Социальные аспекты энергосберегающих проектов теплоснабжения

Прошел достаточно значимый период с  моментa принятия социально важных нормативных документов, определяющих вопросы энергосбережения в  нашей стране. Опыт решения этих вопросов может быть интересен и полезен для достаточно широкого круга участников данного процесса. Причем не стоит затрагивать все аспекты энергосбережения. Это слишком большая тема. Достаточно остановиться на  наиболее актуальной и  значимой, на мой взгляд, теме теплосбережения. Для понимания вопросов следует охарактери-зовать текущее состояние подавляющего числа систем теплоснабжения.

Первое — отсутствие электронных моделей теплоснабжения, позволяющих сделать первый и  наиболее значимый шаг — уменьшить затраты потребителей.

Второе — отсутствие современных автоматизированных  систем  кон-троля, учета, управления, регулирования и  финансовых расчетов (включая унифи-цированные тепловые узлы у  коллектив-ного потребителя.).

Третье — формальное или не каче-ственное проведение энергоаудитовсистем теплоснабжения, не позволяющее определить исходное техническое состояние и создать плановую основу теплосбережения.

Четвертое — чрезвычайно низкий уровень безопасности (высокая аварий-ность) систем теплоснабжения по  причине отсутствия нормированного резерва генерации, высокого уровня износа и коррозионного состояния оборудования теплогенерации и  теплосетей, а  также теплопотерь, низкого уровня закольцован-ности схем сетей, что не позволит обеспе-чить теплом потребителей в периоды экс-тремально низких температур.

Пятое — некомпетентность управления,применение неоптимальных и  непрозрачных организационно-финансовых схем теплоснабжения (включа-ющих систему тарифов, учета и  рас-четов), которые позволяют иметь доход сверх самоокупаемости, относить потери в теплогенерации и теплосетях на потребителей, не всегда обеспечивают бездотационность, не позволяют задействовать для реализации проектов энергосбережения организационно-финансовую схему в виде энергосервисного контракта с  окупаемостью затрат на проект за счет экономии.

Я умышленно перечислил аспекты в порядке приоритетности. Решение этих проблем способно обеспечить максимальный эффект в  части повышения безопасности теплоснабжения и уменьшения затрат потребителей. Увы, но это факт, что удельное тепло-потребление и, соответственно, затраты потребителей на  эти цели в  нашей стране в разы превосходят соответствующие показа-тели развитых стран. Вопросы, обозначенные мной в  качестве первых трех приоритетов (создание электронных моделей теплоснаб-жения, автоматизированных систем и  энер-гоаудит), должны решаться одновременно, параллельно и, как правило, в рамках одного финансового проекта.

Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 (в первую очередь пункт 38  главы 3  этого Постановления, устано-вивший содержание электронной модели системы теплоснабжения поселения и  городского округа) дало прекрасный инструмент для решения огромного числа вопросов. Предусматривается создание на базе соответствующих топосхем терри-торий (на  основе аэрокосмической фото-съемки) Информационных Систем (ИС) регионального, муниципального и  мест-ного уровней в  рамках Государственной Информационной Системы. Появляется мощное средство поддержки управления, которое обеспечивает контроль, учет, управление, регулирование и  финансовые расчеты в  системе теплоснабжения. Это окажет поддержку потребителям, жела-ющим экономить затраты на  теплопотребление, сделает систему теплоснабжения «прозрачной» для потребителей. Создание электронной модели дает существенный положительный экономический эффект для действующих предприятий и оптимизирует будущие эксплуатационные затраты для строящихся.

Экономический эффект от реализации таких проектов в первую очередь достига-тся за счет более полного использования тепла горячей воды, сезонного и  суточ-ого регулирования, итоговой корректировки договоров теплоснабжения в  части уточнения расчета теплопотребления. Например, зачем в  нерабочее время под-держивать высокую температуру в офисах при отсутствии в  них персонала? В  неко-торых случаях бывает выгодно внедрение дополнительного параллельного электро-подогрева, используемого сезонно, взамен горячей воды системы централизованного теплоснабжения.

Окупаемость затрат на  создание элек-тронных моделей, автоматизированных систем и энергоаудит занимает менее года. Сроки окупаемости при реконструкции генерации тепла и  теплосети более дли-тельные — от  2  до  10  лет, в  зависимости от  организационно-финансовой схемы реализации проектов.

Наиболее привлекательна для заказчика реализация энергосберегающих проектов по  схеме энергосервисного кон-тракта. Энергосервисная компания может привлечь до 100% финансирования, необ-ходимого для полной реализации проекта. У  заказчика нет необходимости вклады-вать собственные средства компании или средства акционеров. Схема предусматри-вает длительные сроки возврата средств — до  7, а  в  отдельных случаях, до  10  лет. Обязанность по платежам у заказчика воз-никает только с  момента ввода оборудо-вания в  эксплуатацию. Кроме того, существует возможность учета в план-графике платежей неравномерности формиро-вания выручки из-за сезонных и производ-ственных факторов. Также надо отметить, что у  заказчика не возникает кратко-срочная задолженность в пассиве баланса по Российским стандартам бухучета. Лишь в некоторых, я бы сказал исключительных, случаях становится необходимым дотаци-онное софинансирование.

Первый и  наиболее успешный опыт Ленинградской области, достойный для тиражирования, это проект, реализо-ванный в  Сосновом Бору по  инициативе и  при поддержке руководства области, муниципального образования, Ленинград-ской АЭС. Была разработана детальная электронная модель теплосети, внедрены унифицированные типовые узлы у потреби-телей, автоматизированная диспетчерская система контроля, учета, управления и регу-лирования. Результаты впечатляют. Затраты окупились менее, чем за год. Экономия тепла составила до 40%. Как следствие, в Сосново-борском районе даже владельцы индивиду-ального жилья постепенно присоединяются к сервису электронной модели теплосети. Ее работу обеспечивает сервисное предпри-ятие, реализовавшее проект — Агентство энергосберегающих технологий и  систем (г. Сосновый Бор). Это предприятие входит в  соответствующий консорциум нашей компании. Также нельзя не упомянуть проект по  разработке электронной модели системы теплоснабжения Гатчины, вклю-чающей в  себя модули учета и  контроля устранения отказов, работы с обращениями граждан и  заявками потребителей, подго-товки к  зимнему периоду. Проект реали-зует «Форпост-менеджмент» в консорциуме с  «Новыми Технологиями» (г.  Москва) при поддержке руководства области и  муни-ципального образования. Реализованы и  реализуются соответствующие проекты и  в  других регионах. Все больше руково-дителей и  акционеров крупных предпри-ятий, администраций районов Ленинград-ской области и других регионов проявляют заинтересованность в  применении таких решений у себя.

Электронная модель теплоснабжения позволяет не только решать вопросы, свя-занные с  теплоснабжением, но  и  добав-лять слоями в  такую модель информацию по  другим видам сетей (электро-, водо- и  газоснабжения, водоотвода и  канали-зации, др.), по  кадастровым планам и  тех-ническим паспортам земельных участков, объектов и  сооружений, а  также любую управленческую, табличную и  мульти-медийную информацию. Такая модель позволяет решать в т. ч. вопросы присоеди-нений и развития сетей, обеспечить доступ к  информации населению и  другим потре-бителям. Что особенно важно,внедрение указанных проектов, позволяет без больших затрат вывести большинство систем тепло-снабжения из аварийной категории, т. е обе-спечить за счет энергосбережения нормиро-ванный резерв теплоснабжения.

В качестве факторов, влияющих на  стоимость энергосберегающих про-ектов, прежде всего, следует отметить доступность кредитных ресурсов, систему отбора поставщиков, которая на  насто-ящий момент законодательно передает в распоряжение банков огромные финан-совые средства подрядчиков (сверх себе-стоимости) на  период реализации про-ектов, увеличивая тем самым стоимость проектов и  разгоняя инфляцию, а  также отсутствие необходимых налоговых льгот. Затратной является любая система тотального контроля и  обеспечения. Вместо финансового обеспечения испол-нения проектов необходимы внедрение фискальной экономической системы, уже-сточение ответственности должностных лиц (как заказчиков, так и  подрядчиков) за неисполнение проектов.

Неким идеальным примером эконо-мической модели предприятий, обеспечи-вающих производство продукции и  услуг в  сфере ЖКХ и  не только, является при-знанный на мировом уровне, проверенный временем положительный опыт системы «народных» предприятий Канады. Это, действительно, пример для подражания. Этот опыт, несмотря на отличия в государ-ственном устройстве и управлении, может и должен быть использован в России. Если говорить об  основных аспектах таких «народных» предприятий (а  в  их число входят и АЭС Канады), то это директивное экономическое регулирование на  уровне, сбор налогов в  региональный бюджет с  отчислением установленного процента в госбюджет, обязательный возврат потре-бителям прибыли, полученной сверх самоокупаемости, в  следующем годовом расчетном периоде, директивное регулиро-вание стоимости услуг и продукции, дирек-тивные регулирование верхнего и нижнего уровней зарплат, запрет премирования и депремирования работников таких пред-приятий, «беспроцентное» финансиро-вание из  регионального бюджета соору-жения объектов «народных» предприятий; принадлежность «народных» предприятий на  100% правительствам регионов. Оче-видна и понятна каждому жителю страны социальная направленность такой эконо-мической модели.

Рынок энергосберегающих проектов интересен для нашей компании по  двум основным причинам. Первое — соци-альная направленность таких проектов, что является приоритетом деятельности нашего акционера — Газпромбанка, соз-давшего для реализации энергосервисных контрактов специализированную ком-панию — «ГПБ-Энргоэффект», с  которой мы тесно взаимодействуем. Второе — финансовая привлекательность этого рынка емкостью в миллиарды рублей.

Хотелось  бы сказать несколько слов о  компаниях, реализующих «под ключ» EPC/EPCM-контракты, в т. ч. энергосбере-жения, в качестве технического заказчика и (или) генподрядчика, каковой и является наша компания — ЗАО «Форпост-менед-жмент». Мировой опыт свидетельствует, что такие компании, несмотря на  отсут-ствие собственного производственного персонала и  базы, наиболее эффективны для организации и  управления широко диверсифицированными инжиниринго-выми проектами. Они действуют в  кон-сорциуме со  специализированными ком-паниями, располагающими специальной техникой и  специализированным персо-налом. Эффективность, в  т. ч. экономиче-ская, такой деятельности подтверждается и опытом нашей компании. Вопреки быту-ющему мнению, компании, реализующие указанные виды проектов и  располага-ющие собственными производственными базой и  персоналом, менее конкурентны, так как им приходится закладывать в себе-стоимость проектов издержки от неравно-мерной загрузки этого персонала и  тех-ники. Это подтверждает и  наш опыт. Золотой фонд нашей компании — высо-копрофессиональные руководители про-ектов, прошедшие школу сооружения масштабных советских, российских и  зарубежных объектов. Лично я  имею многолетний опыт работы на  АЭС СССР, а  также (по  обмену) Канады и  Германии, на  строительстве АЭС Кубы и  Индии, в  комитетах Государственной Думы РФ 2 и 3 созывов в качестве помощника депу-тата, а  также в  качестве руководителя управления внутрипартийной жизни ЦИК Общероссийской Партии «Единая Россия». И  руководство, и  руководители проектов, и  специалисты (технического строительного надзора, проектировщики, сметчики, договорники, экономисты, др.) нашей компании — не менее профессио-нальны. Так мы реализуем проекты капи-тального строительства промышленного, гражданского и  социального назначения в  качестве технического заказчика, ген-подрядчика, лизингодателя, оказываем услуги по разработке электронных моделей систем теплоснабжения, энергоаудиту объектов, оценке объектов собственности и  бизнеса, финансовому, строительному и техническому аудиту проектов. Начиная с 2005 года, компанией реализованы сотни проектов на  десятки миллиардов рублей. Это сооружение или реконструкция супер-современных комплексов металлургии, механо- и  термообработки, электро- и энергообъектов, строительство офисных и  жилых зданий, школ, спорткомплексов, паркингов, сооружение вертолетных пло-щадок, площадок сборки буровых уста-новок, железных и  автомобильных дорог, причалов, выполнение энергоаудита десятков объектов, выполнение аудита и  мониторинг реализации крупнейшего энергосервисного проекта в Нижнем Нов-городе. Перечислять можно долго.

Наш опыт однозначно подтверждает, что экономическая модель и деятельность предприятий социальной направленности должна быть проста, прозрачна и понятна каждому жителю. Регулирование соци-альных вопросов на региональном уровне должно быть более жестким и более само-стоятельным. Нельзя не отметить положи-тельный и  устойчивый вектор (или, как сейчас модно говорить, тренд), направ-ленный на  усиление регионального регу-лирования. Имеются в  виду инициативы руководителей регионов, в  том числе Губернатора Ленинградской области Алек-сандра Дрозденко, по совершенствованию, повышению компетентности и ответствен-ности руководства местного и  муници-пального уровня.

Энергосберегающие проекты тепло-снабжения активно поддерживаются Рабочей группой по  развитию ЖКХ Экс-пертного совета при Правительстве РФ, руководством многих регионов. Нельзя не отметить огромную работу по реализации программы энергосбережения прово-димую госорганами, в т. ч. и в первую оче-редь, Президентом, что проявилось в пред-ложениях по  переходу на  газомоторное топливо и  по  развитию газоснабжения населенных пунктов по всей стране.

Алесандр Белоградов,

Директор филиала компании

ЗАО «Форпост-менеджмент в СПб

(Группа ГПБ)

Be the first to comment on "Социальные аспекты энергосберегающих проектов теплоснабжения"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*