С.Е. Корюкаев, вице-президент РОО «Федерация подводного спорта «Аквасфера»
Ни для кого не секрет, с каким скрипом проходит год от года призыв российских юношей на срочную военную службу. Комнатно-парни-ковое воспитание, инфантильное потребительское мировосприятие и футбольно-пивная «жизнь души», как эрзац патриотизма. Все это — факторы, которые агрессивно влияют на сознание юных поколений, от которых страна ждет новых созидательных идей, рассчитывая на успешную модернизацию. И с этим противоречием нужно что-то делать.
В какой-то мере «выбору пепси» противостоит сама природа. Так, почти любой домашний мальчик, как правило, не лишен естественной мужской тяги к военной атрибутике, истории, оружию, а также к романтическому опыту походных испытаний своего склонного к простудам организма. Что ж, давайте использовать этот благостный порыв. Как? В эпоху СССР, когда дать взятку военкому было нереально, в школьных лагерях с пионерского возраста ребятам предлагалось испытать себя «в бою» — сыграть в «Зарницу». Восторг был полный! Да и служба в армии оказывалась не за столь высоким психологическим барьером. А что сейчас? Свой вариант ответа предложили организаторы новой версии «Зарницы» -военно-спортивной игры «Сталкер. Новая история», взяв за материальную основу относительно новое игровое направление — страйкбол.
Страйкбол (англ. Airsoft) -командная военно-спортивная игра. К участию допускаются психически здоровые граждане с 18 лет. В ней используется пневматическое оружие, стреляющее шариками диаметром 6 или 8 мм с энергией снаряда не более 3 Дж. Шар сделан из безопасной для экологии пластмассы и обладает массой от 0,12 до 0,43 грамма. В отличие от пейнтбола и лазертага, страйкбол не является спортом, так как обязанность фиксации попаданий в нём полностью лежит на «убитых», то есть игра ориентирована на честность игрока. В сочетании с полным внешним сходством оружия и обмундирования с боевыми прототипами это создает очень специфическую «реальную» атмосферу происходящего.
Об атмосфере чуть подробнее. В 2006 году появилась на редкость не глупая компьютерная игра «S.T.A.L.K.E.R. Тени Чернобыля». Ее успех был обусловлен уникальным игровым миром, в котором переплелись литературная основа братьев Стругацких (фантастический роман «Пикник на обочине»), стилистические и сюжетные находки А. Тарковского (х/ф «Сталкер»), трагичная реальность чернобыльской катастрофы 1986 года и талантливо продуманная игровая динамика. Включающий воображение мир «S.T.A.L.K.E.R.a» оказался настолько притягательным, что получил не только компьютерное продолжение. Десятки литераторов разродились авантюрными романами, делают новые пробы кинорежиссеры, группы энтузиастов военно-спортивных игр в России, Украине, Белоруссии и даже в Финляндии в формате тактических полигонов воссоздают атмосферу зоны отчуждения с применением собственных сценарных разработок и реалистичного Airsoft-оружия.
Организаторам проекта «Сталкер. Новая история» под Санкт-Петербургом это удалось, наверное, в полной мере. Проекту три года, в том числе два из них военно-спортивные игры проходят с участием представителей комиссии по техническим видам спорта Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России.
Действие игр происходит на значительной территории, где есть и крупные техногенные объекты, и разнообразные природные ландшафты. Отлаженная организация включает множество сюжетных вводных и нелинейный характер их развития. Это можно назвать активным отдыхом не только для тела. Участники включаются в ритм азарта и риска, где для успеха понадобится и острый ум и меткий глаз. Не менее важны командный дух, взаимопомощь, задатки тактического мышления и, разумеется, уверенное обращение с игровым оружием, которое по массе и габаритам почти всегда соответствует реальному боевому.
Что дает участие в игре в утилитарном плане? В первую очередь, определенные походные навыки, такие как ориентирование на местности, умение поставить лагерь, разжечь огонь, приготовить пищу, обращаться с инструментами при строительстве лагеря (среди участников были парни, которые первый раз в жизни держали пилу). И, конечно, здесь по-новому проявляет себя и развивается навык общения. Совместный поиск и принятие решения, иногда в непростой обстановке, понимание роли дисциплины составляют тот набор нового опыта, который сегодня обозначают модным термином «тимбилдинг».
Игры ориентырованы на очень разных участников и могут длиться от 6 до 60 часов. Число игроков — от 20 до 220 человек. Для каждого из вариантов есть базовый тактический сценарий, который никому не даст скучать.
Be the first to comment on "Тимбилдинг в атаке и обороне"