Управлять успехом

Вопрос о  переходе от  так называемой «сырьевой модели» к  «экономике знаний» стал предельно актуальным и  требует скорейшего практического ответа.

В своем послании Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г. Президент РФ В. В. Путин говорит: «Россия способна не только провести масштабное обновление своей промышленности, но и стать поставщиком идей, технологий для всего мира, занять лидирующие позиции в  производстве товаров и  услуг, которые будут формировать глобальную технологическую повестку, чтобы достижения наших компаний служили символом национального успеха, национальной гордости, как в  своё время атомный или космический проекты».

Какие  же управленческие задачи предстоит решать на  этом пути? Топ-менеджмент многих промышленных предприятий не имеет четкого представления о  том, как формировать стратегию инновационного развития компании с учетом курса на импортозамещение. Как одновременно можно провести модернизацию, повысить производительность труда и  эффективность производства, подготовить собственные кадры должной квалификации? Как принять участие в  госпрограммах импортозамещения? Как снижать издержки, повышая рентабельность предприятия в ситуации перепадов спроса на  отдельные категории продукции? В  какой последовательности стоит вести техническое перевооружение, как привлечь ресурсы для этого, и  какие программы поддержки существуют? На какие рынки стоит ориентироваться? Чтобы получить конструктивные ответы, собственнику бизнеса необходимо в динамике формировать объемное видение целей и  действий в  области: финансов, маркетинга, управления качеством, кадровой политики.

Один из эффективных прикладных инструментов выработки действенных решений называется «стратегическая сессия». Сессия помогает структурировать бизнес-модель компании, основная ее задача — формирование сценарного видения ситуации, ее развития, а  также выработка согласованной позиции у  менеджмента по целевым ориентирам и способам их достижения.

Имея формализованную стратегию предприятия, можно оперативно включаться в  процесс изменений, улучшений. На  этом этапе большое значение будут иметь навыки проектного подхода и командной работы, коммуникативная компетентность менеджмента, создание внутренней коммуникационной политики, поддерживающей проводимые реформы, грамотная работа по преодолению ментальных стереотипов, которые мешают внедрению новых технологий, выработка эффективных мотивационных программ и  программ повышения квалификации. Для составления плана изменений на предприятии, которое уже имеет выработанную стратегию, проводится технологический и производственный аудит.

Задача технологического аудита — комплексное изучение технологической и ресурсной базы предприятия, оценка потенциала коммерциализации выявленных ресурсов и возможностей. Результаты аудита являются фундаментом для разработки программы выпуска новых видов продукции, оказания технологических услуг, способствуют достижению максимального эффекта от  техперевооружения и  обновления инфраструктуры производства, позволяют руководству сформировать рациональный финансовый план модернизации.

Производственный аудит необходим для оценки состояния производственного процесса с должной детализацией. Так выявляются потери в  процессе производства и  критичные зоны («узкие места»). Результаты аудита позволяют сформировать программу повышения эффективности производственных процессов, внедрить программы бережливости, оптимизировать траты ресурсов.

Для выработки оптимального плана повышения квалификации персонала полезна управленческая сессия, в  ходе которой выявляются запросы подразделений компании на  подготовку кадров, определяются приоритеты обучения по  различным направлениям. Результатом сессии также являются:

— Командообразование —  объединение вокруг целей компании и целей программы развития компетенций.

— Вовлечение в  работу команды. (Сопротивление — ключевая проблема в  изменениях. Но если руководители сами принимали участие в  выработке решений, вовлеченность и  мотивация к внедрению резко возрастает).

— Повышение эффективности кросс-функционального взаимодействия. Выстраивается конструктивное общение, формируется умение слушать и слышать друг друга, договариваться, уважать партнера.

— Рост уровня знаний и  управленческих умений команды.

— Формирование договоренности по  ключевым вопросам. Согласованное видение текущего положения компании, ее целей, представления о  текущих бизнес-процессах, функциональных системах: персонал, маркетинг, операции.

Реализация комплексных проектов по  развитию промышленных предприятий требует высокой профессиональной квалификации, знаний рынка инноваций, законодательства и  инфраструктуры поддержки, современных производственных технологий, разумного маркетинга и наличия бизнес-мышления. Для успеха таких проектов нередко полезен партнер-консультант. Так, например, ПКЦ «Время Действий», работая в партнерстве с СПбПУ Петра Великого, ведущими российскими НИИ, сложившимися научными коллективами, имея возможность привлекать высококвалифицированных экспертов и использовать передовую технологическую базу, реализует как функцию технологического брокера, так и предоставляет комплекс услуг:

— разработку общей стратегии развития компании,

— оценку возможности диверсификации (выход на новые рынки),

— производственный и  технологический аудит,

— снижение потерь и повышение эффективности производственной деятельности с использованием современных методик бережливости,

— разработку и  внедрение программ модернизации предприятия,

— организацию стратегических и  управленческих сессий, тренингов и повышения квалификации персонала.

Как уже писал «Экспертный союз» (спецвыпуск № 3, июнь 2015 г.), 26 мая в Ресурсном центре СПбПУ Петра Великого состоялся семинар на тему «Создание условий для ускорения вовлечения в экономический оборот инновационной продукции с  целью обеспечения импортозамещения». Его инициатором выступил Комитет по промышленной политике и инновациям СПб, а  соорганизатором, в  числе других партнеров, ПКЦ «Время Действий».

Проректор по  перспективным проектам СПбПУ А. И. Боровков, выступая перед участниками сказал: «Под «молодыми инноваторами» я понимаю, в первую очередь, студентов, молодых выпускников университетов. Это творческие, креативные люди. С  другой стороны, есть промышленники, у  которых имеется производство. Взаимодействие «молодых инноваторов» и промышленников — это двустороннее движение. Нужно создать такие условия, чтобы инноваторы со  своими разработками могли выходить на рынок». От себя добавлю: инициатива, знания, про-активность, профессионализм и умелая проектная работа сегодня — это общий успех завтра. И возраст тут — не главное.

А. А. Кутузов,

ген. директор

«Продюсерско-Консалтингового

Центра «Время Действий»

Be the first to comment on "Управлять успехом"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*