ОТ РЕДАКЦИИ: 8 октября 2012 года между СПбПУ и ОАО «Климов» заключено соглашение о сотрудничестве, которое подписали ректор СПбПУ член-корр. РАН Андрей Иванович Рудской и исполнительный директор ОАО «Климов» Александр Иванович Ватагин. В соответствии с соглашением, стороны проводят совместные работы по созданию новых элементов двигателей для вертолетов и самолетов; разработку и производство перспективных материалов с новыми свойствами, современных систем управления двигателями на отечественной элементной базе. ОАО «Климов» — ведущий отечественный разработчик и производитель газотурбинных двигателей полного цикла, член Союза машиностроителей России.
Предприятие занимается разработкой, производством и сервисным обслуживанием двигателей для вертолетов, а также реактивных двигателей для истребительной авиации. ОАО «Климов» входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО «УК ОДК») — 100% дочерней компании ОАО «ОПК ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами. Двигателями разработки ОАО «Климов» оснащено более 90% вертолетного парка России, в том числе они эксплуатируются в составе спецотряда ГТК «Россия» на вертолетах Президента РФ. О научных достижениях Санкт-Петербургского политехнического университета и его взаимодействиях с предприятиями Союза Машиностроителей мы попросили рассказать член-корр. РАН, ректора СПбПУ Андрея Ивановича Рудского.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО: ЦЕЛЬ, ДОСТИЖЕНИЕ, РАЗВИТИЕ

— Андрей Иванович, как Вы видите план развития научной части своего университета в том числе и с предприятием Союза Машиностроителей?
— Для стабильного развития нашего университета важно иметь сильную научную составляющую. Необходимо увеличить активность в области поиска финансовой поддержки в виде грантов, предоставляемых как российскими, так и зарубежными фондами. На сегодняшний день мы привлекаем около 650 млн.руб., тогда как потенциал университета позволяет удвоить значение. Еще один значимый показатель научной эффективности — взаимодействие с промышленностью, в том числе и Союзом Машиностроителей. Продвижение наших разработок, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и, в целом, выполнение работ по заказам предприятий являются одним из основных приоритетов развития университета. Существующие показатели в виде 900 млн.руб. привлеченных средств должны быть также увеличены, как минимум, вдвое. Еще одним важным критерием эффективности науки в университете является публикационная активность. Здесь за ближайшие годы были достигнуты значительные успехи. Количество публикаций сотрудников университета за прошедшие три года увеличилось более чем в три раза. Задача ближайшего будущего сделать качественный скачок, который связан с увеличением количества публикаций в высокорейтинговых международных изданиях. Конечная цель должна быть связана с повышением репутации университета в мировом научном сообществе, что автоматически приведет к росту позиции Политехнического университета во всех международных рейтингах.
— Андрей Иванович, Политех всегда был на передовых рубежах научно-технологического прогресса. Сейчас активно обсуждается тема эпохи Индустрии 4.0. Каково, скажите, место машиностроения в этой новой промышленной революции?
— В рамках четвертой промышленной революции ожидается развитие принципиально другой структуры производства и иное содержание производственных процессов, ориентированных на широкое внедрение интернета и цифрового управления в промышленности. Один из аспектов смены технологического уклада связан с появлением гибридных машиностроительных технологий, когда для изготовления изделия в одном производственном цикле используется воздействия различных методов, например, лазерноплазменная технология. Синергическое соединение разных методов воздействия позволяет устранить недостатки каждого из этих методов и в то же время добиться принципиально нового эффекта по технологическим возможностям. Однако сегодня широкое практическое применение гибридных технологий в промышленности сдерживается отсутствием необходимого станочного оборудования. Для решения этой задачи необходима глубокая модернизации действующего оборудования или создание нового специального оборудования агрегатномодульного построения с дополнительными источниками энергии. Такие системы позволяют реализовывать аддитивную и субтрактивную обработку, лазерную наплавку, маркировку, резку, сверление, подогрев, термическую обработку, закалку, чистку и автоматический контроль геометрии изделия, изготавливать ремонтировать и восстанавливать изделия, а также наносить покрытия, сократив время производства в 2–5 раз. Сегодня Политех приступил к амбициозному проекту по созданию отечественного гибридного станка, способного реал Этот проект реализуется в рамках созданного Консорциума СПбПУ‑ВИАММГТУ им. Н. Э. Баумана по заказу РОСАТОМ.
— Всем хорошо известно, что задача вашего университета — это не только подготовка кадров, но и ведение работ в области, где компетенции вуза соответствуют требованиям ведущих предприятий России. Выход на новый уровень компетенций и взаимоотношений между Политехническим университетом и ОАО «Климов» — это очередной шаг на пути развития нашего сотрудничества?
— Да, совместная деятельность СПбПУ и ОАО «Климов» нацелена на развитие мультидисциплинарных научных исследований и наукоемких инноваций мирового уровня. В этом отношении мы очень плотно интегрируемся с различными машиностроительными организациями. Так 3 июня 2014 г. в Санкт‑Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось торжественное открытие международного научно‑образовательного центра «Металлообрабатывающие автоматизированные производства» (МНОЦ «МАП») — совместного центра с иностранными высокотехнологичными компаниями. Соучредитель Центра — компания DMG MORI — один из ведущих производителей промышленного оборудования, входящий в пятерку мировых лидеров по производству многофункциональных обрабатывающих центров с ЧПУ. Целью деятельности МНОЦ «МАП» является разработка методического обеспечения, а также адаптация методик зарубежных высокотехнологичных компаний (DMG MORI, Walter, Siemens и др.) для организации курсов подготовки и повышения квалификации студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей СПбГПУ и других учебных заведений, специалистов металлообрабатывающих автоматизированных производств на станках с ЧПУ, а также оказание инжиниринговых услуг в области металлообработки на станках с ЧПУ.
— Совсем недавно Московский университет машиностроения, ваш университет и Томский политехнический университет запустили Всероссийскую инженерную Олимпиаду в рамках технологической инициативы. Не могли бы Вы рассказать об этом проекте более подробно?
— Кроме перечисленных вузов соорганизаторами данной олимпиады выступили Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российская венчурная компания (РВК). Участники будут соревноваться по четырем профильным направлениям, которые выбраны на основе Национальной технологической инициативы — программы глобального технологического лидерства России к 2035 году. В рамках направления «Автономные транспортные системы» участники соревнования будут создавать и управлять беспилотным грузовым транспортом на суше, море и в воздухе, а также обеспечивать взаимодействие со спутниковыми системами. Направление «Интеллектуальные энергетические системы» посвящено решению задач построения умных электрических сетей (Smart Grid), которые объединят потребителей с различными объектами генерации, в том числе возобновляемыми источниками энергии и накопителями энергии, в единую систему, оптимизируя графики производства электроэнергии и минимизируя расход ресурсов. В рамках направления «Большие данные и машинное обучение» будут предложены задачи, связанные с анализом «Больших данных» (Big Data) и разработкой приложений. Направление «Космические технологии» предоставит возможность конструировать и программировать функциональную модель спутника, рассчитывать траектории посадки аппаратов на поверхность планет Солнечной системы. Победители смогут включить выполненные инженерные проекты в свое портфолио, а университеты‑организаторы (СПбПУ Петра Великого, МАМИ и ТПУ) будут учитывать эти достижения при поступлении.
— Как складываются ваши отношения с реальным сектором экономики?
— Взаимодействие с реальным сектором экономики строится как на заказах, инициированных со стороны предприятий, так и на поддержке наших инициатив. Но необходимо понимать, что предприятиям, по сути дела, нужен готовый продукт. Реальный сектор экономики не готов вкладываться в разработки, где результат можно получить только через 3–5 лет. Также, в настоящее время решается важная задача по импортозамещению, где университет активно взаимодействует с промышленностью. Приведу лишь несколько направлений научной деятельности университета в этой области: лазерные и аддитивные технологии, нано и микросистемная техника, интеллектуальные системы управления и многие другие. Среди внедренных разработок университета можно, безусловно, отметить технологию и оборудование для гибридной лазерно‑дуговой сварки судокорпусных конструкций, основанные на использовании излучения мощного волоконного лазера в комбинации с электрической дугой. В отличии от традиционно используемых технологий дуговой сварки, новая технология позволяет повысить скорость сварки более чем в 3 раза, сваривать за один проход металл толщиной до 20 мм по зазорам до 2 мм, что ранее было недостижимо. Разработка выполнялась по заказу АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС), где и была внедрена для изготовления технологической линии изготовления плоских секций, применяемых при постройке речных судов. На кафедре «Телематика» разработана технология контроля доступа к информационным ресурсам с использованием межсетевых экранов, работающих в режиме полной скрытной фильтрации. Созданные на базе данной технологии экраны являются основными средствами защиты информации в ряде государственных ведомств, в том числе федеральной таможенной службы, госкорпорации «Росатом», Объединенной авиастроительной корпорации и др. В институте физики, нанотехнологий и телекоммуникаций СПбПУ разработана система беспроводного мониторинга и управления газотурбинным двигателем для вертолетов и самолетов. Эта работа выполнена по заказу ПО им. Климова в 2013–2015 годах и в настоящее время созданные микрочипы проходят экспериментальную проверку на действующем двигателе вертолета. Изюминкой проекта явилось то, что энергия для передачи сигналов по мониторингу двигателя вырабатывается путем эффективного преобразования тепловой энергии двигателя в электрическую. В этой работе сфокусировались результаты исследований теоретических физиков и прикладные разработки. Путь от теории до практики составил менее 2 лет. На наш взгляд, это очень хороший результатизовать на одной платформе аддитивную и субтрактивную обработку металлических сплавов.
Be the first to comment on "Технологическое лидерство: цель, достижение, развитие"