ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВМС ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н,профессор В.Н. Половинкин,к. т.н., доцент А. Б. Фомичев

С 3 по 7 июля 2013 года на берегу Финского залива в Санкт-Петербурге прошел уже шестой по счету Международный военно-морской салон (МВМС-2013). Экспозиция представлялась в четырех павильонах, на открытых площадках выставочного комплекса «Ленэкспо» и на причалах Морского вокзала. Салон позиционирует себя, как выставка самых современных достижений российского военного кораблестроения, разработок в области корабельного оружия, боевых и технических средств, вспомогательного оборудования, систем корабельной навигации. По данным организаторов, в этом году в мероприятии приняли участие 457 предприятий из 31 страны мира. Высказывается мнение о том, что столь массовое участие зарубежных представителей подтверждает тезис о постепенном возвращении Россией лидирующих мировых позиций в военном кораблестроении. Допустим, что так.

Чтобы наши читатели смогли принять участие в обсуждении результатов салона и, что самое главное, по достоинству оценить уровень развития отечественного военного кораблестроения, авторы предлагают развернуть на страницах «ЭС» дискуссию в публикациях, посвященных сравнительному анализу основных тенденций в развитии ВМФ РФ и ВМС ведущих зарубежных стран. Данная статья посвящена анализу развития зарубежных ВМС.

О стратегическом планировании

На период до 2020 года, к примеру, в национальной военной стратегии США сформулированы две основные стратегические цели:

— уровне не ниже существующего в настоящее время;

— пресечение любой агрессии, откуда бы она ни исходила, всеми возможными способами.

Для достижения этих целей от ВС США требуется способность выполнять три группы задач:

1. Задачи по формированию благоприятной международной обстановки путем осуществления стратегии сдерживания,

участия в операциях мирного времени, а также за счет активного участия и осуществления лидерства в военно-политических союзах.

2. Задачи, связанные со своевременным реагированием на весь спектр военных конфликтов.

3. Задачи, направленные на дальнейшее сбалансированное развитие ВС, подготовки их к  функционированию в отдаленном будущем.

Основными для ВМС, из представленных выше групп задач, являются следующие:

— держивание потенциальных против-ников ядерными силами с целью предотвращения крупномасштабных конфликтов;

— проецирование силы на прибрежные районы и на континентальных театрах военных действий (КТВД) во взаимодействии с другими видами ВС;

— военно-морское присутствие в жизненно важных передовых районах и завоевание в них господства с началом военных действий с целью организации наступательных действий вглубь территории противника;

— расширение возможностей морской составляющей нестратегической ПРО на ТВД;

— повышение возможностей ВМС по обеспечению трансокеанских перебросок войск, техники и грузов МТО в районы вероятных конфликтов;

— противодействие экономической деятельности противника и защита своих жизненно важных коммуникаций в ходе военных действий;

— дальнейшее развитие военно-морских экспедиционных сил на базе объединенных оперативных формирований для ведения экспедиционных войн в удаленных регионах и создание постоянных штабов морских компонентов.

Подводные «стратеги»

В США для решения задачи сдерживания ядерными силами предусмотрено с 2020 г. начать замену существующих ПЛАРБ одиннадцатью подводными лодками с новой серии. Также будут завершены работы по оснащению лодок типа «Огайо» ракетами с неядерными высокоточными боеголовками (в настоящее время 4 единицы).

В Великобритании после 2024 г. планируется принять в состав ВМС ПЛАРБ нового поколения. В настоящее время в составе ВМС Великобритании имеется четыре ПЛАРБ («Вэнгард», «Викториес», «Виджилант» и «Вендженс»), построенные с 1986 по 1999 г. Предусмотрена их постепенная замена тремя или четырьмя новыми лодками проекта «Саксессор» (Suссеssoг). На разработку проекта уже выделено 328 миллионов фунтов стерлингов. Кроме того предусмотрено финан-сирование исследований по оценке под-держания ПЛАРБ в боеготовом состоянии в процессе её эксплуатации. С фирмой «Роллс-Ройс» заключено соглашение на сумму 4 миллиона фунтов стерлингов на проведение работ по внедрению водо-водяного ядерного реактора нового поколения PWR-3. Все контракты по созданию перспективной ПЛАРБ заключены в рамках единого проекта SЕРР (Submarine Enterprise Регfогmапсе Ргоgгаmmе). Целью SЕРР является повышение эффективности взаимодействия Министерства обороны с компаниями-подрядчиками, в первую очередь, с компаниями-поставщиками оружия и радио-электронного вооружения. Это позволит, по мнению специалистов, сэкономить около 900 миллионов фунтов стерлингов в течение 10-летнего периода реализации проекта и создать в стране промышленную базу для строительства ПЛАРБ нового поколения.

Объявляя о заключении первых контрактов, министр обороны Великобритании Филип Хаммонд заявил, что они являются важным шагом по подержанию национального ядерного потенциала сдерживания на должном уровне, вплоть до 2060-х гг. Министерство обороны Великобритании одобрило реализацию этапов проектирования ПЛАРБ «Саксессор», стоимость которого оценивалось в мае 2011 года в 3 миллиарда фунтов стерлингов. Согласно «Белой Книге 2006», которая определяет проблемы обеспечения национальной безопасности Великобритании, стоимость проекта постройки новых ПЛАРБ оценивается общей суммой в 11-14 млрд. фунтов стерлингов. Однако ключевые решения по объемам финансирования и числе новых ПЛАРБ будут приняты не ранее 2016 года.

ВМС США и Великобритании, с целью снижения стоимости перспективных ПЛАРБ, планируют использовать единые ракетные шахты СМS (Соmmоп Мissilе Соmраrтment), разработанные для запуска новой баллистической ракеты — наследницы Тrident II/D-5. Пусковая шахта будет иметь увеличенный от 2,21 м до 3,04 м диаметр. Также планируется, что количество пусковых шахт, следовательно, и число баллистических ракет на борту перспективных ПЛАРБ будет ограничено 12-ю.

Во Франции к 2018 г. планируется перевооружить четыре новейшие, находящиеся в боевом составе ПЛАРБ типа Lе Тriоmрhапt на баллистические ракеты М-51 с дальностью 8000 км, снабженные 10-12 боеголовками мощностью по 150 кт. Строительство лодок типа Lе Тriоmрhапt велось последние 20 лет и стало одной из главных и самых дорогостоящих французских военных программ. С завершением постройки новых ПЛАРБ, Франция переключилась на обновление парка нестратегических ПЛ, заложив серию многоцелевых атомных лодок типа Ваггасudа.

В Китае взамен технически устаревшей ПЛАРБ типа «Ся», планируется завершить строительство четырех ПЛАРБ нового поколения типа «Цзинь» с 12 твердотопливными ракетами «Цзюйлан-2» с дальностью стрельбы до 8000 км и моноблочной боеголовкой до 300 кт. Строи-тельство ПЛАРБ нового проекта началось в 1999 г. Это довольно компактная лодка с подводным водоизмещением менее 10000 т. Таким образом, лодки типа «Цзинь» стали первыми ПЛАРБ Китая, способными нанести удар по территории США, находясь в западной части Тихого океана под защитой собственного флота и ВВС. Специалисты полагают, что Китай планирует получить 5 ПЛАРБ типа «Цзинь» с тем, чтобы в следующем десятилетии перейти к постройке перспективных ПЛАРБ типа «Тан» (проект 096), имеющих на борту по 24 ракеты. Можно констатировать устойчивую тенденцию роста значимости МСЯС в ядерной триаде Китая.

Авианосный флот

Основу ВМС зарубежных государств обоснованно составляют авианосные ударные группы (АУГ). Для обеспечения их полноценного состава на перспективу до 2020 года и далее, планами военно-политического руководства ведущих странпредусматривается поддерживать общее количество авианосцев на существующем уровне, при их плановой модернизации и строительстве новых.

На данный момент АУГ ВМС США (и флотов других стран) чаще всего представлены:

— одним многоцелевым ударным ави-аносцем (АВМА) с ядерной или паротурбинной ГЭУ;

— 8-10 кораблями охранения (крейсера, эскадренные миноносцы, фрегаты, многоцелевые АПЛ) и судами обеспечения.

Для усиления противолодочной обороны в АУГ может входить группа противолодочной обороны (ПЛО) — тактическая группа надводных кораблей, предназначенная для борьбы с подводными лодками противника. Обычно включает в себя вертолетоносец или (реже) специализированный авианосец ПЛО и группу из 6-8 эскортных кораблей.

На данный момент на боевом дежурстве в составе ВМС США находятся 11 авианосных ударных групп, из которых 10 имеют портами постоянной приписки базы ВМС на территории Соединенных Штатов, а одна группа приписана к базе ВМС США Йокосука (Япония).

Типичная американская АУГ имеет в своем составе следующие силы и средства:

1. Флагманский авианесущий корабль с ядерной ГЭУ типа «Нимитц» с базирующимся на нем полком палубной авиации (60-80 самолетов). Команда АВМА и личный состав ОАП ВМС представляют собой две дислоцированные на авианосце самостоятельные воинские части и находятся под командованием офицеров морской авиации в чине капитана первого ранга (U.S.Navаl аviаtоп Сарtain).

2. ДИВИЗИОН ПВО группы— 1-2 крейсера типа «Тикондерога» с газотурбинной ГЭУ В базовый комплекс вооружения дивизиона ракетных крейсеров входят ПУ ЗРК «Stапdart» (SМ-2, SМ-3), и КР «Томагавк» морского базирования. Все ракетные крейсера типа «Тикондерога» оснащены морским комплексом управления оружием и ракетной стрельбы «Иджис» (англ. АЕGIS).

3. Дивизион ПЛО группы — 3-4 эсминца (ЭМ) типа «Арли Берк» с газотурбинной ГЭУ ЭМ дивизиона ПЛО вооружены глубинными бомбами и торпедами для борьбы с ПЛ, а также (часть кораблей) — установками КР «Томагавк» для ударов по береговым целям.

4. Дивизион ПЛА группы — 1-2 ПЛАРК типа «Лос-Анджелес» с торпедным вооружением и КР «Томагавк» (со стартом через торпедные аппараты лодки) на борту с задачами как ПЛО, так и ударов по береговым (надводным) целям.

5. Дивизион судов снабжения — 1-2 транспорта типа «Сапплай», транспорты боеприпасов, ГСМ и др.; танкеры с авиационным горючим, другие вспомогательные суда.

6. ОАП ВМС — 60-80 самолетов авиации ВМС США, сведенных в ударные АЭ, АЭ ДРЛО, АЭ ПЛО, АЭ ВТС и др.

Типичный состав АУГ ВМС Франции включает:

— многоцелевой авианосец «Шарль де Голль» с ядерной ГЭУ;

— 1 ПЛА типа «Рюби»;

— дивизион кораблей ПЛО, включающий 2-3 фрегата типа «Жорж Леги»;

— дивизион кораблей ПВО, включающий 1-2 фрегата типа «Кассар» или более новые типа «Оризон»;

— корабль передового охранения, обычно фрегат типа «Лафайетт»;

— эскадренный танкер типа «Дюранс», обычно «Медуза» (А 607);

— сводная авиагруппа морской авиации ВМС Франции

Авиагруппа на «Шарль де Голль» включает в себя до 35 самолетов морской авиации ВМС Франции и формируется в зависимости от поставленных командованием ВМС оперативных задач.

До марта 2011 г. ВМС Великобритании поддерживали в состоянии боевой готовности две АУГ. Одна включала в себя один из трех легких авианосцев типа «Инвинсибл» с надводными кораблями и АПЛ эскорта, вторая — такую же многоцелевую группировку на базе десантного вертолетоносца «Оушн».

Обе боеготовых группы предполагали следующий примерный корабельный и авиационный состав:

— легкий авианосец/десантный верто-летоносец с десантной группой;

— дивизион эсминцев и фрегатов с задачами ПЛО/ПВО группировки;

— многоцелевая ПЛА типа «Трафальгар» с крылатыми ракетами «Томагавк»;

— многоцелевая авиагруппа. Авиагруппа обычно включала в себя:

— 8-15 истребителей «Си Харриер» («Харриер 2») с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки;

— до 18 вертолетов ПЛО и (или) десантных («Мерлин», «Линкс»);

— 4 вертолета ДРЛО «Си Кинг» АSаС7

Кроме того десантный вертолетоносец «Оушн» вмещает два батальона морской пехоты и несколько групп специального назначения ВМС с десантными катерами.

На данный момент и, предположительно, до 2018 г. ВМС Великобритании обладают ограниченными возможностями развертывания только одной АУГ на базе авианосца «Илластриес» и вертолетоносца «Оушн».

В настоящее время в составе ВМФ России имеется один авианосный корабль — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», авиагруппа которого включает в себя самолеты морской авиации горизонтального взлета и посадки. Походный ордер и группа охранения крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» могут включать в себя:

— ТАРКР «Маршал Устинов» (проекта 1164 «Атлант»);

— 1-2 ЭМ проекта 956;

— 1-2 ВПК проекта 1155;

— 1-2 многоцелевых ПЛА проекта 971 «Щука-Б»;

— 1 АПРК проекта 949 А «Антей». Важным преимуществом крупной

АУГ является значительная глубина оперативной зоны применения ее палубной авиации за счёт дополнительного топлива и боеприпасов, доставляемых на ТВД кораблями обеспечения.

Некоторые тенденции

В ВМС США в 2015 году будет принят в состав флота «авианосец XXI века» типа «Джеральд Р. Форд». Головной корабль был заложен 14 ноября 2009 года. Запланировано строительство ещё двух авианосцев данного типа.

Количество авианосцев в ВМС США в обозримой перспективе будет удерживаться на уровне 10 — 11 единиц, с тем, чтобы обеспечить:

— в мирное время — не менее пяти боеготовых авианосных ударных групп в районах боевого предназначения или вблизи них, и, с разной степенью готовности, пять групп авианосцев для их замены;

— в военное время — не менее восьми боеготовых групп одновременно.

Во Франции, в дополнение к атомному авианосцу «Шарль де Голль», планируется постройка нового авианосца «Рote-Аvions 2» (РА2) существенно большего водоизмещения (75000 тонн). Предполагалось принять его на вооружение к 2015-му году, к моменту вывода авианосца «Шарль де Голль» из эксплуатации для проведения его планового ремонта и глубокой модернизации. Первоначальный проект под-разумевал оснащение нового авианосца обычной силовой установкой, но вариант с ядерной силовой установкой также рассматривается. В сентябре 2006-го года ВМС Франции решили изменить спецификацию двигательной установки с целью увеличить скорость РА2 с первоначально заплани-рованных 26 до 29 узлов. Компании Акег Yагds, DCN Ргорulsion и Аlstom:от совместно с Сепегаl Еlесtriс разработали новую двигательную установку, основанную на четырех газовых турбинах LМ2500+G4, центральном гребном вале и двух электрических поворотных приводах.В Великобритании взамен двух легких авианосцев типа «Инвинсибл» идет строительство двух новых многоцелевых авианосцев по проекту «Future Аircraft Сагriег» («Будущий авианосец»). Головной корабль — НМS Quееп ЕlizаЬеth («Королева Елизавета»), планируется ввести в боевой состав флота— в 2016 году, второй — НМS Рriпсе оf Wales («Принц Уэльский») — в 2018 году. Их возможности обеспечивают базирование 40 самолетов и вертолетов, в том числе перспективных палубных истребителей Р-35.В Италии легкий авианосец «Дж. Гарибальди» модернизируется для продления срока службы до 2015 г. Второй авианосец «Конте ди Кавур» был заложен 17 июля 2001 года, спущен на воду 20 июля 2004 года, официально передан ВМС 27 марта 2007 года. Введён в состав боеготовых сил с 10 июня 2009 года. Помимо авиации, этот корабль способен осуществлять транспортировку и высадку десанта на необорудованное побережье, а также выполнять функции корабля управления объединенным оперативным формированием.Первый китайский авианосец Shi Lang» (проект 11436 М), построенный на базе бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», в ближайшее время завершит испытания и войдет в боевой состав ВМС. В прессе появились публикации, что Китай начал строительство авианосца, спроектированного собственными конструкторами. Строительство корабля планируется на верфи, расположенной на острове Чансин в дельте реки Янцзы. По предварительным данным, авианосец будет сопоставим по размерам с «Варягом».

В авиагруппу корабля войдут палубные истребители J-15 (аналог Су-27 К). Строительство собственных авиа­носцев планируется вести в два этапа. На первом этапе будет построено до четырех авианосцев с обычными силовыми установками, водоизмеще­нием около 50-55 тысяч тонн. На втором этапе Китай займется строительством атомных авианосцев водо-измещением более 65 тысяч тонн. В общей слож­ности, ВМС Китая намерены сформи­ровать от четырех до шести авианосных ударных групп, которые будут развер­нуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

На прошедшей в Рио-де-Жанейро международной оборонной выставке LAAD 2013, французское судострои­тельное объединение DCNS продемон­стрировало аванпроект авианосца, пред­лагаемый бразильским ВМС. Проект представляет собой модификацию ранее разработанного для Франции РА2 (см. выше). Бразильский вариант будет иметь полное водоизмещение 60 тысяч тонн, наибольшую длину 285 метров и неядерную энергетическую установку. Для старта самолетов предполагается использовать две катапульты. В качестве типа базируемых самолетов возможен вариант бразильского истребительного тендера по программе F-Х2 (в котором сейчас участвуют Воeing F/А-18 Е/F, Dassault Rаfаlе и SааЬ Сriреп NG). ВМС Бразилии имеют планы приобретения после 2025 года одного или двух авиа­носцев для замены ныне действующего «Sао Раulо». При этом строительство авианосцев должно осуществляться в самой Бразилии при иностранном содействии.

Индийское судостроительное пред­приятие Сосhiп Shiрyагd планирует в этом году спустить на воду первый авианосец собственной постройки. По планам руководителей ВМС Индии в 2014 г. основные работы на авианосце, который получит имя «Викрант», будут завершены и он приступит к испыта­ниям. В январе 2018 года корабль плани­руется включить в состав ВМС Индии.

В следующей части статьи мы расскажем о тенденциях развития эскортных кораблей, миннотральных и амфибийных сил, а также об отдельных направлениях развития морского оружия и радиоэлектронных систем.

Be the first to comment on "ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВМС ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*