ТЕХНОЛОГИИ ЛИДЕРСТВА в эпоху ропота и небрежения

А. А. Ходус, к-т эк. наук

Как вы думаете, нуждается ли обычный человек в поводыре? Соврменная либеральная традиция утверждает, что нет. Человек, мол, существо свободное и должно быть избавлено от «навязанных» ему ценностей и ориентиров. Т.е. индивид должен ходить (во всех смыслах) там и туда, куда глаза глядят. Однако, глаза любого бродящего во тьме, как показывает практика, все равно ищут ориентира, маяка. Не хочется ведь просто болтаться как известная субстанция в проруби. Хочется постичь смысл. Ну и добраться до цели, конечно. Кто же сегодня продуцирует смыслы? Все кому не лень. Недавно мне на глаза попалась статья в «любимой» газете «Ведомости» за 17.07.13 г под названием «Корпоративное

язычество» (перепечатка из за 25.06.13 г). Как водится, не давая собственных оценок явлению, автор рас¬сказывает про «передовой» опыт офисных сотрудников, придумывающих себе раз¬личные ритуалы, чтобы задобрить некие силы, не отпугнуть удачу и гарантировать увеличение денежного потока. С шутками и прибаутками, сам того не желая, автор констатирует серьезные вещи — дефицит в деловой среде общепринятых ценностей и воспроизводящих их традиций, чье место занимают маловразумительные языческие действа. А ведь были ценности. Ценности, которым западная цивилизация обязана своим существованием. Наберемся смелости, на которую не решились Ведомости и честно признаемся, что речь идет именно о христианских ценностях. Н-да, чему угодно готовы поклоняться лишь бы не Ему… Неужели «квартирный вопрос» настолько все испортил?

Может быть, я усложняю, и ребята просто пытаются мотивировать себя на достижение результата, а как они это делают — неважно? Хорошо, порассуждаем в рамках материалистической традиции «всего лишь» о приоритете мотивации перед технологией. Думаете, действительно нужно научиться хорошо мотивировать и жизнь наладится? Тут к месту вспомнить Эдвардса Деминга, который проводил следующий наглядный эксперимент. Он просил слушателей назвать любые известные им способы мотивации — материальную, карьерную, отрицательную, эмоциональную и пр. После этого приглашал одного из слушателей к доске, завязывал ему глаза и просил выбрать из миски с разноцветными шариками 10 белых с помощью любого из только что озвученных способов мотивации. Понятно, что никому ни разу не удавалось выполнить просьбу. Таким образом, приоритет технологии перед мотивацией был очевиден всем. На самом деле, перед нами не просто шалости международного «офисного планктона», а работающая технология распознавания в коллективе «своих» и «чужих». «Чудишь» вместе со всеми, значит свой, отказываешься — кандидат на вылет. Культивирование подобных «ритуалов и традиций» позволяет реально управлять коллективом. Такая вот технология… Правда состоит в том, что человек, занимающийся рискованными видами деятельности (финансист, военный, спортсмен и т.д.) действительно отдает себе отчет, что он никоим образом не контролирует и не гарантирует желаемый для себя результат. Так формируется запрос на поддержку неких высших сил. А раз есть мощный спрос, то жди появления контрафакта.

Убедить потребителя, что фейк — это тоже хорошо,— можно. Вопросы, как всегда, возникают потом, на этапе эксплуатации. Каковы надежность, гарантии и сервисное обслуживание такого продукта? А никакие. Они фейку недоступны! В этом и есть главное лукавство (пере¬плата, если оперировать экономическими категориями).

Как же сбивают с толку, как работают технологии, недружественные действительно свободной, сознательно делающей выбор между добром и злом (т. е. готовой нести ответственность за выбор) личности? Для начала проводится зачистка от уже сформированных ценностей. Подойдет простое сомнение в них. А сомнения как сейчас называются? Правильно — свобода. Прежде всего, имеется в виду свобода от моральных и нравственных ценностей и обязательств. Их же две тысячи лет назад сформировали. И как сформировали, так они все время управлять индивидом и мешают. Индивид все время норовит сличить предлагаемую модель поведения с эталоном. Отберите эталон, и тогда любой фейк станет «настоящим». Наступит царство «настоящей» свободы. Да, таков он рluribus, о котором на каждой зеленой бумажке написано. А вы думали, там не про царство фейка, а про какое-то другое? Ну, ну…

Два психоэмоциональных явления — ропот и небрежение традиционно поражают наиболее образованные отечественные умы. У вас есть права, требуйте их соблюдения, а обязанности как-нибудь потом выполните, и то если прав добьетесь — нехитрая конструкция, вводящая в соблазн разрушения государства не одно поколение россиян. Работающая технология, проверенная временем, однако! Отказ от признания авторитета власти (где мои права?!) или просто сомнение в ее авторитетности возникает автоматически в любом современном обществе. В эпоху монархий источником власти был Бог, и все общественное строительство осуществлялось под легендой реализации небесного плана, строительства царства Божия на земле. На этом топливе по инерции продолжилось и социалистическое строительство у нас. Потом республиканские формы правления окончательно победили, источником власти стал народ (такая же трудноуловимая величина) и от высоких целей и планов отказались. Управлять стало просто — нужно было чутко прислушиваться к мнению народа и делать то, что он просит. Так как народ везде разный, вкусы у него разные и внезапные, то оказалось, что занимаемся мы реализацией хотелок некоего множества бродящих во тьме индивидов. Когда долго блуждаешь, легко начать блудить, ну, или впасть в отчаяние и тогда мигание любой электрической лампочки воспринимается, как свет Истины. Появление множества локальных авторитетов приводит к своего рода феодальной раздробленности индивидов. А с каждым в отдельности легче справиться, ведь теперь у каждого своя правда и он за нее сражается. Вот и вся нехитрая технология разъединения.

Так что же делать нам, выбирающим с завязанными глазами десять белых шариков и думающим, что это просто понарошку, что это пока виртуал, а не самый настоящий реал. Единственный способ выйти из этого мировоззренческого тупика — это перестать поддаваться сиюминутным настроениям, начать перепроверять, сличать с эталоном. Помните гоголевского «Вия»? Пока семинарист не поддавался на провокации, никакие нападки нечисти ему были не страшны. Классика, однако! А как же избежать соблазна быстро добиться для себя лучшей доли. Бережнее надо друг к другу и к проверенным ценностям. В этой связи не перестаю вспоминать скромный трудовой подвиг начальника аэродрома Ижма Сергея Сотникова (это та ВПП в тайге, на которую сел ТУ-154 авиакомпании «Алроса» с 72 пассажирами на борту), который 12 лет исполнял свой долг без копейки денег. А ведь мог и не исполнять… Как любит повторять один мой друг — «делай что должен, и будь что будет». Это ли не рецепт успеха зрелой личности и здоровая альтернатива любым метаниям?

Каково значение и назначение лидера? Лидер (от глагола «to lead» — вести) — ведущий. Очевидно, ведущий за собой. Не толкающий сзади, не тянущий, а именно ведущий. Ведущий, т.е. ведающий. Не придумавший только что, а именно ведающий, знающий наверняка, получивший весть из надежного источника. Источника авторитетного и проверенного временем. Вероятно, уверенность в авторитетности источника и является силой, избавляющей от необходимости принуждения. Уверенность, избавляющая от избыточной рефлексии и экономящая силы. И действительно, иногда для того, чтобы обездвижить противника достаточно заставить его усомниться в правильности избранного пути. И все, он проиграл — от ворон отстал и к павам не пристал. Любой ли результат важен для идущих следом? Нет, конечно. Они должны получить то, что их волнует и беспокоит. Выигрыш ведомых должен быть очевиден для них.

Как-то так сложилось, что в новейшей истории России повестка дня неизменно формируется кровью: от необходимости установки светофора до борьбы с терроризмом и ужесточения миграционной политики. Такова расплата ведомых за либерализм элит. А ведь либерализм — это ни что иное как равнодушие к любым явлениям жизни — и хорошим, и плохим. Когда сомневаешься, то ничто не очевидно. И только «рынок все отладит». Угу, отладит и наладит… На этот тезис хочется сказать — смотрите внимательнее американское кино. Оно, как ни удивительно, достаточно правдиво. Может потому, что пытается достучаться до подсознания, а там всегда и совесть неподалеку, которая за правду отвечает. Так вот, в одном из эпизодов фильма «Назад в будущее-2», как раз про такую отладку и рассказывается, когда в руки абсолютно аморального типа (максимально толерантного к своим недостаткам) попадает из будущего брошюра с таблицами выигрышей на скачках в следующих десятилетиях. В руках у человека, не обремененного моралью, оказывается ресурс по организации окружающей действительности на свой лад. И вроде бы тот же капитализм у парня получился, но уж очень либеральный…

Толерантность, избегание любых оценочных суждений по любому аспекту жизни есть уклонение от поиска Истины, ветхозаветная расслабленность. А расслабленность всегда считалась болезнью Души, Духа. В конечном итоге всегда страдало тело — любимая игрушка наших дней, практически идол. Нежелание брать на себя ответственность за свои оценки, свою позицию есть равнодушие к Истине, а значит противление ей. С экономической точки зрения ценность либерализма для его адептов состоит в самоценности накопительства: необходимость какой-либо деятельности никогда не очевидна, все пути хороши, и тогда наилучший способ сохранить ресурсы — это их вообще ни на что не тратить. Иными словами «чем больше мы построим, тем больше разрушится, чем больше разрушится, тем меньше у нас останется, а так как у нас и так всего не много, то зачем и упираться, лучше дальше поваляться». И пусть весь мир подождет… Подождет ли? Мир постоянно формирует повестку дня. Просто на либеральной шкале ценностей важны только те события, за которые заплачено кровью. К сожалению, только кровь (наших детей там, в Америке или полицейского избитого здесь, толпой на рынке) помогает сформировать переговорную позицию одной части общества перед другой для объяснения необходимости хоть какой-то управленческой работы, хоть какой-то оценки произошедших событий. Без этого либералам всегда мерещится посягательство на их права. Ну, не хотят они быть ведомыми: вдруг путь ложный, а они уже потратились. «Спите жители Багдада, все спокойно». Расслабляйтесь. Все это было бы здорово, если бы каждый раз после очередной такой спячки нам не приходилось голыми руками защищать свой дом в отсутствие тех, кто с нас деньги за защиту исправно уже получил. Зато мы боролись с инфляцией…

Ну, а нам-то чудным крестьянским детям (спасибо Некрасову за точную метафору) что делать? У нас-то есть эталоны? А как же! Давайте для этого пере¬несемся в Москву— город, не дававший покоя практически всем злым гениям всех эпох, но неизменно становившийся богаче и краше после их нашествия. В чем его корпоративный секрет? Почему не Тверь, не Рязань, не Владимир, а болотистая окраина Суздальской земли стала центром притяжения? Вот и у меня логика не работала, пока я анализировал торговые пути, рельеф и прочую рациональную ерунду. Почему ерунду? Да потому, что люди могут и в болоте жить (вспомните Венецию хотя бы), если смогут между собой договориться. Люди живут не на рельефе, а под князем (как бы он не назывался в конкретную эпоху и в конкретном месте). Объяснение очевидное для современников князя Даниила, запустившего успешный проект под названием Московия, но почему-то, совершенно недоступное для понимания его потомков, склонных к избыточному мудрованию. Город — это ведь люди, и прежде всего лидер, глава, ведающий благо, и ведущий за собой. Когда небольшое поселение Москва стало превращаться в Город, и почему там так хотелось жить? Все оказалось просто. Было у Александра Невского 4 сына. Младший, Даниил, отличался благочестивым и милостивым характером. Ему, по остаточному принципу, и достался самый скромный удел — Москва. Самый «независимый» городок. От него тогда вообще ничего не зависело. Даниил оказался человеком независтливым. И это стало самым главным везением москвичей. «И проведав незлобивый характер местного князя, потянулись тогда в Москву жители других русских городов и стали вести дела там…». Сами попросились под крыло Даниила богатые города Коломна и Волоколамск. Переславль-Залесский был передан князю Даниилу, как наследство, умирающим местным князем. Переславль был настолько крупнее Москвы, что современники испугались, не переедет ли Даниил туда и не откажется ли от Московского титула в пользу Переславского. Не переехал и не отказался. В результате, «духом мирным стяжал державу обширну». Показательна передача бездетным переславским князем богатого наследства именно Даниилу. Человеку, стоящему на пороге смерти, как никому другому очевидно было, что Даниил не навлечет проклятий земляков на свою почившую голову, скормив город собственным амбициям, а наоборот, наиболее бережно поступит с обретенным капиталом. Оказалось, что власть — это долг и служение. А служение — это что? Кротость и смирение. Вот такой ясный, но очень трудный рецепт государственного и корпоративного строительства.

По факту мы имеем признание элитой того времени лидерства Даниила в подобных вопросах. Вот кем и когда на самом деле был задан эталон поведения лидера, позволивший маленькому княжеству стать крупнейшей в мире державой. Миролюбивый характер Даниила Московского позволил накопить городу первоначальный капитал (человеческий, финансовый и, как следствие, политический). А, как известно, трудно накопить только первый миллион… Богато ли жила Москва? Нет, конечно. Но в других городах было еще хуже. Был ли Даниил либералом, копившим деньги и никуда не встревавшим «кабы чего не вышло»? Нет, конечно! Он христианин — человек с очень четкой шкалой ценностей и пони¬манием того, что есть Истина. За нее ему приходилось сражаться и (даже!) наносить урон казне. Но люди только выигрывали от этого и казна постепенно восстанавливалась. Любил людей Даниил больше казны, и поэтому всегда был с казной, да с такой, что его сына так и прозвали Иван Калита (т.е. Иван Большой мешок с деньгами). С точки зрения современного либерала: совершенно удивительная вещь — человек за казну не бьется, а она от этого только больше становится. Либералы в такие чудеса не верят. Граждане они конкретные и верят только в электричество. А зря… Люди чувствуют подвох и не несут в казну свои денежки. Думаете, басни я вам тут рассказываю? Тогда смотрите американское кино. Оно ради кассы иногда правду жизни показывает.

В общем, не разменивайтесь, и в новом деловом сезоне в вопросах корпоративного строительства берите пример с мудрого святого благоверного князя Даниила Московского. И русский язык вам в помощь. Так как в словосочетании «успешный человек» ключевым всегда остается существительное.

Be the first to comment on "ТЕХНОЛОГИИ ЛИДЕРСТВА в эпоху ропота и небрежения"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*