поселения и городского округа) дало прекрасный инструмент для решения огромного числа вопросов. Предусматривается создание на базе соответствующих топосхем терри-торий (на основе аэрокосмической фото-съемки) Информационных Систем (ИС) регионального, муниципального и мест-ного уровней в рамках Государственной Информационной Системы. Появляется мощное средство поддержки управления, которое обеспечивает контроль, учет, управление, регулирование и финансовые расчеты в системе теплоснабжения. Это окажет поддержку потребителям, жела-ющим экономить затраты на теплопотребление, сделает систему теплоснабжения «прозрачной» для потребителей. Создание электронной модели дает существенный положительный экономический эффект для действующих предприятий и оптимизирует будущие эксплуатационные затраты для строящихся.
Экономический эффект от реализации таких проектов в первую очередь достига-тся за счет более полного использования тепла горячей воды, сезонного и суточ-ого регулирования, итоговой корректировки договоров теплоснабжения в части уточнения расчета теплопотребления. Например, зачем в нерабочее время под-держивать высокую температуру в офисах при отсутствии в них персонала? В неко-торых случаях бывает выгодно внедрение дополнительного параллельного электро-подогрева, используемого сезонно, взамен горячей воды системы централизованного теплоснабжения.
Окупаемость затрат на создание элек-тронных моделей, автоматизированных систем и энергоаудит занимает менее года. Сроки окупаемости при реконструкции генерации тепла и теплосети более дли-тельные — от 2 до 10 лет, в зависимости от организационно-финансовой схемы реализации проектов.

Наиболее привлекательна для заказчика реализация энергосберегающих проектов по схеме энергосервисного кон-тракта. Энергосервисная компания может привлечь до 100% финансирования, необ-ходимого для полной реализации проекта. У заказчика нет необходимости вклады-вать собственные средства компании или средства акционеров. Схема предусматри-вает длительные сроки возврата средств — до 7, а в отдельных случаях, до 10 лет. Обязанность по платежам у заказчика воз-никает только с момента ввода оборудо-вания в эксплуатацию. Кроме того, существует возможность учета в план-графике платежей неравномерности формиро-вания выручки из-за сезонных и производ-ственных факторов. Также надо отметить, что у заказчика не возникает кратко-срочная задолженность в пассиве баланса по Российским стандартам бухучета. Лишь в некоторых, я бы сказал исключительных, случаях становится необходимым дотаци-онное софинансирование.
Первый и наиболее успешный опыт Ленинградской области, достойный для тиражирования, это проект, реализо-ванный в Сосновом Бору по инициативе и при поддержке руководства области, муниципального образования, Ленинград-ской АЭС. Была разработана детальная электронная модель теплосети, внедрены унифицированные типовые узлы у потреби-телей, автоматизированная диспетчерская система контроля, учета, управления и регу-лирования. Результаты впечатляют. Затраты окупились менее, чем за год. Экономия тепла составила до 40%. Как следствие, в Сосново-борском районе даже владельцы индивиду-ального жилья постепенно присоединяются к сервису электронной модели теплосети. Ее работу обеспечивает сервисное предпри-ятие, реализовавшее проект — Агентство энергосберегающих технологий и систем (г. Сосновый Бор). Это предприятие входит в соответствующий консорциум нашей компании. Также нельзя не упомянуть проект по разработке электронной модели системы теплоснабжения Гатчины, вклю-чающей в себя модули учета и контроля устранения отказов, работы с обращениями граждан и заявками потребителей, подго-товки к зимнему периоду. Проект реали-зует «Форпост-менеджмент» в консорциуме с «Новыми Технологиями» (г. Москва) при поддержке руководства области и муни-ципального образования. Реализованы и реализуются соответствующие проекты и в других регионах. Все больше руково-дителей и акционеров крупных предпри-ятий, администраций районов Ленинград-ской области и других регионов проявляют заинтересованность в применении таких решений у себя.
Электронная модель теплоснабжения позволяет не только решать вопросы, свя-занные с теплоснабжением, но и добав-лять слоями в такую модель информацию по другим видам сетей (электро-, водо- и газоснабжения, водоотвода и канали-зации, др.), по кадастровым планам и тех-ническим паспортам земельных участков, объектов и сооружений, а также любую управленческую, табличную и мульти-медийную информацию. Такая модель позволяет решать в т. ч. вопросы присоеди-нений и развития сетей, обеспечить доступ к информации населению и другим потре-бителям. Что особенно важно,внедрение указанных проектов, позволяет без больших затрат вывести большинство систем тепло-снабжения из аварийной категории, т. е обе-спечить за счет энергосбережения нормиро-ванный резерв теплоснабжения.
В качестве факторов, влияющих на стоимость энергосберегающих про-ектов, прежде всего, следует отметить доступность кредитных ресурсов, систему отбора поставщиков, которая на насто-ящий момент законодательно передает в распоряжение банков огромные финан-совые средства подрядчиков (сверх себе-стоимости) на период реализации про-ектов, увеличивая тем самым стоимость проектов и разгоняя инфляцию, а также отсутствие необходимых налоговых льгот. Затратной является любая система тотального контроля и обеспечения. Вместо финансового обеспечения испол-нения проектов необходимы внедрение фискальной экономической системы, уже-сточение ответственности должностных лиц (как заказчиков, так и подрядчиков) за неисполнение проектов.
Неким идеальным примером эконо-мической модели предприятий, обеспечи-вающих производство продукции и услуг в сфере ЖКХ и не только, является при-знанный на мировом уровне, проверенный временем положительный опыт системы «народных» предприятий Канады. Это, действительно, пример для подражания. Этот опыт, несмотря на отличия в государ-ственном устройстве и управлении, может и должен быть использован в России. Если говорить об основных аспектах таких «народных» предприятий (а в их число входят и АЭС Канады), то это директивное экономическое регулирование на уровне, сбор налогов в региональный бюджет с отчислением установленного процента в госбюджет, обязательный возврат потре-бителям прибыли, полученной сверх самоокупаемости, в следующем годовом расчетном периоде, директивное регулиро-вание стоимости услуг и продукции, дирек-тивные регулирование верхнего и нижнего уровней зарплат, запрет премирования и депремирования работников таких пред-приятий, «беспроцентное» финансиро-вание из регионального бюджета соору-жения объектов «народных» предприятий; принадлежность «народных» предприятий на 100% правительствам регионов. Оче-видна и понятна каждому жителю страны социальная направленность такой эконо-мической модели.
Рынок энергосберегающих проектов интересен для нашей компании по двум основным причинам. Первое — соци-альная направленность таких проектов, что является приоритетом деятельности нашего акционера — Газпромбанка, соз-давшего для реализации энергосервисных контрактов специализированную ком-панию — «ГПБ-Энргоэффект», с которой мы тесно взаимодействуем. Второе — финансовая привлекательность этого рынка емкостью в миллиарды рублей.
Хотелось бы сказать несколько слов о компаниях, реализующих «под ключ» EPC/EPCM-контракты, в т. ч. энергосбере-жения, в качестве технического заказчика и (или) генподрядчика, каковой и является наша компания — ЗАО «Форпост-менед-жмент». Мировой опыт свидетельствует, что такие компании, несмотря на отсут-ствие собственного производственного персонала и базы, наиболее эффективны для организации и управления широко диверсифицированными инжиниринго-выми проектами. Они действуют в кон-сорциуме со специализированными ком-паниями, располагающими специальной техникой и специализированным персо-налом. Эффективность, в т. ч. экономиче-ская, такой деятельности подтверждается и опытом нашей компании. Вопреки быту-ющему мнению, компании, реализующие указанные виды проектов и располага-ющие собственными производственными базой и персоналом, менее конкурентны, так как им приходится закладывать в себе-стоимость проектов издержки от неравно-мерной загрузки этого персонала и тех-ники. Это подтверждает и наш опыт. Золотой фонд нашей компании — высо-копрофессиональные руководители про-ектов, прошедшие школу сооружения масштабных советских, российских и зарубежных объектов. Лично я имею многолетний опыт работы на АЭС СССР, а также (по обмену) Канады и Германии, на строительстве АЭС Кубы и Индии, в комитетах Государственной Думы РФ 2 и 3 созывов в качестве помощника депу-тата, а также в качестве руководителя управления внутрипартийной жизни ЦИК Общероссийской Партии «Единая Россия». И руководство, и руководители проектов, и специалисты (технического строительного надзора, проектировщики, сметчики, договорники, экономисты, др.) нашей компании — не менее профессио-нальны. Так мы реализуем проекты капи-тального строительства промышленного, гражданского и социального назначения в качестве технического заказчика, ген-подрядчика, лизингодателя, оказываем услуги по разработке электронных моделей систем теплоснабжения, энергоаудиту объектов, оценке объектов собственности и бизнеса, финансовому, строительному и техническому аудиту проектов. Начиная с 2005 года, компанией реализованы сотни проектов на десятки миллиардов рублей. Это сооружение или реконструкция супер-современных комплексов металлургии, механо- и термообработки, электро- и энергообъектов, строительство офисных и жилых зданий, школ, спорткомплексов, паркингов, сооружение вертолетных пло-щадок, площадок сборки буровых уста-новок, железных и автомобильных дорог, причалов, выполнение энергоаудита десятков объектов, выполнение аудита и мониторинг реализации крупнейшего энергосервисного проекта в Нижнем Нов-городе. Перечислять можно долго.
Наш опыт однозначно подтверждает, что экономическая модель и деятельность предприятий социальной направленности должна быть проста, прозрачна и понятна каждому жителю. Регулирование соци-альных вопросов на региональном уровне должно быть более жестким и более само-стоятельным. Нельзя не отметить положи-тельный и устойчивый вектор (или, как сейчас модно говорить, тренд), направ-ленный на усиление регионального регу-лирования. Имеются в виду инициативы руководителей регионов, в том числе Губернатора Ленинградской области Алек-сандра Дрозденко, по совершенствованию, повышению компетентности и ответствен-ности руководства местного и муници-пального уровня.
Энергосберегающие проекты тепло-снабжения активно поддерживаются Рабочей группой по развитию ЖКХ Экс-пертного совета при Правительстве РФ, руководством многих регионов. Нельзя не отметить огромную работу по реализации программы энергосбережения прово-димую госорганами, в т. ч. и в первую оче-редь, Президентом, что проявилось в пред-ложениях по переходу на газомоторное топливо и по развитию газоснабжения населенных пунктов по всей стране.
Алесандр Белоградов,
Директор филиала компании
ЗАО «Форпост-менеджмент в СПб
(Группа ГПБ)
Be the first to comment on "Социальные аспекты энергосберегающих проектов теплоснабжения"