Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. (Конституция Российской Федерации, статья 35, пункт 5).
Зарубежные гости Московского экономического форума, прошедшего недавно, напомнили академическому сообществу о том, что путь в несырьевое будущее России лежит через восстановление системы начального профобразования.
Чтобы решить эту задачу Минобрнауки привлекает кредит в 10 млрд. руб. у Международного банка реконструкции и развития (МБРР) на инновационный проект системы подготовки рабочих кадров в колледжах и ПТУ регионов России.
В проекте примут участие специалисты с международным опытом, будет разработана программа заимствований и развития человеческого потенциала России, интеграции в ПТУ и колледжах международного и отечественного опыта привлечения предпринимателей, создания кафедр и стажировочных площадок на базе предприятий.
Не менее важно будет участие регионов России в национальных и международных конкурсах и олимпиадах рабочих профессий.
Главным ресурсом эффективности профобразования считается расширение до 80% временного сектора практических занятий, организация стажировок экспертов, мастеров производственного обучения, преподавателей и студентов в учебных центрах Германии, Франции, Финляндии и Швеции.
Другой источник эффективности — оптимальное развитие всех уровней непрерывного профобразования — начального, среднего и высшего, через которые проходит становление личности каждого человека — профессионала.
Каждый уровень по ФЗ «Об образовании в РФ» есть благо — все то, что способно удовлетворять потребности людей, приносить пользу, доставлять удовольствие.
Основой всей пирамиды служит начальный уровень образования. Без приобретения начального блага гражданин не может реализовать свое конституционное право получить и другие уровни образования. Принцип «от простого к сложному» в педагогике еще никто не отменил. Не усвоив азбуку ремесел, человечество рисковало остаться на подходе к первобытно общинному строю. Но и более «свежий» конфуз педологии 30-х годов XX века по переносу программы высшей школы в младшие классы не остановил в 2008 году ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова от провокационного предложения отменить начальное профобразование:
«Современное производство не нуждается в разнорабочих, обученных в системе начального профессионального образования. Загонять своих граждан в недообразование, потому что у нас есть такие рабочие места, неправильно. Ни одна страна не идет на это. В развитых странах такие ниши заполняются мигрантами»…
«Что же касается техникумов, мы с коллегами предложили перейти к формату прикладного бакалавриата, которое по социальному статусу будет соответствовать обучению в вузе. Но не закрывается путь на основную стезю: можно будет доучиться два года и получить диплом академического бакалавриата».
Через шесть лет бывший преподаватель научного коммунизма с 10 летним стажем зафиксировал итог содеянного: «Большинство наших вузов — это, по сути, техникумы и учить там надо не инженеров, а техников на программах прикладного бакалавриата».
Следует уточнить: самые лучшие вузы не рассчитаны на обучение специалиста со средним профобразованием, как и техникумы — на подготовку специалистов рабочих профессий. Дело в том, что уровни среднего и начального профобразования — не тупиковые, каждый из них имеет свою нишу непрерывного развития. Кузьминов может этого не знать, но зачем же действовать по советам «незнайки»?
Корни творческого, инновационного процесса находятся в начальном профобразовании. Можно вспомнить кораблестроителя Петра Титова, создателя АК-47 Михаила Калашникова и основателя «Эппл» Стива Джобса. Начальное благо составляет каркас результата интеллектуальной деятельности, где по Михаилу Жванецкому среди тысяч идей и мыслей можно найти десяток законов.
По мнению директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Миноб-рнауки Натальи Золотаревой, зарубежные стандарты включают все уровни образовательных стандартов России — начальный, средний и высший. На этом основании чиновник делает вывод: «Получается, что значительная часть нашего высшего образования — это в действительности среднее профессиональное образование по меркам WSI».
Однако все блага WSI относятся не к содержанию образования и программы инженера и техника, а к подготовке квалифицированного рабочего.
Как и в России, во всем мире врач или инженер — это «король», действующий совместно со своей свитой из специалистов начального и среднего профобразования, имеющих соответствующие когнитивные «стыковочные узлы» между собой. Создание этих узлов требуется закладывать в стандарт любого уровня образования.
В медицине такие стандарты именуются протоколами. Трудно представить регламент хирурга во время операции без ассистентов, реаниматолога, хирургической сестры, других, в том числе санитарки,— разных специалистов, отвечающих за один общий результат.
Сегодня подобных требований к стандартам всех уровней профобразования нет.
В великом и могучем русском языке содержание единого понятия «образование» имеет два смысла — это и процесс, это и результат воспитания и обучения.
С учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) содержит требования по овладению в процессе обучения знаниями, умениями и навыками, вне связи с получением обучающимися ожидаемых, конечных, практических и системных результатов.
Не многие знают, кто такие манкурты. В 1980 году вышел в свет роман Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», вписавший это понятие в литературу и историю. Манкурты — это рабы, чья память стиралась по изуверской технологии. Они забывали все,— родных, традиции, теряли все человеческие чувства и нуждались только в удовлетворении своих органических потребностей и инстинктов. Манкурт ценился гораздо выше других
невольников и даже соплеменников преданностью хозяину, способностью слепо и безропотно выполнять тяжелую, нудную работу. Сегодня по его лекалам кроится образ «юзера» — пользователя.
Разрушить систему профобразования проще, чем вырвать у манкурта историческую память. Требуется лишь убрать из программы оправу — трудовое и патриотическое воспитание и осваивать знания, умения и навыки вне ключевого целеполагания, без опоры на долгосрочную перспективу инновационного развития производства.
Социалистическое соревнование и коллективный труд раскрыли потенциал «Трудовых резервов» в СССР и Кружков Контроля Качества в Японии. Ученые Института социологии РАН показали, что карьерный «транзит» квалифицированного рабочего упирается в технологический тупик предприятия. Инновационные признаки отсутствуют в утвержденном в декабре 2013 г. Миноб-рнауки ФГОС среднего профессионального образования по профессии «Слесарь по строительно-монтажным работам», как, впрочем, и по остальным…
О. Л. Сергеев,
к-т техн. наук,
эксперт Всероссийского фонда
образования
Be the first to comment on "Стандарт манкурта для инновационного профобразования"