В условиях реализации программ импортозамещения в России, при исполнении государственных контрактов, особое значение приобретает доля отечественной комплектации в производимой продукции. Для ПАО «Техприбор», как и для авиационной промышленности в целом, это означает постепенный переход на отечественную компонентную базу, отказ от услуг зарубежных компаний.
В 2012 году ПАО «Техприбор», входящее в концерн «КРЭТ», выиграло международный тендер, который проводил главный разработчик новейшего российского магистрального самолёта МС21 ОАО «Корпорация «Иркут» на разработку и поставку стендов СТ21–1, позволяющих производить наземные испытания топливо-проводов авиационных двигателей. На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует единый общепризнанный интегратор топливной системы, поэтому завершение данного проекта имеет перспективу широкого практического применения.
Испытания топливо-проводов авиационных двигателей включают в себя проверку и отладку функциональности, работоспособности и отказоустойчивости элементов системы и соответствие требованиям экономичности и безопасности. Результаты таких локальных испытаний помогут оптимизировать топливную систему самолета МС21 на этапе разработки и отладки конструкции лайнера. Ранее отечественные авиастроители могли испытывать топливные системы лишь во время лётных испытаний, когда вносить серьезные изменения в конструкцию уже было затруднительно.
Одним из ключевых достоинств стенда, разрабатываемого ПАО «Техприбор» является возможность использовать его для испытаний топливных систем самолётов и вертолётов различных типов. Разработчики таких перспективных лайнеров как SSJ–NG, Ил112 В, МТС–МТА, ПАКДА, Ил78, смогут с его помощью учесть все нюансы работы топливных систем и обеспечить безопасность использования воздушных судов в любых условиях.
Стенд СТ21–1 представляет собой поворотную платформу, имитирующую наклон самолета по тангажу, с установленными на ней полунатурными имитаторами топливных баков, содержащими в себе агрегаты и трубопроводы реальной топливной системы. Стендовых баков два (основной и дополнительный), они выполнены из алюминиевого сплава. На них нанесена авиационная маркировка, в том числе, значения «сухой» массы и координаты «центров тяжести». Большой бак весит 2067,5 кг, дополнительный — 251 кг. Цифры соответствуют массам пустого бака (объект испытаний с установленными внутри агрегатами и трубопроводами). Баки — полунатурные, имитируют расположение на одной (левой) консоли крыла. Без ущерба для достоверности результатов испытаний, крыло, смоделированное на стенде, имеет меньший размах, чем у реального самолета.
Необходимость подобных испытательных объектов легко объяснима. Они позволяют перенести часть объема летных испытаний и отработок на землю, что значительно сокращает время и затраты на их проведение. Очевидно, что в наземных условиях отработка ряда систем и агрегатов летательных аппаратов гораздо эффективнее и безопаснее.
Конструкторы обращают особое внимание на расходный отсек основного бака, где установлены центробежные электронасосы, качающие топливо на вход в двигатель. Отсек имитируется очень точно. В других элементах допустима известная степень конструктивного упрощения.
Назначение стенда: испытание топливной системы с использованием натурных агрегатов, с полной имитацией геометрических параметров системы (длины, диаметров и конфигурации трубопроводов) и частичной имитацией топливных баков (количества, конфигурации и относительного расположения баков и отсеков). А также проведение стендовых испытаний топливных систем по программам замещения импорта.
Важнейший фактор безопасности в полете — надёжная работа двигателей. Её обеспечивает бесперебойная подача топлива в нужном количестве с заданным давлением и температурами во всех эксплуатационных режимах, в том числе, при эволюциях самолета в пространстве с изменением углов крена и тангажа.
Важное место при испытаниях самолетных топливных систем отводится анализу различных ситуаций отказов. В частности, проверяется режим «самотека» топлива (случай остановки одного или всех подкачивающих насосов). Физически «самотек» возможен далеко не на всех высотах полета. Так, на определенных высотах «самотек» топлива невозможен из-за параметров давления и конфигурации топливной системы. Летчикам в таких случаях приходится выполнять снижение до высоты 4000 м и ниже.
Стенд имеет множество автономных систем, которые помогают имитировать различные условия полета. Например, важно воспроизвести разрежение атмосферного воздуха при наборе высоты. Кроме того, идет интенсивное газообразование и выделение пузырьков воздуха в топливе (как в бутылке шампанського) при взлете, топливо «вскипает». В подобных режимах насосы и агрегаты работают нестабильно, именно поэтому все эти режимы необходимо исследовать в наземных условиях, не подвергая риску летчиков-испытателей и дорогостоящую технику. Кроме того, важно, что на данном стенде можно на протяжении всего жизненного цикла самолета проводить испытания различных агрегатов на разных режимах полета по программам модернизации.
Проектирование конструкции стенда, приобретение комплектующих изделий, изготовление стенда и монтаж оборудования выполнены в конце 2015 года. К настоящему моменту завершена реконструкция здания испытательного комплекса топливных систем в ПАО «Техприбор», заканчивается сборка технологических систем стенда, идет оформление разрешительной документации для работ с топливом на данном объекте, в соответствии с требованиями промышленной безопасности.
Пусконаладочные работы стенда, калибровка его измерительной системы подходят к концу. Аттестация СТ21–1, в том числе метрологическая, завершается, после чего можно приступать к проведению испытаний.
Задачи стенда СТ21–1:
— проверка и демонстрация функционирования топливной системы в ожидаемых условиях эксплуатации (штатные и отказные режимы работы);
—получение рабочих характеристик топливной системы во всех режимах для представления отчетов в Методический совет и обеспечение первого вылета;
—сокращение объема наземных и летных испытаний топливной системы непосредственно на самолете;
—проведение стендовых сертификационных испытаний топливной системы и предоставления отчетов для сертификации российскими и европейскими авиационными властями.
Уникальность стенда, построенного специалистами ПАО «Техприбор», очевидна для специалистов. Силами отечественной авиационной промышленности стенды такого назначения не создавались на протяжении четверти века — с конца восьмидесятых годов. За это время научно-технический прогресс ушел далеко вперед, в том числе и области стендового моделирования.
Отметим три значимых новшества.

1. Стенд ПАО «Техприбор» выделяется размерами поворотной платформы. Ее длина превышает девять метров, ширина — почти четыре с половиной, высота с установленными баками (при максимальных положительных углах тангажа) — около четырех метров. Грузоподъемность поворотной платформы — до 15 тонн, диапазон углов поворота — до 30 градусов. Когда мы осматривали стенд, платформа была наклонена на угол порядка десяти градусов для имитации режима взлета.
2. Высокая точность измерения и большое число контрольных точек параметров топливной системы. Погрешность измерения давления и температуры топлива обеспечивается на уровне плюс-минус полпроцента, расхода топлива — пятая часть процента. Система измерения и регистрации параметров стенда (СИРП) построена на базе измерительных модулей отечественной разработки НПП «МЕРА» (г. Мытищи). Количество измерительных каналов параметров расхода, уровня, давления, температуры, плотности топлива — свыше сорока для каждого из параметров. Кроме того, с высокой точностью определяются угловое положение платформы, частота вращения привода насосов и ряд электрических параметров агрегатов топливной системы.
3. Испытания могут проводиться как на традиционных видах авиационных топлив (авиационный керосин ТС1, РТ, JET A1), так и на различных видах биотоплива. Емкость хранилища топлива 10 кубических метров. При испытаниях используется от 280 до 6000 кг топлива, в зависимости от программы испытаний. Температура нагрева топлива — до 60 градусов Цельсия (что превышает требования 45 градусов в сертификационном базисе, в связи с более высокими фактическими температурами нагрева кессона крыла при наземной стоянке самолета в жарком климате). Расход топлива — до 4200 кг/час для линии маршевой силовой установки (МСУ) и 220 кг/час для вспомогательной (ВСУ).
Стенд уникален тем, что здесь комплексно исследуются все параметры, определяющие подачу топлива в двигатель. Центробежный насос двигателя соединен с электроприводом, имитирующим привод от редуктора авиадвигателя. Изгибы всех топливных магистралей моделируют трубопроводы на реальном самолете. Соответственно, можно моделировать и измерять все значения давлений и температур, а также расход топлива в этих трубопроводах. Можно измерять и анализировать степень газосодержания топлива, в том числе, и пузыри паровоздушной смеси, которые могут представлять некоторую опасность, как для функционирования двигателя, так и для подкачивающих насосов (вызывать режимы кавитации). Известно, что каждая новая модель самолета, которая впервые поднимается в воздух, требует, прежде всего, заключения о безопасности для первого вылета. Стенд ПАО «Техприбор» входит в перечень испытательных стендов, эффективно обеспечивающих безопасность первого вылета.
Напомним, что первый вылет нового российского лайнера МС21 запланирован на первое полугодие 2017 года. Соответственно, основная часть программы испытаний топливной системы в ПАО «Техприбор» совместно с заказчиком — Корпорацией «Иркут» — пройдена этим летом.
Отметим ряд преимуществ стенда ПАО «Техприбор» в сравнении с аналогичным стендом фирмы Zodiac Aerotechnics, созданным по программе Sukhoi Superjet 100. Поворотная платформа, имитирующая углы тангажа, в нашем случае приводится в действие электрогидравлическим приводом. Он позволяет осуществлять поворот платформы дистанционно на заданные углы. А иностранный образец имеет центральную ось качения; поворот платформы осуществляется вручную при помощи ходовых винтов. Дополнительный стендовый бак (имитация законцовки крыла с дренажным отеком) на СТ21–1 перемещается по вертикали, относительно основного бака, электроприводом на различные уровни, тогда как у Zodiac он жестко закреплен.
Трубопровод между стендовым баком и агрегатом ДЦН (входом двигателя) в части конфигурации, длины и диаметров в нашем случае имеет полную имитацию самолетного, а на иностранном стенде — частичную (только диаметр трубопровода). Имитация входа двигателя при помощи агрегата ДЦН с электроприводом у «Техприбора» сделана на поворотной платформе (все перемещается совместно со стендовыми баками), тогда как у Zodiac он установлен стационарно, отдельно от стендовых баков. И при всех этих технических выигрышах, стоимость создания отечественного стенда оказалась в три раза меньше.
ПАО «Техприбор» позаботилось о безопасности специалистов во время проведения испытаний с топливом. В частности, испытатели и системы управления стендом находятся в отдельных помещениях от топливных баков и объекта испытаний. Управление ведется из специальной пультовой комнаты. При необходимости, операторы могут дистанционно включать либо отключать, отдельные агрегаты. Кроме объекта испытаний, в испытательном комплексе установлен и ряд вспомогательных систем. Все они — автоматизированные, спроектированы и построены в соответствии с современными требованиями, в том числе, и по эргономике. В результате существенно улучшились условия труда специалистов, проводящих испытания.
Большое число иностранных компонентов в составе топливной системы обусловлено необходимостью формирования научно-технического задела в области проектирования отечественных топливных систем следующего поколения. Сегодняшний облик стенда СТ21–1 соответствует планам по началу летных испытаниях самолета МС21 в базовой комплектации с двигателями Pratt&Whitney PW1400 G (отечественный двигатель ПД14 будет готов несколько позже).

После испытаний топливной системы для обеспечения первого вылета прототипа самолета МС21 запланированы два важных этапа. С сентября 2016 по сентябрь 2017 года пройдут сертификационные испытания топливной системы с иностранной комплектацией. А затем — испытания топливной системы с комплектацией по программе замещения импорта, локализации агрегатов. Речь идет о самолете с условным обозначением МС21. RU, оснащенном двигателями ПД14 (разработки пермского КБ «Авиадвигатель»), отечественным комплексом БРЭО (разработка АО «КРЭТ») и общесамолетными системами российской комплектации.
Завершающий этап — испытания топливной системы для сертификации European Aviation Safety Agency (EASA), которая планируется на 2018 год применительно к самолету с американскими моторами. Стенд имеет достаточно гибкую конфигурацию и позволяет перемещать раму электропривода с заменного агрегата ДЦН, в соответствии с конфигурацией трубопровода определенного двигателя, с минимальными временными затратами. Работы по двум двигателям будет возможно чередовать путем переконфигурации стенда.
После завершения всех испытаний по теме МС21, объект может быть предложен для использования в интересах других авиационных программ, таких как Ил112 В и Ил214.
Традиционно ПАО «Техприбор» специализировался на разработке аппаратуры топливных измерений. Сегодня предприятие берется и за другие сегменты по тематике топливной системы. Пока — путем выполнения неких «пакетов работ» по контрактам с самолетостроительными компаниями, включая ПАО «Иркут». По мере расширения области компетенции, в будущем возможно развитие условий, при которых ПАО «Техприбор», вместе с другими предприятиями АО «КРЭТ», получит возможность заключить контракт на разработку и производство всей топливной системы самолета, включая топливоизмерение, управление топливом, комплектацию агрегатами, проведением испытаний и т. д.
Стенд, созданный в рамках программы МС21, и аналогичные ему, могут использоваться ПАО «Техприбор» для апробирования собственных систем автоматики и управления топливом, а также систем измерения.
Возможно, следующим шагом станет верификация программного обеспечения в интересах ПАО «Корпорация «Иркут» на базе результатов испытаний, которые будут проведены на стенде СТ21–1. Также, возможности стенда позволяют проводить работы по интеграции системы нейтрального газа с топливной системой. Поскольку есть зеркало топлива, значит, есть потенциальная возможность проверки системы нейтрального газа, которая сейчас является неотъемлемой частью любого коммерческого авиалайнера. Она позволяет снизить концентрацию кислорода в надтопливном пространстве баков, уменьшить взрывоопасность как самих баков, так и самолета в целом. На современных летательных аппаратах широко применяются системы нейтрального газа, содержащие газогенераторы азота. Газогенератор включается в полете, по специальным трубопроводам под небольшим давлением азот подается в надтопливное пространство баков и замещает кислород воздуха.
В нынешнем о блике стенд С Т21–1 предназначен исключительно для отработки гидравлических характеристик и оценки функционирования агрегатов. Однако это не ограничивает расширение компетенций, а напротив, создает импульс для дальнейшего развития ПАО «Техприбор». В частности, предприятие занимается созданием систем центровки, оснащенных соответствующей автоматикой.
Центровка — очень важный момент, поскольку самолет — объект весьма динамичный, а в ряде полетных ситуаций еще и неустойчивый. При отказе двигателя, для стабилизации пространственного положения ему может потребоваться перекачка топлива из одной группы баков в другие. Эта функция часто возлагается на автоматику.
Датчики, используемые в топливной системе летательного аппарата делятся на два функциональных типа: для измерения мгновенного расхода топлива и измерения запаса топлива. Как правило, расход измеряется при помощи турбинки (диска с профилированными лопатками), установленной в корпусе расходомера. Существуют и емкостные топливомеры, которые измеряют уровни топлива в различных точках бака. Положение «зеркала» топлива по показаниям уровнемеров рассчитывается для всех положений самолета и заносится в память вычислителя системы управления и измерения топлива (СУИТ). Вычислитель рассчитывает остаток топлива в полете по текущим показаниям датчиков. В каждом конкретном случае остаток топлива в отдельном баке может однозначно определяться по положению зеркала топлива в нем. Емкостной топливомер использует принцип изменения ёмкости датчика вследствие различной диэлектрической проницаемости керосина и воздуха между трубами.

Стенд СТ21–1 — это единственный в России и один из четырех в мире (США, Франция и Китай) натурный, унифицированный стенд для предварительных испытаний и сертификации топливных систем самолетов, включая пассажирские МС21 и SSJNG, легкий военнотранспортный Ил-112 В, многоцелевой транспортный МТС, региональный пассажирский Ил114, перспективный тяжелый военно-транспортный ТВСТ, перспективный авиационный комплекс дальней авиации ПАК ДА.
Ввод в эксплуатацию стенда ликвидирует отставание России в вопросе сертификации топливных систем перспективных отечественных самолетов, позволяет сократить время и затраты на проведение отработки топливных систем в составе впервые изготовленных самолетов.
Е.Н. Никифоров
Be the first to comment on "СПУСТЯ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА, мы снова в числе лидеров"