Триада успеха

В ожидании инженеров

В последнее время вопросы производительности труда вновь оказались в  фокусе внимания чиновников и  СМИ в связи с озвученной информацией Организации экономического сотрудничества и  развития. Что может мотивировать россиян к  эффективной работе в  промышленном секторе? Согласно расчетам экспертов ОЭСР средний трудящийся в  России за  один человеко-час производит продукции без малого на  26  долларов. В  то  время как средний показатель по  странам еврозоны приближается к 56 долларам, а американский превышает $67. Однако в самих США ни экономисты, ни  работодатели не считают производительность труда удовлетворительной. Да, американский рабочий трудится интенсивно и  эффективно, однако производительность его труда растет, по американским меркам крайне медленно — за  последние 5  лет она увеличивалась примерно на  0,4% в  год. И  это несмотря на  то, что компьютеры, смартфоны, мобильная связь действительно серьезно изменили нашу жизнь, однако инновационные прорывы минувшего десятилетия пока не нашли отражения на рынке, и в первую очередь — на рынке труда.

Утверждение о  том, что грядущая «волна цикла Кондратьева» сформирует спрос на специалистов в биологии, медицине, генной инженерии и  т. д. Работодатели, похоже, думают иначе. число инженеров в  нефтяной, горнодобывающей, геологической сферах в  2013–2014  годах выросло на  77% по  сравнению с  2006–2007м. Одновременно спрос на химиков, биологов, медиков и материаловедов сократился на 1,5%.

Объективные причины упадка

В то  же самое время в  технических вузах в  России формально, обучается около 1 миллиона человек, которые выпускают до 200 тысяч специалистов ежегодно. Однако не стоит забывать, что сейчас практически в  каждом техническом университете в стране есть факультеты управления, экономики и юриспруденции. В целом же, ежегодно российская промышленность пополняется лишь 50–60  тысячами инженеров и  специалистов, многие из  которых на  производстве не задерживаются. Реально  же количество технических специалистов еще меньше, поскольку в  статистику часто включаются выпускники технических вузов, не получивших техническое профильное образование.

В наследие от  Советского Союза России досталось несколько десятков профильных вузов, занимающихся подготовкой инженеров-металлургов. Сейчас их около 40  и  среди них нет частных высших учебных заведений. После кризиса середины 1990х годов, в  конце 1990х — начале 2000х годов студенты опять потянулись в  индустриальные вузы, численность студентов буквально за  несколько лет выросла более чем в  1,5  раза. Достигнув к  середине 2000х порядка 25 тысяч человек, она стабилизировалась. Таким образом, в  конце 2000х в России вузы ежегодно будут заканчивать 5  тысяч инженеров-металлургов — важнейший кадровый источник растущей металлургической отрасли страны. Сейчас в цветной и черной металлургии в России занято около 1,2  миллиона человек, из  которых высшее образование имеют около 100 тысяч человек.

Прогнозируется, что к 2020 году число выпускников вузов в  силу естественных демографических причин снизится в  почти 2  раза (численность населения возрастной группы 15–19 лет в 2007 году составляла чуть более 11  миллионов человек, 10–14  лет — уже 7,3  миллиона человек, а 5–9 лет — 6,4 миллиона).

Без рабочих

Ситуация в начальном и среднем профессиональном образовании выглядит еще хуже. Если в 2000 году ПТУ закончили 762 тысячи человек, то в 2010–580 тысяч. За  этот  же период количество учащихся в  средних профессиональных учреждениях сократилось с  2,36  до  2,14  миллионов человек. Серьезные сокращения произошли в  очной сфере — количество учащихся снизилось за  10  лет с  1,78  до  1,58  миллионов человек. В целом же, общее число студентов вузов почти в  2,5  раза превышает количество людей, получающих среднее и  начальное профессиональное образование.

Однако тут важна не только численность обучаемых, но и их будущая специальность. Большая часть студентов ПТУ и  техникумов — это далеко не будущие кадры для индустрии. Эти образовательные учреждения сейчас готовят преимущественно бухгалтеров, экономистов, экологов, строительных рабочих, поваров, менеджеров и так далее вплоть до чистых гуманитариев.

При том, что в  структуре занятых доля лиц с начальным профессиональным образованием (НПО) на  протяжении последних лет увеличивалась, в экономике достаточно остро ощущалась нехватка квалифицированных рабочих кадров. Привлечение мигрантов (в том числе нелегальных), которое шло все более интенсивно, проблемы не решало, поскольку они в основном используются на рабочих местах, требующих тяжелого, неквалифицированного труда. Крупный бизнес постепенно стал фактически включать учебные заведения НПО в  свои структуры, вкладывать значительные средства в подготовку рабочих. Однако такая политика не может быть реализована предприятиями среднего, а особенно малого, бизнеса: они не имеют на  это необходимых ресурсов. Кроме того, подростки, которые оканчивают учебные заведения НПО в  возрасте 17–18  лет, практически сразу уходят служить в  армию, поэтому у  обучающихся нет мотивации к  полноценной учебе, к  получению востребованной рынком профессии.

Мотивация к результату

Но вернемся к  проблемам высшего технического образования. Индикатором положения дел в  этой области может служить состояние дел в  «физических» вузах. Российские физики (как и  математики) традиционно считались в  числе сильнейших в  мире. К  примеру, именно физика в  последние годы давала России наибольшее число нобелевских лауреатов. Среди них — Андрей Гейм и  Константин Новосёлов в  2010  году (оба работают в  Великобритании), Алексей Абрикосов (работает в  США) и  Виталий Гинзбург в  2003  году, Жорес Алфёров в  2000  году. В  списке ведущих 50  физических вузов мира составляемом компанией Thomson Reuters российские научные центры в  настоящее время отсутствуют. Зато в  том  же рейтинге лучших физических вузов у американцев — 27 из 50, ещё 8 — у англичан.

При этом ни  у  кого нет сомнений в высоком интеллектуальном потенциале российских изобретателей и  инженеров. Однако успех конкретной технологии, который обычно означает получение прибыли в  условиях конкурентного рынка, происходит за  стенами исследовательских лабораторий, в  социальной и  экономической общественной среде, в среде бизнеса.

Для того, чтобы мотивировать россиян на работу в промышленном, производственном, научном секторе, наладить отбор идей, имеющих коммерческий потенциал, необходимо наличие ряда поддерживающих факторов: экономических, юридических, организационных, политических. Общество должно ценить такие качества, как способность к изобретению и  практичность. Экономическая система должна обеспечивать инвестиционные возможности. Законодательная система — защищать интеллектуальную собственность и  вознаграждать изобретателей. Но от практической реализации положений этой триады успеха мы пока находимся далеко. Теряем время.

И. В. Климова,

председатель совета директоров

«ФПГ Минеральные ресурсы»

Be the first to comment on "Триада успеха"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*