Стандарт манкурта для инновационного профобразования

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самооб­разования. (Конституция Российской Федерации, статья 35, пункт 5).

Зарубежные гости Московского экономического форума, прошедшего недавно, напомнили академическому сообществу о том, что путь в несырьевое будущее России лежит через восстанов­ление системы начального профобразования.

Чтобы решить эту задачу Минобрнауки привлекает кредит в 10 млрд. руб. у Международного банка реконструкции и развития (МБРР) на инновационный проект системы подготовки рабочих кадров в колледжах и ПТУ регионов России.

В проекте примут участие специ­алисты с международным опытом, будет разработана программа заимствований и развития человеческого потенциала России, интеграции в ПТУ и колледжах международного и отечественного опыта привлечения предпринимателей, соз­дания кафедр и стажировочных пло­щадок на базе предприятий.

Не менее важно будет участие реги­онов России в национальных и междуна­родных конкурсах и олимпиадах рабочих профессий.

Главным ресурсом эффективности профобразования считается расширение до 80% временного сектора практиче­ских занятий, организация стажировок экспертов, мастеров производственного обучения, преподавателей и студентов в учебных центрах Германии, Франции, Финляндии и Швеции.

Другой источник эффективности — оптимальное развитие всех уровней непрерывного профобразования — начального, среднего и высшего, через которые проходит становление личности каждого человека — профессионала.

Каждый уровень по ФЗ «Об обра­зовании в РФ» есть благо — все то, что способно   удовлетворять   потребности людей, приносить пользу, доставлять удовольствие.

Основой всей пирамиды служит начальный уровень образования. Без приобретения начального блага граж­данин не может реализовать свое кон­ституционное право получить и другие уровни образования. Принцип «от про­стого к сложному» в педагогике еще никто не отменил. Не усвоив азбуку ремесел, человечество рисковало остаться на под­ходе к первобытно общинному строю. Но и более «свежий» конфуз педологии 30-х годов XX века по переносу про­граммы высшей школы в младшие классы не остановил в 2008 году ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова от про­вокационного предложения отменить начальное профобразование:

«Современное производство не нуж­дается в разнорабочих, обученных в системе начального профессионального образования. Загонять своих граждан в недообразование, потому что у нас есть такие рабочие места, неправильно. Ни одна страна не идет на это. В раз­витых странах такие ниши заполня­ются мигрантами»…

«Что же касается техникумов, мы с коллегами предложили перейти к формату прикладного бакалавриата, которое по социальному статусу будет соответствовать обучению в вузе. Но не закрывается путь на основную стезю: можно будет доучиться два года и полу­чить диплом академического бакалав­риата».

Через шесть лет бывший преподава­тель научного коммунизма с 10 летним стажем зафиксировал итог содеянного: «Большинство наших вузов — это, по сути, техникумы и учить там надо не инженеров, а техников на программах прикладного бакалавриата».

Следует уточнить: самые лучшие вузы не рассчитаны на обучение специ­алиста со средним профобразованием, как и техникумы — на подготовку специ­алистов рабочих профессий. Дело в том, что уровни среднего и начального профобразования — не тупиковые, каждый из них имеет свою нишу непре­рывного развития. Кузьминов может этого не знать, но зачем же действовать по советам «незнайки»?

Корни творческого, инновационного процесса находятся в начальном про­фобразовании. Можно вспомнить кора­блестроителя Петра Титова, создателя АК-47 Михаила Калашникова и основа­теля «Эппл» Стива Джобса. Начальное благо составляет каркас результата интеллектуальной деятельности, где по Михаилу Жванецкому среди тысяч идей и мыслей можно найти десяток законов.

По мнению директора Департамента государственной политики в сфере под­готовки рабочих кадров и ДПО Миноб-рнауки Натальи Золотаревой, зару­бежные стандарты включают все уровни образовательных стандартов России — начальный, средний и высший. На этом основании чиновник делает вывод: «Получается, что значительная часть нашего высшего образования — это в действительности среднее профессио­нальное образование по меркам WSI».

Однако все блага WSI относятся не к содержанию образования и программы инженера и техника, а к подготовке ква­лифицированного рабочего.

Как и в России, во всем мире врач или инженер — это «король», действующий совместно со своей свитой из специ­алистов начального и среднего профо­бразования, имеющих соответствующие когнитивные «стыковочные узлы» между собой. Создание этих узлов требуется закладывать в стандарт любого уровня образования.

В медицине такие стандарты имену­ются протоколами. Трудно представить регламент хирурга во время операции без ассистентов, реаниматолога, хирурги­ческой сестры, других, в том числе сани­тарки,— разных специалистов, отвеча­ющих за один общий результат.

Сегодня подобных требований к стандартам всех уровней профобразо­вания нет.

В великом и могучем русском языке содержание единого понятия «образо­вание» имеет два смысла — это и процесс, это и результат воспитания и обучения.

С учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образо­вательный стандарт (ФГОС) содержит требования по овладению в процессе обучения знаниями, умениями и навыками, вне связи с получением обучаю­щимися ожидаемых, конечных, практи­ческих и системных результатов.

Не многие знают, кто такие манкурты. В 1980 году вышел в свет роман Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», вписавший это понятие в литературу и историю. Манкурты — это рабы, чья память стиралась по изуверской техно­логии. Они забывали все,— родных, тра­диции, теряли все человеческие чувства и нуждались только в удовлетворении своих органических потребностей и инстинктов. Манкурт  ценился  гораздо   выше  других

невольников и даже соплеменников пре­данностью хозяину, способностью слепо и безропотно выполнять тяжелую, нудную работу. Сегодня по его лекалам кроится образ «юзера» — пользователя.

Разрушить систему профобразо­вания проще, чем вырвать у манкурта историческую память. Требуется лишь убрать из программы оправу — трудовое и патриотическое воспитание и осваи­вать знания, умения и навыки вне ключе­вого целеполагания, без опоры на долго­срочную перспективу инновационного развития производства.

  Социалистическое соревнование и коллективный труд раскрыли потен­циал «Трудовых резервов» в СССР и Кружков Контроля Качества в Японии. Ученые Института социологии РАН показали, что карьерный «транзит» ква­лифицированного рабочего упирается в технологический тупик предприятия. Инновационные признаки отсутствуют в утвержденном в декабре 2013 г. Миноб-рнауки ФГОС среднего профессиональ­ного образования по профессии «Слесарь по строительно-монтажным работам», как, впрочем, и по остальным…

О. Л. Сергеев,

к-т техн. наук,

эксперт Всероссийского фонда

образования

Be the first to comment on "Стандарт манкурта для инновационного профобразования"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*