Вопрос о переходе от так называемой «сырьевой модели» к «экономике знаний» стал предельно актуальным и требует скорейшего практического ответа.
В своем послании Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г. Президент РФ В. В. Путин говорит: «Россия способна не только провести масштабное обновление своей промышленности, но и стать поставщиком идей, технологий для всего мира, занять лидирующие позиции в производстве товаров и услуг, которые будут формировать глобальную технологическую повестку, чтобы достижения наших компаний служили символом национального успеха, национальной гордости, как в своё время атомный или космический проекты».
Какие же управленческие задачи предстоит решать на этом пути? Топ-менеджмент многих промышленных предприятий не имеет четкого представления о том, как формировать стратегию инновационного развития компании с учетом курса на импортозамещение. Как одновременно можно провести модернизацию, повысить производительность труда и эффективность производства, подготовить собственные кадры должной квалификации? Как принять участие в госпрограммах импортозамещения? Как снижать издержки, повышая рентабельность предприятия в ситуации перепадов спроса на отдельные категории продукции? В какой последовательности стоит вести техническое перевооружение, как привлечь ресурсы для этого, и какие программы поддержки существуют? На какие рынки стоит ориентироваться? Чтобы получить конструктивные ответы, собственнику бизнеса необходимо в динамике формировать объемное видение целей и действий в области: финансов, маркетинга, управления качеством, кадровой политики.
Один из эффективных прикладных инструментов выработки действенных решений называется «стратегическая сессия». Сессия помогает структурировать бизнес-модель компании, основная ее задача — формирование сценарного видения ситуации, ее развития, а также выработка согласованной позиции у менеджмента по целевым ориентирам и способам их достижения.
Имея формализованную стратегию предприятия, можно оперативно включаться в процесс изменений, улучшений. На этом этапе большое значение будут иметь навыки проектного подхода и командной работы, коммуникативная компетентность менеджмента, создание внутренней коммуникационной политики, поддерживающей проводимые реформы, грамотная работа по преодолению ментальных стереотипов, которые мешают внедрению новых технологий, выработка эффективных мотивационных программ и программ повышения квалификации. Для составления плана изменений на предприятии, которое уже имеет выработанную стратегию, проводится технологический и производственный аудит.
Задача технологического аудита — комплексное изучение технологической и ресурсной базы предприятия, оценка потенциала коммерциализации выявленных ресурсов и возможностей. Результаты аудита являются фундаментом для разработки программы выпуска новых видов продукции, оказания технологических услуг, способствуют достижению максимального эффекта от техперевооружения и обновления инфраструктуры производства, позволяют руководству сформировать рациональный финансовый план модернизации.
Производственный аудит необходим для оценки состояния производственного процесса с должной детализацией. Так выявляются потери в процессе производства и критичные зоны («узкие места»). Результаты аудита позволяют сформировать программу повышения эффективности производственных процессов, внедрить программы бережливости, оптимизировать траты ресурсов.
Для выработки оптимального плана повышения квалификации персонала полезна управленческая сессия, в ходе которой выявляются запросы подразделений компании на подготовку кадров, определяются приоритеты обучения по различным направлениям. Результатом сессии также являются:
— Командообразование — объединение вокруг целей компании и целей программы развития компетенций.
— Вовлечение в работу команды. (Сопротивление — ключевая проблема в изменениях. Но если руководители сами принимали участие в выработке решений, вовлеченность и мотивация к внедрению резко возрастает).
— Повышение эффективности кросс-функционального взаимодействия. Выстраивается конструктивное общение, формируется умение слушать и слышать друг друга, договариваться, уважать партнера.
— Рост уровня знаний и управленческих умений команды.
— Формирование договоренности по ключевым вопросам. Согласованное видение текущего положения компании, ее целей, представления о текущих бизнес-процессах, функциональных системах: персонал, маркетинг, операции.
Реализация комплексных проектов по развитию промышленных предприятий требует высокой профессиональной квалификации, знаний рынка инноваций, законодательства и инфраструктуры поддержки, современных производственных технологий, разумного маркетинга и наличия бизнес-мышления. Для успеха таких проектов нередко полезен партнер-консультант. Так, например, ПКЦ «Время Действий», работая в партнерстве с СПбПУ Петра Великого, ведущими российскими НИИ, сложившимися научными коллективами, имея возможность привлекать высококвалифицированных экспертов и использовать передовую технологическую базу, реализует как функцию технологического брокера, так и предоставляет комплекс услуг:
— разработку общей стратегии развития компании,
— оценку возможности диверсификации (выход на новые рынки),
— производственный и технологический аудит,
— снижение потерь и повышение эффективности производственной деятельности с использованием современных методик бережливости,
— разработку и внедрение программ модернизации предприятия,
— организацию стратегических и управленческих сессий, тренингов и повышения квалификации персонала.
Как уже писал «Экспертный союз» (спецвыпуск № 3, июнь 2015 г.), 26 мая в Ресурсном центре СПбПУ Петра Великого состоялся семинар на тему «Создание условий для ускорения вовлечения в экономический оборот инновационной продукции с целью обеспечения импортозамещения». Его инициатором выступил Комитет по промышленной политике и инновациям СПб, а соорганизатором, в числе других партнеров, ПКЦ «Время Действий».
Проректор по перспективным проектам СПбПУ А. И. Боровков, выступая перед участниками сказал: «Под «молодыми инноваторами» я понимаю, в первую очередь, студентов, молодых выпускников университетов. Это творческие, креативные люди. С другой стороны, есть промышленники, у которых имеется производство. Взаимодействие «молодых инноваторов» и промышленников — это двустороннее движение. Нужно создать такие условия, чтобы инноваторы со своими разработками могли выходить на рынок». От себя добавлю: инициатива, знания, про-активность, профессионализм и умелая проектная работа сегодня — это общий успех завтра. И возраст тут — не главное.
А. А. Кутузов,
ген. директор
«Продюсерско-Консалтингового
Центра «Время Действий»
Be the first to comment on "Управлять успехом"