Технологический скаутинг: необходимое настоящее

«Секрет бизнеса заключается в знании того, чего не знают другие»

Современный рынок технологий переживает не самое простое время. Помимо сырьевого кризиса и  развивающейся на его фоне стагнации экономических процессов, большое значение имеют структурные особенности рынка технологий, характерные для нашей эпохи. Компаниям, заинтересованным в  том, чтобы оставаться конкурентноспособными и  идти в  ногу со  временем, необходимо противостоять целому ряду серьезных проблемных течений, в  первую очередь жесткой конкурентной борьбе (большинство рынков на сегодняшний момент сложены, а  новые, едва появившись, заполняются в  предельно короткие сроки), что в  конечном итоге ведет к  конвергенции рынков, и  как следствие к  их постоянной изменчивости. Потому для сегодняшнего дня чрезвычайно актуальна жестокая в своей правдивости латинская поговорка Abducet praedam, qui occurrit prior или её упрощенный славянский вариант о  принадлежности обуви самому расторопному.

В этой связи, ключевой потребностью каждой компании становиться беспрерывный поиск новых решений (инноваций), который представляет собой не только охоту за конкретными узкоспециальными технологиями, но  выступает механизмом определения качественно новых стратегических направлений развития. Это особенно важно для организаций, занимающихся наукоемким производством — построение отлаженной системы сбора актуальной информации способно предотвратить технологическое (и  как следствие экономическое) забвение. В практике подобные исследования известны довольно давно и  в  своей совокупности носят название технологическая или инновационная разведка.

Технологическая разведка это, прежде всего, поиск для производителя нового и потенциально (коммерчески) полезного. Продуктом такого поиска могут выступать готовые изобретения, в т. ч. имеющие вид патентов, а  также идеи и  описания, подчерпнутые в  научной и  практической литературе, в выступлениях специалистов на семинарах, выставках и проч.

Исходя из конкретного предмета, будь то  исследование готовых решений или поиск новых идей, инновационная разведка осуществляется тремя способами:

1) технологический форсайт (прогнозирование развитие ситуации);

2) патентный мониторинг (определение технологий, которые используются конкурентами, для их законного воспроизведения (копирования);

3) технологический скаутинг (выявление новых технологий, которые можно использовать в интересах компании).

Первые два приема довольно хорошо известны российским предпринимателям. История успешно реализованных российских форсайт-проектов насчитывает более 10  лет. О  патентном мониторинге и готовить не приходиться: данный метод конкурентной разведки известен очень давно. Однако о третьем приеме — технологическом скаутинге известно относительно немного.

Среди теоретиков менеджмента технологический скаутинг рассматривается как адекватная ответная реакция на  расширение инновационного рынка, которое вызвано развитием глобализационных профессоров в наукоемких областях.

Технологический скаутинг, прежде всего, выполняет две важнейшие задачи. Во-первых, он помогает определить научные и  технологические новшества, которые могут быть использованы в интересах компании. Поиск может быть направлен на  определенную узкоспециализированную технологическую область (технологический мониторинг), или иметь ненаправленных характер (сканинг технологий), т. е. поиск инноваций в областях, еще не освоенных мощностями компании. Во-вторых, скаутинг облегчает или значительно осуществляет сорсинг технологий, что является благом не только для коммерсантов, но и для изобретателей.

Разумеется, отдельными элементами технологического скаутинга в  той или иной мере занимаются многие компании. Однако скаутинг, как «тотальная» систематическая деятельность, имеющая свою определенную профессиональную методологию, не слишком распространена в  России. Причин этому может быть несколько: низкая осведомленность предпринимателей о  новейших методах конкурентной разведки, высокая стоимость «содержания» сотрудников, деятельность которых была  бы полностью (full time) направлен на на поисковую деятельностью (что делает технологический скаутинг доступным только крупному бизнесу), а  также практически полное отсутствие компаний, предлагающих аутсорсинговые услуги в данной области.

И действительно, при даже очень приблизительных подсчетах выясняется, что стоимость обеспечения деятельности отдела инновационной разведки, в  зависимости от  направления, варьируется от  нескольких десятков до  нескольких сотен тысяч долларов США в  месяц, что может быть серьезным препятствием для владельцев малых и средних предприятий на пути к новым технологиям. Более того, сфера технологического скаутинга для России новая, и  опытных специалистов, способных эффективно решать задачи вовсе немного.

В этом плане примечателен китайский опыт развития технологического скаутинга и  конкурентной разведки, где проблема высокозатратности технологического скаутинга была решена за  счет поддержки государственного аппарата, под эгидой которого были созданы специализированные разведывательные организации (Система научно-технической информации и  Система экономической информации). За  последние 10  лет эти структуры, силой привлечения довольно крупных ресурсов наладили технологический скаутинг на  национальном качественно-высоком уровне, в первую очередь с целью копирования (и массового производства) ведущих и наиболее «трендовых» мировых hitech разработок. Следует добавить, что государственные программы по  финансированию технологического скаутинга существуют также в  Индии, США и  Испании. Что неудивительно, т. к. государственный аппарат не менее коммерсантов заинтересован в  развитии технологий внутри страны.

Но как, при отсутствии административно-государственной помощи, наладить инновационную разведку владельцам малых и  средних предприятий? Выход может быть найден в сотрудничестве с квалифицированными техно-скаутинговыми агентствами, которые в  ограниченный срок способны найти технологию для развития (или оживления) бизнеса, а  также предоставить Заказчику необходимые данные для предварения этой технологии в  жизнь. Стоимость услуг подобных компаний значительно ниже, нежели затраты на  содержание собственных «разведчиков». К  тому  же, за  счет богатого и  весьма многопрофильного опыта, сторонние техноскауты могут добиться гораздо большего результата.

На данный момент в  России рынок техноскаутинговых агентств крайне мал. В  Москве и  Санкт-Петербурге найдется не более полудюжины организаций имеющих навыки в данной области.

Одной из  таких немногих компаний является петербургская компания «РексЛекс Нова», которая может предложить своим клиентам как обширную (более 500) базу уже сформированных проектов, так и найти технологию в конкретной области «под заказ».

А. Онассис

Е. С. Кудряшов,

эксперт по трансферу технологий

ООО «РексЛекс Нова»

Be the first to comment on "Технологический скаутинг: необходимое настоящее"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*