Уйти от «ручного» управления.

Ковальчук К.Н.

Как гласит одно из определений, модернизация — это усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. На производственном предприятии модернизируются все бизнес процессы, а не только машины, оборудование и технологии. Важнейшей частью модернизации производстваявляется модернизация процессов управления.

Цель модернизации в промышленности – повышение эффективности и конкурентоспособности (предприятия, отрасли, экономики). Значительная роль в этом процессе отводится инновационному развитию – внедрению новых технологий и новых продуктов. Это существенная если не сказать главная составляющая модернизации. Без реальной инноватики составляющей модернизация сведется к попыткам повторять уже где-то внедренное, что в результате малоэффективно или даже убыточно.

Как известно, чтобы сделать больше требуется не делать лишнего (оптимизировать процесс производства, разработки) и не отвлекаться на второстепенные дела (операции), будь то станочные операции или операции, связанные с разработкой изделий и сопровождением документации. Поэтому закупка нового оборудования, даже самого современного, сама по себе не является модернизацией, а на многих предприятиях именно на этом процесс и завершается.

Если считать критерием эффективности производительность труда, то резервы в организации проектирования и научных разработок намного выше, чем в процессах производства, и, главное, они имеют более высокий коэффициент отдачи производительность/затраты. Деньги, вложенные в развитие инфраструктуры, дают больший эффект. В отличие от серийного завода, где производительность и эффективность определяется выпуском продукции на одного работающего, то в новых разработках, особенно инновационных, основная роль отводится творческим личностям и специалистам сверхвысокой квалификации, нарабатываемой десятилетиями. Обычно их всего несколько человек в большом коллективе.

Приведу пример: уже давно, в 80-е годы, один сверхвысококвалифицированный специалист на предприятии по эскизу определял — будет ли сложное электронное устройство работоспособно (можно ли его создать) и в какие сроки это возможно, а другой – по одному ему известным нюансам (не поддающимся формальным измерениям) определял, можно ли опытный образец предъявлять заказчику и запускать в серийное производство или же следует продолжать внутренние испытания и проводить доработку изделия. Через их оценку проходили практически все заказы. Замечу, за много лет эти люди практически не ошибались, а их квалификация повышала эффективность работы большого коллектива (более тысячи человек разработчиков и десятки разработок в год) в разы. Подобные специалисты нарабатывают свои знания годами упорного труда – и их не передать через учебник. Утеря подобных знаний – опыта, не формализованного теорией, — серьезная утрата для страны. А сохранить эти знания можно только передачей практического опыта при живой работе.

Одним из главных этапов модернизации на предприятии является сокращение избыточных операций и оптимизация всего процесса разработки и производства (включая ревизию и оптимизацию производственных мощностей и площадей) – исключение на каждом этапе непрофильных операций у каждого участника процесса, формализация процесса разработки и согласования документации, снижение времени на перемещение и обработку документов, заготовок, комплектующих и готовых изделий, сокращение складских запасов и т.п. На данных принципах и строится разработка и внедрение нового оборудования и различных систем автоматизации. И как необходимое условие – сокращение рабочих мест.

При этом для каждого конкретного предприятия необходимо учитывать сложившиеся производственные традиции и специфику его деятельности. Не стоит забывать, что все широко рекламируемые сегодня методы управления разрабатывались для конкретных предприятий и их перенос на другие предприятия без учета их индивидуальности дает меньший эффект чем на исходном предприятии, под которое эти процессы разрабатывались. Использовать принципы управления и рекомендации — правильно, а переносить готовые решения – неэффективно, за исключением создания клонов предприятий или филиалов.

Модернизация может быть естественной — без определяющего вмешательства государства илидогоняющей – управляемой сверху.

Естественная модернизация – это внедрение новаций, происходящее внутри предприятий и отраслей, как средство повышения их конкурентоспособности (в условиях рынка) или их эффективности. Естественная модернизация может охватывать отдельные предприятия, их группы, отрасли отдельных стран, в условиях глобализации отрасли группы стран. На определенных этапах подобных преобразований  в них включаются государственные структуры (пример Airbus (Европа), Европейская сеть морских кластеров (European Network of Maritime Clusters (ENMC) и т.п.). Но главная особенность таких преобразований это их эволюционный характер и инициатива изменений идущая снизу.

Модернизация для предприятия – это всегда затраты и риски. Поэтому без соответствующих условий этот процесс естественно не реализуется. Основные условия для естественной модернизации известны. Во-первых, это сложившаяся система рыночных конкурентных равноправных отношений, когда более эффективный продукт побеждает в конкурентной борьбе. Во-вторых, стимулирующая система налогообложения, когда риски модернизатора стимулируются налоговыми льготами. В-третьих, благоприятный бизнес-климат – ясная перспектива ведения бизнеса и сложившиеся традиции. Для разных стран эти условия имеют разный вес, но в целом эти условия необходимы, иначе естественная модернизация не пойдет.

В условиях России комплекс условий для естественной модернизации объективно до сих пор не создан. Отсюда и вынужденная необходимость второго пути развития промышленности – догоняющего (административного). Совместно с развитием инновационной экономики опять-таки не естественной, а административно сопровождаемой. Одним из вариантов такой поддержки является проект «Сколково», однако это не единственная и не самая эффективная модель. А по уровню административной поддержки — это модель инновационного развития в «ручном» режиме управления.

Возможности административной модернизации без «ручного» управления заключаются только в стимулировании этих процессов (определенными преференциями) и в нормативном (в первую очередь законодательном) сопровождении. Одним из главных стимулов государственной поддержки модернизации может стать условие предоставления государственных преференций и обеспечения выполнения госзаказа только при условии наличия и выполнения ПИР (программ инновационного развития) предприятия, где определены задачи развития, критерии и способы контроля. Причем такие программы должны обязательно проходить независимую экспертизу на предмет соответствия лучшим мировым критериям. Требования к таким программам были сформулированы правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям еще в 2010 году, но кроме ручного управления в виде постановления Правительства о разработке ПИР для крупных концернов и корпораций с государственным участием (с поименным перечислением компаний), развития не получили, да и перечисленные компании к этому отнеслись скорее формально.

Принудить к модернизации (методом «кнута») едва ли удастся, необходимо искать «пряники», интересующие бизнес, и давать государственные гарантии о стабильности в экономике и перспективах.

Отдельный вопрос – внедрение новых разработок. Обычно на их подготовку уходили многие годы энтузиастов, а внедрить их не удается. Часто это происходит потому, что новое непривычно, особенно, если за границей такого нет. А раз нет, то и внедрять не стоит. Обычно даже внимания на такую «чрезмерную» новацию не обращают.

В результате по-настоящему перспективные разработки оказываются внедрены за рубежом или просто пропадают вместе со своими творцами. Иногда разработчики покажут на выставке подобную новацию Президенту, но ждать в таком случае быстрой и выверенной реакции бессмысленно – Президент не специалист, а оценку должны давать профессионалы в конкретной области. А вот выработать у ответственных чиновников заинтересованность в системной работе с новациями – задача государства. Значимым стимулом мог бы стать государственный заказ на инновации на Федеральном и региональном уровне – это может быть вполне формализованный перечень задач, в решение которых государство готово внедрять инновационные продукты. Например, в сфере ЖКХ, в строительстве, в транспорте и т.д. Конечно, этот перечень не должен означать моментальное и гарантированное финансирование со стороны государства, но он призван определят приоритеты по дальнейшей поддержке значимых разработок, например, в рамках ФЦП. А сегодня многие работы в рамках ФЦП рассматриваются только как форма поддержки без ожидания внедряемых результатов. Да, по ним пишутся отчеты, правильные по форме, но обычно пустые по сути. А эффект мог бы быть иным. И должен быть иным!

Be the first to comment on "Уйти от «ручного» управления."

Leave a comment

Your email address will not be published.


*