С. В. Маслюк,
ген. директор консалтингового агентства «Роял Арк»
В активно обсуждаемых планах новой индустриализации России особое место занимает машиностроение, как основа качественного долгосрочного социально-экономического роста в экономике. При успешной реализации замысла, данный процесс будет сопровождаться значительным ростом объемов производства, инвестиций и предъявляемых требований к оперативности, эффективности и целостности управления.
Сейчас отрасль находится на стадии выживания — актуальность вопросов подготовки предприятий к меняющейся конъюнктуре рынка, новых возможностей, как никогда высока.
На практике управление в машиностроении осуществляется в довольно сложных условиях, характеризуемых следующими признаками:
1. Реализация портфеля проектов (заказов) в условиях высокой конкуренции за ограниченные финансовые и производственные ресурсы.
2. Недооцененные активы.
3. Достижение предела финансовой и инвестиционной привлекательности.
4. Дефицит квалифицированных специалистов.
В рыночной экономике условиями успешного развития бизнеса является триада:
— Личная мотивация
— Конкурентоспособность
— Концентрация управления
На последнем пункте остановимся особо. Термин «концентрация управления» следует понимать как способность синтезировать три взаимосвязанных компонента:
1. Стратегия развития (целеполагание) — масштабируемость и приспособляемость к внешним условиям.
2. Стратегия управления (планирование) — предвидение и принятие эффективных решений с учетом ограничения ресурсов.
3. Оперативное управление (регулирование) — обеспечение устойчивости стратегии, путем воздействия на объекты управления.Целостным определяющим критерием оценки эффективности бизнеса является его капитализация — способность наличных ресурсов генерировать будущие денежные потоки. Так определяется стоимость бизнеса, которая также может быть определена индикативным способом: произведение EBITDA
(текущей прибыли до налогообложения, увеличенной на амортизационные начисления и начисленные проценты) и индикативного отраслевого коэффициента (7,5 у мировых аналогов).
Влияние и оценка составляющих триады управления на бизнес следующая:
— Стратегия развития — капитализация;
— Стратегия управления — EBITDA и ее индикативный отраслевой коэффициент;
— Оперативное управление -финансовые потери от внештатных ситуаций (ЕВITDА).
Кроме того, стратегию развития можно классифицировать и оценить по критерию протяженности во аремени:
— Долгосрочная — определяет капитализацию бизнеса.
— Среднесрочная — оперирует капитализацией на инвестиционный период.
— Краткосрочная — учитывает текущую капитализацию.
В настоящее время на многих предприятиях машиностроительной отрасли наблюдается нарушение целостности стратегического и оперативного управления, а как следствие — разорванность финансового и производственного управления.
Таким образом, каждое организационное и функциональное направление имеет возможность принимать решения без учета интересов и ограничений другого.
Теперь рассмотрим в целом концепцию связи стратегического и оперативного управления. Целостная система управления подготовки и исполнения решений (ЦСУ ПИР) включает в себя следующие взаимозависимые инструменты:
1. Стратегия:
а. по линии организации: генеральный директор отвечает за подготовку стратегической модели, которую утверждает у собственника;Ь. по линии управления: приведение в соответствие плановой капитализации и ликвидности с целеполаганиями и внешними рисками.
2. Бюджет:
а. по линии организации: функциональные директора отвечают за подготовку бюджетной модели, которую утверждает у генерального директора;
Ь. по линии управления: приведение в соответствие структуры управления, плановой капитализации и ликвидности с ресурсообеспечением и внутренними рисками.
3. Сценарный план:
а. по линии организации: операционный (исполнительный) директор отвечает за подготовку модели портфеля проектов (заказов), которую согласует у функциональных директоров;
Ь. по линии управления: приведение в соответствие бизнес-процессов портфеля проектов (заказов) с ресурсообе-спечением, осуществление бюджетного контроля предполагаемых к подписанию договоров.
4. Прогнозный план:
а. по линии организации: руководители функциональных подразделений отвечают за включение в прогнозный план подписываемых договоров у операционного (исполнительного) директора;
Ь. по линии управления: приведение в соответствие прогнозного бюджета с подписываемыми договорами и рисками, связанными с ними.
5. Прогнозный факт:
а. по линии организации: функциональные исполнители отвечают за управление внештатными ситуациями совместно с руководителями функциональных подразделений;
Ь. по линии управления: приведение потерь от внештатных ситуаций в пределах допущений бюджета, в противном случае инициирование внесения изменений в него.
Данная концепция в применении не так сложна, как может показаться на первый взгляд. При этом она в значительной степени позволяет реализовать потенциал промышленного предприятия и, по сути, представляет собой действенный элемент промышленной политики, что называется, «на земле».
Be the first to comment on "Связь стратегического и оперативного управления в машиностроении"