Технологическое лидерство: цель, достижение, развитие

ОТ РЕДАКЦИИ: 8 октября 2012 года между СПбПУ и ОАО «Климов» заключено соглашение о сотрудничестве,  которое  подписали ректор СПбПУ член-корр. РАН Андрей Иванович Рудской и исполнительный директор ОАО «Климов» Александр  Иванович Ватагин. В  соответствии с  соглашением, стороны проводят совместные работы по  созданию новых элементов  двигателей для вертолетов и самолетов; разработку и производство перспективных материалов с новыми свойствами, современных систем управления двигателями на отечественной элементной базе. ОАО «Климов» — ведущий отечественный разработчик и производитель газотурбинных двигателей полного цикла, член  Союза машиностроителей России.

Предприятие занимается разработкой, производством и сервисным обслуживанием двигателей для вертолетов, а также реактивных двигателей для истребительной авиации. ОАО «Климов» входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО «УК ОДК») — 100% дочерней  компании ОАО «ОПК ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами. Двигателями разработки ОАО  «Климов» оснащено более 90% вертолетного парка России, в  том числе они эксплуатируются в  составе спецотряда ГТК  «Россия» на вертолетах Президента РФ. О научных достижениях Санкт-Петербургского политехнического университета и его взаимодействиях с предприятиями  Союза Машиностроителей мы попросили рассказать член-корр. РАН, ректора СПбПУ Андрея Ивановича Рудского. 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО: ЦЕЛЬ, ДОСТИЖЕНИЕ, РАЗВИТИЕ

str-42

— Андрей Иванович, как Вы видите  план развития научной части своего университета в том числе и с предприятием  Союза Машиностроителей?

— Для стабильного развития нашего  университета важно иметь сильную  научную составляющую. Необходимо  увеличить активность в  области поиска  финансовой поддержки в  виде грантов,  предоставляемых как российскими,  так и  зарубежными фондами. На  сегодняшний день мы привлекаем около  650  млн.руб., тогда как потенциал университета позволяет удвоить значение. Еще один значимый показатель  научной эффективности — взаимодействие с  промышленностью, в  том числе  и  Союзом Машиностроителей. Продвижение наших разработок, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и, в  целом, выполнение работ  по заказам предприятий являются одним  из  основных приоритетов развития  университета. Существующие показатели в  виде 900  млн.руб. привлеченных  средств должны быть также увеличены,  как минимум, вдвое. Еще одним важным критерием  эффективности науки в  университете  является публикационная активность.  Здесь за  ближайшие годы были достигнуты значительные успехи. Количество  публикаций сотрудников университета  за  прошедшие три года увеличилось  более чем в три раза. Задача ближайшего  будущего сделать качественный скачок,  который связан с  увеличением количества публикаций в  высокорейтинговых  международных изданиях. Конечная цель  должна быть связана с повышением репутации университета в  мировом научном  сообществе, что автоматически приведет  к росту позиции Политехнического университета во  всех международных рейтингах.

— Андрей Иванович, Политех всегда  был на  передовых рубежах научно-технологического прогресса. Сейчас активно  обсуждается тема эпохи Индустрии 4.0.  Каково, скажите, место машиностроения в  этой новой промышленной революции?

— В рамках четвертой промышленной  революции ожидается развитие принципиально другой структуры производства и  иное содержание производственных процессов, ориентированных  на  широкое внедрение интернета  и цифрового управления в промышленности. Один из  аспектов смены технологического уклада связан с появлением  гибридных машиностроительных технологий, когда для изготовления изделия  в  одном производственном цикле  используется воздействия различных  методов, например, лазерноплазменная  технология. Синергическое соединение  разных методов воздействия позволяет  устранить недостатки каждого из  этих  методов и в то же время добиться принципиально нового эффекта по  технологическим возможностям. Однако  сегодня широкое практическое применение гибридных технологий в промышленности сдерживается отсутствием  необходимого станочного оборудования.  Для решения этой задачи необходима  глубокая модернизации действующего  оборудования или создание нового специального оборудования агрегатномодульного построения с  дополнительными источниками энергии. Такие  системы позволяют реализовывать аддитивную и  субтрактивную обработку,  лазерную наплавку, маркировку, резку,  сверление, подогрев, термическую обработку, закалку, чистку и автоматический  контроль геометрии изделия, изготавливать ремонтировать и  восстанавливать  изделия, а  также наносить покрытия,  сократив время производства в 2–5 раз. Сегодня Политех приступил к  амбициозному проекту по  созданию отечественного гибридного станка, способного реал Этот проект реализуется в  рамках  созданного Консорциума СПбПУ‑ВИАММГТУ им.  Н. Э. Баумана по  заказу  РОСАТОМ.

— Всем хорошо известно, что задача  вашего университета — это не только  подготовка кадров, но  и  ведение работ  в  области, где компетенции вуза соответствуют требованиям ведущих предприятий России. Выход на новый уровень  компетенций и взаимоотношений между  Политехническим университетом и ОАО  «Климов» — это очередной шаг на  пути  развития нашего сотрудничества?

— Да, совместная деятельность  СПбПУ и  ОАО «Климов» нацелена  на  развитие мультидисциплинарных  научных исследований и  наукоемких  инноваций мирового уровня. В  этом  отношении мы очень плотно интегрируемся с  различными машиностроительными организациями. Так 3  июня  2014 г. в Санкт‑Петербургском политехническом университете Петра Великого  состоялось торжественное открытие  международного научно‑образовательного центра «Металлообрабатывающие автоматизированные производства» (МНОЦ «МАП») — совместного  центра с  иностранными высокотехнологичными компаниями. Соучредитель  Центра — компания DMG MORI —  один из  ведущих производителей промышленного оборудования, входящий  в  пятерку мировых лидеров по  производству многофункциональных обрабатывающих центров с  ЧПУ. Целью  деятельности МНОЦ «МАП» является  разработка методического обеспечения,  а также адаптация методик зарубежных  высокотехнологичных компаний (DMG  MORI, Walter, Siemens и др.) для организации курсов подготовки и  повышения  квалификации студентов, магистрантов,  аспирантов и  преподавателей СПбГПУ  и  других учебных заведений, специалистов металлообрабатывающих автоматизированных производств на  станках  с  ЧПУ, а  также оказание инжиниринговых услуг в области металлообработки  на станках с ЧПУ.

— Совсем недавно Московский университет машиностроения, ваш университет и  Томский политехнический  университет запустили Всероссийскую  инженерную Олимпиаду в рамках технологической инициативы. Не могли бы Вы  рассказать об  этом проекте более подробно?

— Кроме перечисленных вузов соорганизаторами данной олимпиады выступили Агентство стратегических инициатив (АСИ) и  Российская венчурная  компания (РВК). Участники будут  соревноваться по четырем профильным  направлениям, которые выбраны  на  основе Национальной технологической инициативы — программы глобального технологического лидерства  России к  2035  году. В  рамках направления «Автономные транспортные  системы» участники соревнования будут  создавать и  управлять беспилотным  грузовым транспортом на  суше, море  и  в  воздухе, а  также обеспечивать взаимодействие со  спутниковыми системами. Направление «Интеллектуальные  энергетические системы» посвящено  решению задач построения умных электрических сетей (Smart Grid), которые  объединят потребителей с  различными  объектами генерации, в  том числе возобновляемыми источниками энергии  и  накопителями энергии, в  единую  систему, оптимизируя графики производства электроэнергии и минимизируя  расход ресурсов. В рамках направления  «Большие данные и машинное обучение»  будут предложены задачи, связанные  с анализом «Больших данных» (Big Data)  и  разработкой приложений. Направление «Космические технологии» предоставит возможность конструировать  и  программировать функциональную  модель спутника, рассчитывать траектории посадки аппаратов на  поверхность планет Солнечной системы. Победители смогут включить выполненные  инженерные проекты в свое портфолио,  а  университеты‑организаторы (СПбПУ  Петра Великого, МАМИ и  ТПУ) будут  учитывать эти достижения при поступлении.

— Как складываются ваши отношения с реальным сектором экономики?

— Взаимодействие с  реальным  сектором экономики строится как  на заказах, инициированных со стороны  предприятий, так и на поддержке наших  инициатив. Но  необходимо понимать,  что предприятиям, по  сути дела, нужен  готовый продукт. Реальный сектор экономики не готов вкладываться в  разработки, где результат можно получить  только через 3–5  лет. Также, в  настоящее время решается важная задача  по импортозамещению, где университет  активно взаимодействует с  промышленностью. Приведу лишь несколько  направлений научной деятельности  университета в  этой области: лазерные  и аддитивные технологии, нано и микросистемная техника, интеллектуальные  системы управления и  многие другие.  Среди внедренных разработок университета можно, безусловно, отметить технологию и оборудование для гибридной  лазерно‑дуговой сварки судокорпусных  конструкций, основанные на  использовании излучения мощного волоконного  лазера в  комбинации с  электрической  дугой. В отличии от традиционно используемых технологий дуговой сварки,  новая технология позволяет повысить  скорость сварки более чем в 3 раза, сваривать за один проход металл толщиной  до 20 мм по зазорам до 2 мм, что ранее  было недостижимо. Разработка выполнялась по заказу АО «Центр технологии  судостроения и  судоремонта» (ЦТСС),  где и  была внедрена для изготовления  технологической линии изготовления  плоских секций, применяемых при  постройке речных судов. На  кафедре  «Телематика» разработана технология  контроля доступа к  информационным  ресурсам с использованием межсетевых  экранов, работающих в  режиме полной  скрытной фильтрации. Созданные  на базе данной технологии экраны являются основными средствами защиты  информации в  ряде государственных  ведомств, в  том числе федеральной  таможенной службы, госкорпорации  «Росатом», Объединенной авиастроительной корпорации и  др. В  институте  физики, нанотехнологий и  телекоммуникаций СПбПУ разработана система  беспроводного мониторинга и  управления газотурбинным двигателем для  вертолетов и  самолетов. Эта работа  выполнена по  заказу ПО  им.  Климова  в  2013–2015  годах и  в  настоящее время  созданные микрочипы проходят экспериментальную проверку на  действующем двигателе вертолета. Изюминкой  проекта явилось то, что энергия для  передачи сигналов по мониторингу двигателя вырабатывается путем эффективного преобразования тепловой  энергии двигателя в  электрическую.  В  этой работе сфокусировались результаты исследований теоретических  физиков и прикладные разработки. Путь  от  теории до  практики составил менее  2 лет. На наш взгляд, это очень хороший  результатизовать на  одной платформе  аддитивную и субтрактивную обработку  металлических сплавов.

Be the first to comment on "Технологическое лидерство: цель, достижение, развитие"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*