Сумма решений в движении, Инновационная продукция ОАО «Морской завод Алмаз»
19 мая, 2019
Генеральный директор ОАО «Морской Завод Алмаз» С.А. Породников Директор — главный конструктор ООО «Агат Дизайн Бюро»
ОАО «Морской Завод Алмаз» для нужд одной из силовых структур РФ в рамках госзаказа построен, испытан и передан в эксплуатацию многоцелевой скоростной катер проекта А125-М1, шифр «Марлин». Все стадии проектных работ, включая разработку технического проекта, РКД, ПСД и эксплуатационной документации выполнены ООО «Агат Дизайн Бюро».
Катер предназначен для выполнения специальных задач, в том числе патрулирования и наблюдения для пресечения нелегального судоходства и контрабанды, перехвата и досмотра судов нарушителей, взаимодействия с пограничными и другими кораблями, осуществления морских контртеррористических рейдов, охраны объектов прибрежной инфраструктуры, морских гаваней и побережья, участия в поисковых и спасательных операциях.
Районом плавания катера является прибрежная зона морей, проливы, устья рек, с удалением от места убежища до 100 миль, в светлое и тёмное время суток, в свободный ото льда навигационный период при температура воздуха в диапазоне от -5 до +30ОС и воды от +0 до +27 ОС.
Тип катера — однопалубное судно с несколько смещенным в корму расположением одноярусной рубки, кормовым машинным отделением, двухвальной дизельной энергетической установкой, спроектировано и построенено с учётом требований Правил Классификации и
постройки высокоскоростных судов 2004 г. вчасти корпуса, якорного и швартовного устройств и Правил Российского Морского Регистра Судоходства 2005 г. Главные размерения:
Длина габаритная —20,9 м
Длина наибольшая — 18,9 м
Длина по KB Л — 17,1м
Ширина габаритная — 4,8 м
Ширина наибольшая — 4,66 м
Высота борта на миделе — 3,14 м Высота борта в корме — 2,85 м
Осадка на миделе —1,16 м
Осадка габаритная — 1,55 м
На катере предусмотрено размещение следующих запасов:
Полный запас топлива — 3,5 т Наибольший запас топлива — 4,78 т Полный запас масла — 0,018 т Полный запас воды — 0,6 т. На катере предусмотрено размещение 2 человека экипажа и 6 человек спецперсонала.
Скорость хода при полном водоизмещении, чистом свежеокрашенном корпусе, использовании мощности двигателей 2×1630 кВт, волнении моря не более 1 балла, скорости ветра не более 5 м/с и глубине воды не менее 5 м достигает 60 узлов.
Дальность плавания на скорости 45 узлов при полных запасах топлива не менее 370 миль, и 500 миль при наибольших запасах. Автономность по запасам пресной воды и провизии для экипажа и спецперсонала составляет 3 суток.
Мореходные качества катера характеризуются возможностью движения без снижения мощности ГЭУ на 4-балльном волнении (высота волны 3% обеспеченности — 2 м) и со сниженной мощностью на 5-балльном волнении (высота волны 3% обеспеченности — 3.5 м).
В носовой части катера на палубе предусмотрена возможность установки съёмного оборудования специального назначения, которое хранится в специальной кладовой в жилом отсеке.
Корпус катера разделен переборками на 4 водонепроницаемых отсека:
— форпик;
— отсек №2, включающий каюту на 4 чел., центральное помещение с местом для приготовления пищи, спецкладовую, санблок, многофункциональное помещение (кают-компания или каюта с четырьмя спальными местами). На левом борту в центральном помещении предусмотрен лацпорт для подъёма людей с воды;
— машинное отделение (МО);
— ахтерпик.
На верхней палубе, начиная с носа в корму, расположены рулевая рубка, аккумуляторный шкаф, место для отдыха под съёмным тентом, моторная надувная шлюпка с жестким днищем. У кормовой стенки рубки предусмотрено место для размещения компрессора для зарядки аквалангов.
Конструкция корпуса спроектирована в соответствии с Правилами для быстроходных судов Правил Классификации и постройки высокоскоростных судов 2004 г. Расчетное вертикальное ускорение в центре тяжести катера принято равным 19,6 м/с2, что соответствует среднему из 1 процента наибольших ускорений.
В качестве материала основного корпуса и рубки применяется высокопрочный коррозионностойкий свариваемый алюминиево-магниевый сплав марки 1561.
На катере предусмотрены устройства: якорное, швартовно-буксирное, спасательное, шлюпочное, мачтовое, леерное, тентовое, подъемное, интер-цепторы (устройство управления подъемной силой) и транцевая плита.
Катер оборудован системами: осушительной, водопожарной, объемного пожаротушения, вентиляции и отопления, кондиционирования воздуха, пресной воды, забортной воды, сточной, гидравлики, тепло/холодо-носителя, нефтесодержащих трюмных вод.
Энергетика включает главную энергетической установки (ГЭУ), которая обеспечивает движение и маневрирование катера, и вспомогательную энергетической установки (ВЭУ), обеспечивающую катер электроэнергией.
ГЭУ состоит из двух главных двигателей (ГД), расположенных побортно в кормовой части катера и работающих через реверсивные редукторы ZF 3060 на водометные движители. В качестве ГД применяется судовой нереверсивный дизель 16V2000M92 фирмы MTU (Германия) с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха, имеющий максимальную мощность 1630 кВт при внешних условиях по ISO 3046.
ВЭУ представляет собой судовой дизель-генератор (ДГ), расположенный в МО у носовой переборки. Номинальная электрическая мощность ДГ составляет 19.2 кВт при внешних условиях по ISO 3046. Работу энергетики обеспечивают 5 систем: топливная, масляная, газоотвода, воздухоприема и охлаждения.
Водометные движители обеспечивают передний и задний ход катера, маневрирование. Движители спроектированы ООО «Агат Дизайн Бюро» и изготовлены Зеленодольским заводом им. A.M. Горького.
В качестве основного источника электрической энергии на катере приняты один дизель-генератор мощностью 19.2 кВт трехфазного переменного тока 380В, 50 Гц, обеспечивающий питание всего необходимого оборудования во всех эксплуатационных режимах судна, а также
два навешенных на главные двигатели генератора постоянного тока 28 В мощностью 2,2 кВт каждый, обеспечивающие питание всего необходимого оборудования и безопасность катера и пассажиров в ходовом режиме и при маневрировании при выходе из строя дизель-генератора.
В качестве аварийного источника электроэнергии на катере служит одна группа последовательно соединенных АБ VARTA Silver dinamik №6004020833162 ёмкостью 100 Ач, напряжением 24 В. Кроме того, на катере предусмотрено питание сети переменным трехфазным током 380 В, 50 Гц мощностью около 28 кВт от берегового источника.
Для обеспечения радиосвязи с судами и береговыми радиостанциями на катере установлены следующие средства радиосвязи: УКВ-радиоустановка Sailor RT5022 с блоком питания и приемником ЦИВ, ПВ/ КВ-радиоустановка Sailor серии 5000 150 Вт с приемником ЦИВ, спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС/САРСАТ TRON-40S (1 комплект), радиолокационный ответчик TRON SART (2 комплекта), УКВ аппаратура двухсторонней связи Sailor SP-3520, (2 комплекта), УКВ-радиоустановка VX-3200. Для обеспечения спутниковой связи на катере предусмотрен спутниковый телефон. Внутрикатерная связь будет осуществляться с помощью комплекта внутрикора-бельной связи ЕТВ 5.Навигационная безопасность мореплавания на катере достигнута посредством установки следующего навигационного оборудования: магнитного компаса, гиро-индукционного компаса GYRO TRACK, муль-тидисплея RD-30, приемника DGPS GP37, приёмоиндикатора GPS/ГЛО-НАСС Фарватер РК-2006, РЛС Furuno М-1934/С-ВВ/С-МАР с ЖК дисплеем 10,4″ и с платой ARP-11, авторулевого Navpilot 500, системы приёма внешних сигналов SR8200, навигационной электронно-картографической системы, метеодатчика RO-WIND и датчика глубины/температуры 235DT-MSE.
В соответствии с требованиями МППСС-72 на катере установлен комплект навигационных огней. Кроме того, судно оборудовано электроти-фоном Zetfon 120/ЗЗОК, комплектом сигнальных флагов и фигур, которые могут подниматься на фалах мачты, телевизионной системой ночного видения Си Линкс и системой телевещания MARK22CA фирмы NAVAL.
Управление движением и управление техническими средствами катера осуществляется с объединенного пульта управления, установленного в рулевой рубке, двумя операторами (судоводителем и механиком — судоводителем) без постоянной вахты в МО. Управление осуществляется в положении сидя.
Общий срок службы катера обусловлен сроком службы комплектующего оборудования и корпуса, и при правильной эксплуатации и своевременном проведении текущих ремонтов, составляет не менее 20 лет.
Высокие вышеперечисленные характеристики катер подтвердил во время гарантийного периода и в последующий год эксплуатации.
Проект А125М можно в полной мере назвать инновационным. В этом смысле следует отметить следующие полученные резулбтаты:
— достигнуто рациональное сочетание скорости хода, мореходности, топливной экономичности,
маневренных и инерционных свойств за счёт отработанного гидродинамического комплекса в составе корпуса оригинальной геометрии с двумя интегральными скулами и кормовым реданом с автоматически управля
емыми интерцепторами (две пары), водомётных движителей с частично напорными водозаборниками, оптимально расположенных относительно кормового редана;
— спроектированы и серийно изгоавливаются в России водомётные движители ВД-525 (модификации из нержавеющей стали и титана) с высокоэффективными РРУ и джойсти-ковой системой маневрирования на малых ходах, обеспечивающие катеру движение лагом и разворот на месте;
— достигнут уровень обитаемости, обеспечивающий при движении катера на 4-балльном волнении при скорости хода 45 узлов работу экипажа в зоне неутомляемости (порог возникновения «морской болезни» более 16 часов);
— заложенный в проект запас на модернизацию, имеющаяся на сегодня в распоряжении элементная база позволяют создать версию катера со скоростью хода 70 узлов и дальностью плавания 700 миль.
Be the first to comment on "Сумма решений в движении, Инновационная продукция ОАО «Морской завод Алмаз»"